рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Телерадиокомпания Юургу-Тв Южно-Уральского Государствен­ного ...

 

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания и выходит в эфир кабельного телевидения с программами собственно­го производства. Несмотря на то что это университетская телекомпа­ния, она работает на профессиональном уровне, используя в подготов­ке видеопрограмм только цифровое оборудование. Такое оборудование позволяет осуществлять: линейный (с видеопленки на видеопленку) монтаж телевизионных программ формата DV, mini-DV DVCAM c од­новременным наложением титров на готовый материал; нелинейный (компьютерный) монтаж телевизионных программ с применением сложных спецэффектов; вещание в автоматическом режиме собствен­ных программ ТРК ЮУрГУ-ТВ на двух телевизионных каналах ка­бельной сети (ЮУрГУ-ТВ и A-ONE), а также производить эфирную коммутацию до 16 внешних источников сигнала с их микшированием и обработкой по звуку. Высокое качество создаваемых программ, соот­ветствует профессиональным телевизионным стандартам.

 

Цели и задачи телерадиокомпании ЮУрГУ ТВ

Обращает на себя внимание масштабность целей и задач универси­тетской телерадиокомпании:

1. Информирование студенческой молодежи и населения г. Челя­бинска о происходящих событиях, выявление их взаимосвязи с интере­сами города, региона, страны. Качественное распространение своевре­менной, объективной, всесторонней, полной информации о научной, образовательной, политической, экономической, социальной, духовной сферах жизни студентов, учащихся и населения г. Челябинска. Обеспе­чение телезрителям реализации в установленном законом порядке их конституционного права искать, получать и свободно распространять информацию. Информирование о самых важных решениях, принимае­мых руководством телерадиокомпании и других вузов города, органа­ми власти, общественными организациями, политическими партиями, народными движениями и т.д. Отражение особенностей студенческой жизни.

2. Приобщение студенческой молодежи и населения города к цен­ностям культуры. Эстетическое и этическое воспитание на основе при­общения к духовному богатству отечественной и мировой культуры. Приоритетное внимание к отечественному культурному наследию. Со­хранение, распространение отечественных культурных ценностей.

3. Обеспечение широкого информационно-культурного обмена между вузами Челябинска и других городов России.

4. Побуждение студенческой молодежи и населения города к сози­дательному действию, адаптация их к меняющимся условиям жизни. Содействие развитию правового государства, воспитанию у молодежи уважения к государственным символам, законам, правам, свободам гражданина РФ, а также формирование социального согласия в обще­стве. Обеспечение возможности выражения различных мнений студен­ческой молодежи при обсуждении важных общественно-политических проблем. Предоставление студентам и населению города возможно­стей широкого выбора телепрограмм. Формирование позитивного об­щественного мнения о перспективах развития города, региона, страны.

5. Получение новых знаний. Элемент социального вещания теле­компании — это создание справочных, учебных и образовательных программ для совершенствования учебного процесса, углубления научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих их дальнейшей профессионализации. Распространение научных зна­ний и ценностей, помогающих молодежи духовно окрепнуть, иметь ясное мироощущение, а также четкое представление о своих правах и обязанностях в обществе, превращение этих знаний в убеждения.

6. Отдых и восстановление сил после напряженной учебы и работы.

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ не должна быть угрозой обще­ственным правам, она не может вторгаться в частную жизнь людей без достаточных на то оснований, а также препятствовать свободному и открытому рынку идей.

 

Основные виды и объекты деятельности телерадиокомпании

Можно выделить три основных вида деятельности телерадиоком­пании:

– организаторскую: постоянное совершенствование технического оснащения, организация работы редакций и выездов съемочных бригад, укрепление деловых связей с общественностью, пресс-службами, информационными агентствами, рекламодателями, проведение соцопросов, работа с письмами телезрителей;

– авторскую: подготовка собственных телевизионных и радио­произведений;

– редакторскую: формирование облика студенческих теле- и ра­диоканалов, верстка сетки вещания, редактирование материа­лов, отслеживание соблюдения работниками принципов веща­тельной политики канала.

Объектами деятельности являются:

– ЮУрГУ и другие вузы;

– общество и органы власти;

– партии, народные движения;

– научные открытия, изобретения;

– произведения искусства;

– событийная информация;

– любопытные факты;

– интересные судьбы;

– чрезвычайные происшествия;

– необычные явления.

 

Структура творческого персонала телерадиокомпании

Редакторский персонал. Главный редактор, в его обязанности входят редакторские и управленческие функции:

– определение редакционной политики;

– ответственность за стиль и содержание программ;

– отбор тематики и отправка корреспондентов на задания;

– контроль за точностью и законностью содержания;

– набор и мотивация персонала;

– подготовка рабочего расписания;

– привлечение внештатных авторов для работы с информагент­ствами;

– связь с общественностью;

– обучение молодых сотрудников.

Старший редактор, или продюсер:

– главное внимание уделяет предварительной подготовке мате­риала;

– работает с текстами;

– присутствует на монтаже;

– определяет угол подачи материала и необходимость его поста­новки в эфир.

Шеф-редактор (дежурный журналист): отвечает за содержание программы;

– собирает последние новости в службах, связанных с авариями и ЧП, а также в других пресс-службах;

– следит за соответствием текста редакционной политике;

– ищет материалы для продолжения темы;

– обновляет материалы к следующему выпуску.

Репортеры:

– берут интервью;

– ведут репортажи с места событий;

– снимают сюжеты;

– следят за развитием событий.

Основные требования к репортерам: природное любопытство, цеп­кость характера, настойчивость, точность, умение выбрать хорошую тему, оперативность, способность мыслить в категориях телевидения, система ценностей («Что такое "хорошо" и что такое "плохо"»).

Ведущие:

– мужчина — по образу «ночь» (брюнет);

– женщина — «день» (блондинка); или наоборот.

Основные требования к ведущему: врожденная коммуникабель­ность, способность вызывать доверие, интеллигентность, спокойный ха­рактер, опыт работы журналистом, энергичность, доброжелательность, ясная речь, правильная артикуляция, привлекательная внешность (муж­чины — без бороды и усов, женщины — без ярких украшений).

Комментатор — готовит комментарии к сложным политическим и социальным событиям и явлениям.

Обозреватель — готовит обозрения событий по одному из направ­лений и сфер жизни или персональную телепередачу.

Художественно-производственный персонал. Режиссеры — соавторы те­лепрограмм; отвечают за использование выразительных средств экрана, режиссерское решение телепередач, выдачу их в эфир. Основные тре­бования к режиссерам: умение создать режиссерский сценарий, умение взаимодействовать в творческой группе, участие в съемках и монтаже видеоматериалов, творческий подход к созданию телевизионных произ­ведений.

Телерадиокомпания должна иметь собственную группу операто­ров, готовых в любую минуту к выезду на съемки. Оператор работает с журналистом во время съемки «на равных». Основные требования к операторам: умение работать с журналистами, умение «рассказывать картинками», умение снимать монтажно, оперативность, стопроцент­ная готовность к работе в любое время суток, знание техники, способ­ность к репортерской съемке.

Художник-постановщик отвечает за создание «лица» канала, выгоро­док, заставок, оформление студии. Основные требования к художнику­ постановщику: профессиональное образование, знание компьютерной графики, умение создавать образы в категориях телевидения, творче­ский подход к созданию телепрограмм.

Звукорежиссер и звукооператор — отвечают за звуковое и музыкаль­ное оформление передачи и канала в целом. Основные требования к звукорежиссеру и звукооператору: музыкальное образование, хоро­ший музыкальный вкус, владение техникой компьютерного звукового монтажа.

Режиссер монтажа монтирует сюжеты, репортажи, другие теле­программы. Основные требования к режиссеру монтажа: владение тех­никой линейного и цифрового видеомонтажа, знание законов профес­сионального видеомонтажа и звукового ряда.

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ — главная производственная база для прохождения учебно-ознакомительной и производственной практики сту­дентов.

С созданием факультета журналистики и собственного телеканала университет занял особую нишу на рынке образовательных услуг ре­гиона: выпуск творческих специалистов телевидения и радио на основе глубокой фундаментальной подготовки и развитой системы практи­ческих знаний и навыков, с высокой адаптируемостью выпускников в жестких и постоянно изменяющихся условиях работы современных электронных СМИ для максимально полного удовлетворения спроса других телерадиокомпаний на высококвалифицированные кадры.

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ дает возможность обучать студен­тов профессии журналиста в условиях реального телевидения. Анали­зируя творчество студентов, можно утверждать, что сегодня эта ком­пания — не просто еще одна телекомпания в городе, а конкурентно способный участник регионального телерынка. Наряду с крупнейши­ми телерадиовещателями ЮУрГУ-ТВ является полноправным членом некоммерческого партнерства «Телерадиовещатели и операторы свя­зи», имеющим свою программную политику.

Информационная программа «Новости ЮУрГУ» ежедневно освеща­ет все события из жизни университета, а также городские новости. Девиз службы новостей: «Новости, которыми вы можете пользоваться».

Визитной карточкой телеканала ЮУрГУ-ТВ стал проект «Моло­дежный проспект». Действие программы проходит на проспекте им. Ле­нина, излюбленном месте встреч студентов и всей молодежи. Ведущие и корреспонденты программы — студенты кафедры телерадиожурна­листики ЮУрГУ. Их сюжеты рассказывают телезрителям о проблемах и увлечениях студентов, их взаимоотношениях между собой и другими поколениями, о вопросах здоровья, культуры, образования, бизнеса. «Молодежный проспект» — это программа для студентов и не только. Ее продолжительность — 15—20 минут, периодичность выхода — 4 вы­пуска в неделю, периодичность обновления — 2 раза в месяц. Ежене­дельно программа выходит в эфир и на областном канале города.

С такой же периодичностью в эфир телеканала ЮУрГУ-ТВ выхо­дит программа «ЮУрГУ-спортивный». Она рассказывает обо всех до­стижениях спортсменов, как студентов, так и преподавателей. Авторы и корреспонденты программы сами студенты. В ней активно работают первокурсники, а студенты старших курсов зачастую выступают как редакторы и координаторы. Подготовлено и вышло в эфир уже бо­лее 30 выпусков. Программа освещает не только все университетские спортивные мероприятия. В нее входят также сюжеты городского, об­ластного и российского масштаба. Ежедневно на телеканале обсуж­даются самые интересные события большого спорта, идут репортажи с городских арен, сообщаются уникальные новости студенческого спорта, предлагаются интервью с известными спортсменами. Напри­мер, 13-й выпуск программы «ЮУрГУ-спортивный» (вышел в эфир в августе 2006 г.), посвящен звездам мирового хоккея. Знаменитые хок­кеисты Александр Семин и Данис Зарипов дали эксклюзивные интер­вью нашему телеканалу.

В программе «Вопрос ребром» студенты имеют возможность задать интересующие вопросы ректору университета, проректорам, деканам и получить ответы. Так, в первом выпуске программы на вопрос: «Кого в нашем университете больше — фи 1ИКОВ или лириков?» отвечал пре­зидент ЮУрГУ Герман Платонович Вягкин, а на вопрос: «Что дает университету телекомпания ЮУрГУ-ТВ?» — ректор Александр Леони­дович Шестаков.

Программа «Окно в кино» рассказывает о новинках кино, об инте­ресных фактах из биографий режиссеров и актеров, о курьезах во вре­мя съемок фильмов. Основная задача программы — привлечь внима­ние студентов не только к раскрученным блокбастерам, но и к классике кино. Ведущий не просто пересказывает содержание фильмов, а исполь­зует комментарии критиков. В каждой программе рассматривается три фильма, и соответственно она разделена натри блока. Комментарий ве­дущего тележурналиста без комментариев перемежается с видеоблоком, состоящим из кадров фильма. Программа «Окно в кино» выходит один раз в месяц. Налажено сотрудничество с кинозалами развлекательного комплекса «Мегаполис». Планируется интерактивное общение с ауди­торией либо посредством Интернета, либо с помощью мобильной связи (CMC): отзывы на фильмы, викторины, розыгрыши, вопрос—ответ.

О том, как студенты проводят свободное от учебы время, какой от­дых наиболее популярен в студенческой среде, можно узнать из про­граммы «Вагон СВ» («Вагон свободного времени»). Она рассказывает о том, как отдыхают студенты, призывает всех к активному отдыху. Авторы сами ищут темы и героев для своей программы. В эфир телеканала вы­ ходят выпуски с рассказами о зимних забавах, музыке, театре, живописи, любви, об искусстве и о многом другом. Программа «Вагон СВ» заняла первое место на Всероссийском кинофестивале им. С. А. Герасимова в номинации «Лучший информационный сюжет» и третье место в об­ластном фестивале «Весна студенческая» в номинации «Видеоматериал: перспектива». Она также была участником конкурса Евразийской Ака­демии телевидения и радио (Москва).

Учебные фильмы, создаваемые студентами, посвящены различ­ным факультетам и студенческой жизни. Студенты активно работают также над созданием циклов образовательных передач. Содержательную основу образовательных программ составляют самые интересные, яр­кие, публичные выступления и лекции по различной тематике ведущих преподавателей факультетов ЮУрГУ. Ведут образовательные телепро­граммы деканы факультетов и преподаватели кафедр университета.

Образовательные программы распределены по разделам: «Точные науки» — образовательная программа «От электрона к фотону»; «Эко­номика и право» — программа «Золотая середина»; «Изобразительное искусство и архитектура» — программа «Уроки искусства»; «Матема­тика и информатика» — образовательная программа «Информационная безопасность».

Программа «Уроки искусства» посвящена проблемам культуры, искусства, а также студенческой художественной самодеятельности. Цель создания этой программы — приобщить аудиторию, в первую очередь студенческую, молодежную аудиторию, к высокому творче­ству, рассказать о выдающихся произведениях искусства. Основная за­дача: сделать цикл таких передач интересным, увлекательным, доступ­ным широкому кругу зрителей. Произведения народного творчества, а особенно достижения русских мастеров и, в частности, уральских умельцев, — наше достояние, наша гордость, мы должны знать о них и гордиться ими. К сожалению, пока эта информация известна лишь узкому кругу «посвященных» и специалистов.

С успехом прошли в эфире программы: «Искусство Строгановских мастеров XYI—XVII веков»; «Голландская живопись», «Возвращение Данаи» и др. Жанр программы — видеолекции из разных мест: из биб­лиотек, театров, с выставок, из кабинета, аудитории. Для создания видеоряда используются книжные иллюстрации, фото, фрагменты фильмов, постановочные съемки. Звуковое сопровождение видеолек­ций — подходящая по смыслу классическая и духовная музыка. Про­должительность программы — 20 минут.

Созданные в рамках учебных программ и концепции телеканала ЮУрГУ-ТВ такие материалы, как видеосюжеты, видеолекции, темати­ческие рубрики, циклы передач, образовательные программы, форми­руют контент (информационную составляющую телеканала), который бы не имел никакого практического смысла без возможности распро­странения данных видеоматериалов всем и каждому.

Корреспонденты ЮУрГУ-ТВ активно участвуют в создании соци­альной рекламы, в которой затрагивают проблемы алкоголизма, нарко­мании, курения. К примеру, в видеоролике «Не кури», сделанном как игровой фильм, четко прослежена мысль о вреде курения, а видеоро­лик «В университете не курить» напоминает о том, что в нашем вузе

курить запрещено.

Уже два года подряд для поступающих в университет телерадиоком­пания ЮУрГУ-ТВ совместно с преподавателями факультета журнали­стики проводит в прямом эфире телемарафон «Для вас, абитуриенты». В него входят: демонстрация видеофильмов и сюжетов о факультетах университета; интервью со студентами, преподавателями, заведующи­ми кафедр и деканами факультетов; прямые включения с места работы приемной комиссии. В этом мероприятии принимают участие студен­ты с первого по пятый курс. Семь часов в прямом эфире — несомненно, ответственная и трудоемкая работа, но дающая, безусловно, положи­тельный результат. Телемарафон «Для вас, абитуриенты!» становится традиционным для Южно-Уральского государственного университета и телекомпании.

Программная форма телевизионного вещания создает специфиче­ские условия экранной жизни для каждой передачи, и она становит­ся частью целого... Единство идейной направленности и эстетической завершенности программы — один из коренных принципов планиро­вания телевидения. Творческий коллектив телекомпании ЮУрГУ-ТВ использует в своей работе все жанры телевизионной журналистики — информационные, аналитические, художественные. Среди последних особое место занимает производство очерков и документальных фильмов. Уже вышли в эфир видеофильмы: «Эпоха ЮУрГУ», «Клятва Родине», «Да здравствует журфак!», «Зеркало нашей жизни», «Как с другом, я бе­седую с экраном», «Женщина, которая поет», «Ключ к сердцу Урала» и др. Студенты сами разрабатывают концепции программ, ищут геро­ев, пишут сценарии, организуют съемки, участвуют в монтаже, оформ­лении программы. Иными словами, они одновременно выступают как авторы, редакторы, координаторы, режиссеры.

На базе телекомпании происходит знакомство студентов с автори­тетными и высокопрофессиональными представителями современ­ного телевидения и радио. Были организованы встречи с профессо­ром МГУ В. Цвиком (октябрь 2005 г.); режиссером С. Мирошниченко (апрель 2006 г.); журналистом Л. Парфеновым (ноябрь 2005 г.); шеф-редактором программы «Вести — Южный Урал» Е. Дмитренко (март 2006 г.); ведущей программы «Телефакт» Т. Никулицей (март 2006 г.); главным художником драмтеатра О. Петровым (ноябрь 2005 г.) и др.

Главная задача таких встреч — пробудить интерес к тому, что было сделано старшими поколениями телевизионщиков, познакомить с их бес­ценным опытом, возродить утраченные традиции. Такие встречи нахо­дят свое отражение в телевизионной программе «Добро пожаловать!», над которой работают студенты третьего и четвертого курсов.

Как говорилось выше, основными задачами ЮУрГУ-ТВ является раскрытие творческих возможностей каждого студента, получение ими профессиональных навыков и организация интересного процесса кол­лективного творчества.

Специфика университетской телерадиокомпании настолько уни­кальна, что стала базой для осуществления многих творческих диплом­ных проектов. Вот темы некоторых из них: «Особенности создания цикла образовательных телевизионных программ "Уроки искусства"» (на примере телевизионного очерка «Возвращение Данаи»); «Вырази­тельные средства экрана и задачи оператора в создании телепередач: женский взгляд»; «Методика проведения телемарафона "Для вас, аби­туриенты"» (на примере передач студенческого телеканала ЮУрГУ-ТВ); «Рубрика "Вопрос—ответ" как типологическая разновидность жанра телевизионного интервью»; «Специфика подготовки развле­кательных программ для молодежи (на примере передач телеканала»; «Структурно-тематические особенности спортивной программы на студенческом телевидении». Творческие дипломные работы студентов находят достойное место в эфире.

Со своими телевизионными работами, созданными на базе теле­компании ЮУрГУ-ТВ, студенты участвуют в различных телевизион­ных областных и всероссийских конкурсах и получают призовые ме­ста. Отметим некоторые из них. Творческий конкурс VIII Областного фестиваля СМИ Челябинской области — первое место за программу «Молодежный проспект» в номинации «Студенческая телепрограмма»; телевизионный конкурс «Сто секунд жизни» всероссийского студенче­ского кинофестиваля им. С. А. Герасимова — первое место в номина­ции «Лучший информационный сюжет (репортаж)»; городской фести­валь «Весна студенческая 2006» — первое место за видеофильм «Кадры в кадре»; городской фестиваль «Весна студенческая 2007» — второе ме­сто за программу «ЮУрГУ-спортивный»; областной конкурс «Лучшее журналистское произведение на патриотическую тематику» — второе место за серию репортажей о войне; диплом IX Евразийского телефо­рума в Москве за программу «Вагон СВ»; областной конкурс социаль­ной рекламы «Я люблю жизнь!» — первое место в номинации «Лучший видеоролик» и многие другие.

Из всего вышесказанного следует, что главная особенность дея­тельности университетского телеканала ЮУрГУ-ТВ состоит в следу­ющем: во-первых, это самостоятельный молодежный канал, который вещает в сети кабельного телевидения; во-вторых, университетская телекомпания используется как площадка для осуществления учебных планов и практического формирования элементов профессиональной культуры будущих тележурналистов. Именно здесь студенты с перво­го курса имеют возможность работать в условиях профессионального телепроизводства.

 

Продукты деятельности телерадиокомпании

Информационная программа включает следующие основные темы: образование, культура, здравоохранение, социальная сфера, политика, экономика, спорт, погода, реклама, ситуация на дорогах, криминаль­ная хроника. Каждый выпуск программы содержит в себе максимум из вышеуказанных тем. Продолжительность программы — 30 минут. Продолжительность одной устной информации — до 30 секунд; одного видеосюжета — до полутора минут; одного спецрепортажа — до двух с половиной минут. Итого в одном выпуске:

– устная информация и ведение программы — 10 минут;

– продолжительность видеоматериалов — 20 минут.

В их числе — видеоархив, компьютерные схемы и карты, фотоинтер­вью, репортажи с места событий, сюжеты, специальные репортажи, информационные зарисовки, комментарии, прямые включения.

Проблемный (критический) репортаж готовится особенно тщатель­но. В нем должны присутствовать все точки зрения на освещаемую ситу­ацию. Факты критики или обвинения следует подкреплять аргументами.

