рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика создания телевизионной образности

Методика создания телевизионной образности - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   В Тележурналистике Отчетливо Проявляются Черты И Журналисти­К...

 

В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, умение го­ворить на нем, чувствовать его оттенки, нюансы, знание его граммати­ки — важнейшая составляющая профессионального мастерства теле­журналиста.

Образность - необходимое качество телевизионной журналистики. Любую тему тележурналист раскрывает через показ. Художественная одарен­ность, способность тонко чувствовать природу зрительного образа в дан­ном случае рассматриваются как профессиональные качества.

«Приступая к овладению профессиональными навыками, будущий жур­налист должен осознать: он готовится работать на телевидении. При всей привлекательности острых политических «разговорных» передач (особен­но на крутых поворотах истории), при всем уважении к литературному труду и необходимости отлично владеть словом — назначение телевизора то же, что волшебного зеркальца в русской сказке: показывать, что проис­ходит» [45, с. 11].

Составляющие показа — видеоряд, слово, звук — основные элемен­ты аудиовизуальной образности. Их умелое использование — показа­тель уровня профессионализма тележурналиста.

Еще одна составляющая профессиональной культуры тележурна­листа — знание техники «исполнения» телепередачи, технологии теле­визионного производства. Речь идет о том, что, кроме общей методо­логии познания и общей журналистской методологии, тележурналист должен иметь четкое представление о приемах и методах, связанных со спецификой электронных СМИ. Прежде всего, это создание видеоря­да. Здесь основной задачей является точная и ясная пространственно-временная ориентация зрителей в показываемом событии. Тенденции сегодняшнего телевидения — сближение стилистики зрительного ряда игрового и документального стиля. «Действительность в рамках кадра должна быть освоена эстетически» (Г. В. Кузнецов).

Планирование видеоряда строится по цепочке: тема — замысел — предварительный сценарий — съемка — окончательный сценарий — монтаж. Перенос идей автора-журналиста на телеэкран осуществляет оператор. Чтобы грамотно работать с ним в связке, журналисту необхо­димо знать некоторые основы операторского мастерства, в частности, законы съемки:

– не забывать, что в памяти зрителей остается 30% увиденного и 20% услышанного;

– в совершенстве владеть терминологией;

– знать основные характеристики телевизионного кадра;

– соблюдать правило «ста восьмидесяти градусов» (на каждом ка­дре вдоль линии основного действия установить воображаемую ось — так называемую генеральную и производить съемку толь­ко с одной ее стороны);

– каждый кадр и любое движение в кадре должны быть логически обоснованными (материал считается хорошо снятым, если при выключенном звуке телезрителю ясно и понятно, что проис­ходит на телеэкране);

– развитие снимаемого события передается с помощью внутрикадрового движения при смене ракурса или использовании транс­фокатора для «наезда» и «отъезда» (скорость движения должна быть постоянной, а кадры, снятые с помощью трансфокатора, не подлежат монтажу);

– панорамные съемки осуществляются движущейся камерой (скорость движения камеры должна быть постоянной, а начало и конец панорамы — зафиксированными);

– важным элементом операторского искусства является работа со светом: основной, контровой, заполняющий, рисующий, моде­лирующий, фоновый и другие его разновидности выбираются и комбинируются на каждой конкретной передаче (оператор варьирует их сочетание в зависимости от того, как место съемки выглядит в камере или на мониторе);

– цветовой баланс как колористическое решение передачи опре­деляется настройкой телекамеры на цветовую температуру глав­ного источника света, регулировкой баланса белого (оператор делает наезд камеры на освещенный белый лист бумаги, запол­няя им все пространство кадра, нажимает кнопку балансировки и не отпускает ее, пока камера не настроится);

– композиция телевизионного кадра — эстетическое осмысле­ние пластических объектов визуальной информации, их под­бор, группировка и последовательность создают единство действия, эмоциональное настроение, эстетическую пропорци­ональность; элементы композиции — граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение.

Виды телевизионных съемок:

– неподвижная камера снимает неподвижный предмет;

– неподвижная камера снимает движущийся предмет;

– движущаяся камера снимает неподвижный предмет;

– движущаяся камера снимает движущийся предмет.

Способы телевизионных съемок:

– панорамирование (съемка неподвижной камерой, поворачива­ющейся вокруг своей оси);

– проезд или тревеллинг (съемка движущейся камерой, при кото­рой угол между осью объектива и плоскостью снимаемого пред­мета остается неизменным);

– траекторная съемка — сочетание панорамирования с тревеллингом.

Для достижения художественного эффекта используются: съемка-наблюдение, съемка врасплох, репортажная съемка, съемка скрытой камерой, а также такие приемы, как наплыв, затемнение, «шторка», двойная экспозиция, «смазка», расфокусировка.

