Суть телевизионного редактирования

 

Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательности.

Специфика работы телередактора. Главная особенность телевизион­ного редактирования — работа не только с текстом передач, но и с видео­рядом, умение добиваться необходимого сочетания слова и изображения. Чтобы делать это грамотно, редактору необходимо иметь представление об основах телережиссуры, операторского мастерства, а также хорошо представлять себе технические возможности телевидения.

Важнейшая задача в работе телередактора состоит в том, что он «на выпуске любой программы обязан решать, казалось бы, неразреши­мый телевизионный парадокс: необходимость производить на скорост­ном конвейере штучные вещи» [18, с. 13].

Работа редактора на телевидении определяется как творчески-организаторская. Отвечая за содержание программы, редактор высту­пает как творческая личность:

– профессионально разбирается в вопросах телевизионной дра­матургии;

– владеет искусством телевизионного публичного выступления;

– умело использует изобразительно-выразительные средства экрана;

– знает технологию и методику подготовки телевизионных про­грамм.

Как организатор всех этапов производства передачи редактор:

– отбирает объекты показа;

– устанавливает связь с организациями и учреждениями, которые будут показаны в передаче;

– определяет состав участников;

– подбирает изобразительный материал;

– не подменяя участников творческого коллектива, организует, направляет и сводит воедино их работу;

– полностью отвечает за результат.

Ответственность эта не юридическая, а моральная. Поэтому про­фессия редактора особая: он имеет право «вето» в случае несогласия с подачей эфирного материала. Именно редактор является залогом общественной безопасности телевизионного продукта.

Еще одна важная особенность редактирования на телевидении — нередкое совмещение в одном лице автора и редактора передачи. В этом случае автор редактирует сам себя, в работу включается «вну­тренний редактор».

Профессия телередактора постоянно модифицируется. С каждым новым форматом меняется ее специфика, по-новому разграничивают­ся обязанности. Но меняются только программы, а профессия остается и требует от человека определенных способностей и возможностей. В кни­ге И. Н. Кемарской «Телевизионный редактор» приводится их перечень:

– литературная одаренность;

– широта знаний;

– отличный вкус;

– способность общаться с людьми;

– драматургическое мышление;

– энергичность;

– нацеленность на результат;

– умение сказать «нет»;

– гибкость и открытость для нового;

– умение планировать и стратегические способности;

– способность к импровизации;

– умение преодолевать трудности [18, с. 44-47].

Профессия редактора — это одна из тех редких профессий, в кото­рой одновременно сочетаются критик и знаток языка, стилист и педа­гог, организатор и художник. Редактирование телепередачи — процесс творческий, в каждом конкретном случае связанный с поиском ориги­нальных, интересных решений. Вместе с тем существуют и общие пра­вила, которыми редактор руководствуется всегда. Так, при решении словесно-изобразительных задач надо помнить, что:

– изображение должно соответствовать слову, а слово изображе­нию (если нет прямой задачи их противопоставить);

– словесный ряд не должен повторять изображение (не следует описывать видимые зрителю ситуации);

– слово должно давать достаточную для зрителя информацию: не­обходимо назвать имена героев, указать их статус, обозначить непонятные объекты и предметы.

При редактировании разговорных жанров редактор определяет фор­му выступления, в зависимости от того, каким материалом обладает ав­тор, какова цель передачи, какими индивидуальными особенностями обладает выступающий.

Степень и качество подготовки к интервью определяются по сце­нарному плану, представленному интервьюером. В плане должны быть отражены:

– уровень изученности проблемы, вынесенной на обсуждение;

– знание темы и основных моментов биографии собеседника, имеющего отношение к теме.

В передачах дискуссионного характера редактор обращает главное внимание на отраженные в сценарном плане основные направления спора и ограничительные вехи в тематике поднимаемых проблем.

При подготовке телевизионной беседы редактор напоминает о не­обходимости оригинально выстраивать речь, о доступности изложе­ния, об ориентации на целевую зрительскую аудиторию.

Работа редактора с комментатором или обозревателем направлена на проверку фактов, на анализ способов аргументации.

В журналистском произведении должны быть четко сформулиро­ваны и названы основные проблемы, идеи, мысли, суждения, оценки, выводы. В художественных жанрах телевидения авторский взгляд, его позицию могут иллюстрировать монтажные стыки, особым образом выстроенный видеоряд, синхронные интервью, закадровый авторский текст.

Работая со сценариями или сценарными планами зрелищных пере­дач, редактор следит за тем, чтобы:

– были обозначены ситуации, которые сообщают напряженность действию и непредрешенность финалу;

– определена целевая установка передачи;

– разработаны характеры героев;

– указаны особенности местности (при репортажных съемках);

– четко определены места съемок.

Особого редакторского внимания требует сюжетно-композиционное решение будущей телепередачи. Учитывая, что драматическое на­пряжение достигается компоновкой фактов, движением авторской мысли и последовательно развивающимся сюжетом, редактор вместе с автором передачи добивается оригинального самобытного развития действия.

Редактор «должен ощущать себя мотором программы — уметь организовать журналистский поиск, обладать чутьем на нужную информацию, ощущать азарт при выстраивании программы. Он должен заражать своей энергией всю остальную команду... Редактор, как никто другой, должен уметь ска­зать "нет". Это не менее важно, чем умение уговаривать людей... Необхо­дима нацеленность на конечный результат как душевное состояние. Редак­тор изначально внутренним взором видит всю программу в целом. Готовая программа — это цель, к которой он движется, постоянно сверяясь с нею, отсеивая все лишнее и выуживая из воздуха необходимое» [18, с. 32].

Этапы редакторской работы. Подготовительный, или организационно-творческий, этап начинается с разработки темы. Отбирается матери­ал, позволяющий максимально использовать специфику телевидения. При этом редактор руководствуется:

– зрелищностью и оперативностью телевидения, «эффектом при­сутствия», одновременным охватом многомиллионной аудитории;

– взаимодействием телевидения с другими средствами массовой информации;

– спецификой телепоказа (одноразовость передачи компенсиру­ется ясностью изложения, четкостью организации материала, подкреплением слова убедительным зрительным рядом);

– постоянным местом передач в сетке вещания;

– разнообразием телевизионной аудитории.

На подготовительном этапе определяются выразительные сред­ства, позволяющие раскрыть тему наилучшим образом. Утверждаются участники передачи, место и время ее проведения. Главным содержа­нием редакторской работы в этот период является редактирование сце­нариев и сценарных планов. Эти материалы требуют от редактора вни­мательного и доброжелательного отношения, если они сделаны другим автором, и высокой требовательности и внутреннего напряжения, если автор и редактор одно лицо. Учитывая, что в создании передачи будут принимать участие режиссер и оператор, единый план работы с ними следует наметить с самого начала.

«Создание сценария связано с искусством построения драматического действия. Для сюжетного построения сценария очерков, документальных фильмов важно определить, о каких фактах и событиях можно рассказать, а какие необходимо показать, проиллюстрировать» [6, с. 129].

Вместе со сценаристом редактор отрабатывает все компоненты сценария: описательную часть, рассчитанную на экранное воплоще­ние, действие, реализуемое в развитии сюжета или идеи; синхронные выступления или закадровый текст. При этом редактору важно пом­нить, что драматическое напряжение в публицистическом произведе­нии достигается:

– компоновкой фактов;

– движением авторской мысли;

– последовательно развивающимся сюжетом.

Постановочный этап начинается с того момента, когда отредактиро­ванный сценарий поступает к режиссеру, и в подготовку передачи вклю­чается вся съемочная группа. При этом в функции редактора входят:

– поиск изобразительного материала;

– работа с участниками передачи;

– поиски мест для натурных съемок;

– проведение синхронных записей и съемок в павильонах.

На трактовой репетиции редактор дает общую оценку всех ком­понентов передачи: зрительного ряда, текста, звукового оформления. Вместе с режиссером и оператором редактор участвует в окончатель­ном монтаже программы. Вместе с автором редактируется закадровый текст, который может:

– пояснять и дополнять изображение, комментировать его;

– задавать передаче необходимую тональность;

– связывать в единое целое отдельные эпизоды передачи;

– содействовать непрерывности действия и композиционному единству передачи.

Определяется и форма закадрового текста. Это может быть:

– внутренний монолог автора или героя;

– повествование как устный рассказ героя;

– эпистолярная дневниковая или мемуарная форма, требующая особого звукового и интонационного воплощения.

Если передачи выходят без предварительной видеозаписи, осу­ществляется эфирное редактирование (исправление неожиданностей, не предусмотренных сценарием: сокращение или изменение текста, замена одного сообщения другим и т.д.).