Имиджевые (коммерческие) материалы программы должны быть выполнены предельно корректно, без излишнего восхваления спон­соров. Аудитория становится не только потребителем, но и партнером в определении содержания новостных выпусков. Новости перестают быть бесплатным продуктом. Деканаты, кафедры, общественные ор­ганизации, политические партии, а также предприятия могут покупать время в информационной программе, но поскольку вместе с этим они покупают часть доверия аудитории к телеканалу, окончательное содер­жание отдельного (спонсорского) материала и выпуска новостей в це­лом определяет главный редактор. Информационная программа имеет право отказаться от того вида рекламы, который не может выходить в информационном эфире (например, реклама пива и т.д.)

Особое место в информационной программе занимают криминаль­ные сюжеты. В выпуск новостей берутся только те чрезвычайные проис­шествия, которые имеют большой общественный резонанс. Для первого сообщения на эту тему достаточно просто констатации факта. При под­готовке расширенного криминального сюжета, помимо подробностей произошедшего, журналист обязан ответить на ряд вопросов: какую опасность для общества представляет это событие? какие меры прини­маются для раскрытия преступления? что будут делать впредь государ­ственные органы для предотвращения подобных случаев?

Специальный репортаж — это особое задание для журналистов. Его тема всегда должна быть для телезрителя открытием или неожи­данностью. По жанру спецрепортаж очень близок к журналистскому расследованию. В основе спецрепортажа лежат любопытный факт, необычное явление, наболевшая проблема, интересные судьбы людей. Содержание репортажа строго подчиняется теме. Ее осмысление выра­жается в виде четкой авторской формулировки. Утверждения и выводы должны быть обоснованы.

Перед началом верстки информационной программы определяют­ся: сенсация дня, главное событие, главная тема, самое важное заявление. Любой из перечисленных пунктов может претендовать на место ново­сти № 1. Далее верстку программы определяют логика, актуальность, значимость подготовленных материалов. При этом для сохранения стройности информационной программы полезно выделить в ней сле­дующие рубрики:

– новость № 1;

– точка зрения;

– из официальных источников;

– крупным планом и т.д.

Главные требования к информации:

– событийность — подавляющее большинство сообщений и осо­бенно новость № 1 следует начинать со слов «сегодня...»;

– объективность — автор не должен влиять на образ факта или со­бытия, а в его информации не должно быть «недоговоренности» (отсутствие важной для понимания темы информации), «заго­варивания зубов» (наличие информации не по теме), недоопределенности (замена конкретных событий на обобщенные явле­ния), выдачи точки зрения за истину, навязывания авторской оценки ситуации и т.д.

Концепцией развития телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ предусмо­трено создание тематических программ:

Программа-телеобозрение «Уроки искусства» посвящена проблемам культуры, искусства, студенческой, художественной самодеятельности. Продолжительность программы — 30 минут. Основные рубрики: Сту­денческая филармония; Студенческий конкурс «Талант»; Студенческий Мюзик-Холл; Пушкинский зал; Поэтические вечера; Университетский Зал искусств; Мир бальных танцев; В зимнем саду.

Телевизионный дискуссионный студенческий клуб «Вопрос ребром...». Основные рубрики программы: Сдаем, но не сдаемся (по итогам сес­сии); Политика и студент; Студент и выборы; Может ли пресса без мра­зи и грязи?; Мы всегда зависим — от кого?; Жизнь прожить — не поле перейти; Виртуальный мир реальных мнений; Острые углы «круглого стола»; Разряд высокого напряжения.

«Факультетский час» — цикл передач об особенностях образова­тельного процесса, научной и общественной деятельности студентов о новинках в образовании. Продолжительность — до 20 минут. Основ­ные рубрики программы: Ученый совет; Факультетский час; Не рвите связь времен; «Отличные» отличники; Международный интерактив­ный молодежный клуб; Полет научной мысли; Поворот судьбы; Учим­ся по Интернету; Наш справочник: новинки, советы, идеи, факты.

Цикл телепередач «Наш стиль» рассказывает о ярких событиях студенческой жизни, поднимающих проблемы здоровья и нравствен­ного образа жизни, любви, спорта, интеллектуальной деятельности. Продолжительность — до 30 минут. Основные темы программ: Найди дорогу...; «Технополис» в эфире; Татьянин день; Весна студенческая; Другая доза; Эфир доверия; Ну и денек!; Устами студента; Как в сказ­ке; Олимпийский огонь; Таня + Ваня = ; Портре! ННТСДДекта; Только в ЮУрГУ.

 

 

Контрольные задания для самопроверки (Разработка Т. Д. Николаевой)

 

В этом разделе приводятся 10 вариантов заданий и вопросов для самооцен­ки знаний студентов, а также ответы к ним. Вопросы двух видов — так называемые «открытые», требующие четкого, полного, но не слишком раз­вернутого ответа, и «закрытые» — вопросы, удобные как для самостоятельного экспресс-контроля, так и для блиц-опросов по типу тестирования.

 

Вариант I

Открытые вопросы

1. Назовите элементы профессиональной культуры журналиста.

2. Что входит в общую подготовку журналиста? Метод интервью.

3. Какие требования предъявляются к речевой деятельности тележурнали­ста, работающего в эфире?

4. Существует ли «изобразительность» в разговорных телепередачах?

5. Что представляет собой телевизионный жанр? Дайте определение.

6. Что является структурообразующей основой творческого коллектива как создателя телепередачи?

7. Перечислите законы телемонтажа.

8. Что представляет собой режиссерский сценарий?

9. Какие виды световых потоков используются на съемочной площадке?

10. Что является методической основой подготовки ток-шоу?

Закрытые вопросы

1. Какая из названных передач не является телеобозрением:

а) «Вести недели»;

б) «Неделя спорта»;

в) «Жди меня»;

г) «Постскриптум».

2. Из перечисленных жанроформирующих факторов исключите лишнее звено:

а) предмет отображения;

б) тема передачи:

в) целевая авторская установка;

г) методы отображения.

3. Понятие «репортаж» произошло от слова:

а) переделывать;

б) передавать;

в) придумывать;

г) обозначать.

4. «Драматическое единство» — это:

а) композиция постановочных телепередач;

б) структура видеосюжета;

в) единство места, времени и действия в телерепортаже;

г) интервью в конфликтной ситуации.

5. Кто из перечисленных телеведущих был родоначальником жанра теле­визионного эссе?

а) И.Андроников;

б) Н. Крымова;

в) Э. Радзинский;

г) С. Бэлза.

 

Вариант II

Открытые вопросы

1. Перечислите составляющие профессиональной культуры.

2. Метод интервью: в чем суть конкретной подготовки журналиста?

3. В каких жанровых формах используется на телевидении методика под­готовки к выступлению и самого выступления?

4. Перечислите оперативно-новостные жанры.

5. Какие журналистские приемы используются для подготовки ток-шоу?

6. По каким направлениям рассматриваются типологические разновидно­сти жанра телерепортажа?

7. Как работают «внутренние часы» ведущего прямого эфира?

8. Назовите имена известных репортеров центральных каналов.

9. Что такое телемост?

10. Каким документом регламентируются нормы профессиональной этики тележурналиста?

Закрытые вопросы

1. Экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов») используется в жанре:

а) ток-шоу;

б) беседы;

в) журналистского расследования;

г) обозрения.

2. Какой из перечисленных жанров не входит в группу исследовательских?

а) обозрение;

б) эссе;

в) комментарий;

г) журналистское расследование.

3. Основоположником жанра обозрения считается:

а) Плутарх;

б) Луис Себастьян Мерсье;

в) Ван-Ан-Хи;

г) Монтень.

