Радио в системе СМИ

2. Радиовещание(лат. radiare «излучать, испускать лучи») – второе по времени появления после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). В Минске насчитывается 14 FM-станций. Государственное вещание включает в себя Первый национальный канал Белорусского радио, радиостанции «Культура», «Радиус-FM», «Сталiца», а также радиостанцию «Беларусь», вещающую на зарубежные страны. В 2005 г. белорусское радио отметило свое 80-летие.

Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать ин­формацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда воз­можность такой оперативности радиовещания, когда сообщение посту­пает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только ре­чевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини­мающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - зву­чащей речи, музыки, шумов + запись и возможность монтажа. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира.

«Чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от своего внимания к звуку. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зри­тельном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелатель­ную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе».

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием ви­деоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно — музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» слушательской фантазии).

Негатив радио:

- принуждение - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распреде­ления времени, характера занятий, психического и физического состо­яния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (ти­па «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внима­ния, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

- при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, от­веденного для музыки и развлекательных клипов.