Понятие «сатира» имеет два основных определения — это:
– способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными;
– система жанров, осмеивающих политические, общественные, литературные нравы.
В экранной публицистике сатира, выполняя роль социального «чистильщика», обличая пороки, занимает особое место: с одной стороны, зрелищная природа телевидения многократно увеличивает действенность передач, с другой — повышает ответственность их создателей. С творческой точки зрения сатира требует природного таланта, мастерства, специфического взгляда на жизнь, остроты восприятия и глубины осмысления жизненных фактов.
Типология экранной сатиры и юмора:
– спецпроекты (юбилейные вечера юмористов и сатириков, эстрадные юмористические концерты, сборники лучших номеров);
– цикловые программы — передачи концертного, соревновательного и «клубного» типов;
– постановочные программы (телевизионные постановки, нередко представляющие собой экранизации популярных анекдотов, а также сатирические кино- и тележурналы);
– «реальное» видео (съемки скрытой камерой, любительские видеонаблюдения и розыгрыши).
Природа экранной сатирической образности. Сатиричность — основа для создания документального сатирического образа с помощью изобразительно-выразительных средств экрана, а также специфических речевых средств и сатирических приемов.
Юмор, ирония, сарказм — три кита, на которых держатся сатирические жанры. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что или на кого он направлен. Ирония противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности. Когда ирония становится гневной, негодующей, она переходит в сарказм.
Специфика телевизионной сатиры как наглядного способа предъявления комического включает в себя четыре начала:
– публицистичность (проявляется в актуальности, злободневности, конкретности поставленных проблем, в определении общественно значимой и нравственной сущности выбранной темы, определении авторской позиции);
– художественность (создание сатирического образа);
– сатиричность (использование специфических изобразительно-выразительных средств и вербальных конструкций);
– зрелищность (драматургическое яркое воплощение авторской идеи).
Сатирический образ — результат не только художнических усилий автора, но и прямое следствие неразрывности целенаправленного художественно-публицистического исследования.
Особенности сатирического образа:
– строится не на развитии отрицательных качеств, а на их проявлении;
– как правило, лишен индивидуальных черт (реальный персонаж, несмотря на свою конкретность, всегда типаж);
– лишен многоплановости;
– главное в создании сатирического образа — не беллетристические элементы, а максимально полная реализация публицистической идеи.
Сатирическая типизация на телевидении — результат не только нарочитого, целенаправленного нарушения семантико-стилистических, словообразовательных, фразеологических и грамматических норм языка, но и создание гротескных, окарикатуренных портретов, использование кадров из фильмов, книжных иллюстраций, соответствующих теме передачи, и т.д.
Сочетая документальность и художественность изображения, экранная сатира требует мастерства не только от автора-сценариста, но и от оператора и режиссера. Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость вынести на передний план определенные, порой скрытые отрицательные черты явления или ситуации) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй, особое экранное решение.
«Сущность явления в большинстве случаев раскрывается через ее противоположность: порицание через похвалу, похвала посредством порицания и т.д. и т.п. Комизм, ирония, как показывает контент-анализ, зачастую основан на неожиданности, резком переосмыслении любого явления и, чтобы уловить иронию, нужно остро чувствовать авторский подтекст: критический и сочувственный. Вот почему, используя язык образов, интеллект конкретного человека можно отождествлять с философией, а способность адекватно реагировать на ситуации игрореализации журналиста — с поэзией» [34, с. 142].
В творческой практике телевидения используются важнейшие из сатирических жанров.