Памфлет

 

Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, до­кументальность и крупномасштабный объект обличения.

Жанроформирующие элементы:

Предмет — крупное социальное явление, государственные или об­щественные деятели. Целевая авторская установка — критика, рассчитанная «на уни­чтожение», носит характер разоблачения, осмеяния, осуждения. Методы создания памфлета те же, что и фельетона, но отличаются особой энергичностью, страстностью тона, широко используются сарказм, гротеск. «Памфлет — злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и несомненно, но столь же очевидно и различие этих жанров. Публици­стичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий ха­рактер» [45, с. 208].

Масштабность произведения определяется тем, что конкретный факт, являющийся оперативным поводом появления памфлета, анали­зируется в совокупности с рядом других ярких фактов, характеризую­щих события и деятельность отрицательных «героев».

Памфлет позволяет создать сатирический образ общественного зла. Этот образ тогда достигает цели, когда будит чувство активной не­нависти, презрения к враждебному явлению.

 

Методические рекомендации по работе над сатирическими жанрами

Своеобразие места сатирических жанров в телевизионной программе объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять трудную и очень важную социальную функцию, занимаясь обличением пороков.

Главное в жанрах сатиры — не картинки, не острые словечки, а энергия воздействия и остроумие мысли:

– сатирический факт существует постольку, поскольку он пропущен че­рез внутреннее «Я» автора;

– в рамках публицистической трактовки факта автор подходит к нему с той стороны, которая внешне скрыта;

– смех — не самоцель, в сатирической публицистике есть объекты, которые не могут быть предметом насмешки: внешность персонажа, его фамилия;

– не следует сознательно оглуплять и унижать человека, ставить его в ситуации, где сатирическое остроумие подменяется грубостью и вы­шучиванием по пустякам;

– нельзя ориентироваться на смех в ситуациях и конфликтах, если их сатирическое содержание сочетается с трагическим и драматическим;

– сатирик не искажает действительность, а лишь выделяет и подчерки­вает те или иные уродливые факты;

– метод хорошего сатирика — это «не метод артиллериста, бьющего по всей площади в надежде попасть и в цель; нельзя забывать, что площадь вокруг мишени — мир с живыми людьми, где нельзя быть бездумным стрелком» (М. Кольцов).

 

Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявляются к сценарию видеосюжета?

2. Что обозначают «драматическое единство» и «замкнутая окружность» в структуре видеосюжета?

3. Почему репортаж называют главным телевизионным жанром?

4. Как в телерепортаже проявляются роль и место автора?

5. Перечислите стилистические особенности телерепортажа.

6. Расшифруйте понятие «жанр в жанре» в применении к телевизионному обозрению.

7. Охарактеризуйте три этана работы тележурналиста над журналистским расследованием.

8. Раскройте суть приема экстенсивного итервьюирования «сужающиеся круги» как одного из главных методов журналистского расследования.

9. Охарактеризуйте типологические разновидности телевизионного очерка.

10. С помощью каких приемов создается на телеэкране документальная об­разность?

11. Какие функции осуществляет автор телевизионного очерка? Как он определяет свое место и роль в структуре очерка?

12. Перечислите выразительные средства художественной типизации в портретном очерке.

13. С помощью каких приемов достигается композиционная гармония те­леочерка?

14. Раскройте специфику телевизионной сатиры как наглядного способа предъявления комического.

15. Назовите жанрово-стилистические особенности телевизионного фе­льетона.

16. Какова роль автора как основной фигуры фельетонного жанра?

17. В чем состоит особый пафос телепамфлета?

18. Какие средства сатирической типизации используются в соответствую­щих жанрах современного телевидения?