Возникновение журналистики

 

Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. Приступая к изучению теории печати, надо твердо усвоить, что пресса является продуктом и составной частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном рубеже истории.

По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биографию. Она не существовала, например, в античном мире и во времена средневековья. Конечно, и в глубокой древности действовали службы сбора и распространения новостей, для этого применялись специальные средства. В этой связи часто вспоминают, например, древнеримские рукописные вестники «Акта сенатус» и «Акта публика» и ежедневные выпуски «Акта дьюрна попули романи». Последние расклеивались на стенах домов, продавались всем желающим, рассылались в провинции империи[8]. Некоторые исследователи называют подобные явления пражурналистикой или протожурналистикой.

Но ни вывешенные на городской стене распоряжения правителей, ни звучные сигналы герольдов, ни рукописные послания, доставлявшиеся гонцами, не были в собственном смысле слова журналистикой. Они в такой же мере относятся к ее предыстории, как и передача сведений с помощью огней на сторожевых башнях крепостей или удары вечевого колокола, призывающего горожан к всеобщему сбору. Развитие, совершенствование форм распространения социально значимых сведений стало информационной предпосылкой зарождения прессы как качественно нового феномена в истории человечества.

На примере этойпредпосылки видно, что истолкование журналистики как явления только информационного будет неполным и недостаточным ответом на вопрос о ее природе. В принципе, исследователи могут выстроить прямую линию последовательного восхождения техники передачи сигналов от самой примитивной до новейшей, электронно-цифровой. Однако в действительности такая последовательность нарушалась под влиянием обстоятельств развития каждой конкретной нации. Так, для населения других стран рукописные вестники Древнего Рима не были обязательным этапом подготовки к изданию газет — они просто не существовали и не были известны в других культурах. Нередко печать привносилась в жизнь тех или иных народов извне, в «готовом» виде, а не как результат длительной эволюции средств информирования. Вот, например, воссозданные учеными способы обмена сведениями в истории башкир, одного из крупнейших этносов России. В древности привычной для них стала устная форма массового общения — йыйын (народное собрание рода или племени). Авторитетными распространителями новостей были поэты-импровизаторы, в том числе и в XVII—XVIII вв., когда в Европе газеты уже завоевали довольно прочное положение. В периоды социальных потрясений (крестьянских волнений, антиколониальных восстаний, в частности пугачевского бунта) широкое хождение получали произведения так называемой народной публицистики — письма, воззвания, прокламации. Вместе с тем первая в башкирском крае газета, «Оренбургские губернские ведомости», увидела свет только в 1838 г., причем родилась она по инициативе «сверху», исходившей от общероссийской административной власти [9].

Другие предпосылки складывались в сфере духовной культуры. Часть из них связана с духовной и творческой сущностью самой прессы. На протяжении веков формировались традиции публичного, полемически заостренного и страстного выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни. Характерно, что уже древние римляне, высоко чтившие искусство публичной речи, различали ораторов и риторов. Ораторами считались государственные мужи, которые использовали слово как средство политической деятельности; риторами же назывались знатоки формальных правил красноречия, не дерзавшие публично судить о судьбах государства[10]. В дальнейшем ораторская линия получила необычайно сильное продолжение. Она стала неотъемлемым элементом культуры различных стран и народов. В феодальном обществе, где духовная жизнь зачастую приобретала религиозную окраску, широкую известность получали проповедники, вероучители, выступавшие одновременно и как идейные наставники своих слушателей в области гражданского поведения. Вспомним в этой связи таких яростных обличителей официальной церкви, как итальянский монах Савонарола (XV в.) и русский раскольник протопоп Аввакум (XVII в.).

Полемические тенденции активно проникали и в светское общение: в публичные выступления властителей и крамольные речи бунтарей, в переписку политических оппонентов и литературно-исторические летописи. Таков один из истоков публицистики, которая своим подлинным рождением обязана появившейся позднее печати.

Особенно значимую роль сыграло распространение грамотности, которая из привилегии знатных сословий все больше превращалась в достояние средних слоев населения, становилась массовой. Этот процесс сопровождался непрерывным совершенствованием шрифта — системы знаков для написания текстов. Современный читатель даже не представляет себе, какая напряженная идейная борьба и художническая работа предшествовали возникновению привычной сегодня формы букв. Наряду с существованием орнаментальной графики церковного письма вырабатываются более простые в пользовании гражданские шрифты, развивается техника деловой и бытовой скорописи. В Европе деятели эпохи Возрождения горячо выступали против старинных готических шрифтов — сложных в написании, неудобочитаемых, утомляющих зрение. Характерно, что письмо, которое появилось в результате их усилий, получило название гуманистического.

Для культурного расцвета России решающее значение имело создание на рубеже IX—Х вв. славянско-русской азбуки и системы письма — кириллицы, связанное с именами легендарных братьев Кирилла и Мефодия. Но это было лишь началом долгой эволюции письменной речи из церковно-славянской (для узкого круга книжников) в общедоступную. На примере изданий петровского

времени видно, что использование той или иной графики шрифта было самым практическим, насущным вопросом о популярности и доходчивости газетного слова. Поначалу газеты набирались древнерусским шрифтом. В 1708 г. Петр I провел реформу и вместо архаичного полуустава ввел гражданскую азбуку, которая и служит первоисточником русского шрифта до сего дня. С 1710г. нововведение распространилось на газетную полиграфию, однако еще долгое время часть тиража выполнялась в прежней технике: ведь значительная часть потенциальных читателей обучалась грамоте по церковно-славянскому алфавиту.

К числу материально-технических предпосылок возникновения журналистики относится прогресс в научной и производственной областях, расширявший материальную базу образования и культуры. Сменяют друг друга, становясь все более удобными, орудия и материалы для письма. Вместо громоздких свитков появляются первые книги, вместо дорогостоящего пергамента — бумага. В Германии Иоганн Гутенберг из Майнца (XV в.) применил наборный шрифт — отдельные литеры (буквы, знаки), из которых можно составить любой текст, и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Его считают изобретателем книгопечатания, ознаменовавшего начало новой эры в истории мировой культуры. В судьбе каждого народа есть подобные памятные страницы. В России высоко ценится дело первопечатника Ивана Федорова, который вместе с Петром Мстиславцем выпустил русскую книгу «Апостол» (XVI в.). На территории Америки печатный пресс был впервые использован для издания восьмистраничной брошюры, повествовавшей о землетрясении, в 1541 г. Благодаря совершенствованию полиграфического производства расширялись возможности для тиражирования актуальной информации и ее оценки, для появления массовой читательской аудитории.

Забегая на пути истории вперед, упомянем здесь и другие великие технические новации, решительно изменившие скорость распространения массовой информации и, значит, сказавшиеся на развитии журналистики: изобретение телеграфа (1832), фотографии (1839), телефона (1876), звукозаписи (1877), телевидения (1884), радио (1895) и т.д. Непосредственно в полиграфии революционные перевороты совершили ротационная печатная машина (1846), заменившая плоскую печать отдельных листов на работу с рулоном бумаги, и строкоотливная машина линотип, изобретенная американцем О. Мергенталером (1884), которая пришла на смену ручному набору отдельных литер. Процесс совершенствования средств фиксации и доставки информации, разумеется, продолжился в XX в., он не останавливается и в наши дни.

Для возникновения журналистики недостаточно было зрелости какой-либо одной из названных предпосылок. Требовалось, чтобы одновременно сказалось действие целой группы факторов экономического, культурного, материально-технического порядка. И самое главное — должна была выявиться остраяпотребность общества в новом социальном институте, иначе говоря, нужны были социальные предпосылки. Катализатором этого процесса стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному.

Закономерно, что периодика как неотъемлемый элемент общественной жизни и культуры поначалу возникла в европейских странах, а, скажем, не в Азии, где печатное дело получило высокое развитие гораздо раньше. Жители Кореи по праву считают своей национальной гордостью музей древнего книгопечатания: здесь хранятся самое древнее на планете издание, выполненное с помощью досок-клише (751), и книга «Чикчжи симчхе», напечатанная наборным металлическим шрифтом за 70 лет до изобретения Гутенберга. В Китае уже в VII—Х вв. (правление Танской династии) выходили рукописные газеты дибао, а наборные шрифты применялись в типографиях уже в XI в. Историки упоминают китайскую газету «Kingpao» («Вестник столицы») как старейшую в мире. Правда, называя датой ее основания 911 г., они ссылаются на предание, а не на точные свидетельства. С 1361 г. газета начала выходить регулярно, один раз в неделю. Однако она содержала лишь императорские декреты и другие придворные известия. Значит, в стране, несмотря на зрелость одной из предпосылок, не возникла еще острая социальная потребность в периодике как зеркале текущей истории, как событийной картине мира. Китайские ученые говорят, что пресса, в современном смысле слова, на их родине появилась в начале XIX в., причем связывают это событие с издательской активностью иностранцев, открывавших для себя далекую страну[11].

Потребность в периодике раньше всего появлялась там, где быстрее шло становление капитализма. На Европейском континенте самые первые газеты начали выходить даже до изобретения здесь книгопечатания. Это были рукописные листы новостей. В странах Европы они именовались «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляция»[12]. Любопытно, что так же, на традиционный лад называются и многие нынешние периодические издания: «Нувель обсерватер» («Le Nouvel Observateur») во Франции, «Нойе цюрхер

цайтунг» («Neue Zurcher Zeitung») в Швейцарии, «Курант, ниве ван де дах» («De Courant, Nieuws van de Dag») в Нидерландах и т.д. Старейший из сохранившихся образцов такой хроники появился в Кельне в 1470 г. Подобные попытки предпринимались и в других государствах Европы. В России в начале XVII в. выпускались рукописные «Куранты», дававшие правителям информацию о событиях в мировой политике. Сегодня мы назвали бы их первым отечественным дайджестом (сборником перепечаток из других изданий), поскольку главными источниками материала служили публикации европейских газет, а также непосредственные впечатления путешественников за рубеж, тщательно подобранные в Посольском приказе (Министерстве иностранных дел, если опять же пользоваться современной терминологией).

Первымипериодическими печатными изданиями считаются вышедшие в 1609 г. немецкие газеты «Relation Adier» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung» (Аугсбург). Этим годом датируется рождение прессы. Правда, библиографы, изучавшие содержание старейших образцов печатной периодики, утверждают, что они начали издаваться еще раньше: до нас дошли далеко не первые их номера. Название «Relation Adier» было многословным и пышным:

«Ведомость о всех выдающих и достопримечательных событиях, совершившихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции за нынешний 1609 г. Все сведения отпечатаны в том виде, в каком были доставлены». Лишь много лет спустя газеты приобрели привычные нам сегодня краткие и выразительные имена. На заре прессы они как бы дополнительно подтверждали свое право на существование с помощью развернутого и многообещающего названия-титула. В действительности, конечно, корреспондентская служба еще не была в состоянии обеспечить полноценный охват всех сколько-нибудь «выдающихся и достопримечательных событий». Да и полиграфическое исполнение изданий, качество бумаги, стиль изложения оставляли желать лучшего.

В XVII в. печатные газеты появились в Англии (1622), Бельгии (1605), Испании (1661), Италии (1636), Франции (1611), Швейцарии (1610) и других странах Европы. По подсчетам историков, к 1630 г. их было не менее 30. В России родоначальницей периодической печати явилась газета «Ведомости», основанная по воле Петра I в 1702 г. В указе о печатании газеты, в традиции своего времени, она именовалась пространно и патетически: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Кстати, Петр I был и одним из главных авторов публиковавшихся там сообщений. Среди журналов первым зарегистрированным изданием стал «Journal des Savants» («Журнал ученого»), выходивший с 1655 г. в Париже. На нескольких страницах в нем печатались новости науки и техники.

Новые издания быстро обретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это — регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации. Практически сразу же произошло разделение печати на основные типы:

оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной прессы выглядит гораздо богаче и пестрее. Кстати сказать, происхождение слова «газета» обычно связывают с мелкой монетой gazetta, которой в Венеции расплачивались за рукописные листки новостей. Однако нельзя не упомянуть о том, что общепринятым термином это слово стало с легкой руки Т. Ренодо — основателя первого во Франции национального издания под названием «La Gazette» (1631)[13]. Если в начале XVII в. насчитывались единицы периодических изданий, то столетие спустя их было около 100, еще через век — 900, а к 1900 г. — около 50 тысяч. В 90-е годы XX в., по данным американского Центра для иностранных журналистов, на земном шаре выходило 9,5 тысячи одних только ежедневных газет, причем их количество и совокупный тираж за десятилетие возросли на 12%.

Чем же обеспечивался успех молодой журналистики? Вспомним, что в XVII—XVIII вв. во многих странах Европы и Северной Америки совершились буржуазные революции. На смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие — оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни, его интересы и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир.

Чтобы убедиться в том, какая панорама жизни открывалась, например, жителю петровской Московии, познакомимся кратко с содержанием одного из первых номеров газеты «Ведомости»:

«На Москве ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили...

Из Персиды пишут: Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству.

Из Сибири пишут: В Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены.

Из Олонца пишут: Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские Ругозенскую, и Гиппонскую, и Сумер-скую, и Керисурскую заставы...»

По свидетельству знаменитого немецкого историка печати Л. Саламона, жившего сто лет назад, уже в конце XVII в. в Европе появились книжки о пользе газетного чтения, в которых говорилось:

«Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное; должен уметь приложить его на деле».

О том, что к созданию журналистики толкали экономические преобразования, свидетельствует содержание первых газет. Они в значительной мере заполнялись новостями торговли. Подчиняясь духу времени, сами газеты становились товаром, а их издание уже на ранних стадиях развития журналистики начало приносить доходы. Так, во Франции уже к исходу XVIII в. газета «Journal de Paris» давала 100 тысяч ливров прибыли в год. Если поначалу многие газеты делались одним человеком, выполнявшим обязанности и редактора, и корреспондента, и издателя («персональный журнализм»), то вскоре издательства превращаются в довольно крупные предприятия, в штате редакций появляются наемные работники, функции которых заметно дифференцируются. В дальнейшем капитализация прессы стала одним из главных векторов ее развития.

Но было бы неверно объяснять успех журналистики одними экономическими причинами. Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.

Не случайно революционные подъемы в прошлом и настоящем сопровождаются лавинообразным ростом числа газет. Сравним: накануне Великой французской революции в королевстве выходило 60 периодических изданий, а в годы революции — 500. За владение правом на печатное слово и самими изданиями разворачивалась ожесточенная борьба, принимавшая самые крайние формы выражения. Так, в конце XVII в. в Англии был принят закон, запрещавший распространение газет по воскресеньям, дабы не нарушать святость этого дня недели. Во Франции Директория, придя к власти в 1795 г., специальным декретом установила смертную казнь для неугодных ей журналистов. Вслед за тем и Наполеон Бонапарт, получив власть, сразу заявил: «Газеты... должны делать добро, и только под этим условием я буду их терпеть». Он опубликовал декрет, согласно которому в Париже были закрыты почти все политические газеты, а оставшиеся фактически превратились в органы правительственной пропаганды [14]. Характерно, что в начале XIX в. литераторы и общественные деятели рейнских земель в Германии, задыхавшиеся под тяжестью феодальной цензуры, встретили пришествие армий Наполеона как знак духовного освобождения. Однако очень скоро они столкнулись с тем, что именно печать была подвергнута самым строгим ограничениям. Газеты перешли под надзор военных губернаторов завоеванных провинций, им, за исключением официальных правительственных органов, было запрещено распространять политические сообщения.