4. Принцип панорамы — это:

а) последовательность в изложении отдельного события;

б) многостороннее исследование какого-либо явления;

в) основной жанрово-стилистический признак обозрения;

г) один из эмпирических методов исследования.

5. «Жесткое» информирование — это:

а) сообщение об экстремальных событиях;

б) точный сжатый вариант сообщения о событии;

в) сообщение без авторской подписи;

г) сообщение, публикуемое в составе информационной подборки.

 

Вариант III

Открытые вопросы

1. Назовите составляющие методологической культуры.

2. Метод интервью: суть психологической подготовки журналиста.

3. Дайте характеристику жанроформирующих элементов телевизионного комментария.

4. Перечислите оперативно-исследовательские жанры.

5. Перечислите сценические приемы, используемые при подготовке ток-шоу.

6. Что такое синхрон?

7. Каковы наиболее характерные нарушения этических норм репортер­ства?

8. Охарактеризуйте метод наблюдения.

9. Кому принадлежат слова: «Много говорить и много сказать не есть одно и то же?»

10. В каком жанре на Первом канале выходит передача «Человек и закон»? Кто ее ведущий в настоящий момент?

Закрытые вопросы

1. Отчет, как один из жанров, сообщает о событиях:

а) актуальных;

б) интересных;

в) общественно-значимых;

г) спортивных.

2. Субъективизация повествования как важнейший жанровый признак интервью — это:

а) ведущая роль интервьюера в разработке темы;

б) живая речь собеседников, отражающая особенности их мышления;

в) способ воздействия на зрителя;

г) элемент структуры текста.

3. В переводе с греческого слово «памфлет» обозначает:

а) все уничтожаю;

б) все воспламеняю;

в) все истребляю;

г) все взрываю.

4. «Эффект присутствия» в репортаже — это:

а) имитационный прием;

б) результат активной позиции репортера — свидетеля или участника события;

в) стилистическая конструкция;

г) работа над «маской».

5. Гипотеза — это:

а) предположение;

б) предсказание;

в) представление;

г) предвидение.

 

Вариант IV

Открытые вопросы

1. Дайте определение терминов «метод», «методика», «методология».

2. Перечислите теоретические методы освоения и осмысления действи­тельности, применяемые в журналистике.

3. В каких случаях в телекомментарии появляются ошибки?

4. Перечислите исследовательско-образные жанры.

5. Определите жанр передачи В. Вульфа «Мой серебряный шар»?

6. Какова роль автора в телерепортаже?

7. Перечислите источники вербальной гелеинформации.

8. Какие жанры используются для разъяснения сути и уточнения деталей актуальных событий?

9. Какой известный тележурналист был автором и ведущим популярных передач «Утренняя почта» и «Утренняя звезда»?

10. Для чего нужен при создании передачи монтажный лист?

Закрытые вопросы

1. Кому принадлежат слова: «Прежде чем станешь писать, научись же по­рядочно мыслить»?

а) Г. Р. Державину;

б) М.В.Ломоносову;

в) Горацию;

г) Дидро.

2. Определяя роль и место факта в разных жанрах журналистики, уберите из предложенного ряда лишнюю позицию:

а) основа публикации;

б) повествовательный элемент текста;

в) аргумент в подтверждение авторской концепции;

г) иллюстрация к главному факту.

3. Жанр «Кассандры» — это:

а) версия;

б) прогноз;

в) гипотеза;

г) совет.

4. Ведущим какой из перечисленных передач никогда не был Савик Шу­стер?

а) «Момент истины»;

б) «Третий тайм»;

в) «Свобода слова»;

г) «Герой дня».

5. Комментарий — это жанр:

а) поучающий;

б) информирующий;

в) разъясняющий;

г) популяризирующий.

 

Вариант V

Открытые вопросы

1. Перечислите эмпирические методы освоения действительности на рационально-познавательном уровне.

2. На основе каких принципов с помощью творческого воображения соз­дается телевизионная документальная образность?

3. Что собой представляет доказательное рассуждение?

4. Что такое диффузия жанров?

5. Назовите исследовательско-новостные жанры.

6. Из чего складывается имидж телеведущего?

7. В каких случаях репортера называют стрингером?

8. Перечислите жанровые признаки интервью.

9. В каком российском городе появилась и успешно работает первая в стране студенческая телерадиокомпания?

10. Раскройте суть метода проработки документов.

Закрытые вопросы

1. Какое из перечисленных понятий относится к жанру журналистики?

а) легенда;

б) эссе;

в) сказ;

г) новелла.

2. В число сатирических жанров не входит:

а) памфлет;

б) пародия;

в) заметка;

г) фельетон.

3. Что такое телевизионный образ?

а) гармоничное соединение изображения, слова и звука;

б) персонаж телевизионного спектакля;

в) часть пространственного изображения, ограниченная рамками телеэкрана;

г) имидж ведущего телепередач и.

4. Какая функция звучащего в эфире слова здесь лишняя?

а) экспрессивная;

б) информационная;

в) описательная;

г) рекламная.

5. Основой классификатора программ (по Г. Кузнецову) является:

а) жанровое деление;

б) виды и формы вешания;

в) функциональная направленность;

г) периодичность выхода в эфир.

 

Вариант VI

Открытые вопросы

1. Охарактеризуйте метод наблюдения.

2. Использование каких способов предусматривает конкретная методика создания документального образа?

3. Перечислите жанрово-стилистические признаки эссе.

4. Какие особенности жанров тележурналистики обусловлены современ­ными возможностями телевизионной гехники?

5. Для чего нужен стендап?

6. Какова роль телеоператора в создании телеремортажа?

7. Назовите разновидности портретного телеочерка.

8. Выступление в эфире: жанр или метод?

9. В чем состоит специфика слова на телеэкране?

10. Появление журналиста в кадре и стендап — это одно и то же?

Закрытые вопросы

1. Что значит ток-шоу?

а) развлекательное обсуждение;

б) разговорное представление;

в) поучительное разоблачение;

г) популярное зрелище.

2. Что такое коммуникабельность?

а) высокая самодисциплина;

б) владение темой разговора;

в) способность к общению;

г) обширные связи.

3. Композиция кадра — это:

а) соотношение отдельных частей кадра, которое становится художественным образом;

б) продуманный отбор деталей и предметов;

в) то, что в данный момент способен увидеть телеоператор;

г) оформление съемочной площадки.

4. Что такое синопсис?

а) особые условия съемки;

б) краткое изложение видеосюжета;

в) подводка ведущего к видеосюжету;

г) реклама сюжета.

5. Импровизация в кадре — это:

а) вид творчества, при котором оно происходит в процессе его исполнения;

б) вид творчества как результат предварительной подготовительной работы;

в) внезапный поворот мысли и хода событий;

г) умение работать без черновиков.

 

Вариант VII

Открытые вопросы

1. Что собой представляет метод проработки документов?

2. Какие виды человеческой деятельности в процессе познания социаль­ной действительности интегрирует журналист?

3. Перечислите жанровые разновидности телевизионного интервью.

4. Что такое репортажность телевидения? Как она проявляется?

5. Назовите жанр передач «Пусть говорят», «К барьеру!», «Большие».

6. Какова роль синхронов в построении репортажа?

7. Что является методической основой подготовки ток-шоу?

8. Что такое исходный материал?

9. Как вы оцениваете работу ведущих информационных программ на ка­нале «Россия»?

10. «Шесть заповедей интервьюера». — Кто их автор?

Закрытые вопросы

1. Как называется первая в практике отечественного телевидения информа­ционно-публицистическая программа и на каком канале она вышла в эфир?

а) «Неделя» на канале Рен-ТВ;

б) «Время» на Первом канале;

в) «Сегодня» на НТВ;

г) «Вести» на канале «Россия».

2. Монтажный лист — это:

а) план соединения отдельно взятых кадров;

б) общий метраж передачи;

в) звуковое содержание передачи;

г) краткое изложение содержания передачи.

3. Кто из перечисленных телеведущих был родоначальником жанра теле­визионного эссе?

а) И. Андроников;

б) Н. Крымова;

в) Э. Радзинский;

г) С. Бэлза.

4. Экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов») ис­пользуется в жанре:

а) ток-шоу;

б) беседы;

в) журналистского расследования;

г) обозрения.

5. Какая из названных передач не является телеобозрением?

а) «Вести недели»;

б) «Московская неделя»;

в) «Жди меня»;

г) «Индустрия кино».

 

Вариант VIII

Открытые вопросы

1. В чем суть метода эксперимента?

2. Охарактеризуйте теоретические методы получения и осмысления ин­формации.

3. Назовите способы воздействия на телезрителей в холе телеинтервью.

4. Перечислите особенности телевещания, обусловленные природой теле­видения.

5. Перечислите исследовательские жанры телевидении

6. По каким признакам можно определить отношение интервьюера к сво­им собеседникам?

7. Что такое расшифровка материала?

8. Дайте определение термина «Телевизионный жанр».

9. Назовите 2-3 передачи, которые вы смотрите регулярно. Почему?

10. Какие задачи решает в своих передачах телеобозреватель?

Закрытые вопросы

1. Кто из перечисленных тележурналистов не работает в настоящее время в жанре ток-шоу?

а) А. Малахов;

б) Т. Толстая;

в) О. Пушкина;

г) В. Соловьев.

2. Запланированная провокация нужна, чтобы:

а) узнать нужные факты;

б) поставить на место носителя ложной информации;

в) получить важную «картинку» для передачи;

г) проверить выдвинутые версии.

3. Персонификация телевизионной информации — это:

а) принцип вещания, сущностное отличие телевидения от других СМИ;

б) возможность публичного самовыражения;

в) использование кукол в качестве героев передач;

г) один из видов телеинтервью.

4. Кто был первым отечественным журналистом, вышедшим в телевизионный кадр?

а) Ю. Фокин;

б) Е. Рябчиков;

в) А. Тихомиров;

г) Э. Сагалаев.

5. Кто является ведущим дискуссии?

а) интервьюер;

б) модератор;

в) шоумен;

г) стрингер.

 

Вариант IX

Открытые вопросы

1. Сформулируйте особенности метода интервью на телевидении.

2. В чем заключается специфика вербальной телевизионной информации?

3. Что представляют собой нетрадиционные методы, используемые в журналистике?

4. Что такое «охлотелесуггестия»?

5. На каком из федеральных телеканалов в течение суток в эфир через каждые полчаса выходят выпуски новостей?

6. При подготовке какого жанра используется экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов»)?

7. Назовите жанрово-стилистические особенности информационного видеосюжета.

8. В любом речевом общении различают четыре фазы. Какие?

9. Перечислите приемы создания документального образа в художественной телепублицистике.

10. Вспомните характерные ошибки в поведении интервьюера.

Закрытые вопросы

1. «Факты вторичного использования» — это:

а) устаревшие сведения;

б) плагиат;

в) ссылки автора публикации на уже обнародованные факты;

г) «газетные утки».

2. Кто из известных телеведущих провел на российском телевидении пер вую передачу в жанре ток-шоу?

а) А. Гордон;

б) А. Малахов;

в) Ю. Меньшова;

г) В. Познер.

3. Одним из компонентов телевизионной образности является звуковое оформление телепередач. В него входят (уберите лишний элемент):

а) музыка;

б) слово;

в) шумы;

г) пауза.

4. «Драматическое единство» — это:

а) композиция постановочных телепередач;

б) структура видеосюжета;

в) единство места, времени и действия в телерепортаже;

г) интервью в конфликтной ситуации.

5. Реверберация звука — звуковой эффект, создающий эффект пребыва­ния:

а) в огромном помещении;

б) в маленьком помещении;

в) на улице;

г) в лесу.

 

Вариант X

Открытые вопросы

1. Перечислите составляющие метода интервью.

2. Охарактеризуйте виды телевизионных выступлений.

3. Как из ответов на отдельные вопросы создать единый текст телеинтер­вью?

4. Что такое групповое профессиональное сознание и каковы составляю­щие его элементы?

5. Назовите разновидности жанра телевизионного эссе.

6. Перечислите основные типы композиционных структур телеочерка.

7. Являются ли «зрелищными» «разговорные» жанры телевидения?

8. Что собой представляет творческая группа (бригада) как автор передачи?

9. Перечислите приемы сатирической типизации на телеэкране.

10. Назовите некоторые структурообразующие компоненты телепрограммы.

Закрытые вопросы

1. Какая из перечисленных программ выходит в эфир в жанре выступле­ния героя с комментарием автора — журналистки В. Пимановой?

а) «Кумиры»;

б) «Искры камина»;

в) «Ночной полет»;

г) «Женский взгляд».

2. Что такое телевизионный образ?

а) гармоничное соединение изображения, слова и звука;

б) персонаж телевизионного спектакля;

в) часть пространственного изображения, ограниченная рамками телеэкрана;

г) имидж ведущего телепередачи.

3. Главный принцип работы ведущего дискуссии (модератора) это:

а) следить за справедливым распределением времени между участниками дискуссии;

б) не становиться участником дискуссии;

в) должен «вести» тему дебатов;

г) обладает быстротой реакции.

4. Как называлась первая передача в жанре реалити-шоу, вышедшая в эфир на российском телевидении?

а) «За дверью»;

б) «За стеклом»;

в) «За порогом»;

г) «За углом».

5. Что означает термин «экшн»?

а) активную роль журналиста в событийном репортаже;

б) неожиданное действие, снятое от начала до конца в режиме реального времени;

в) информационный повод для новостного сюжета;

г) эпизод судебного очерка.

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Вариант I

Открытые вопросы

1. Профессиональное самосознание, профессиональное мировоззрение, профессиональное мышление.

2. Общая подготовка — это:

– высокий уровень интеллекта и эрудиции;

– специальные профессиональные знания и умения;

– журналистская специализация;

– этические нормы журналистики.

3. Общие правила речевой деятельности:

– не содержать отступлений от языковых норм;

– адекватно передавать авторскую мысль;

– экономно использовать выразительно-изобразительные языковые средства;

– текст должен быть понятным и интересным аудитории телезрителей. Правила, продиктованные функциональным стилем:

– сообщение представляет актуальное событие;

– привлекает и удерживает внимание целевой аудитории;

– воздействует на мировоззрение телезрителей.

4. Существует в виде «картинки» на экране.

5. Телевизионный жанр есть конкретное единство особенных свойств формы и содержания в их основных чертах — своеобразной компози­ции, образной речи, ритме передачи.

6. Групповое сознание, отражающее структуру сознания каждого отдель­ного члена съемочной группы, способы его участия в подготовке пере­дачи, в выработке особенного профессионального «почерка», присуще­го коллективу единомышленников.

7. Законы телемонтажа — закон материальной последовательности, закон психологического напряжения, закон развития драматического дей­ствия.

8. Режиссерский сценарий разрабатывается на основе журналистского сценария или сценарного плана:

– готовящаяся передача расписывается по схеме: кадр — монтажная фраза — эпизод — передача;

– записывается содержание каждого кадра, его длина;

– звуковой ряд разбивается на дикторский текст, синхроны, музыку, шумы;

– указывается необходимая операторская техника, способы записи звука, реквизит.

9. Основной, контровой, заполняющий.

10. Соединение журналистских и сценических приемов.

Закрытые вопросы

1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 - б; 5 - а.

 

Вариант II

Открытые вопросы

1. Социологическая культура, правовая культура, нравственно-этическая культура, психологическая культура, логическая культура, информаци­онная культура, методологическая культура.

2. Конкретная подготовка — самый важный этап. Она включает:

– выбор темы и жанровых рамок;

– вхождение в тему (предварительное изучение материала и знаком­ство с собеседником);

– определение вербальных средств общения в зависимости от темы и характера разговора (виды вопросов: по форме — открытые и за­крытые, прямые и косвенные, личные и безличные; по функциям — основные, зондирующие, контрольные; по воздействию на собеседни­ка — нейтральные, наводящие, подсказывающие; по этапам разгово­ра — контактные, адресные, программные, эфирные),

– требования к вопросам: ясность и краткость, конкретность, коррект­ность, формулировки, не допускающие односложных ответов, уме­ние «беречь паузу».

– использование невербальных элементов интервью (проксемика — время и место разговора; паралингвистика — громкость, тембр и то­нальность речи, интонация, смех; кинесика — мимика, жесты, позы, походка; контакт глаз).

3. Методика подготовки и исполнения выступления в кадре используется на телевидении в таких жанровых формах, как устная вербальная информация, комментарий, эссе.

4. Устное информационное сообщение, видеосюжет.

5. Проблема раскрывается на судьбе конкретного человека, разговор в сту­дии иллюстрируется видеосюжетами, передача строго структурирована, отдельные смысловые части относительно самостоятельны, обязателен сценарий, в завершение — вывод.

6. По способу трансляции, по способу изложения материала, по типу зву­кового сопровождения, по специфике предмета отображения.

7. Интуитивно.

8. По выбору отвечающего.

9. Диалог на расстоянии, показ одновременно происходящих событий из разных пунктов города, страны, мира.

10. Кодексом профессиональной этики журналиста, одобренным Конгрес­сом журналистов России 23 июня 1994 г.

Закрытые вопросы

1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 – в; 5 - б.

 

Вариант III

Открытые вопросы

1. Общая методология познания социальных явлений, общая журналист­ская методология, конкретные методы получения информации, ее ин­терпретации и распространения.

2. Психологическая подготовка интервьюера:

– умение выстроить четыре фазы общения:

- период адаптации,

- сам разговор,

- разрядка, снятие напряжения,

- обеспечение комфортного состояния после общения;

– создание атмосферы доверия:

- умение слушать,

- учитывать психологию собеседника;

– создание образа «положительного» интервьюера (развенчать нега­тивные стереотипы);

– знание приемов установления психологических контактов, способов общения, техник активного слушания и приемов, способствующих взаимопониманию, умение их применять;

– умение вести разговор в конфликтной ситуации;

– при необходимости использование игровых вариантов интервьюи­рования, различных ролей и масок.

3. Жанроформирующие элементы:

– Предмет авторского исследования — новость или уже известный факт.

– Целевая установка — информирование телеаудитории, ориентирова­ние в происходящем, включение в осмысление фактов, побуждение к коррекции собственной позиции, расширение поля социальной ак­тивности.

– Методы — эмпирические (наблюдение, проработка документов), теоретические (анализ, аналогии, сравнения, доказательные рас­суждения).

4. Репортаж, отчет, интервью, пресс-конференция.

5. Сценические приемы ток-шоу:

– роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);

– главный герой — авторитет в какой-либо сфере нашей жизни, лич­ность, уникальная по своим способностям, а также «носители» про­блем: человек исповедующийся либо «заяц», которого травят.

6. Изображение говорящего человека в кадре.

7. Уровень достоверности при изложении фактов, «искусство умолчания», косвенное комментирование, «дирижирование» беседой, вторжение в частную жизнь, присвоение права говорить от имени других.

8. Наблюдение может быть открытое и закрытое, включенное и невключенное, прямое и косвенное, длительное и кратковременное.

9. Софокл.

10. Тематическое телевизионное обозрение. Ведущий — Алексей Пиманов.

Закрытые вопросы

1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 - б; 5 - а.

 

Вариант IV

Открытые вопросы

1. Метод — подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины, прием, способ или образ действия. Методика — совокупность методов целесообразного выполнения какой-либо работы. Методология — учение о методах научного исследования.

2. Формально-логические (методы выводного знания), содержательно-логические, нетрадиционные, социологические.

3. Ошибки в комментировании возникают в случаях, когда:

– отсутствует в тексте исходный (комментируемый) факт, если он не известен аудитории, то постановка проблем «провисает в воздухе»;

– за основу взят факт, не подлежащий комментарию;

– нечетко проявлена обсуждаемая проблема;

– актуальность, проблемность, точность поставленных вопросов вы­зывает сомнение;

– нет ясных и убедительных выводов.

4. Зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

5. Телевизионный портретный очерк.

6. Участник события или его свидетель.

7. События, документы, личные наблюдения и беседы тележурналистов, сообщения информационных агентств и интернет-сайтов.

8. Комментарий, интервью с участниками событий.

9. Юрий Николаев.

10. Для точного и быстрого монтажа (если передача записана на видео), для безошибочной выдачи в эфир (если передача идет «вживую»).

Закрытые вопросы

1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — а; 5 — в.

 

Вариант V

Открытые вопросы

1. Эмпирические методы: наблюдение, проработка документов, экспери­мент, интервью как универсальный способ получения информации.

2. На основе:

– типизации (отбор наиболее существенного, что имеется в действи­тельности, для выявления типических характеристик и свойств изу­чаемого объекта; при этом фактические данные имеют точный адрес, а герои журналистских произведений — конкретные фамилии;

– авторской интерпретации (ничего не домысливая, автор отбирает из жизненного материала нужные ему ситуации, подвергает факты соб­ственному осмыслению, делится личными впечатлениями, выража­ет свое отношение к событиям);

– образной трактовки фактов (создание нового образа за счет преоб­разования отдельных характеристик объекта; мастерство журна­листа в данном случае проявляется в умелом оперировании факта­ми, грамотной их оценке, нахождении между ними существенных причинно-следственных связей).

3. Доказательное рассуждение включает в себя тезис (формулировка ав­торской позиции), аргументы (доказательства, подтверждающие тезис), вывод.

4. Диффузия — это взаимопроникновение и взаимообогащение жанров, размывание жанровых границ.

5. Исследовательско-новостные жанры — это комментарий и журналист­ское расследование.

6. Имидж ведущего создают его внешний облик, речевое поведение, глу­бокое знание излагаемого материала.

7. Стрингер — это репортер, совмещающий обязанности журналиста и те­леоператора и, как правило, делающий репортажи из горячих точек.

8. Жанровые признаки интервью: субъективизация повествования, на­глядность и зрелищность речевого общения, совместное творчество тележурналиста, собеседника и телезрителя.

9. Телекомпания ЮУрГУ-ТВ в Челябинске.

10. Метод связан с классификацией документов по разным основаниям: по типу фиксации, авторства, по степени близости к объекту изображения, по степени предназначенности для обнародования.

Закрытые вопросы

1 — б, 2 — в, 3 — а, 4 — в, 5 — в.

 

Вариант VI

Открытые вопросы

1. Наблюдение может быть открытым и закрытым, включенным и не включенным, прямым и косвенным, долговременным и кратким. Ме­тод носит целенаправленный характер, отражающий особенности на­блюдаемого объекта и личные качества наблюдателя.

2. Конкретная методика создания документального образа предусматри­вает использование таких способов, как:

– психологизм (самоанализ, самораскрытие человека, анализ мотивационной сферы);

– художественное моделирование (создание такой специальной ситуа­ции, где наилучшим образом проявляется характер объекта);

– условность (выбор ключевых элементов повествования, определение ракурса в показе события, проявление авторской точки зрения, воз­можность авторской версии по поводу тех или иных ситуаций);

– художественные средства изображения (портретные характеристи­ки, пейзаж, внимание к деталям, образно-экспрессивный язык).

3. Жанровые признаки эссе:

– изложение подчеркнуто личного мнения выступающего;

– раскованное свободное развертывание мысли, спонтанное рассу­ждение вслух;

– источник аргументов — личный опыт;

– неожиданные аналогии и контрасты;

– резкие переходы в композиции;

– преобладание общих суждений над фактами.

4. Новые качества документализма:

– звучащая реальность;

– широкая доступность информации;

– наличие разного уровня зрительского внимания;

– разная степень участия аудитории в процессе коммуникативного воздействия;

– возможность участия телезрителей в процессе создания передач.

5. Журналист использует стендап, если:

– у него нет картинки, чтобы проиллюстрировать точку зрения редак­ции;

– необходимо связать между собой эпизоды, места событий;

– ему важно зафиксировать свое присутствие в каком-либо необычном месте (если вас послали на задание за тысячу километров, не сни­майтесь на фоне глухой кирпичной стены, которая напоминает вид автостоянки вашей телекомпании);

– требуется изложить контекст события; даже при наличии соответ­ствующего видеоматериала, иногда большего эффекта можно до­биться, при непосредственном обращении к зрителю;

– надо проанализировать ситуацию или высказать свои предположе­ния о возможном развитии событий в будущем;

– необходимо описать чьи-то сильные эмоции, ощущения и т.д. (пример: «Спасшиеся говорили, что дым был густой и едкий как кислота...»;

– нужно что-либо наглядно продемонстрировать (например: «Труд­ность заключалась в том, чтобы передвинуть двухтонную статую от­сюда (показываете) сюда, т.е. на 300 метров без помощи автомобиля».

6. Телеоператор — полноправный соавтор тележурналиста.

7. Различают портретный очерк: биографический и юбилейный.

8. Метод.

9. На телеэкране слово и изображение сочетаются по принципу: рассказы­вать только о том, чего нельзя показать.

10. Появление в кадре — эпизод развития действия, происходящего на экране. Стендап — прямое обращение к аудитории с информацией, ко­торую невозможно изложить другим способом.

Закрытые вопросы

1 - б; 2 - в; 3 - а; 4 - б; 5 - а.

 

Вариант VII

Открытые вопросы

1. Метод проработки документов имеет две разновидности:

– традиционный или качественный преломляется в понимании иссле­дуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании получен­ных с его помощью сведений;

– формализованный, основу которого составляет контент-анализ, тре­бующий изучения большого количества однотипных документов по определенным параметрам.

2. В процессе изучения социальной действительности журналист интегри­рует следующие виды человеческой деятельности:

– познавательную (отражение объективной действительности, опреде­ление взаимосвязей между личностью и обществом);

– преобразовательную (изученный материал трансформируется в раз­ных сюжетно-композиционных отношениях, выражающих автор­скую концепцию);

– воспитательную (стремление воздействовать на общественное со­знание);

– оценочную (отражение явлений действительности в соответствии с идеалами автора);

– коммуникативную (осуществление обратной связи с аудиторией).

3. В зависимости от содержания интервью делятся на:

– протокольные (получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства);

– информационные (получение определенных сведений);

– проблемные (исследование разных точек зрения на определенную проблему и поиск путей ее решения);

– интервью-портреты (выявление системы духовно-нравственных ценностей собеседника);

– интервью-анкеты (выяснение разных мнений по одному определен­ному вопросу).

В зависимости от формы изложения интервью имеет жанровые разно­видности:

– монолог (на один заданный за кадром вопрос собеседник дает в эфире пространный ответ — выступление на заданную тему);

– диалог (журналист задает вопросы, собеседник на них отвечает);

– блиц-опрос (латинский вариант vox-pop, постановка одинаковых фик­сированных вопросов большому числу представителей одной или нескольких социальных групп).

4. Репортажность — это внутренне присущее свойство телевещания, обу­словленное природой телевидения и выражающееся в распространении жанровых признаков репортажа на все другие жанры тележурналисти­ки. Проявляется в репортажности показа и в репортажности восприятия любой передачи.

5. Ток-шоу.

6. Синхрон задает ритм репортажу; является важным элементом не только содержания, но и формы.

7. В основе методической подготовки ток-шоу лежит соединение журна­листских и сценических приемов.

8. Исходным называют весь отснятый материал, предназначенный для
монтирования передачи.

9. Оценка дается в зависимости от позиции отвечающего.

10. Автор «заповедей»: Сергей Александрович Муратов.

Закрытые вопросы

1 — б; 2 — а; 3 — а; 4 — в; 5 — в.

 

Вариант VIII

Открытые вопросы

1. Эксперимент — это метод, позволяющий журналисту получить необ­ходимые знания путем введения в ситуацию искусственного импульса. В соответствии с конкретными задачами журналист может усилить ис­кусственный импульс, целенаправленно сконструировать нужную си­туацию, втянув в нее определенный круг интересующих его людей.

2. Формально-логические, или методы выводного знания:

– индуктивное умозаключение (переход от знания о единичном к зна­нию об общем; два вида индукции: полная — умозаключение обо всем классе предметов делается на основании изучения каждого из них, неполная — изучения только отдельных);

– дедуктивное умозаключение — развитие мысли от общего к частному;

– традуктивное умозаключение применяется при сравнениях и анало­гиях (аналогия проводится по существенным, главным, качественно единым признакам исследуемых явлений).

Содержательно-логические методы; содержательная логика предлагает разные методы выявления связей предмета — внутренних и внешних:

– анализ и синтез (разделение предмета изучения на его составляю­щие, их исследование, а затем — соединение);

– гипотетический метод (попытка предсказать развитие изучаемого явления в будущем, проявляется в формах догадки, предположения);

– метод историзма (требует смотреть на каждый предмет с точки зре­ния того, как он возник, какие главные этапы в его развитии суще­ствовали, что он представляет в настоящий момент).

3. Способы воздействия на телезрителей в ходе телеинтервью:

– сообщать такие сведения о действительности, в результате которых зрители меняют отношение к ней;

– давать новую информацию об известных фактах, существенную для их понимания;

– новую информацию не давать, менять спосо

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги