Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне

 

Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавательного и эмоционально-чувственного уровней заключается специфика и осо­бенность журналистского познания.

В этом процессе журналист интегрирует такие виды человеческой деятельности, как:

– познавательная (отражение объективной действительности, определение взаимосвязей между личностью и обществом);

– преобразовательная (изученный материал трансформируется в разных сюжетно-композиционных отношениях, выражающих авторскую концепцию);

– воспитательная (стремление воздействовать на общественное сознание);

– оценочная (отражение явлений действительности в соответ­ствии с идеалами автора);

– коммуникативная (осуществление обратной связи с аудиторией).

В каждой отдельной позиции журналист использует разные спосо­бы толкования увиденных явлений и ситуаций, по-разному комменти­рует и истолковывает их.

Методология не сводится к сумме определенных приемов и спосо­бов исследования, а предполагает разработку цельной системы особых принципов и подходов к изучению объектов, т.е. представляет собой системное образование, определяемое не только системой сложивших­ся знаний, но и особенностями журналистского познания явлений.

Журналистские методы исследования и отражения действительно­сти делятся на две основные группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы. Метод наблюдения носит целенаправленный характер и представляет собой довольно сложный процесс, отражающий особенности наблюдаемого объекта и личные качества наблюдателя.

Социологи определяют наблюдение как прямую регистрацию со­бытий очевидцем. В основе этого метода, пишет Г. В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкрет­ности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним» [27, с. 42].

В ходе наблюдения за событием журналист выявляет его наиболее существенные характеристики, неприметные, на первый взгляд, дета­ли, наблюдает за поведением людей. Изучая причинно-следственные связи между различными элементами события, корреспондент закла­дывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.

Наблюдения классифицируются по нескольким позициям.

По способу организации:

– открытое (журналист сразу обнаруживает цели своего присут­ствия на наблюдаемом объекте);

– закрытое (журналист не сообщает о своих целях и тайно ведет наблюдение, обычно при изучении конфликтных ситуаций или в ходе журналистского расследования).

По степени участия в событии:

– включенное (журналист становится активным участником со­бытия);

невключенное (наблюдение со стороны).

По условиям изучения предмета наблюдения:

– прямое (журналист наблюдает сам);

– косвенное (используются косвенные данные).

По временному признаку:

– кратковременное;

– длительное.

Впечатления, полученные журналистом в ходе наблюдения, должны быть проверены. Для этого социологи предлагают:

– максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению;

– при осуществлении наблюдения несколькими лицами их оцен­ки необходимо сопоставлять и согласовывать;

– один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях, чтобы увидеть его с разных сторон;

– четко различать и регистрировать интенсивность, регуляр­ность, периодичность, частоту наблюдаемых событий;

– не смешивать описание событий с их интерпретацией.

Метод проработки документов — один из наиболее распростра­ненных в практике журналистики.

«Анализ документов — это изучение различных носителей ин­формации: статистических сборников, архивов учреждений, ор­ганизаций и частных лиц, писем и дневников, документальных кинолент, фонограмм и видеозаписей... Документальная база — огромный потенциал для журналистских произведений» [27, с. 146].

Документы классифицируются:

– по типу фиксации — рукописные, печатные, фото-, видео-и кинопленки, аудиозаписи, грампластинки, лазерные диски;

– по типу авторства — официальные и личные;

– по степени близости к объекту отображения — первоначальные и производные;

– по степени предназначенности для обнародования — созданные преднамеренно или непреднамеренно;

– по сфере деятельности, породившей документ, — бытовые, произ­водственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.

Способы анализа документов:

– традиционный, или качественный, преломляется в понимании исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полученных с его помощью сведений;

– формализованный, основу которого составляет контент-анализ, требующий изучения большого количества однотипных доку­ментов по определенным параметрам; это трудоемкий способ, и в журналистике он применяется нечасто, так как требует осо­бых навыков.

Работа с документами требует навыков аккуратного ведения запи­сей и следования определенным правилам:

– фиксировать название документа, фамилию, имя, отчество ав­тора, дату и место изготовления, используемые страницы;

– цитаты из документа должны быть взяты в кавычки и сопрово­ждены указанием страниц;

– цитаты, цифры, фамилии, имена обязательно проверяются по­сле работы с документом;

– если документ не опубликован, необходимо записать его полное название, дату составления, указать наличие печатей и подпи­сей, фамилии подписавшихся лиц, место и номер хранения;

– проверка документа на подлинность предусматривает исследо­вательское внимание не только к содержанию, но и к внешним признакам: форме, бумаге, шрифту; необходимо определить, какими источниками информации пользовался составитель до­кумента.

Эксперимент как метод введения в ситуацию искусственного им­пульса, позволяющего журналисту получить необходимые знания.

«Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследовате­ля» [17, с. 26].

Эксперимент всегда связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. В за­висимости от силы импульса выделяются разновидности эксперимента:

– «чистый» эксперимент как крайний полюс экспериментирования;

– естественный эксперимент;

– псевдоэкспериментирование, или экспериментальное наблю­дение.

Как правило, эксперимент проводится на основе эксперименталь­ной ситуации, в которой проявляется деятельность изучаемого объекта.

Мотивы, которые вызывают необходимость экспериментальной ситуации:

– недостаточность нужной журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;

– невозможность получить эту информацию обычными методами;

– необходимость получения психологически достоверных аргу­ментов.

Типы экспериментальных ситуаций:

– в последовательном эксперименте наблюдаемый объект выступа­ет в двух состояниях – обычном и экспериментальном (доказа­тельство строится на сравнении этих состояний);

– параллельный эксперимент проводится для сравнения состояния разных объектов в одно и то же время;

– естественный эксперимент не предусматривает активного вме­шательства исследователя, который лишь наблюдает за процес­сом и ждет его результатов.

Существуют две разновидности ролевого поведения эксперимента­тора:

– журналист меняет профессию;

– журналист наблюдает за специально организованной ситуацией.

В первом случае четко проявляется и степень перевоплощения жур­налиста:

– «слабое» экспериментирование (журналист лишь фиксирует происходящее, находит тематический «ход»);

– «эксперимент поневоле»;

– «испытано на себе»;

– «деятельный работник»;

– «внедрение»;

– «подставная фигура».

Для журналистского эксперимента, объектом которого являются различные человеческие отношения, характерны обилие, комплекс­ность переменных, которые оказывают влияние на состояние объекта.

«В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог про­верить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, кото­рые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект» [27, с. 136].

В соответствии с конкретными задачами журналист может усилить искусственный импульс, целенаправленно сконструировать нужную ситуацию, втянув в нее определенный круг интересующих его людей.

Среди приемов конструирования можно выделить следующие:

– «кто меня остановит»;

– «по следам»;

– «комиссия»;

– «положительный образец»;

– «руководитель службы в роли ее клиента»;

– «экспертная оценка»;

– «меченые атомы»;

– «симуляционный метод».

«Симуляционный метод» наиболее наглядно демонстрирует целе­направленное конструирование нужной ситуации и находится «на гра­ни фола» — еще чуть-чуть, и можно говорить о нарушении этических и профессиональных норм журналистики.

Проведение эксперимента требует особой квалификации и владе­ния специальными методиками. Это требование особенно актуально для тележурналистов: в последние годы метод воссоздания искусствен­ной ситуации, в которую попадают ничего не подозревающие люди, становится основой для создания многих телевизионных программ.

Метод интервью. Это универсальный прием получения инфор­мации, средство профессионального поиска, один из самых сложных и важных элементов журналистской работы.

Составляющие метода интервью:

общая подготовка:

- высокий уровень интеллекта и эрудиции (психологи устано­вили, что воспринимаемый субъект — в нашем случае журна­лист — делает заключение о познаваемой личности на осно­вании собственного опыта и имеющихся знаний, поэтому интеллектуальное развитие журналиста, накопление им раз­носторонних познаний в самых разных областях человеческой деятельности, а иначе говоря, общая эрудиция, отнюдь не благие пожелания, а просто профессиональное требование);

- специальные профессиональные знания и умения (теория журналистики: знание специфики тележанров, основных приемов и методов сбора информации; представление о «сво­ей» аудитории: ее структуре, интересах, потребностях — ведь, в конечном счете, именно для этих людей журналист и рабо­тает);

- журналистская специализация (изучать какой-то предмет до уровня специалиста невозможно, да и не нужно, но специали­зация так или иначе необходима; можно поспорить о катего­ричности утверждения Феликса Медведева, сказавшего, что«журналист должен работать в одной теме, а Ломоносовых от журналистики не бывает», но большая доля истины в этом есть);

- этические нормы журналистики;

конкретная подготовка — самый важный этап, включающий:

- выбор темы и жанровых рамок;

- вхождение в тему: предварительное изучение материала и зна­комство с собеседником;

- определение вербальных средств общения в зависимости от темы и характера разговора; виды вопросов: по форме — от­крытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безлич­ные; по функциям — основные, зондирующие, контрольные; по воздействию на собеседника — нейтральные, наводящие, подсказывающие; по этапам разговора — контактные, адрес­ные, программные, эфирные);

- требования к вопросам: ясность и краткость, конкретность, корректность, формулировки, не допускающие односложных ответов, умение «беречь паузу»;

- использование невербальных элементов интервью (проксемика — время и место разговора; паралингвистика — громкость, тембр и тональность речи, интонация, смех; кинесика — ми­мика, жесты, позы, походка; контакт глаз);

психологическая подготовка интервьюера:

- умение выстроить четыре фазы общения:

- период адаптации,

- сам разговор,

- разрядка, снятие напряжения,

- обеспечение комфортного состояния после общения;

- создание атмосферы доверия:

- умение слушать,

- учитывать психологию собеседника,

- создать образ «положительного» интервьюера (развенчать не­гативные стереотипы),

- знать и уметь применять приемы установления психологиче­ских контактов, способы общения, техники активного слуша­ния и приемы, способствующие взаимопониманию,

- уметь вести разговор в конфликтной ситуации;

- при необходимости использовать игровые варианты интер­вьюирования, различные роли и маски.

Теоретические методы. К ним относятся:

формально-логические, или методы выводного знания:

- индуктивное умозаключение (переход от знания о единичном к знанию об общем); два вида индукции: полная — умозаклю­чение о всем классе предметов делается на основании изуче­ния каждого из них, неполная — изучения только отдельных;

- дедуктивное умозаключение — развитие мысли от общего к частному;

- традуктивное умозаключение применяется при сравнениях и аналогиях (аналогия проводится по существенным, глав­ным, качественно единым признакам исследуемых явлений; сравнение устанавливает сходство и различие разных предме­тов);

содержательно-логические методы: выявляющие связи предме­та — внутренние и внешние:

- анализ и синтез (разделение предмета изучения на его состав­ляющие, их исследование, а затем — соединение);

- гипотетический метод (попытка предсказать развитие изучае­мого явления в будущем, проявляется в формах догадки, пред­положения);

- метод историзма (требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в его разви­тии существовали, что он представляет в настоящий момент);

- абстрагирование — мысленное выделение интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков (результаты абстрагирова­ния — абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации);

- моделирование — замена изучаемого предмета или явления на его аналог — упрощенную модель и последующее исследова­ние этого аналога.

Нетрадиционные методы. К ним относятся:

– публицистическое прогнозирование, рассчитанное на вероят­ностное описание возможного и желаемого;

– биографический метод — обращение к биографиям известных людей как к отражению определенных исторических измене­ний в социальной жизни (основные направления в потоке био­графических исследований — исследование социальной обу­словленности жизненных путей, исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых культур, исследования, изучающие генезис опыта и смысловых структур того, как проходит социализация личности и усвоение культур­ных образцов).

Социологические методы. Методология журналистского познания, имеющего своим объектом реальную социальную действительность, представляет собой особую область социологического познания, тесно связанную с творческими процессами создания журналистских произ­ведений. И социологические методы все шире входят в практику жур­налистики. Особую роль в повышении эффективности журналистской деятельности играет общесоциологический системный подход к явлениям социальной действительности.

Основу системной методологии составляют три принципа:

– принцип целостности (всякий объект воспринимается как целое лишь тогда, когда он успешно противостоит своему окруже­нию — внешней среде и сохраняет при этом свою качественную определенность);

– принцип системности (предполагает выявление состава элемен­тов исследуемого объекта и их свойств, проявляющихся при взаимодействии этих элементов);

– принцип динамичности (динамичность — неотъемлемое свойство всякой системы, между элементами которой нет жесткой, меха­нической связи; их динамичность проявляется в непрерывном течении процессов разных уровней, которые согласованы меж­ду собой во времени и пространстве).

Социология — область научного познания мира и, соответственно, результат ее деятельности — научное знание, основными характеристи­ками которого являются:

– объективность;

– всеобщность;

– системный характер;

– точность в изложении информации;

– способность развиваться.

Если журналист, опираясь на авторитет науки, использует эти ха­рактеристики, он берет на вооружение и социологические методы:

– контент-анализ («формализованный» метод) находит такие свойства и качества документа, которые отражают его суще­ственные стороны и качества;

– обработка статистической информации (статистическая груп­пировка, в ходе которой данные относятся в рубрики, соответ­ствующие выбранным признакам);

– выборочное исследование, как процесс отбора наблюдения, точная научная процедура.

Применение всех изложенных методов и их последовательность со­гласуется со стадиями творческого процесса, связанного с созданием журналистского произведения. Замысел его можно соотнести с выдви­жением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиаль­ность познания объекта действительности предполагает его всесторон­нее изучение. На этапе замысла произведения журналист решает, какой метод сбора первичной информации наиболее уместен, какая техника эффективнее и в какой последовательности изучать объект. Когда жур­налист находится на этапе реализации замысла, он осуществляет анализ по осмыслению полученных сведений. Здесь нужно грамотное исполь­зование общенаучных методов исследования и интерпретации данных.