рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - раздел Журналистика и СМИ, Введение в теорию журналистики: учебное пособие Чтобы Наладить Выпуск Издания Или Программы, Редакции Нужны Творческие Работн...

Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.

Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замеча­ния и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторо­ну работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблемати­кой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и же­лательно при участии автора) может носить различный характер - от ра­боты по полному согласованию с позицией редакции до рекомендатель­ных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Опре­деление же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотруд­ников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и вы­пусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и опре­делен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в про­граммные задачи и способы их реализации в связи с изменением соци­альной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельнос­ти: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информаци­онной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы коррес­пондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.

Под руководством «штаба» редакции организаторскую работу ведут многие подразделения, в том числе и специализированные: отделы пи­сем, массовой работы, социологических исследований, корреспондент­ской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д. От деловитости сотрудников и творческого уровня организаторской работы успех дела в журналистике зависит не в меньшей мере, чем от подготовленности, способностей и искусства редакторов и авторов.

Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») дея­тельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка про­изведений в номер или программу, и составление сборника произведе­ний, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законо­дательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной до­лей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непре­менно специализироваться в той или иной области (тематической, про­блемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.

Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая информационная политика.

Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Учредитель может осуществлять эту деятельность самостоятельно или в сотрудничестве с будущими руководителями издания или программы. Последний вариант предпочтительнее, так как позволяет подключить к сложному делу фор­мирования направления профессионалов и еще до регистрации создать ядро будущей редакции, одновременно удостоверившись в том, насколь­ко их творческий уровень соответствует успешному ведению СМИ, а соци­альная позиция отвечает взглядам учредителя.

Разумеется, учредитель совсем не обязательно добивается полного единомыслия - может быть и такое определение направления издания, при котором важно «разномыслие», т.е. учредитель может остановиться и на плюралистическом ведении проблемно-тематических линий. Однако чаще всего направление издания или программы бывает достаточно чет­ко определено, хотя в его рамках журналисты получают более или менее обширное пространство для выявления своей позиции, в каких-то момен­тах не совпадающей с принятым направлением, и могут демонстрировать оттенки мнений. Для СМИ, стремящегося отвечать на «вызовы времени», это очень важно, так как позволяет постоянно вести поиски в изменяющихся условиях и создает базу для коррекции программы.

Поэтому действительно жизнеспособное, активно учитывающее движение жизни СМИ избегает обеих крайностей - безбрежного плюрализ­ма, когда его направление растворяется во множестве мнений и тем са­мым формируется издание или программа «без направления» (такое направление можно назвать вполне определенно беспринципным), когда услужение конъюнктурным соображениям, сиюминутным настроениям аудитории заставляет действовать по правилу «чего изволите». Ведь именно в таких СМИ часто рефреном идет оговорка: мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. И аудитории остается гадать, где она имеет дело с позицией редакции, а где с суждением, за которое редакция нести ответственность не желает. Такое, казалось бы, благое желание дать простор плюрализму оборачивается противоположностью – сокрытием истинной позиции. Другая крайность – жесткое проведение раз принятой учредителем (издателем, вещателем) позиции, независимо изменения обстановки, появления серьезных возражений, формиро­вания в редакции на основе обсуждения ситуации видоизмененных подходов. Такой догматизм ведет к отрыву от жизни, деятельности на основе иллюзорных представлений, что требует «подгонки» жизни под заранее принятую схему.

Крах этих крайних, а потому и неадекватных форм информационной политики неизбежен, но на пути к краху влияние на «поддающиеся» слои аудитории может быть крайне негативным, в большей или меньшей степе­ни дезориентирующим, что чревато неадекватным поведением людей в самых разных областях жизни.

Вторым важнейшим составляющим информационной политики редак­ции является аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с ау­диторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой ау­дитории и функциональном содержании взаимодействия с ней (характе­ре ведения идеологической, непосредственно-организаторской, культур­но-образовательной, рекламно-справочной, рекреативной деятельности). Разумеется, тут есть прямая зависимость от направления СМИ. Однако в связи с реальным «видением» аудитории (ее взгляды на жизнь, образова­тельные характеристики, потребности, интересы, запросы, предпочтения в сфере массовой информации) редакция не может не вырабатывать кон­кретных форм реализации своего направления именно в связи с характе­ром аудитории. Одно дело работать с аудиторией, близкой по ориентациям к СМИ, и совсем другое - идти со своими взглядами в слои несогласных (полностью или частично) с направлением СМИ. А ведь нужно довести до самых разных слоев аудитории взгляды одного направления, а это требует и разнообразия изданий и программ, и своеобразия в подходах к разным слоям аудитории (социальным, профессиональным, национальным, обра­зовательным и т.д.). Скажем, говорить о полезности интеграции в рамках СНГ надо совсем по-разному в разных социальных, национальных, кон­фессиональных, региональных группах; даже с убежденными сторонника­ми союза надо разговаривать с точки зрения требований новых отноше­ний, а не механического восстановления старых.

И со всеми слоями аудитории нужен открытый диалог, честное обсуж­дение всех накопившихся проблем, разногласий, непониманий, эмоцио­нально-психологических напряжений и т.д.

Третья важнейшая составляющая информационной политики - спосо­бы взаимодействия с другими СМИ. Конечно, можно игнорировать другие издания и программы, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию с той же или отличающейся позицией. Тогда проведение информационной политики будет похоже на монолог «глухаря на току», не слушающего дру­гих голосов и не желающего откликаться на них. Может быть и позиция монологического диалога, скрыто учитывающего позиции других, или диалогического монолога, даже и открыто откликающегося на высказывания «оппонентов». Но все это лишь частичное участие в публичном решении общественных проблем, поскольку основой остается своя позиция, под­вергающаяся под «давлением» оппонентов «малым», порой «косметичес­ким» улучшениям ради утверждения своей «частной» позиции.

Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства, толерантного плюрализма.

При этом между СМИ разных направлений - от леводемократических до праворадикальных - происходят столкновения во взглядах и мнениях по тем или иным конкретным проблемам. И если в редакциях этих раз­личных СМИ работают журналисты, действительно стремящиеся к «исти­не, добру и справедливости» (при всем разнообразии толкования этих общечеловеческих ценностей), результатом таких столкновений должна стать выработка конструктивных, удовлетворяющих все стороны реше­ний. Поэтому творческий поиск каждой редакции и каждого журналиста обязательно включает учет разных суждений и оценок.

Есть несколько способов представления мнений противника: можно от­крыто излагать точку зрения оппонента, его оценку явлений и их обоснова­ние с тем, чтобы оспаривать ее, высказывать сомнения или соглашаться, а можно и скрыто - пряча суждения оппонента внутри своего собственного, отвечая на «не представленное» суждение. Программным требованием из­дания может стать и третий способ: баланс первых двух. Но в любом слу­чае уважающая себя редакция не будет прибегать к сознательному искаже­нию противоположных взглядов и нечестным приемам полемики.

При этом, разумеется, будут значимы различия в характере и проведе­нии информационной политики «частными», «государственными» и «го­сударственно - общественными» СМИ, что предопределяется их приро­дой (см. гл.VI).

Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким об­разом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращен­ном к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ. Помимо этого еще одной важнейшей ее составляющей яв­ляется способ реализации информационной политики. Поскольку «ин­формационное обеспечение» реализации программы СМИ может захваты­вать все «информационное поле», т.е. давать широкую совокупность относящихся к сфере информационной политики СМИ фактов и мнений, а может и сосредоточиваться на чем-то одном (бывают же «газеты фактов» и «газеты мнений»), то можно принять одно из трех возможных решений: сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать ак­цент на факты; прежде всего представлять мнения. Иначе говоря, про­грамма СМИ способна реализовываться как через концентрацию внима­ния на сообщения фактов относительно сведений о событиях [а], их оценках [v], предлагаемых мерах [n] по достижению «желаемого будуще­го» [p] теми или иными людьми, группами, партиями, союзами, средствами массовой информации, так и через собственную, выработанную на основе своей позиции панораму событий, через свои оценки и меры по достиже­нию этого «желаемого будущего». Разумеется третий вариант - это соче­тание первых двух.

Однако не бывает «газет только фактов» или «программ только мне­ний». Уже сам отбор фактов (даже если речь идет только о дескриптив­ной информации), пусть в скрытой форме, содержит признание их значи­мости для программы реализации направления и основанной на ней информационной политики. А сообщение фактов уже самим своим ха­рактером (отбором деталей, порядком повествования, лексикой и т.д.) неизбежно выдает, даже если журналист не признается в этом самому се­бе, его социальную позицию.

Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведе­ние. Это воздействие носит социально-педагогический характер (его на­зывают также идейно-воспитательным, массово-политическим, идеоло­гическим и т.д.), поскольку в результате «потребления» предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируются опреде­ленный образ мира, система установок, направленность воли. Так, твор­ческая деятельность в журналистике, являясь познавательно-креативной и проявляясь в произведении как самовыражение автора по поводу по­знанных явлений жизни, «на выходе» оказывается фактором формирова­ния социальной позиции аудитории, ее убеждений.

Отсюда понятно, что - хочет того журналист или нет, действует откры­то или сокровенно - его творческая деятельность по реализации инфор­мационной политики имеет пропагандистско-агитационно-организующий характер.

Пропаганда (от лат. propagare «распространять») - деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. При осмысле­нии особенностей пропагандистской деятельности надо иметь в виду и другие значения, вкладываемые в этот термин в теории и на практике, Пропагандой называют также любую форму информационной деятельности, распространение всяких знаний, представлений и взглядов (пропаганда научных знаний, передового опыта, пропаганда здорового образа жизни и т.д.). Термин«пропаганда» употребляют также для обозначения любых форм идеологической, массово-политической работы (кстати, впервые он использовался в христианской миссионерской практике по внедрению религиозных идей). Нередко в слово вкладывают значение «ложная информация», «сведения, вводящие в заблуждение» и т.д.

Следовательно, сталкиваясь с термином «пропаганда» и употребляя его надо точно определить значение, которое в данном конкретном случае вкладывается в него.

Если термин «пропаганда» использовать для обозначения деятельно­сти по формированию фундаментальных блоков массового сознания, то направлений у этой деятельности окажется несколько. Прежде всего это распространение взглядов, которых придерживается редакция (и стоя­щие за ней социальные группы, политические силы, партии, объединения и т.д.) по коренным вопросам жизни. Сюда относятся программные цели и способы их осуществления, т.е. модель «желаемого будущего» и сред­ства его достижения.

Затем пропагандистской «разработки» требует отношение журналис­та к политике правящих кругов (трех властей) и поддерживающих их сил, а также к взглядам оппозиции.

При разработке этих направлений, а также «рядом» с ними журналис­тика формирует со свойственных каждому СМИ позиций образ современ­ного мира, дает характеристику современной эпохи, формирует представ­ление об отдельных странах и регионах мира, законах, по которым они развиваются, представляет ценностные ориентиры для понимания проис­ходящих в них экономических, политических, социальных процессов.

Агитация (лат. agitato «побуждение, возбуждение»; agitare «приво­дить в движение») - распространение оперативной информации по пово­ду текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по кон­кретным ситуациям современной жизни. Основываясь на сведениях о конкретных фактах текущей жизни (событиях, заявлениях, поступках, ре­шениях и т.д.), журналист как агитатор в соответствии со своей позицией дает представление о них, с помощью прямых оценок или через подачу фактов формирует отношение к ним. Целенаправленно подобранные сооб­щения о новостях, характер их изложения, наличие прямого или скрытого комментария формируют у аудитории «событийную картину» происходя­щего и соответствующее информационной политике СМИ идейно-эмоцио­нальное отношение к ним, воздействуя на общественное мнение.

При этом в пропаганде и особенно агитации (поскольку она более прочно связана с фактами текущей жизни) необходимо стремиться к мак­симально возможной степени отделить факты от мнений. Факт - то, что произошло, что состоялось в действительности (от повышения или пони­жения цены на какой-либо товар до программного заявления «враждеб­ной» политической партии; от оценки правительством ситуации в промыш­ленности до скандальной истории с кинозвездой), - уважающий себя журналист должен изложить точно, полно, беспристрастно, независимо от своего личного отношения к нему. Мнение же - комментарии, оценки, про­гнозы - прямо связано с позицией журналиста и (или) направлением СМИ, где он выступает, и зависит от его взглядов и установок. «Факты священны, комментарии свободны» - афоризм, которому надо следовать, памятуя о требованиях объективности и социально-творческих рамках свободы.

В условиях политического плюрализма возникает и действует множе­ство изданий и программ разных направлений, информационная полити­ка которых, разумеется, различна как по отбору, компоновке, освещению фактов, так и по их объяснению, оценке, комментированию. Между раз­личными СМИ, таким образом, возникает некое соревнование, соперниче­ство, борьба. Одно из следствий этого - стремление каждого СМИ как мож­но более полно и точно представить картину событий и дать к ней убедительные комментарии. Поэтому такие негативные явления, свойст­венные журналистике моноидеологии, как умолчание, односторонняя по­дача фактов, фальсификация или, наоборот, преувеличение значения то­го или иного факта, шумиха вокруг незначительных событий, имеют тенденцию к минимизации. Ведь «соперничающие» СМИ получают в такой ситуации возможность вести успешные контрпропагандистские акции.

Контрпропаганда - такая сторона информационной политики СМИ, которая является как бы ответной реакцией на деятельность других СМИ. Поскольку не принят термин «контрагитация», понятие контрпропаганды включает в себя акции всякого рода, в том числе и выступления против агитационных акций политических противников. Направлений контрпропаганды несколько.

Во-первых, это все формы позитивной пропаганды и агитации, поскольку они противостоят реализации информационной политики СМИ - оппонентов.

Во-вторых, это и прямые выступления с критикой (от корректирующей до уничтожающей), направленные против тех СМИ, которые проводят нежелательную информационную политику; и критика, затрагивающая принципиальные основы проводимых направлений в различных СМИ, прежде всего мировоззренческих позиций; и споры вокруг даваемых в СМИ характеристик современного положения дел в мире. Сюда же относятся вопро­сы, затрагивающие способы решения крупных проблем современности как в глобальном масштабе, так и в масштабах отдельных: стран и регионов.

В-третьих, это то, что можно назвать «контрагитацией» - полемичес­кие замечания по выступлениям других СМИ, если создаваемая ими опе­ративная картина текущих событий и (или) их интерпретация вызывают несогласие, требуют коррективов или даже неприятия в целом или (чаще) в конкретных проявлениях.

Если редакция настроена на ведение открытого диалога, то ведение пропагандистской, агитационной и контрпропагандистской линий носит «поисковый» характер, обогащено толерантным духом и имеет отчетли­вую направленность на поиск согласованных решений. Совсем иначе это проявляется тогда, когда редакция стремится к «борьбе до победы», что в наше время ведет к разрушающей конфронтации.

Реализация информационной политики, разработанной на основе принятого данным СМИ направления, приводит, если проводится эффек­тивно, к соответствующим изменениям в массовом сознании и как следст­вие - к изменениям стремлений и направленности воли. Тем самым про­является организующее начало творческой деятельности в журналистике.

Организаторская сторона деятельности СМИ может иметь самые раз­личные формы воплощения - от придания определенного смысла по­вседневным проявлениям жизненной активности, изменения, укрепления или преобразования установок поведения в труде, общественной жизни, в быту до формирования активного стиля поведения в ходе выборов, инициативного участия в жизни партий, союзов, ассоциаций, вплоть до выдвижения в ряды организаторов общественных акций или выступле­ния лидерами общественного мнения и организаторами жизни общест­венных объединений. Тем самым журналистика своей творческой актив­ностью формирует гражданскую активность аудитории и, разумеется, ее направленность («левая», «центр», «правая»),

Все три стороны реализации информационной политики: пропаганда, агитация, организация - прочно связаны между собой и все вместе состав­ляют разные стороны единой творческой деятельности в журналистике. Каждое произведение так или иначе, в тех или иных пропорциях содержит пропагандистское, агитационное и организаторское начала, хотя прояв­ляться они могут в разной степени отчетливости и интенсивности. Отдель­но взятое произведение вообще может казаться несущим только «сообщательский» заряд. Однако включенное в совокупность произведений, отобранных для номера газеты или выпуска телевизионной программы, оно обнаруживает свою направленность. Взаимосвязь пропагандистской, агитационной, организаторской сторон в журналистском творчестве мож­но схематически представить как взаимодействующие, взаимовлияющие и взаимодополняющие направления деятельности:

«Во главу угла» поставлена агитация, так как «начальная» и главная задача журналистики - формирование общественного мнения, и этим оп­ределяется ведущая роль агитации (в разных ее формах - от простого со­общения фактов в произведении до активного включения в него «интер­претирующих и «призывных» компонентов).

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в теорию журналистики: учебное пособие

Введение в теорию журналистики учебное пособие м изд рип холдинг стр практическая журналистика издание е исправленное и.. предисловие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ КУРСА
Формирование журналистского мышления, отвечающего требованиям современности, и подготовка журналиста к практической деятельности в соответствии с нуждами функционирующей системы средств массовой ин

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложен­ный в понятие «журналистика». Чтобы возможно более по

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА
В каждой социальной системе деятельность журналистики как функци­онирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учреди­тель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «масс

ЗАДАЧИ КУРСА
В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Введения в теорию журналистики» заключается в том, чтобы прежде всего ввести в сферу науч

МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение закономерностей журналистики как функционирующей си­стемы логично и естественно начать с центрального понятия науки о жур­налистике - «массовой информации» и стоящего за ним явления общест

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формы информационного общения появились уже на заре человече­ства. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного ста­да» к формированию человеческих общностей. Огромную роль в этом сы­гр

ЖУРНАЛИСТИКИ
В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. infor-matio «осведомление, изложение, сообщение») является базисным (та­кую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюатив-ными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информацион­ная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
В процессе изложения концептуальных представлений о центрально категории науки о журналистике - «массовой информации» - уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельн

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам п

РЕКРЕАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
В прямой связи с идеологическими функциями журналистики нахо­дятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая дея­тельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ ФУНКЦИИ
Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих уч­реж

ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достой­ных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики. Их реализация поэто­му

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЖУРНАЛИСТА
В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходи­мость широкого идеологического и политического плюрализма, что со

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
Чем более распространено влияние журналистики как «четвертой власти» и чем выше ее активность в обществе, тем большей критике она подвержена со стороны различных социальных сил. Разумеется, нередки

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Партийная позиция журналиста как единство социально-групповой, организационно-институциональной и идейно-гносеологической сто­рон определяет характер творческой деятельности журналиста во всех ее о

ПРОБЛЕМА ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Как бы хорошо ни была разработана система принципов и совокуп­ность их требований к журналисту (а тут постоянно необходимы новые «наработки» - жизнь и теория не стоят на месте), вопрос о верности п

СВОБОДА ПЕЧАТИ И ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определяя характер профессиональной деятельности на основе сво­ей социальной позиции, выбирая или создавая издание (программу) оп­ределенной идейно-творческой направленности, журналист неизбежно та

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ
(СВОБОДА - НЕОБХОДИМОСТЬ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) Слово «свобода» в русском и других языках имеет множество значе­ний. Так, в обыденной жизни оно может употребляться как «раздол

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ
Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все осталь­ные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творче

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
В условиях существования государства, действующего на основе сис­темы законодательных актов, характер, мера и формы проявления соци­ально-творческой и экономической свободы регламентируются зако

ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Журналистская деятельность осуществляется в определенных обще­ственно-политических условиях (государственных, экономических, куль­турно-исторических, религиозных, национальных и т.д.), при определе

ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ
Тенденция развития человеческого общества (если не произойдет ка­тастрофы из-за неумения справиться с нарастающими глобальными про­блемами) связана с формированием новой цивилизации. У нее еще нет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СМИ
Закономерности функционирования СМИ в демократическом, гуманис­тически ориентированном обществе, объективные по своей природе, прояв­ляются в деятельности журналистов вовсе не автоматически. Выявле

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Власть - это проявление способности какого-то субъекта (челове­ка или организации) доминировать в отношениях с другими социаль­ными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «конт

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») - об­ширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Поэтому подлинно творческой личностью становится тот, кто, овладе

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Массово-информационная деятельность, функционирование систему средств массовой информации в различные исторические эпохи определяются двумя группами закономерностей. Первая связана с общесоциологич

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Деятельность журналистики может быть успешной только в том слу­чае, если выполнение ее функций, притом в слоях аудитории, различных по своим социально-демографическим характеристикам (образование,

МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТИКИ
Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму

ИНФРАСТРУКТУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инф

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Формирование структуры системы журналистики осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться н

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Наполненность «информационного пространства» множеством изда­ний и программ, наметивших свою информационную «нишу» и стремя­щихся там прочно обосноваться, предполагает, что СМИ вступают между собой

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все рассматривавшиеся в предыдущих главах вопросы - от сущности информации до проблем свободы и организации «информационного пространства» - это вопросы о закономерностях журналистской деятель­ност

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Определенное редакцией направление и основанная на нем инфор­мационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм

ТИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных человечеством, - научного, художественного, публи

ДЕЙСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполне­нию поставленных перед ним задач. При этом принципиально важным ориенти

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ ФОРМЫ
Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналис

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Действенность - это результативность выполнения непосредст­венно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в мас­сово-информационном обеспечении решения задач социального разви

КОНТАКТОВ С АУДИТОРИЕЙ
При реализации идеологических, культурных и других функций жур­налистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это тре­бует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтер

ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Выбор «реалистического» пути предполагает, следовательно, не только знание аудитории, но и умение действовать так, чтобы добиваться успеха у нее в проведении своей информационной политики. Здесь во

ЖУРНАЛИСТ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
Журналистика, будучи одной из специализированных областей соци­альной практики, порождает постоянные потребности в профессиональ­ных кадрах. Причем по мере развития журналистики, в связи с повыше­н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА
Профессия (лат. professio «официально указанное занятие, специаль­ность») - это возникший в условиях разделения труда особый род трудо­вой деятельности, требующий владения комплексом общих и специа

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА
Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридичес­кой, экономической) располагает журналистика, редакционные коллек­тивы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за ха­ра

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА
Наряду с гражданской ответственностью как ее продолжение, конкре­тизация и регламентирование в журналистской среде формируются принципы, нормы и правила ответственности этической. Этика (греч. etos

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА
Наиболее жестко в журналистской среде действуют правовые нормы и соответствующие формы ответственности. Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных пр

АВТОРСКОЕ ПРАВО В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Создавая, редактируя, компонуя произведения для СМИ, переводя их на другие языки, цитируя, работая над «перемонтажными» передачами и фильмами и т.д., журналист вступает в отношения, которые регулир

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ
Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворе­нии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги