Журналист - автор сценария

 

Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сценария или сценарного плана, по которому будет работать съемочная группа, — предварительный, но очень важный этап телевизионного творчества. И он полностью зависит от уровня профессионального мастерства те­лежурналиста.

Работа на телевидении имеет свою специфику: мало владеть про­фессиональными навыками, надо еще обладать необходимыми личны­ми качествами, без которых нельзя добиться успеха. Это такие прояв­ления личности, как:

– интерес к людям, природная любознательность;

– умение слушать и слышать, смотреть и видеть;

– способность мыслить образами;

– эрудиция;

– уверенность в себе и здоровые амбиции;

– искренность;

– умение удивляться и удивлять.

Рождение журналистской темы всегда связано с изучением журна­листом жизненного материала и мысленным воплощением его в буду­щее экранное произведение.

«Автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, ориги­нальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт, емкий диалог, яркие характеры, художественный образ, определенный жанр, точная ком­позиция и творческое кредо» [1, с. 27].

Познавательная деятельность тележурналиста. Первоначальным им­пульсом для тележурналиста к созданию любой телевизионной передачи является познавательная деятельность.

Предмет познавательной деятельности — факты, образующие со­циально значимую ситуацию и стоящую за ней проблему.

Цель познавательной деятельности — анализ и оценка социального масштаба ситуации, определение ее взаимосвязи с окружающей дей­ствительностью.

Структура познавательной деятельности:

– от авторской позиции через авторскую версию к формулирова­нию авторской концепции (авторская позиция — отношение автора к поставленной проблеме и способам ее решения, автор­ская версия — основанная на эрудиции журналиста и предва­рительной информации модель будущей авторской концепции, авторская концепция — логически выстроенная и аргументиро­ванная ведущая мысль будущего произведения, соединяющая в себе знание о происходящем и отношение к нему);

– накопление, систематизация и осмысление предварительной информации;

– накопление, систематизация и осмысление эксклюзивной ин­формации.

Результат познавательной деятельности — авторский замысел. Это основная идея будущей передачи и комплексная характеристика таких ее составных элементов, как:

– проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения;

– тема — четко ограниченная логическими и содержательными рамками основная мысль (рождение журналистской темы всег­да сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуаль­ности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни, с четким определением проблем и вопросов, требующих рас­крытия);

– адреса и места съемок;

– методика исследования проблемы (беседы в кадре, показ собы­тий, эксперимент и т.д.);

– круг участников;

– жанровые рамки;

– хронометраж.

Сценарный план. Сведения, составляющие авторский замысел, оформ­ляются в виде сценария или сценарного плана. Сценарная разработка (сценарий, либретто, предварительный план, «рабочая версия») оправ­дывает свое назначение, если в ней указаны:

– целевая установка (ради чего и во имя чего снимается фильм);

– круг действующих лиц, а при возможности предварительной встречи с ними и их человеческие характеристики, которые, если даже и не войдут в передачу, помогут установлению психо­логического контакта с героями на стадии съемок;

– места действия, в которых предполагается наблюдение за по­вседневной жизнью героев или, напротив, за такими момента­ми, когда наиболее полно раскрываются их мысли и душевные качества;

– способы съемки (скрытая камера, длительное наблюдение, со­бытийная съемка), которые, на взгляд сценариста, наилучшим образом помогут решению темы и каждого конкретного эпизо­да, а также раскрытию характеров основных героев;

– сценарно-организованные ситуации или «предлагаемые обстоя­тельства», в том числе и формы разговорного взаимодействия от спонтанного интервью на улице до дискуссии в павильоне студии;

– возможная последовательность эпизодов — в соответствии с развитием идеи произведения [31, с. 114].

Как рабочий план для съемочной группы сценарий содержит указа­ние не только на объекты съемки, но и на необходимость передать нрав­ственное, эмоциональное состояние людей, участвующих в передаче.

Три группы экранных средств выразительности — изобразитель­ные, звуковые и драматургические — основа сценарных разработок. За­дача сценариста — умело их использовать, драматургически выстроить телепередачу, сохранив ее непосредственность и импровизационность.

«Первая, последняя и единственная заповедь сценариста — будь достоин аудитории, дорожи ее мнением, вниманием и временем. Единственное не­рушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (Р. Уолтер).

Самый важный, самый трудный компонент сценария — сюжет, внутренняя, интеллектуальная, эмоциональная но своей природе конструкция. Структура сюжета, сформулированная Аристотелем две с половиной тысячи лет назад, — трехсоставная, включающая три основных компонента: начало, середину и конец.

Начало как пусковой момент событий:

– задает передаче тональность;

– дает необходимую экспозицию;

– знакомит с участниками передачи, с местами действия.

Середина — сгущение событий, их развитие.

Конец — демонстрация идеи, основной мысли, которая вытекает из содержания сюжета (идея впереди сюжета — грубая ошибка сцена­риста).

Виды сценарных разработок — сценарный план и литературный сце­нарий.

В сценарном плане разговорных передач должны быть:

– обозначены ситуации, которые сообщают напряженность дей­ствию и непредрешенность финалу;

– определена целевая установка передачи;

– разработаны точные формулировки задаваемых вопросов;

– указаны эпизоды общения с аудиторией и моменты использова­ния иллюстративного материала;

– учтены особенности съемочной площадки;

– названы способы съемки.

Для съемок видеосюжета нужен синопсис — краткое изложение со­держания сюжета, ответы на три вопроса:

– о чем сюжет;

– о чем история и кто герой;

– какие точки съемки.

Синопсис необходим для самого автора (упорядочение материала), для оператора (знает заранее, что и как снимать), для ведущих инфор­мационной программы (точнее будет верстка).

Для передач со сложным монтажом разрабатывается литературный сценарий, определяется, о чем можно рассказать, а что необходимо по­казать. Очень важно, чтобы в сценарии проявлялось личное отношение автора к событиям и судьбам героев. Авторская позиция должна помо­гать режиссеру и оператору находить адекватные методы ее отражения.

Литературный сценарий, как более подробное и полное изложение содержания будущей передачи, определяет ее сюжет, композицию, использование изобразительно-выразительных средств. Такой сцена­рий — результат длительной подготовительной работы тележурнали­ста, детального изучения темы.

«Мастерство сценариста заключается и втом, чтобы выбрать такую мане­ру записи своих мыслей об отражаемых событиях, при которой описание картин жизни, характеристики персонажей звучат не исчерпывающе, не однозначно — словом, когда намечено основное направление, стратегия создания передачи или фильма. Тактику съемок, окончательные изо­бразительные формы воплощения мысли найдут режиссер и оператор» [45, с. 149].

После запуска сценария в производство работа журналиста над передачей не прекращается. Он участвует в съемках, знакомится с ре­жиссерским сценарием и участвует в монтаже, пишет окончательный авторский текст.

Роль тележурналиста в съемочной группе:

– создавать творческую обстановку;

– знать характеры режиссера и оператора, уметь смотреть на мате­риал их глазами;

не впадать в крайности в случае конфликтных ситуаций.