Методы эфирной презентации телевизионных программ

 

Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся:

– вездесущность (способность проникать в любую точку про­странства);

– экранность (передача сообщения в звуко-экранной форме);

– непосредственность (сообщение о факте в виде самого факта);

– симультанность (одновременность наблюдения и показа).

Эти особенности телевидения наиболее ярко проявляются в режи­ме прямого эфира.

Техника телевидения обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина фе­номена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобра­зительного искусства и массовой коммуникации. Звукозрительный характер телевизионной передачи позволяет установить личностный контакт с аудиторией зрителей, обеспечить эффект присутствия — соз­дать психологическую установку на особое доверие к программе. Рабо­та в прямом эфире — серьезное испытание для тележурналиста.

Сегодня телевидение переживает третье пришествие прямого эфи­ра, которое характеризуется:

– борьбой телеканалов за возможность быть первыми в сообще­нии актуальной информации;

– конкуренцией с Интернетом;

– активным техническим использованием космической связи;

– использованием «прямых включений» специальных корреспон­дентов, работающих в разных точках планеты.

«В отечественной практике резкое увеличение удельного веса прямого эфира, вытесненного, казалось бы, навсегда «надежной и удобной» видео­записью, позволяет сделать вывод о наличии непреходящих закономерно­стей в тележурналистике, о важности изучения традиций» [45, с. 4].

Революцию в телевизионном вещании произвела видеозапись, ко­торая позволяет:

– воспроизводить на экране предварительно зафиксированное телеизображение;

– сохранять пространственно-временную непрерывность, свой­ственную живой передаче, и воспроизводить ее в реальном, но не подлинном времени;

– использовать монтаж видеомагнитной записи как способ пол­ноценного творческого вмешательства в процесс подготовки передачи;

– более эффективно редактировать программы.

Новая концепция телевещания — интерактивность. Первым ее проявлением стала контактная телефонная связь со зрителями в ре­жиме прямого эфира. А затем сначала как техническая система, обе­спечивающая возможность прямой телевизионной трансляции че­рез телеспутники, связывающие вещательными каналами отдельные точки земного шара, появились телемосты, методика проведения которых разработана на кафедре телерадиожурналистики Санкт-Петербургского университета (первая передача в этом формате состоя­лась в Ленинграде в 1986 г.).

«Являются ли телемосты самостоятельным жанром тележурналистики? Или это вид вещания, включающий в себя признаки многих жанров? Теле­мосты — всего лишь форма, интересная, содержательная, впечатляющая масштабностью действия, способ, помогающий приблизить нужные теле­персонажи, которые по каким-то причинам не могут оказаться в студии...» [6, с. 191].

Типологические признаки телемоста:

– географическая удаленность точек телемоста друг от друга;

– участие в передаче больших групп людей, заинтересованных в обсуждаемой теме;

– обязательное использование больших телевизионных комплек­сов, студий, линий связи;

– наличие в студиях и в кадре большого проекционного экрана, позволяющего показывать собеседников в размерах реального человеческого роста.

Разновидности телемостов:

– партнерский режим (сценарий на равных условиях разрабаты­вают обе стороны, права на прямой эфир — равные);

– ведущий режим (полная сценарная разработка одной стороны, у нее же — право на прямой эфир);

– ведомый режим (по инициативе и при полной разработке сце­нария партерами, право на эфир — в видеозаписи).

Для успешного проведения телемоста необходимо продумать:

– круг вопросов, затрагиваемых в передаче;

– возможные варианты направления разговора;

– планирование режима прямого эфира;

– развернутый сценарий;

– необходимость ведущих с каждой стороны моста.

«Можно смело предполагать дальнейшее развитие и, благодаря современным технологиям, появление камерных телемостов, связывающих не громадные аудитории через громадные расстояния, а группы беседующих, дискутирующих между собой людей, находящихся в различных географи­ческих точках и даже в пределах нескольких улиц одного города» [6, с. 192].

Технологии проведения телемостов используются и в таком новом способе телевещания, как телемарафон — содержательная и оператив­ная форма подачи информации, впечатляющая масштабностью и вре­менной протяженностью действия.

Чаще всего телемарафон посвящается актуальному, общественно значимому событию или теме, представляющей интерес для аудитории. Нередко телемарафоны проводятся с благотворительными целями.

Телемарафон включает в себя:

– использование телемостов как прямых включений с мест, где происходят события, включенные в программу;

– необходимость нескольких ведущих, работающих по методу эстафеты;

– синтез разных жанров (репортаж, интервью, комментарий);

– включение развлекательных элементов, соответствующих теме программы;

– наличие подробно разработанного сценария;

– увеличенный объем видеоматериала, обусловленный времен­ной протяженностью передачи;

– возможность использования элементов интерактивности (теле­фонные звонки, CMC-сообщения, записки в кадре) для созда­ния атмосферы единого действия с импульсивным ритмом.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите мотивы, цели и функции журналистики как творчества.

2. Из каких элементов складывается профессиональная культура журна­листа?

3. Что собой представляет информационная культура журналиста?

4. Раскройте содержание составляющих методологической культуры.

5. Что вы знаете об основаниях классификации методов исследования и творческого осмысления действительности?

6. Охарактеризуйте эмпирические методы исследования.

7. Что представляют собой теоретические методы исследования?

8. Перечислите элементарные выразительные средства журналистики.

9. Перечислите принципы создания документальной образности.

10. Назовите виды и способы телевизионных съемок.

11. В чем заключается главная задача телевизионного монтажа и каковы его законы?

12. Определите основные рабочие функции слова на телеэкране.

13. Назовите важнейшую специфическую особенность телевизионной речи. В чем она проявляется?

14. Охарактеризуйте звук как один из важнейших компонентов телевизи­онной образности.

15. Что представляют собой телемосты и телемарафоны?