Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветителей и многих других представителей творческих, технических и административных профессий.
Смежные творческие профессии делятся на две группы:
1) административную, куда входят продюсеры и редакторы, помогающие журналисту в организации работы творческой команды и обеспечивающие содержательно-тематическое наполнение будущей передачи;
2) творческую, состоящую из журналиста, режиссера и его ассистентов, телеоператора и его ассистентов, звукорежиссера и звукооператора, художника, монтажера; задача группы — обеспечить использование в передаче необходимых изобразительно-выразительных возможностей электронной журналистики.
Именно эта группа — коллективный создатель передачи, а журналист — один из руководителей (совместно с режиссером) творческого процесса. Он должен уметь предвидеть эфирный результат этого процесса. Для достижения успеха ему необходимо активно овладевать методикой, знать способы, приемы создания передач, функции и роли каждого члена съемочной группы.
Главная задача режиссера как руководителя творческого процесса — создание неповторимого телевизионного произведения. Материал, из которого это произведение рождается, — элементы реальности, выдаваемые в эфир. Телевизионный режиссер создает свое пространство и время, свое движение, не деформируя события, а интерпретируя их в зависимости от авторской задачи. Такое освоение жизненного материала требует личного авторского взгляда, наличия собственного «творческого почерка».
Телережиссер использует действительность как свои краски, превращая реальный предмет в образ или символ.
Вместе с журналистом режиссер:
– определяет способы более точной и четкой реализации основной идеи передачи;
– разрабатывает главные тематические направления, пластический и звуковой образ создаваемой передачи;
– драматургически обоснованно соединяет элементы события, раскрывает их глубинные связи;
– организует композицию с помощью режиссерских приемов;
– руководит съемками и монтажом передачи.
Вместе с художником:
– продумывает художественное оформление передачи, ее стилистику;
– обсуждает оформление съемочной площадки, расположение декораций.
Вместе с телеоператором и осветителем:
– выбирает способы съемки;
– определяет места установки телекамер и осветительных приборов;
– продумывает размещение участников передачи на съемочной площадке.
Вместе со звукорежиссером выбирает элементы звукового оформления передачи.
На основе журналистского сценария или сценарного плана разрабатывается режиссерский сценарий — подробная раскадровка готовящейся передачи:
– детально расписываются эпизоды, которые разбиваются на кадры;
– подробно записывается содержание каждого кадра;
– определяется крупность планов, длина кадров в секундах;
– звуковой ряд разбивается на дикторский текст, синхроны, музыку, шумы;
– указывается необходимая операторская техника, способы записи звука, реквизит.
Специфика телевизионной режиссуры состоит в том, что «телевизионный режиссер должен соображать в десять раз быстрее, чем кинорежиссер, он должен понимать, что работает сразу набело, без черновиков. Это сложно, поэтому телевизионный режиссер, в отличие от кинорежиссера, должен уметь складывать картинку в голове, а не на монтажном столе» [3, с. 5].
Основные функции и задачи непосредственного «исполнителя» передачи — оператора:
– готовить к съемке операторскую технику;
– уметь работать с видеотехникой как в автоматическом, так и в ручном режиме;
– грамотно использовать источники света;
– творчески использовать оптику и оптические среды;
– уметь выстроить выразительную композицию;
– снимать монтажно, оперативно реагируя на изменение ситуации;
– работать в тесном контакте с журналистом и режиссером;
– учитывать при съемке следующие правила:
- кадрирование (отбор, исключение или ограничение того пространства, предметов и объектов, которые попадают в кадр),
- сочетание и соотношение основных элементов построения кадра,
- пространственная перспектива, светотональное и колористическое решение кадра.
Основные функции звукорежиссера и звукооператора:
– обеспечивать технически совершенное качество записи звука;
– при создании аудиовизуального произведения разрабатывать звуковую партитуру, соответствующую смонтированному изображению;
– следить за балансом звука при перезаписи;
– грамотно производить микширование звука;
– обеспечивать синхронность звука с видеорядом;
– находить нужную тембровую и тональную окраску используемой при перезаписи фонограммы;
– при необходимости пользоваться выразительными средствами звука;
– работать в тесном контакте с журналистом, режиссером, монтажером.
Требования к художественному оформлению передачи:
– должно соответствовать характеру передачи;
– быть ярким и выразительным, но лаконичным, не обремененным мелкими деталями;
– при необходимости использовать достижения компьютерной графики и лазерной техники;
– не должно отвлекать внимание зрителей от происходящего на экране;
– художественный вкус должен проявляться в каждом телевизионном кадре.
Основные функции монтажера:
– подготовка к монтажу совместно с журналистом и режиссером;
– ознакомление с монтажным листом и текстом;
– отбор отснятого материала, если в монтаже не участвуют журналист и режиссер;
– передача с помощью монтажных соединений основной мысли произведения;
– соблюдение темпоритма, заложенного при съемке;
– создание единого звукозрительного образа произведения.
Тележурналист всегда, в конечном итоге, отвечает за качество всех компонентов задуманной им передачи. Чтобы умело и грамотно руководить творческой группой, общаться с ее членами на одном языке, журналисту необходимо знать многое из того, что составляет профессиональные секреты каждой из смежных специальностей, понимать, какие возможности заключены в каждом из технологических аспектов, свободно владеть терминологией. А самое главное — опираться на эти знания на начальном этапе создания телепередачи — при разработке сценария.