Монтаж телепередачи как средство организации изобразительного материала. Смысл монтажа в том, чтобы зритель не только видел явление, но и вос­принимал его суть, не только узнавал объект, но и познавал что-то новое. Главная задана монтажа — сложить все отснятые кадры в такой ритмиче­ский ряд, где все смысловые сцепления совпадут со зрительными. Законы монтажа:

– закон материальной последовательности (благодаря последо­вательной передаче фаз движения, появлению новых героев зритель получает впечатление единой картины, единого образа действительности);

– закон психологического напряжения (зритель не должен сразу получать всю визуальную информацию, он должен ждать появ­ления следующего кадра, в каждом кадре должен быть вопрос);

– закон развития драматургического действия (в каждом после­дующем кадре содержится ответ на вопрос, зритель получает новую информацию; новое впечатление от смены планов, ра­курсов, показа деталей).

Приемы монтажных соединений:

– перемена точки съемки;

– причинно-следственная связь;

– перемена места действия;

– выделение детали;

– параллельное действие;

– контрастное сопоставление;

– ассоциация и аналогия;

– монтажный рефрен.

Этапы монтажа:

– во время наблюдения (ориентировка на месте предстоящей съемки),

– после наблюдения (мысленная организация увиденного),

– во время съемки (приспособление к условиям),

– глазомер (мгновенная ориентировка для определения необхо­димых связывающих кадров),

– окончательный монтаж (выявление смыслового стержня, пере­группировка всего материала в наилучшей последовательности).

Виды монтажа:

– в зависимости от цели:

- технический;

- формально-описательный;

- конструктивный;

- художественный (разновидность — параллельный и его част­ный случай — перекрестный);

в зависимости от творческой задачи:

- глубинный или внутрикадровый (построение композиции, объединяющей все выразительные средства в новое художе­ственное целое — мизанкадр, который является элементом монтажного ряда; постепенное изменение мизанкадра в ре­зультате движения камеры или изменения ракурса, движения персонажей в глубину или из глубины кадра);

- межкадровый (соединение отдельных мизанкадров в мон­тажную фразу, в результате которого возникает или меняет­ся смысл кадров — рождается некий «третий» смысл, а также возникает иллюзия непрерывности происходящего).

Понятие «перебивки» означает технический прием (средство) для смыслового соединения нестыкующихся кадров.

Монтажное мышление должно проявляться на всех стадиях созда­ния материала: кадр — монтажная фраза — эпизод — сцена.

Слово на телеэкране - второй важнейший компонент телевизионной образ­ности. Рабочие функции слова определены достаточно четко: это источ­ник информации, инструмент общения, средство художественной выра­зительности, педагогический инструмент в воспитании культуры речи, чистоты языка, повод для подражания. А все, вместе взятое, составляет важнейшую социальную функцию телевидения.

«Если мы признаем истину, что жизнью управляет слово, а слово, оформ­ленное в образ, — что и делает телевидение — обретает большую значи­мость, то в современных условиях понятие "как слово наше отзовется" об­ретает утроенную силу. И любой ведущий, любой корреспондент обязан помнить и думать, что произойдет после того, как он вынесет свою инфор­мацию на суд аудитории» (О. М. Попцов).

Телевизионная речь — понятие сложное, неоднозначное, специфи­ческое, имеющее несколько уровней:

– слово и текст (прочтение написанного);

– слово без картинки (устное произнесение сообщения);

– слово и картинка (комментирование);

– общение в кадре (беседа, интервью, ток-шоу).

Умение говорить убедительно, аргументированно, точно, грамот­но, этично, владеть правилами устной речевой культуры — неотъемле­мая составная часть профессии тележурналиста.

«На телеэкране надо "быть собой". Самоличность рассказчика, разговор­ность определяют степень доверия... И наибольшие удачи нашего теле­видения определяет слово живое, обращенное к аудитории, рождающееся в этот момент и облекающее выношенную, зрелую мысль» [1, с. 9].

Важнейшая специфическая особенность телевизионной речи — со­четание слова и изображения. Ее проявления обусловлены:

– персонифицированностью телевизионной информации (на экране — говорящий человек);

– звучанием живого слова (устная речь);

– отсутствием описательной функции (заменяет видеоряд);

– предрасположенностью зрителей к восприятию слова (успех разговорных жанров);

– зрительским интересом не только к динамизму событий, но и к динамизму мыслей, чувств, характеров.

Практика выработала и общие правила решения словесно-изобра­зительных задач:

– изображение должно соответствовать слову, а слово — изобра­жению (если нет цели противопоставления);

– слово не должно дублировать изображение;

– слово должно давать достаточную для зрителя информацию (должны быть названы имена героев, их статус, обозначены не­понятные объекты и предметы, играющие роль в развитии дей­ствия).

Камерные условия восприятия слова, звучащего с экрана (теле­зрители в домашней обстановке), и требования, предъявляемые в связи с этим работающим в эфире журналистам:

– беседовать, а не вещать;

– доверительно обращаться к каждому отдельному зрителю (при условии сохранения публицистичности);

– импровизировать на основе отличного знания излагаемой темы;

– не актерствовать;

– обладать чувством камеры и чувством аудитории;

– точно знать пределы использования невербальных средств об­щения;

– одежда и манера поведения журналиста в кадре не должны отвле­кать телезрителей от содержания излагаемой им информации.

Самое главное требование — абсолютная грамотность, чувство меры и культура речи.

Звуковое оформление телепередач. Звук является важнейшим компонен­том телевизионной образности как организующее ритмическое начало. Соотношение изображения и звука проявляется в разных формах:

– изображение подчинено звуковому решению;

– звук подчинен изображению;

– звук усиливает изображение;

– звук разрушает изображение;

– изображение порождает новый звуковой образ.

Типы звуковой телевизионной образности:

– контрапунктический (временное, эмоциональное или смыс­ловое несовпадение звука и изображения, придающее новый смысл видеоряду; используется как яркий драматургический прием);

– иллюстративный (зрительный ряд задает программу звуковому; роль — сопровождение, а не драматургический прием);

– сюжетный (в основе — музыкальная фонограмма, используется в клипах);

– диффузный (сочетание изображения и звука с цветом и светом).

Звук представлен на телеэкране музыкой, шумами, шумомузыкой, паузой.

Музыка как элемент телевизионной образности. Музыка, обладая огром­ной силой эмоционального воздействия, является одним из самых востребованных выразительных средств современного телевещания и выполняет множество разнообразных функций: от организующей до драматургической, делая эфир ярче, зрелищнее, привлекательнее.

Созданная специально для звукового оформления телепередач медиамузыка (от англ. media — средство) — полноправный элемент зву­ковой художественной образности. Такая музыка может быть ориги­нальной (специально написанной композитором для определенного телепроизведения) или компилятивной (подобранной из фонотеки). Основа современного телевидения — музыка компилятивная.

Внутрикадровая музыка (на месте действия) выполняет следующие функции:

– характеризует действующих лиц;

– содействует сюжетным поворотам;

– создает атмосферу действия;

– определяет ритмический тонус передачи;

– передает «подтекст» общения;

– продолжает «территорию кадра», сообщает о происходящем за рамкой экрана;

– соединяя звук и изображение, создает новый образ.

Внекадровая музыка (вне действия, ее слышат только телезрители) раскрывает внутренний смысл происходящего:

– создает атмосферу действия;

– обнажает и усиливает внутреннее действие в эпизодах с текстом;

– указывает на «второй план»;

– иллюстрирует «внутренние монологи»;

– обостряет конфликты;

– озвучивает пейзаж.

«Медиамузыка — очень обширная область, требующая особого изучения и практического освоения. Иначе не избежать музыкально-звуковых неудач, даже если сценарий передачи при этом был просто идеальным...Телевизи­онного журналиста и отличает то качество, что он имеет точное представле­ние о работе не только с видеоизображением, но и со звуком, важнейшими компонентами которого являются речь и медиамузыка» [52, с. 54].

Шумы и шумомузыка. Шумы, как яркое выразительное средство не подчинены слову, они взаимодействуют с ним, дополняя и создавая «эффект присутствия». Шум как составляющая звуковой партитуры име­ет три разновидности:

– интершум синхронный (фоновый, записанный непосредственно во время съемки, изъять его из записи невозможно; фиксируя естественные звуки, он дает ощущение реальности происходя­щего, усиливает правдивость отснятого материала);

– интершум несинхронный (заранее записанный, имеющийся в фо­нотеке; сопровождает изображение с отсутствующим или нека­чественно записанным звуком);

– павильонная пауза (каждое помещение имеет свой «белый шум», и когда нужно вставить паузу в какой-либо текст, то монтирует­ся не чистая магнитная пленка, а запись тишины в том же пави­льоне, где снималась передача).

Функции шумов:

создание звукового подтекста;

– рождение ассоциаций;

– появление эффекта констатации факта;

– «очеловечение» различных звуков;

– влияние на драматургию отдельных эпизодов и всего экранного произведения.

Шумомузыка — реальные звуки повседневности, объединенные, скомбинированные и пропущенные через трансформирующую звуко­вую аппаратуру; используется для создания фантастической атмосфе­ры, видений, снов, ассоциаций.

Слово, музыка, живой звук — формы существования самой дей­ствительности. Выразительными возможностями они становятся бла­годаря природе телетворчества и мастерству тележурналиста, умеющего слушать звучащий мир, сочетать звуки друг с другом и с изображением.

Телевидение в силу своей зрелищной природы обладает уникальной возможностью сильного эмоционального воздействия на аудиторию зри­телей. Арсенал средств такого воздействия велик и разнообразен. Задача творческой группы, создающей телепередачу, в том числе и тележурналиста, состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от целевого назначения программы.

«Каждая отдельная телевизионная передача должна соответство­вать основным принципам вещания, его идейной направленности, эсте­тической и художественной завершенности... Закономерности построе­ния телевизионной программы познаются в процессе ее активной жизни в эфире, творческих поисков, осмысления опыта телевидения» [12, с. 384].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика создания телевизионной образности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги