рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Журналист - автор сценария

Журналист - автор сценария - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Любая Телевизионная Передача — Большой Телеочерк Или Маленьки...

 

Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сценария или сценарного плана, по которому будет работать съемочная группа, — предварительный, но очень важный этап телевизионного творчества. И он полностью зависит от уровня профессионального мастерства те­лежурналиста.

Работа на телевидении имеет свою специфику: мало владеть про­фессиональными навыками, надо еще обладать необходимыми личны­ми качествами, без которых нельзя добиться успеха. Это такие прояв­ления личности, как:

– интерес к людям, природная любознательность;

– умение слушать и слышать, смотреть и видеть;

– способность мыслить образами;

– эрудиция;

– уверенность в себе и здоровые амбиции;

– искренность;

– умение удивляться и удивлять.

Рождение журналистской темы всегда связано с изучением журна­листом жизненного материала и мысленным воплощением его в буду­щее экранное произведение.

«Автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, ориги­нальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт, емкий диалог, яркие характеры, художественный образ, определенный жанр, точная ком­позиция и творческое кредо» [1, с. 27].

Познавательная деятельность тележурналиста. Первоначальным им­пульсом для тележурналиста к созданию любой телевизионной передачи является познавательная деятельность.

Предмет познавательной деятельности — факты, образующие со­циально значимую ситуацию и стоящую за ней проблему.

Цель познавательной деятельности — анализ и оценка социального масштаба ситуации, определение ее взаимосвязи с окружающей дей­ствительностью.

Структура познавательной деятельности:

– от авторской позиции через авторскую версию к формулирова­нию авторской концепции (авторская позиция — отношение автора к поставленной проблеме и способам ее решения, автор­ская версия — основанная на эрудиции журналиста и предва­рительной информации модель будущей авторской концепции, авторская концепция — логически выстроенная и аргументиро­ванная ведущая мысль будущего произведения, соединяющая в себе знание о происходящем и отношение к нему);

– накопление, систематизация и осмысление предварительной информации;

– накопление, систематизация и осмысление эксклюзивной ин­формации.

Результат познавательной деятельности — авторский замысел. Это основная идея будущей передачи и комплексная характеристика таких ее составных элементов, как:

– проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения;

– тема — четко ограниченная логическими и содержательными рамками основная мысль (рождение журналистской темы всег­да сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуаль­ности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни, с четким определением проблем и вопросов, требующих рас­крытия);

– адреса и места съемок;

– методика исследования проблемы (беседы в кадре, показ собы­тий, эксперимент и т.д.);

– круг участников;

– жанровые рамки;

– хронометраж.

Сценарный план. Сведения, составляющие авторский замысел, оформ­ляются в виде сценария или сценарного плана. Сценарная разработка (сценарий, либретто, предварительный план, «рабочая версия») оправ­дывает свое назначение, если в ней указаны:

– целевая установка (ради чего и во имя чего снимается фильм);

– круг действующих лиц, а при возможности предварительной встречи с ними и их человеческие характеристики, которые, если даже и не войдут в передачу, помогут установлению психо­логического контакта с героями на стадии съемок;

– места действия, в которых предполагается наблюдение за по­вседневной жизнью героев или, напротив, за такими момента­ми, когда наиболее полно раскрываются их мысли и душевные качества;

– способы съемки (скрытая камера, длительное наблюдение, со­бытийная съемка), которые, на взгляд сценариста, наилучшим образом помогут решению темы и каждого конкретного эпизо­да, а также раскрытию характеров основных героев;

– сценарно-организованные ситуации или «предлагаемые обстоя­тельства», в том числе и формы разговорного взаимодействия от спонтанного интервью на улице до дискуссии в павильоне студии;

– возможная последовательность эпизодов — в соответствии с развитием идеи произведения [31, с. 114].

Как рабочий план для съемочной группы сценарий содержит указа­ние не только на объекты съемки, но и на необходимость передать нрав­ственное, эмоциональное состояние людей, участвующих в передаче.

Три группы экранных средств выразительности — изобразитель­ные, звуковые и драматургические — основа сценарных разработок. За­дача сценариста — умело их использовать, драматургически выстроить телепередачу, сохранив ее непосредственность и импровизационность.

«Первая, последняя и единственная заповедь сценариста — будь достоин аудитории, дорожи ее мнением, вниманием и временем. Единственное не­рушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (Р. Уолтер).

Самый важный, самый трудный компонент сценария — сюжет, внутренняя, интеллектуальная, эмоциональная но своей природе конструкция. Структура сюжета, сформулированная Аристотелем две с половиной тысячи лет назад, — трехсоставная, включающая три основных компонента: начало, середину и конец.

Начало как пусковой момент событий:

– задает передаче тональность;

– дает необходимую экспозицию;

– знакомит с участниками передачи, с местами действия.

Середина — сгущение событий, их развитие.

Конец — демонстрация идеи, основной мысли, которая вытекает из содержания сюжета (идея впереди сюжета — грубая ошибка сцена­риста).

Виды сценарных разработок — сценарный план и литературный сце­нарий.

В сценарном плане разговорных передач должны быть:

– обозначены ситуации, которые сообщают напряженность дей­ствию и непредрешенность финалу;

– определена целевая установка передачи;

– разработаны точные формулировки задаваемых вопросов;

– указаны эпизоды общения с аудиторией и моменты использова­ния иллюстративного материала;

– учтены особенности съемочной площадки;

– названы способы съемки.

Для съемок видеосюжета нужен синопсис — краткое изложение со­держания сюжета, ответы на три вопроса:

– о чем сюжет;

– о чем история и кто герой;

– какие точки съемки.

Синопсис необходим для самого автора (упорядочение материала), для оператора (знает заранее, что и как снимать), для ведущих инфор­мационной программы (точнее будет верстка).

Для передач со сложным монтажом разрабатывается литературный сценарий, определяется, о чем можно рассказать, а что необходимо по­казать. Очень важно, чтобы в сценарии проявлялось личное отношение автора к событиям и судьбам героев. Авторская позиция должна помо­гать режиссеру и оператору находить адекватные методы ее отражения.

Литературный сценарий, как более подробное и полное изложение содержания будущей передачи, определяет ее сюжет, композицию, использование изобразительно-выразительных средств. Такой сцена­рий — результат длительной подготовительной работы тележурнали­ста, детального изучения темы.

«Мастерство сценариста заключается и втом, чтобы выбрать такую мане­ру записи своих мыслей об отражаемых событиях, при которой описание картин жизни, характеристики персонажей звучат не исчерпывающе, не однозначно — словом, когда намечено основное направление, стратегия создания передачи или фильма. Тактику съемок, окончательные изо­бразительные формы воплощения мысли найдут режиссер и оператор» [45, с. 149].

После запуска сценария в производство работа журналиста над передачей не прекращается. Он участвует в съемках, знакомится с ре­жиссерским сценарием и участвует в монтаже, пишет окончательный авторский текст.

Роль тележурналиста в съемочной группе:

– создавать творческую обстановку;

– знать характеры режиссера и оператора, уметь смотреть на мате­риал их глазами;

не впадать в крайности в случае конфликтных ситуаций.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Журналист - автор сценария

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги