Редактирование информационных программ

 

Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:

– распределяет задания по сбору оперативного материала;

– отбирает готовые сюжеты;

– сокращает или дополняет их;

– меняет акценты в содержании;

– компонует материалы в программе;

– определяет тип верстки:

- ритмический, образованный чередованием по-разному оформ­ленных фрагментов (голос, изображение, шумы, музыка),

- смысловой, основанный на содержательном факторе,

- жанровый, учитывающий разнообразие жанров (видеосюжеты, хроника, репортаж, интервью, зарисовка) в рамках отдельного выпуска;

– назначает время выхода в эфир;

– определяет объем передачи;

– определяет место ее в программе.

«Редактор должен следить за тем, чтобы в эфир попала проверенная ин­формация, акценты в которой расставлены не поспешно, чтобы редакции не пришлось менять свои оценки в течение одного дня» [6, с. 123].

При оценке важности того или иного сообщения редактору при­ходится учитывать множество характеристик. Степень важности и но­визны может:

– соотноситься с социально-демографическими характеристика­ми (важно для мужчин), а также определяться но протокольно­му признаку — степени значимости события;

– носить локальный характер: для всего мира, для страны, для от­дельного региона;

– быть специфичной для женщин, детей, пенсионеров, молодежи;

– основываться на ценностной шкале (пример для подражания), на типичности или уникальности, полезности или вреде;

– диктоваться тематическим фактором, тактическим и стратеги­ческим.

«Редактор должен угадывать и выделять те факты и явления, в которых проявляются общественно важные проблемы и которые формируют обще­ственно значимые идеи и мнения. Оценки редактора при фильтрации фак­тов требует и момент новизны» [6, с. 124|.

Редактор обязан знать:

– основные композиционные узлы программы;

– острые полемические места сценария;

– драматические компоненты всей программы, а также многое другое, что обусловливает создание передачи и ее последующее восприятие зрителями.

Редактор может:

– организовать необходимый телефонный звонок в прямом эфире;

– предложить по ходу передачи поворотный вопрос или вырази­тельную реплику в студийной аудитории;

– подготовить приглашенного в студию человека к раскрытию темы, к сообщению необходимой информации, к острому ком­позиционно необходимому вопросу из публики [6, с. 117|.

 

Редактору на заметку

– Обязанности телевизионного редактора многообразны и определя­ются самим редактором.

– Телевизионный редактор в современных условиях чаще всего являет­ся автором своей программы, он редактирует сам себя.

– Редактор — это вербальная профессия, но то, какпишет телевизион­ный редактор, разительно отличается от того, какпишет, например, газетный журналист.

– Редактор должен быть широкообразован, потому что невозможно предсказать, с какой тематикой столкнет тебя телевизионная жизнь.

– Умение отыскивать информацию важнее знаний.

– Безупречный результат невозможен.

– Редактор обязан не допускать неверную информацию на экран.

– Выпуская недоброкачественный телевизионный продукт, редактор подрывает основы собственной профессии.

– Редактор всегда должен принимать решения в условиях дефицита ин­формации и времени.

– Редактор может полагаться в момент принятия решения только на собственную интуицию.

– Ответственность и умение говорить твердые «да» и «нет» — это хоро­шая опора для принятия решения.

 

Контрольные вопросы

1. Определите специфические особенности телевизионного редактиро­вания.

2. Каковы обязанности редактора как организатора подготовки и произ­водства телепередачи?

3. Перечислите функции редактора как творческого работника.

4. Как редактируются на телевидении «разговорные» передачи?

5. Перечислите функции редактора на организационно-творческом этапе работы над передачей.

6. Как происходит редактирование на папе производства передачи?

7. Каковы функции редактора на постановочном этапе?

8. Что делает редактор телепередачи в монтажный период?

9. Как работает редактор с закадровым текстом передачи?

10. Какова роль редактора в подготовке информационных программ?

11. Определите специфику работы редактора в прямом эфире.

12. Что обозначает редакторское «вето»?