рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Исследовательская Деятельность Журналиста Основана На Взаимо­...

 

Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавательного и эмоционально-чувственного уровней заключается специфика и осо­бенность журналистского познания.

В этом процессе журналист интегрирует такие виды человеческой деятельности, как:

– познавательная (отражение объективной действительности, определение взаимосвязей между личностью и обществом);

– преобразовательная (изученный материал трансформируется в разных сюжетно-композиционных отношениях, выражающих авторскую концепцию);

– воспитательная (стремление воздействовать на общественное сознание);

– оценочная (отражение явлений действительности в соответ­ствии с идеалами автора);

– коммуникативная (осуществление обратной связи с аудиторией).

В каждой отдельной позиции журналист использует разные спосо­бы толкования увиденных явлений и ситуаций, по-разному комменти­рует и истолковывает их.

Методология не сводится к сумме определенных приемов и спосо­бов исследования, а предполагает разработку цельной системы особых принципов и подходов к изучению объектов, т.е. представляет собой системное образование, определяемое не только системой сложивших­ся знаний, но и особенностями журналистского познания явлений.

Журналистские методы исследования и отражения действительно­сти делятся на две основные группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы. Метод наблюдения носит целенаправленный характер и представляет собой довольно сложный процесс, отражающий особенности наблюдаемого объекта и личные качества наблюдателя.

Социологи определяют наблюдение как прямую регистрацию со­бытий очевидцем. В основе этого метода, пишет Г. В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкрет­ности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним» [27, с. 42].

В ходе наблюдения за событием журналист выявляет его наиболее существенные характеристики, неприметные, на первый взгляд, дета­ли, наблюдает за поведением людей. Изучая причинно-следственные связи между различными элементами события, корреспондент закла­дывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.

Наблюдения классифицируются по нескольким позициям.

По способу организации:

– открытое (журналист сразу обнаруживает цели своего присут­ствия на наблюдаемом объекте);

– закрытое (журналист не сообщает о своих целях и тайно ведет наблюдение, обычно при изучении конфликтных ситуаций или в ходе журналистского расследования).

По степени участия в событии:

– включенное (журналист становится активным участником со­бытия);

невключенное (наблюдение со стороны).

По условиям изучения предмета наблюдения:

– прямое (журналист наблюдает сам);

– косвенное (используются косвенные данные).

По временному признаку:

– кратковременное;

– длительное.

Впечатления, полученные журналистом в ходе наблюдения, должны быть проверены. Для этого социологи предлагают:

– максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению;

– при осуществлении наблюдения несколькими лицами их оцен­ки необходимо сопоставлять и согласовывать;

– один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях, чтобы увидеть его с разных сторон;

– четко различать и регистрировать интенсивность, регуляр­ность, периодичность, частоту наблюдаемых событий;

– не смешивать описание событий с их интерпретацией.

Метод проработки документов — один из наиболее распростра­ненных в практике журналистики.

«Анализ документов — это изучение различных носителей ин­формации: статистических сборников, архивов учреждений, ор­ганизаций и частных лиц, писем и дневников, документальных кинолент, фонограмм и видеозаписей... Документальная база — огромный потенциал для журналистских произведений» [27, с. 146].

Документы классифицируются:

– по типу фиксации — рукописные, печатные, фото-, видео-и кинопленки, аудиозаписи, грампластинки, лазерные диски;

– по типу авторства — официальные и личные;

– по степени близости к объекту отображения — первоначальные и производные;

– по степени предназначенности для обнародования — созданные преднамеренно или непреднамеренно;

– по сфере деятельности, породившей документ, — бытовые, произ­водственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.

Способы анализа документов:

– традиционный, или качественный, преломляется в понимании исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полученных с его помощью сведений;

– формализованный, основу которого составляет контент-анализ, требующий изучения большого количества однотипных доку­ментов по определенным параметрам; это трудоемкий способ, и в журналистике он применяется нечасто, так как требует осо­бых навыков.

Работа с документами требует навыков аккуратного ведения запи­сей и следования определенным правилам:

– фиксировать название документа, фамилию, имя, отчество ав­тора, дату и место изготовления, используемые страницы;

– цитаты из документа должны быть взяты в кавычки и сопрово­ждены указанием страниц;

– цитаты, цифры, фамилии, имена обязательно проверяются по­сле работы с документом;

– если документ не опубликован, необходимо записать его полное название, дату составления, указать наличие печатей и подпи­сей, фамилии подписавшихся лиц, место и номер хранения;

– проверка документа на подлинность предусматривает исследо­вательское внимание не только к содержанию, но и к внешним признакам: форме, бумаге, шрифту; необходимо определить, какими источниками информации пользовался составитель до­кумента.

Эксперимент как метод введения в ситуацию искусственного им­пульса, позволяющего журналисту получить необходимые знания.

«Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследовате­ля» [17, с. 26].

Эксперимент всегда связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. В за­висимости от силы импульса выделяются разновидности эксперимента:

– «чистый» эксперимент как крайний полюс экспериментирования;

– естественный эксперимент;

– псевдоэкспериментирование, или экспериментальное наблю­дение.

Как правило, эксперимент проводится на основе эксперименталь­ной ситуации, в которой проявляется деятельность изучаемого объекта.

Мотивы, которые вызывают необходимость экспериментальной ситуации:

– недостаточность нужной журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;

– невозможность получить эту информацию обычными методами;

– необходимость получения психологически достоверных аргу­ментов.

Типы экспериментальных ситуаций:

– в последовательном эксперименте наблюдаемый объект выступа­ет в двух состояниях – обычном и экспериментальном (доказа­тельство строится на сравнении этих состояний);

– параллельный эксперимент проводится для сравнения состояния разных объектов в одно и то же время;

– естественный эксперимент не предусматривает активного вме­шательства исследователя, который лишь наблюдает за процес­сом и ждет его результатов.

Существуют две разновидности ролевого поведения эксперимента­тора:

– журналист меняет профессию;

– журналист наблюдает за специально организованной ситуацией.

В первом случае четко проявляется и степень перевоплощения жур­налиста:

– «слабое» экспериментирование (журналист лишь фиксирует происходящее, находит тематический «ход»);

– «эксперимент поневоле»;

– «испытано на себе»;

– «деятельный работник»;

– «внедрение»;

– «подставная фигура».

Для журналистского эксперимента, объектом которого являются различные человеческие отношения, характерны обилие, комплекс­ность переменных, которые оказывают влияние на состояние объекта.

«В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог про­верить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, кото­рые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект» [27, с. 136].

В соответствии с конкретными задачами журналист может усилить искусственный импульс, целенаправленно сконструировать нужную ситуацию, втянув в нее определенный круг интересующих его людей.

Среди приемов конструирования можно выделить следующие:

– «кто меня остановит»;

– «по следам»;

– «комиссия»;

– «положительный образец»;

– «руководитель службы в роли ее клиента»;

– «экспертная оценка»;

– «меченые атомы»;

– «симуляционный метод».

«Симуляционный метод» наиболее наглядно демонстрирует целе­направленное конструирование нужной ситуации и находится «на гра­ни фола» — еще чуть-чуть, и можно говорить о нарушении этических и профессиональных норм журналистики.

Проведение эксперимента требует особой квалификации и владе­ния специальными методиками. Это требование особенно актуально для тележурналистов: в последние годы метод воссоздания искусствен­ной ситуации, в которую попадают ничего не подозревающие люди, становится основой для создания многих телевизионных программ.

Метод интервью. Это универсальный прием получения инфор­мации, средство профессионального поиска, один из самых сложных и важных элементов журналистской работы.

Составляющие метода интервью:

общая подготовка:

- высокий уровень интеллекта и эрудиции (психологи устано­вили, что воспринимаемый субъект — в нашем случае журна­лист — делает заключение о познаваемой личности на осно­вании собственного опыта и имеющихся знаний, поэтому интеллектуальное развитие журналиста, накопление им раз­носторонних познаний в самых разных областях человеческой деятельности, а иначе говоря, общая эрудиция, отнюдь не благие пожелания, а просто профессиональное требование);

- специальные профессиональные знания и умения (теория журналистики: знание специфики тележанров, основных приемов и методов сбора информации; представление о «сво­ей» аудитории: ее структуре, интересах, потребностях — ведь, в конечном счете, именно для этих людей журналист и рабо­тает);

- журналистская специализация (изучать какой-то предмет до уровня специалиста невозможно, да и не нужно, но специали­зация так или иначе необходима; можно поспорить о катего­ричности утверждения Феликса Медведева, сказавшего, что«журналист должен работать в одной теме, а Ломоносовых от журналистики не бывает», но большая доля истины в этом есть);

- этические нормы журналистики;

конкретная подготовка — самый важный этап, включающий:

- выбор темы и жанровых рамок;

- вхождение в тему: предварительное изучение материала и зна­комство с собеседником;

- определение вербальных средств общения в зависимости от темы и характера разговора; виды вопросов: по форме — от­крытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безлич­ные; по функциям — основные, зондирующие, контрольные; по воздействию на собеседника — нейтральные, наводящие, подсказывающие; по этапам разговора — контактные, адрес­ные, программные, эфирные);

- требования к вопросам: ясность и краткость, конкретность, корректность, формулировки, не допускающие односложных ответов, умение «беречь паузу»;

- использование невербальных элементов интервью (проксемика — время и место разговора; паралингвистика — громкость, тембр и тональность речи, интонация, смех; кинесика — ми­мика, жесты, позы, походка; контакт глаз);

психологическая подготовка интервьюера:

- умение выстроить четыре фазы общения:

- период адаптации,

- сам разговор,

- разрядка, снятие напряжения,

- обеспечение комфортного состояния после общения;

- создание атмосферы доверия:

- умение слушать,

- учитывать психологию собеседника,

- создать образ «положительного» интервьюера (развенчать не­гативные стереотипы),

- знать и уметь применять приемы установления психологиче­ских контактов, способы общения, техники активного слуша­ния и приемы, способствующие взаимопониманию,

- уметь вести разговор в конфликтной ситуации;

- при необходимости использовать игровые варианты интер­вьюирования, различные роли и маски.

Теоретические методы. К ним относятся:

формально-логические, или методы выводного знания:

- индуктивное умозаключение (переход от знания о единичном к знанию об общем); два вида индукции: полная — умозаклю­чение о всем классе предметов делается на основании изуче­ния каждого из них, неполная — изучения только отдельных;

- дедуктивное умозаключение — развитие мысли от общего к частному;

- традуктивное умозаключение применяется при сравнениях и аналогиях (аналогия проводится по существенным, глав­ным, качественно единым признакам исследуемых явлений; сравнение устанавливает сходство и различие разных предме­тов);

содержательно-логические методы: выявляющие связи предме­та — внутренние и внешние:

- анализ и синтез (разделение предмета изучения на его состав­ляющие, их исследование, а затем — соединение);

- гипотетический метод (попытка предсказать развитие изучае­мого явления в будущем, проявляется в формах догадки, пред­положения);

- метод историзма (требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в его разви­тии существовали, что он представляет в настоящий момент);

- абстрагирование — мысленное выделение интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков (результаты абстрагирова­ния — абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации);

- моделирование — замена изучаемого предмета или явления на его аналог — упрощенную модель и последующее исследова­ние этого аналога.

Нетрадиционные методы. К ним относятся:

– публицистическое прогнозирование, рассчитанное на вероят­ностное описание возможного и желаемого;

– биографический метод — обращение к биографиям известных людей как к отражению определенных исторических измене­ний в социальной жизни (основные направления в потоке био­графических исследований — исследование социальной обу­словленности жизненных путей, исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых культур, исследования, изучающие генезис опыта и смысловых структур того, как проходит социализация личности и усвоение культур­ных образцов).

Социологические методы. Методология журналистского познания, имеющего своим объектом реальную социальную действительность, представляет собой особую область социологического познания, тесно связанную с творческими процессами создания журналистских произ­ведений. И социологические методы все шире входят в практику жур­налистики. Особую роль в повышении эффективности журналистской деятельности играет общесоциологический системный подход к явлениям социальной действительности.

Основу системной методологии составляют три принципа:

– принцип целостности (всякий объект воспринимается как целое лишь тогда, когда он успешно противостоит своему окруже­нию — внешней среде и сохраняет при этом свою качественную определенность);

– принцип системности (предполагает выявление состава элемен­тов исследуемого объекта и их свойств, проявляющихся при взаимодействии этих элементов);

– принцип динамичности (динамичность — неотъемлемое свойство всякой системы, между элементами которой нет жесткой, меха­нической связи; их динамичность проявляется в непрерывном течении процессов разных уровней, которые согласованы меж­ду собой во времени и пространстве).

Социология — область научного познания мира и, соответственно, результат ее деятельности — научное знание, основными характеристи­ками которого являются:

– объективность;

– всеобщность;

– системный характер;

– точность в изложении информации;

– способность развиваться.

Если журналист, опираясь на авторитет науки, использует эти ха­рактеристики, он берет на вооружение и социологические методы:

– контент-анализ («формализованный» метод) находит такие свойства и качества документа, которые отражают его суще­ственные стороны и качества;

– обработка статистической информации (статистическая груп­пировка, в ходе которой данные относятся в рубрики, соответ­ствующие выбранным признакам);

– выборочное исследование, как процесс отбора наблюдения, точная научная процедура.

Применение всех изложенных методов и их последовательность со­гласуется со стадиями творческого процесса, связанного с созданием журналистского произведения. Замысел его можно соотнести с выдви­жением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиаль­ность познания объекта действительности предполагает его всесторон­нее изучение. На этапе замысла произведения журналист решает, какой метод сбора первичной информации наиболее уместен, какая техника эффективнее и в какой последовательности изучать объект. Когда жур­налист находится на этапе реализации замысла, он осуществляет анализ по осмыслению полученных сведений. Здесь нужно грамотное исполь­зование общенаучных методов исследования и интерпретации данных.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги