рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ЖУРНАЛИСТИКИ - раздел Журналистика и СМИ, Введение в теорию журналистики: Учебное пособие Партийная Позиция Журналиста Как Единство Социально-Групповой, Организационно...

Партийная позиция журналиста как единство социально-групповой, организационно-институциональной и идейно-гносеологической сто­рон определяет характер творческой деятельности журналиста во всех ее областях и направлениях. Содержание партийной позиции прямо зависит от развитости и характера, прежде всего, идейно-гносеологи­ческой ее стороны.

Развитость партийной позиции определяется полнотой «перевода» всей системы законов, действующих в современном обществе, на язык принципов. Следует напомнить, что это законы природы и жизни чело­вечества на Земле, функционирования и развития народа как совокуп­ности социальных групп, стран с их государственными формами, масса­ми населения, наций и интернациональных сообществ людей, а также человека как субъекта всех социальных отношений. Характер содержа­ния принципов зависит от особенностей понимания носителем партий­ной позиции объективных законов и способа «перевода» его в содер­жание принципа. Например, если осознается, что в человеческом обществе существует множество рас и наций, журналист должен опре­делить свою позицию в связи с этим; характер же позиции может быть различным: расистским, националистическим, шовинистическим, ин­тернационалистским.

Партийная позиция, если широко и полно разработаны ее идейно-гносеологические основы, уже сама по себе содержит, хотя бы в «свер­нутом» виде, в начальной форме, основы концептуальных взглядов по всему спектру проблем общественной жизни. «Развертываясь», эти первичные идеи складываются в систему принципов, базирующихся на партийной позиции и как бы реализующих ее (эту позицию) относи­тельно совокупности законов, базисных для принципов. Систему прин­ципов можно представить с помощью следующей схемы:

 

 

В зависимости от того, насколько разработаны идейные основы пар­тийной позиции, совокупность принципов приобретает строгие систем­ные связи и взаимозависимости. Так, подлинно народная позиция не мо­жет быть националистической, а патриотизм шовинистическим. А если журналист шовинистической ориентации (т.е. ставящий свою нацию вы­ше других) и называет себя патриотом, то в этом очевиден и большой са­мообман (нельзя быть патриотом, отвергая патриотические чувства и мысли других), и большой обман - ведь такой журналист в своих оценках противопоставляет разные народы и действует в интересах (и то неверно понятых) только одного.

Поэтому, определяя принципиальный план своей деятельности, журна­лист одинаково хорошо должен разбираться в каждом из принципов, ви­деть их системные связи, обусловленность одного принципа другим. При этом «зеркальное» расположение в схеме принципов партийности и гума­низма имеет глубокие основания. Гуманизм как бы синтезирует в себе чер­ты других принципов. И если глубокая правдивость, истинная народность и развитой интернационализм дают возможность гуманизму раскрыться в его подлинном смысле, то субъективизм, шовинизм и элитарность приводят к грубому его деформированию, потере общечеловеческого смысла.

Можно было бы дать и иное, как бы обратное представление о систе­ме принципов, выдвинув в качестве исходного принцип гуманизма. По­следовательно развертывая его в связи с законами действительности, можно прийти к характеристике партийной позиции. При таком подходе опорными становятся общечеловеческие ценности, рассматриваемые на фоне социально-групповых. Однако при любой форме «развертки» прин­ципов, ориентированных на содействие прогрессивному развитию обще­ства, по общему содержанию они будут если и не абсолютно едиными, то в любом случае близкими друг другу. Ведь характер и мера гуманизма оказываются интегральным выражением особенностей содержания пар­тийной позиции журналиста. И наоборот, гуманизм - это «инобытие» партийности, поскольку в содержании гуманизма проявляется представ­ление о том, как с данной партийной позиции видится личность в качест­ве субъекта общества, ее место и роль в социальных отношениях, права и обязанности, пути удовлетворения ее нужд и т.д.

В этой взаимопроверке и взаимокоррекции партийности и гуманизма (как и всех других принципов) - серьезная возможность определения верности принципов: их соответствия законам общественного развития и потребностям человечества, составляющих его групп, и прежде всего тех, которые представляют интересы социального развития. Верность принципов зависит от того, насколько правильно с партийной позиции отображается действительность, ее коренные закономерности, насколь­ко «выгодно» ее носителям реализовать действительную социальную не­обходимость. И, конечно, насколько идеологически, теоретически и творчески способны носители партийной позиции разработать содержа­ние каждого принципа и всей их системы вообще и применительно к конкретному этапу общественного развития. Журналист в этом процес­се не является механическим исполнителем требований принципов - верность их понимания и реализации зависит от его знаний, умений, способностей их творчески осмысливать и применять в конкретных ус­ловиях и с учетом реальных обстоятельств.

Первым в ряду принципов журналистской деятельности стоит прин­цип правдивости и объективности. Немного найдется журналистов или руководителей СМИ, которые не декларировали бы свою верность этому принципу, поскольку все «потребители» массовой информации требуют таких сообщений и комментариев, которые бы правдиво рисо­вали картину жизни.

Однако декларации, даже искренние, и реальное достижение адекват­ной картины жизни не одно и то же, тем более что понятия «правдивость» и «объективность» разными людьми наполняются различным содержани­ем. В конкретной практике журналистской деятельности на правдивость и объективность того или иного сообщения и комментария оказывает влия­ние журналистская позиция и социальный интерес, стоящий за ней. Но не­смотря на то, что и в гносеологическом смысле (трудности познания), и в социальном (влияние позиции) абсолютной реализации этого принципа добиться невозможно, есть общие требования, следование которым наи­более приближает журналиста к созданию адекватной картины жизни.

Правдивость предполагает максимально точное представление фак­тов жизни. Факт (лат. factum «сделанное») - проверенное, достоверное знание о реально происшедшем в действительности. При этом первосте­пенное значение имеют сведения, которые журналист получил непосред­ственно из жизни («видел сам» событие, присутствовал при заявлении, читал текст и т.д.) и документировал (лат. documentum «свидетельст­во»), т.е. сведения, которые имеют подтверждение, зафиксированное в письменной форме, на фото-, фоно-, видеопленке с очевидными дока­зательствами подлинности. Своеобразными фактами являются и пред­ставления о событиях, поступках, заявлениях и т.д., полученные «из вторых рук», от информатора журналиста. В данном случае обязательна ссылка на источник сведений и желательно наличие документального подтверждения их получения.

К фактам «третьего порядка» (журналисты иногда называют их «фак-тоидами») относятся неподтвержденные сведения - различного рода слухи, догадки, имеющие под собой почву, но ничем не документирован­ные. Разумеется, решение о публикации «фактоидов» требует крайней осторожности и четкого указания на предположительный характер сооб­щаемого. Один крупный журналист делил сведения так: «видел сам», «слышал», «предполагаю».

Диапазон фактических сведений широк. В англоязычной аудитории журналистов он обозначается как «5w» (т.е. что, кто, где, когда, почему). Эти слова в английском языке начинаются с буквы w, причем «почему»-не суждение журналиста, а мнение участников или очевидцев событий. Это не значит, что в каждом произведении представлены сведения всех типов. Но чтобы в сознании аудитории сложилась полная картина жизни, совокупность произведений журналистики должна удовлетворить ее по­требности по всему их диапазону.

Однако не все даже реально подтверждаемые сведения можно делать опорными в произведениях, поскольку в жизни наряду с существенными событиями встречается много незначительного, случайного, несущест­венного. Поэтому следует различать коренные, общезначимые явления и «пену», неизбежно появляющуюся на поверхности бурного потока жиз­ни. И журналист в силу его обязанностей должен стремиться отделять факты от фактиков и опираться, разумеется, на существенные и характер­ные факты (понимая природу и место в жизни фактиков).

Разделение фактов и фактиков - это вопрос, граничащий с проблемой объективности журналистики. Объективность возникает уже в сфере от­бора и изложения сведений, относимых к фактам, поскольку даже реаль­но сущее можно представить в таком изложении, что так или иначе будет выявлено мнение сообщаемого, хотя и в неявно выраженной форме.

Собственно проблема объективности - это и проблема точности и полноты фактов, рассматриваемых при обсуждении события, ситуации, характера, т.е. той темы, которая находится в поле зрения журналиста; это и вопрос верной трактовки каждого из отобранных фактов, интерпре­тация их связей и взаимосвязей; это и вопрос аргументированности и убедительности высказанных на основе анализа фактов выводов, сужде­ний и предложений.

При этом чем определеннее идейная позиция, тем строже следует раз­личать сообщение (о фактах, позициях, оценках, предложениях, намере­ниях и т. д.) и комментарий - изложение собственных представлений и суждений о том, что сообщается. Проблема соотношения объективности сообщения и комментария чрезвычайно сложна. Ведь объективность от­бора и изложение фактов и их оценок другими существенным образом зависят от собственной позиции и взглядов. Поэтому максимально объ­ективным сообщение будет только в том случае, если журналист действи­тельно заинтересован в объективности и сообщения, и комментария, а это, в свою очередь, возможно тогда, когда выражаемые журналистом ин­тересы соответствуют нуждам исторического развития.

Добиться объективности подхода к изображению действительности и результатов изучения явлений жизни еще более сложно, чем добить­ся правдивости сообщаемых фактов. И дело здесь не только в труднос­тях анализа сложных социальных явлений, требующего от журналиста разносторонней и глубокой методологической оснащенности, но в зна­чительной степени и в социальной позиции журналиста, в характере партийного подхода. Ведь если жизненная позиция требует защиты ис­тинных интересов общества, предполагает верную ориентацию в дейст­вительности, то такая позиция отвечает требованиям объективности. Силам же, придерживающимся консервативных и тем более реакцион­ных позиций, которым «невыгодно» прогрессивное развитие, неизбеж­но приходится (независимо от того, понимают они это или нет) встать на путь нарушения требований объективности.

В гносеологическом плане это нарушение проявляется в одной из двух форм. Субъективизм предполагает произвольное обращение с фактами, замалчивание одних и выпячивание других, «вольности» в их подборе и интерпретации, нарушение требований логики, использова­ние софистических «доказательств» и других приемов, служащих подтя­гиванию, привязке явлений жизни к заранее заданной необъективной концепции.

Объективизм кажется противоположным субъективизму своим строгим отслеживанием происходящего в жизни, сдержанностью, а часто и отсут­ствием прямого комментария. Однако, поскольку для объективиста нет разницы между фактом и фактиком и он избегает суждений с определен­ной социальной позиции, неизбежно уравнивание существенного и несу­щественного, закономерного и случайного. В результате также создается неадекватная картина жизни; хотя в каждом отдельном случае «наруше­ний» «правды жизни» обычно не бывает. И хотя объективизм - оборотная сторона субъективизма, он все же «предпочтительнее» своим стремлени­ем к точной констатации. И субъективистом, и объективистом известный афоризм «факты священны, комментарии свободны» понимается и интер­претируется по-разному, но ни тот, ни другой верно его не реализуют.

В социальном плане нарушение требований объективности, особен­но субъективистами, проявляется как демагогическое заигрывание с массой, как популизм дурного толка - выступление от имени народа, хо­тя на самом деле под прикрытием защиты нужд народа (в действитель­ности лишь частично и извращенно реализуемых) защищаются интересы частной группы.

Но даже и в тех случаях, когда нет видимых гносеологических и соци­альных причин для создания неадекватной картины жизни, в журналист­кой практике возникают ошибки как на уровне отбора фактов, так и на Уровне их интерпретации, выводов и предложений. К сожалению, на границы газет и журналов, в программы радио и телевидения проникают непроверенные сведения, по добросовестному заблуждению называ­емые «фактами», неверные суждения, источником которых часто явля­йся недостаток достоверных фактов, трудности их всестороннего анализа и т.д. Ошибки надо отличать от сознательной лжи - намеренного, притом определенного социальной позицией нарушения принципа правдивости и объективности. При обнаружении ошибки требуется честное признание ее и исправление допущенных неточностей в фактах, интерпретациях, выводах и предложениях. Замалчивание ошибок, а тем более игнориро­вание указаний на них дезориентирует аудиторию, затрудняет поиск ис­тины в ходе диалога между разными СМИ, подрывает доверие к журнали­стам, а потому является серьезным нарушением профессиональной этики, ложь же преследуется.

Правдивость и объективность прямо связаны с гуманизмом социаль­ной позиции и служат ему, тогда как субъективизм, и объективизм по меньшей мере, деформируют гуманистические подходы к информирова­нию аудитории (даже «святая ложь» лишь в экстремальных случаях чело­вечна, чаще же всего - негуманна).

Определяя свое отношение к потоку социальных явлений в связи с глав­ным «действующим лицом» общественных отношений - народом, журнали­сты в современном мире или прямо провозглашают свою народность, или, если для каких-либо изданий и программ на первом месте оказываются ин­тересы групп, расходящиеся с насущными потребностями народа, по край­ней мере, прямо не выступают против идеи народности, чаще всего пытаясь связать свою позицию с представлениями о нуждах народа. И это понятно: для стран с демократической формой правления открыто выступать против интересов народа (народ по-гречески и есть «демос») или игнорировать их невозможно. Да и в странах, где правление носит характер теократии, пре­небрегать нуждами народа также нельзя, поскольку для большинства рели­гий одним из важнейших тезисов является утверждение «все люди - бра­тья». Следовательно, самые разные позиции (вплоть до тоталитарных) каким-то образом связываются их носителями с выражением нужд народа.

Поэтому проблема народности как правила журналистской деятель­ности прежде всего требует ясного понимания того, что такое «народ». Трудность понимания этого феномена связана с множественностью зна­чений данного слова, а это позволяет различным силам вкладывать в по­нятие «народность» различные значения. Народом называют этнос (рус­ский, украинский народ и т.д.); население страны, даже состоящее из представителей разных этнических групп (американский народ, народ ЮАР и пр.). Словом «народ» пользуются для обозначения избирающей массы - «электората» (и поэтому говорят о депутате как «избраннике на­рода», даже если в выборах участвуют не все имеющие избирательные права, не говоря уже о всем населении, более того, даже если не все из­биратели голосуют за данного кандидата). «Народом» называют также «низшие» слои общества, трудовой люд, люмпенские слои. Как о «наро­де» говорят и о массе присутствующих на собрании или на митинге, об участниках демонстрации («на улицу вышел народ») и т.д.

Если в своих представлениях о народности исходить из перечисленных выше значений слова «народ», то «народной» может оказаться и этноцентрическая позиция или, более того, националистическая, и позиция, осно­ванная на мысли о предпочтительности и первостепенности, даже избран­ности интересов какой-то одной страны, и позиция, реализующая идеи, увлекшие изобретателей (напомним, что Гитлер получил власть демократи­ческим путем), и позиция толпы, вышедшей на улицу. Разумеется, все эти «народности» неадекватны друг другу уже по самой основе их формирова­ния и, что наиболее важно, не соответствуют главному в социально-поли­тической практике прогрессивных сил - пониманию термина «народ».

Для журналиста-демократа главное значение слова «народ» - это со­вокупное представление о тех классах, группах, слоях общества, которые по своему объективному положению в социальной системе заинтересо­ваны в исторически необходимых прогрессивных изменениях и могут способствовать развитию всего общества. Журналиста должны заботить интересы народа как совокупности сил, способных сыграть решающую роль в прогрессивном развитии страны.

На каждом этапе исторического развития понятие «народ» включает конкретные группы общества. Поэтому общественная наука и журналис­ты должны все время отслеживать, какие изменения происходят в соци­альной структуре общества, какие именно и в каком соотношении слои общества составляют на данном этапе исторического развития народ, ка­кие реальные задачи стоят перед ним и в каких условиях и каким обра­зом их можно наилучшим образом выполнить. Без этого признание прин­ципа народности оказывается общей декларацией. Более того, неверное понимание сущности того, что такое народ, какие слои в него входят и как именно они выступают в качестве общественной силы, приводит журна­листа на принципиально ошибочные позиции, хотя и провозглашаемые «народными».

В связи с тем, что «народ» состоит из множества групп, интересы ко­торых могут частично совпадать, или быть различными, или серьезно рас­ходиться, народный журналист, даже если он работает в СМИ, ориентиро­ванном на одну из групп, должен бороться за реализацию общенародных интересов и, не забывая специфических интересов своей группы, отстаи­вать те из них и таким образом, чтобы его деятельность способствовала согласию и единству народа. А это предполагает кропотливую работу по сближению расходящихся интересов, поиска компромисса в трудных слу­чаях и т.д. Иначе говоря, народная позиция требует творческих поисков и решений, живой постоянной работы в непростых, а иногда и весьма сложных условиях.

При этом следует отметить несколько осложняющих факторов. Во-первых, массовое сознание тех или иных групп часто оказывается не­адекватным их истинному положению и объективным нуждам. Поэтому журналист должен не механически выражать те или иные свойства мас­сового сознания группы, но в процессе своей деятельности «поправлять» их. А это накладывает на него высокую ответственность за верность вме­шательства, за точность интерпретации потребностей группы, интересы которой он выражает в СМИ.

Во-вторых, если складывается ситуация, когда какая-то одна группа населения и ее идеологические представители - журналисты считают себя исключительными выразителями потребностей народа, возникает объективная необходимость в терпеливом и доказательном разъясне­нии, что претензии на исключительность неверны и вредны, что они ве­дут к ненужной и опасной конфронтации, в результате которой может возникнуть исторически бесперспективный опасный конфликт, выража­ющийся в подавлении одних сил другими (хотя объективно эти силы яв­ляются союзниками).

В-третьих, журналист должен уметь верное содержание облечь в адек­ватную форму. Отсюда требование вести диалог с аудиторией популярно, доходчиво, доступно, на интересном и важном, привлекающем ее внимание материале. Популярность кроме простоты и доступности изложения пред­полагает также умение добиться согласия с предлагаемыми журналистом суждениями, оценками, предложениями, а это достигается четкой аргумен­тацией, оказывающейся убедительной именно для данной аудитории. Разу­меется, следует учитывать также возможное влияние на аудиторию иных, часто альтернативных по взглядам источников информации (и массовой, и межличностной) и находить способы противостоять им в ходе диалога.

К принципу народности непосредственно примыкает и принцип мас­совости. Внешне количественно массовость предполагает распростра­нение влияния издания или программы на широкую массу народа, т.е. количественно значимую часть того слоя, класса, группы, на которую они рассчитаны. И поэтому массовым может называться не только изда­ние с миллионным тиражом, но и районное радио, имеющее 5-6 тыс. абонентов при населении района в 20-30 тыс. человек. В этом смысле быть массовым изданием не так просто - ведь масса слоя или группы, к которой обращается СМИ, далеко не однородна, и требуются большие усилия, чтобы, например, сельская газета привлекла внимание молодых и старых крестьян, инженеров и учителей, детей и подростков, прожи­вающих в районе.

Имеется ряд трудностей и при работе с более однородными группами (к примеру, с молодежью или ветеранами), также различающимися по со­ставу. Вот почему возникает соблазн делать издание или программу «для немногих», обращаться к «избранным». Таким СМИ свойственны призна­ки элитарности. Элитарность не противоречит массовости, если действу­ет сознательный расчет на узкий слой (специалистов, любителей, про­фессионалов и т.д.), если этот слой не противопоставляется другим слоям народа как высший и если для других слоев имеется достаточно ис­точников информации, которые их могут удовлетворить. При этом важно приобщать к «элите» другие слои, а не закрывать пути к ней.

Требованием массовости является и налаживание прочных связей СМИ со своей аудиторией и представителями тех слоев и групп, на кото­рые они рассчитаны. При этом важно как получение откликов на свои публикации (обратная связь), так и поступление материалов, сообщаю­щих мнения, настроения, представления о явлениях текущей действи­тельности, о взглядах и убеждениях людей, их предложениях, стремлени­ях и требованиях. Эти материалы необходимы и для того, чтобы подготовить на их основе публикации для СМИ.

Кроме тех материалов, которые поступают «самотеком» (а это обыч­но письма как самая простая форма связи с редакцией), редакции ведут направленный их поиск с помощью нештатных авторов, добровольных корреспондентов, специалистов-консультантов, независимых экспер­тов, других помощников, составляющих актив редакции. Создание во­круг редакции такой более или менее широкой и постоянно действую­щей группы добровольных сотрудников решает несколько задач. Появляется возможность определенного знания общественного мнения (более точного - через социологические исследования), суждений о публикациях в СМИ и, конечно, возможность получать материал для пуб­ликаций, радио- и телепередач (заметки, статьи, выступления, беседы, комментарии, фотографии, темы для карикатур и т.д.). Так вокруг орга­на журналистики образуется творческий, «пишущий» слой преимущест­венно из числа читателей, слушателей, зрителей, активных в своем от­ношении к деятельности соответствующего СМИ, поддерживающих и стремящихся воздействовать на его идейно-творческую линию. Кроме того, «окружение» - также один из источников пополнения коллектива штатных сотрудников редакции.

Народность и массовость журналистики находит свое продолжение в принципе патриотизма.

В реальных исторических условиях народ как совокупность социаль­ных слоев, способных к историческому творчеству, разделен на множест­во групп, живущих в разных государствах (народ Франции, народ России и т.д.). Объективное существование стран как отечеств для проживаю­щих там народов и исторически сложившихся государственных образова­ний, состоящих из разных этнических групп, предопределяет необходи­мость выработки журналистами той или иной линии поведения, базирующейся на осознании ими своих исторических корней, социокультурных традиционных форм быта и взаимоотношений людей, на знании языка и природной среды. Вследствие этого для журналиста каждой страны неизбежным становится формирование чувства патриотизма, на основе которого формируется соответствующий принцип.

Каждый журналист, пока существует политическая карта мира, на ко­торой обозначено около 200 стран, не только должен считаться с патрио­тическими чувствами и взглядами той или иной страны, но и сам обязан выступать с позиций патриотизма, служить процветанию и прогрессу сво­его отечества.

Патриотизм (греч. patris «родина, отечество») обычно определяют как любовь и преданность родине, стремление служить ее интересам, хра­нить, развивать и защищать отечественную культуру, язык, традиции, луч­шие черты национального характера, памятники истории, особенности менталитета и образа жизни и т.д. В политической сфере патриотизм предполагает высокую гражданственность, направленную на социально-политический и экономический прогресс страны, ответственность за ее будущее, за судьбы ее людей.

Формирование журналистом своего патриотического сознания и вы­работка своей патриотической позиции в профессиональной деятель­ности могут протекать по разным направлениям и результироваться в различных содержательных формах. Одну из них называют «ультрапатриотизмом». В основе «ультрапатриотизма» лежит идея абсолютного приоритета интересов своей страны и нежелание считаться с законны­ми интересами других стран. Для «ультрапатриотов» характерен так на­зываемый мессианизм - представление о том, что политическая струк­тура, система осуществления власти, конституционные нормы, свойства культуры, науки, организации производства, образ жизни, менталитет и другие черты функционирования общественного организма страны яв­ляются наилучшими из всех существующих, а потому и «спасение чело­вечества» заключается в принятии другими странами ценностей, идеа­лов, норм политической, экономической, культурно-идеологической жизни этой страны. А любые критические замечания в ее адрес «ульт­ра патриоты» воспринимают крайне болезненно и бывают крайне резки в своем неприятии в других странах всего, что не соответствует приня­тому образцу, идее избранности страны. Отсюда концепции типа «Pax Americana» («мир по-американски») или мессианское истолкование гимнического стиха «Deutschland, Deutschland uber alles» («Германия превыше всех»).

«Ультрапатриотизм» свойственен части населения и общественных деятелей стран, опередивших другие в развитии, но он расцветает также в кризисные периоды развития государств, «величие» которых оказалось в прошлом (как, например, в Германии после мировой войны или в Рос­сии после распада СССР). Для «ультра патриоте в» такого толка характерны иллюзорные, идеализированные представления о прошлом страны, а тре­бования возрождения ее величия игнорируют реалии, носят утопический характер, что предопределяет и выдвижение неверных лозунгов и путей достижения целей.

Подлинный патриотизм не совместим с идеей избранности своей, страны, исключительности ее роли в истории, со стремлением прини­зить другие страны, игнорировать их интересы, с равнодушным отношением к их бедам, трудностям, отсталости. Патриотическое сознание, в том числе и журналиста, по отношению как к своей, так и другим стра­нам носит особый, притом сложный характер. Сомнителен патриотизм тех, кто ради возвышения и процветания своей страны способен прене­брегать патриотизмом других народов, бороться за свое благополучие за счет благополучия других.

Принцип патриотизма требует от журналиста ясного разграничения в деятельности людей и социальных групп, в политике партий, в идеоло­гии и культуре, истории и традициях, стремлениях и поступках, т.е. в ду­ховном мире и практической жизни людей того, что способствует эконо­мическому, социальному и духовному развитию, и того, что тормозит исторический процесс. Патриотичным оказывается поддержка и споспешествование всему тому, что помогает развитию. Следовательно, столь же патриотичны неприятие, отрицание, критика всего, что тормозит про­гресс, будь то негативные черты народного характера, реакционные по­литические акции, неадекватная экономическая политика и т.д. и т.п. в прошлом или настоящем.

Патриотическое сознание и патриотическое направление его дея­тельности особенно важны в кризисные, трудные для народа периоды жизни страны. В тяжелые времена именно патриотизм способен вопре­ки пессимистическим прогнозам и кажущимся непреодолимым трудно­стям вызволить подспудные, скрытые даже для проницательных людей силы, которые оказываются решающей силой возрождения страны. Мировая история дает много ярких, в том числе личностных примеров тому, когда патриотическое сознание народа, во главе которого встава­ли яркие личности, беззаветно преданные Родине (Жанна д'Арк и Ш. де Голль во Франции или Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Кутузов и мн. др. в России) оказывались решающей си­лой преодоления. При этом достоин уважения патриотизм пассивно-жертвенный, но выше него активно-действенный патриотизм, делаю­щий людей объединителями и лидерами народного движения за возвышение Родины.

Особым предметом патриотической гордости и постоянной заботы журналиста является тот вклад, который его страна внесла в исторический прогресс всего мира, в сокровищницу достижений всего человечества. Поэтому, размышляя над каждым рассматриваемым явлением, журналист обязан оценивать его с точки зрения того, насколько оно значимо для развития не только своей, но и других стран. В этой связи возникают и сложные вопросы. Можно ли гордиться предприятием, дающим необходимую продукцию своей стране, если вредные выбросы в соответствии с «розой ветров» оказываются в атмосфере соседних го­сударств? Или экономическим развитием, достигнутым за счет эксплуа­тации людских и природных ресурсов стран другого континента?

Особенно ярко это проявляется в современном мире, где страны ока­зываются все более прочно связанными между собой и взаимозависимы­ми, когда при огромной неравномерности развития разных стран все бо­лее ощущается необходимость согласованных усилий всего мирового сообщества при вхождении в XXI век, когда становится очевидной необ­ходимость устойчивого и равномерного развития всех стран.

Поэтому особого внимания и серьезного переосмысления в соответ­ствии с современными (и будущими) реалиями требуют идея и позиция «космополитизма» (греч. kosmopoti'tes «гражданин мира»). Если отка­заться от бытовавшего в прошлом вульгарного представления о космо­полите как человеке, лишенном патриотических чувств и сознания и ру­ководствующемся идеей «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и родина»), - а такие представления и формы поведения имели и имеют место в реальной жизни, - то подлинный космополитизм оказывается «оборотной стороной» патриотизма. И глубоко ошибаются те ложнокосмополитически мыслящие люди, которые называют патриотизм «послед­ним прибежищем негодяев». Ведь именно патриотическое мышление и поведение «выходит» на служение родине как члену мирового сообще­ства, тогда как подлинно космополитическое, «глобалистское» представ­ление исходит из необходимости служения нуждам всего человечества. Осознание журналистом внутренней связи понятий «патриотизм» - «ко­смополитизм» является особым проявлением единства в его позиции частногруппового и общечеловеческого.

Патриотизм, не обогащенный общечеловеческой, «глобалистской» иде­ей космополитизма, неизбежно вырождается в «ультрапатриотизм», а кос­мополитизм без опоры на патриотизм - в антипатриотизм, в презрение к родине, если она не удовлетворяет нужды человека, а требует от него жертв (которые могут принести благополучие только следующим поколениям).

Если принцип патриотизма неизбежно порождается историческим разделением мира на суверенные государства, «корневой» связью жизни человека со страной-родиной, то этническая (национальная) принадлеж­ность человека также не может не отразиться в принципиальной линии поведения журналиста. Выработка позиции в соответствии с разделенностью общества на этносы (русский, китайский, арабский, французский, чеченский...) особенно важна в условиях глобализации, которая сопро­вождается обострением национального самосознания и порой приводит к этнонациональным конфликтам. Для моноэтнических стран, где живут преимущественно люди одной национальности, соответствующий прин­цип практически сливается с патриотизмом. Иначе обстоит дело в много­национальных странах, населенных представителями различных этносов.

Если для журналиста главным являются интересы нации, к которой он сам относится или которую представляет, если он считает, что эта нация выше других и требует больше внимания и забот, чем другие, что защи­щая интересы своей нации, можно пренебрегать интересами дружили других и тем более за их счет удовлетворять интересы своей, то такой журналист руководствуется принципом национализма.

Нет ничего дурного в национальной гордости, в чувстве любви к своей нации, в бережном отношении к национальной памяти, традициям и обычаям, в осознании роли этноса в истории человечества. Более того забота о развитии родного языка, культуры и традиций, о социальном и экономическом благополучии этноса как проявление национальное самосознания и национального достоинства - благородная цель каждого представителя нации и, разумеется, обязанность журналистов, взявших на себя роль выразителей интересов нации.

Однако (как в случае «ультрапатриотизма») существует хотя и трудно-различимая, но существенная грань между «нормой» - благородным чувством национальной гордости за накопленные веками «доброе» сооб­разное наследие - и ее нарушениями в виде национализма, противопоставления одного этноса другим, этноцентризма, стремления к обособлению, национального консерватизма (что предполагает нега­тивное отношение к борьбе со «злыми», тянущими назад традициями и обычаями, нежелание «вписываться» в современный мир).

Национальная гордость не исключает, а, наоборот, предполагает интернационализм, в котором представление о правах и достоинстве диалектически соединяется с сознанием равенства всех наций и со стремлением добиться дружеских отношений, конструктивного взаимодействия между всеми этносами (нациями), их взаимообогащения. Под­линно национальные идеи всегда оказываются подлинно интернациональными, а поэтому поведение журналиста в интересах одной нации не может привести к ущемлению интересов других. Подлинный интернационализм требует, чтобы журналисты, основываясь на тщательном анализе жизни людей различных наций, добивались реализации их трепа­ний, способствовали бы тому, чтобы каждая нация получила возможней, для своего развития, а остальные нации - помощь и поддержку со стороны других на основе идеи интернационального братства. При этом важно исключить всякое ущемление национального достоинства, навязывав чуждых нации характера и форм организации жизни в экономичен, политической, социальной и культурной сферах. Уважение к самобытному характеру нации, к ее особенностям предполагает возможность, порой и необходимость обратить внимание на то, что мешает ее развитию (консервативные традиции, нетерпимость, замкнутость).

Руководствуясь принципом интернационализма, журналисту нужна особая щепетильность и взвешенность в характеристиках и оценках. Это особенно важно в периоды подъема национального самосознания и воз­никающих трений, а то и конфликтов на межнациональной почве.

Поскольку для каждой из стран характерна определенная форма правления, государственного устройства, возникает вопрос о характере отношения журналистики к характеру организации власти и ее осуществ­ления в государстве. Если для журналиста существенно важен принцип народности (а именно народ - суверенный источник власти), то неизбеж­но и формирование в его деятельности принципа демократизма (греч. democratia «народовластие»). В латинской интерпретации - это респуб­ликанизм (лат. respubh'ca «общее дело»).

Журналистика в силу своей информационной природы, как известно, обладает управляющими, властными возможностями. И эту свою «власть» она может осуществлять, руководствуясь самыми разными пред­ставлениями о наилучшем способе правления - аристократическом (че­рез родовую знать), монархическом (через власть государя), плутократи­ческом (при главенстве богатых), тоталитарном (с помощью силы), авторитарном (признанным лидером) и т.д. В соответствии с существую­щим характером власти возникает, например, монархическая журналис­тика или журналистика тоталитарного общества. И даже если эти типы власти прикрыты демократическим антуражем (сенатом при царе или пар­ламентом при диктаторе), демократизм власти и поддерживающей ее жур­налистики будет иллюзорным, декоративным, в лучшем случае - частич­ной уступкой требованиям народовластия и сможет реализоваться лишь внешне, с огромными трудностями, в предельно ограниченных рамках.

В качестве «четвертой власти» в демократическом обществе (в усло­виях различающихся социально-экономических систем, при всех разли­чиях парламентской и президентской форм государственного устройства и режима правления) журналистика осуществляет принцип демократиз­ма путем участия в делах государства, способствуя через свои выступле­ния принятию важных политических решений.

Принцип демократизма проявляется в управлении общественными делами как способ реализации возможностей непосредственной демо­кратии. Если представительная демократия осуществляется через выбо­ры в органы власти, то непосредственная демократия - это участие всех граждан в делах государства (через референдумы, митинги, демонстра­ции, массовые сборы подписей под петициями и т.д., в том числе через журналистику). Будучи инструментом непосредственной демократии, журналистика, выполняя свои идеологические (формирование массово­го сознания, в том числе общественного мнения) и непосредственно-ор­ганизаторские, контрольные функции, осуществляет постоянное давле­ние на выборные органы власти от имени народа, будучи непрерывно звучащим vox populi. Этот глас народа как бы дополнителен к голосова­нию в парламенте, к голосу избранных властей.

Конечно, разные издания и программы могут представлять интересы и нужды не всего народа, а отдельных его слоев и групп (что необходимо открыто заявлять, чтобы предложения и требования, соответствующие нуждам отдельного слоя, не выдавались за требования всего народа), но при этом так, чтобы сложившаяся система журналистики позволила раз­вернуть весь спектр мнений, стремлений, нужд и запросов всех слоев и групп народа. И журналистика по своей природе способна отслеживать оперативно меняющиеся составляющие сознания народа и его слоев, тог­да как избранные в органы власти лица представляют мнение народа (и то порой лишь внешне) только на момент избрания и далеко не всегда ме­няют свои позиции в соответствии с переменами в настроениях и требо­ваниях избирателей.

Свой демократизм, участие в государственной жизни журналистика осуществляет в нескольких формах.

Во-первых, выступая от имени народа (или отдельных слоев и групп) как выразитель его интересов и требований, аккумулированных журна­листами в непосредственных контактах с людьми, полученных из социо­логических исследований, анализа почты и других источников достовер­ной информации о положении и нуждах тех, кого данное издание или программа представляет. Таким образом, сам журналист оказывается выразителем нужд и чаяний народа, его представителем перед избран­ными властями.

Это почетная, хотя и трудная, миссия, так как, выступая от имени наро­да, важно правильно осмыслить увиденное и услышанное. Журналист яв­ляется не механическим транслятором предъявленных властям требова­ний, а их аналитическим истолкователем, что предполагает различные корректировки (внесения уточнений, дополнений и изменений в почерп­нутое из непосредственного общения с народом представление о реальном и должном), основанные на серьезном изучении (часто с помощью компе­тентных специалистов) проблем, волнующих народ. Разумеется, об итогах этого изучения и журналистских коррективах необходимо сообщать ауди­тории, максимально точно выражая действительные нужды народа.

Во-вторых, журналистика реализует принцип демократизма через пре­доставление желающим возможности заявить о своем мнении с широкой общественной трибуны и внести свои предложения. Тем самым она напря­мую осуществляет реализацию конституционного права граждан на учас­тие в управлении государственными делами. Активная реализация прин­ципа демократизма требует от журналистов постоянного привлечения в качестве авторов представителей различных позиций и взглядов, разных кругов и групп общественности. Это дает возможность широко представ­ить направления и способы поиска решений важных общественных про­блем, требующих государственного вмешательства. Тщательного изучения требует поток поступающих в редакции писем и личных обращений граждан - важный источник суждений и предложений, достойных и публика­ции, и учета в работе журналистов. Конечно, не всегда и не со всем мож­но согласиться, не все можно «вынести» на публику. Поэтому так часто ис­пользуются редакционные комментарии, аналитические обзоры писем, организуются дискуссии и обсуждения проблем и предполагаемых путей их решения с помощью властных распоряжений. Но в той или иной форме «глас народа» должен постоянно звучать по каналам журналистики. СМИ в ряду институтов непосредственной демократии обязаны дать каждому гражданину реальную возможность влиять на выработку управленческих решений, следить за реализацией утвержденных мер, получать информа­цию о деятельности тех, от кого это зависит в сфере управления.

В-третьих, чтобы полно реализовать принцип демократизма, журна­листика организует «обучение» народных масс управлению. Это вовсе не значит, что надо организовывать какую-то специальную «школу де­мократии» в изданиях и программах (хотя в условиях недостатка соот­ветствующих умений и культуры это не только не противопоказано СМИ, но даже и весьма полезно). Ведь уже сама по себе активная деятель­ность по реализации принципа демократизма (по первым двум направ­лениям) несет «обучающие импульсы» - демонстрация реальных форм демократизма журналистской деятельности (особенно постоянной, на­стойчивой, успешной) оказывается и «школой демократии». Большое значение при этом имеет обращение СМИ к раскрытию реальных акций непосредственной демократии (митингов, демонстраций, кампаний по сбору подписей, журналистских акций) с анализом их характера, обсуж­дением причин удач и неудач, показом наиболее действенных форм ре­ализации норм непосредственной демократии, особенно через средст­ва массовой информации.

В-четвертых, в меру эффективности реализации принципа демокра­тизма по всем этим трем направлениям активно формируется граждан­ское самосознание и активность граждан в осуществлении своих прав и свобод, в использовании народного суверенитета. Чтобы демократия бы­ла действенной, необходим высокий уровень общей образованности и гражданской компетентности. Ведь демократия невозможна без того, что называют «адекватным гражданином». Адекватный гражданин - хорошо ориентированная личность с верной самоидентификацией в обществе, притом настроенная на деятельное участие в жизни общества с учетом его реального состояния и ясных гуманистических перспектив на основе обдуманных решений. И если даже в «старых» демократиях обнаружи­вается «трагическая ограниченность компетентности граждан», то в «молодых» демократиях решение проблемы некомпетентности приобре­тает первостепенное значение. И вся эта система ориентации недости­жима без активного и целенаправленного участия СМИ, причем именно СМИ должны принять на себя основную нагрузку по формированию «критической массы граждан». В сложившемся виде это «обществен­ность», представляющая собой устойчивое ядро гражданского общества, придающее ему стабильность и функционирующее как его интегрирую­щая сила. По наблюдениям ученых, еще во времена Французской рево­люции зафиксирован феномен мировой общественности, которая толь­ко в наше время становится политической реальностью в мировом сообществе. Формирование и становление общественности - процесс длительный и непростой, причем, считается, сначала возникает «масса», затем «публика» и, наконец, «общественность». Журналистике как фак­тору развития общественности важно учесть необходимость действий по всему «фронту» задач формирования «адекватных граждан» и интегра­ции их в «общественность», притом последовательно и целеустремленно, двигаясь шаг за шагом и не рассчитывая на быстрый успех. Таково широ­кое наполнение принципа демократизма.

Если все рассмотренные принципы журналистской деятельности как бы вырастают из принципа партийности, поскольку в своем концептуаль­ном виде содержатся в нем уже в зародыше, то «вторичным синтезом» принципов, их результирующим интегральным выражением оказывается принцип гуманизма (лат. humanus «человечный»).

Более того, принцип гуманизма, если его требования «накладывать» на реальные формы действования всех других принципов, является как бы проверочным - он позволяет оценивать верность основ и характера реализации других принципов. Даже исходный принцип партийности в своем содержании и проявлениях на практике может и должен прове­ряться «на гуманизм». И многие шумные декларации и требования «исти­ны, добра и справедливости» должны быть отвергнуты журналистами и концептуально, и в практической деятельности, если не выдерживают строгого суда сточки зрения их истинной гуманности. Поэтому так важно для каждого журналиста проникнуться идеей гуманизма и понять ее ис­тинное содержание. Ведь все в его деятельности должно быть подчинено интересам человека и человечества.

В самом общем виде гуманизм во всех суждениях и оценках требует исходить из соблюдения неотъемлемых прав и свобод личности, из инте­ресов развития человека как уникальной личности в перспективе про­грессивного развития всего человечества.

Гуманистический подход, в основе которого лежит представление о че­ловеке как мере всех вещей, требует создания условий жизни, наиболее Достойных человеческой природы и соответствующих сущности человека. Но при интерпретации этого, в целом принятого, подхода, исходящего из общечеловеческих ценностей, возникает множество разновидностей кон­цепции гуманизма. Здесь и религиозный гуманизм, призывающий любить ближнего, прощать прегрешения и искать вечного блаженства за благие де­ла в ином мире, терпеливо перенося несовершенства этого; и расистские концепции гуманизма, исходящие из неравенства людей в их природно-генетических свойствах и признания преимуществ одной избранной расы или нации (господство «арийцев», апартеид, сегрегация и т.д.) и «технологический» гуманизм, считающий, что решение проблем человека - в тех­ническом прогрессе, а не в социальных переменах; и филантропический гуманизм, в основу которого положена идея необходимости быть человечным, делиться с неимущими, инвалидами, больными и т.д. В каждой из этих разновидностей гуманизма (кроме расистского, представляющего собой антигуманную идеологию) есть черты и свойства, имеющие реальное гума­нистическое наполнение (реальная помощь человеку, материальная или духовно-нравственная поддержка его в несовершенном мире).

Вековая же гуманная мечта человека состояла в создании таких условий экономической, социальной, политической и духовной жизни, при которых во вспомогательной «внешней» гуманитарной помощи нуждались бы только слабые, больные и престарелые. Подлинно гуманистическая позиция обязы­вает журналиста к постоянным и всесторонним усилиям по созданию таких условий общественной жизни, которые соответствовали бы природе челове­ка. Такой гуманизм, требующий постоянного участия во всесторонних преобразованиях жизни общества, есть гуманизм деятельный. Поэтому, какой бы теме ни были посвящены создаваемые журналистом произведения - поли­тической структуре или экономическим условиям жизни общества, отноше­ниям социальных групп, культуре или искусству, спорту или быту - везде есть не только «простор», но и обязательное требование гуманистических подхо­дов. Анализу «на гуманистичность» подлежит также, разумеется, эргономичность технических параметров новой машины, качество потребительских то­варов, планировка поселения и жилищ, даже движение моды, характер рекламы, то есть все, что связано с жизнью человека, его социальным, техни­ческим, природным «бытием». Экономичность и технологичность новой ма­шины - превосходно, должен сказать журналист, но при этом задаться во­просами: а каково работать на этой машине и обслуживать ее человеку-работнику, соответствует л и она другим (экологическим, эстетиче­ским и т.д.) требованиям? Иначе говоря, анализу «на гуманизм», гуманисти­ческой экспертизе журналист должен подвергать все, с чем он сталкивается в профессиональной деятельности. Разве не гуманно ответить на каждое по­ступившее в редакцию письмо, хотя это и чрезвычайно трудно и вовсе не обязательно по закону? Разве не гуманно проследить за судьбой человека, ставшего однажды персонажем (положительным или отрицательным) произ­ведения и при необходимости повлиять на течение событий?

Таким образом, вся деятельность журналиста должна быть проникнута концепцией гуманизма, желательно цельной, деятельной, обращенной в будущее и требующей внимания к человеку сегодняшнего дня. И - что очень важно - необходимо, чтобы забота о человечестве сочеталась с заботой об отдельном человеке. При этом к конкретной личности нельзя применять только общие критерии - важно исходить из ее индивидуаль­ности. Лишь в этом случае поддержка и критика, характер помощи, вни­мания и заботы будут соответствующими характеру человека как личнос­ти, а потому и в высшей мере справедливыми.

Непременным условием подлинно гуманистического подхода являет­ся также способность видеть отдельного человека в рамках тех общностей, в которых протекает его жизнь, - трудового коллектива, семьи, круга общения и т.д. Ведь если свобода каждого - условие развития всех, то и характер общности, в рамках которой протекает жизнь личности, серьез­ным образом сказывается на ее чертах, свойствах, отношениях, помогая, сдерживая или извращая формирование в ней подлинно человеческих качеств. Так возникает в журналистско-гуманистическом подходе про­блема подлинного и ложного коллективизма, умения поддерживать доб­рое и противостоять негативному в каждой личности.

Все, с чем сталкивается журналист в жизни, имеет «человеческое из­мерение», и умение видеть явления жизни в свете идеалов гуманизма - в сиюминутном значении и в исторической перспективе - сущностная чер­та журналистской деятельности.

В связи с движением к новой цивилизации XXI века, где идеи гуманизма (в разных вариантах) станут опорными для журналистского мышления, пред­ставление о системе принципов журналистики придется как бы «перевер­нуть»: социальная позиция журналиста будет прямо «выходить» на принцип гуманизма, а принцип партийности окажется своего рода «вторичным синте­зом» системы принципов, их практически деятельностным выражением.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в теорию журналистики: Учебное пособие

Введение в теорию журналистики Учебное пособие М Изд РИП холдинг стр Практическая журналистика Издание е исправленное и.. Предисловие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ КУРСА
Формирование журналистского мышления, отвечающего требованиям современности, и подготовка журналиста к практической деятельности в соответствии с нуждами функционирующей системы средств массовой ин

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложен­ный в понятие «журналистика». Чтобы возможно более по

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА
В каждой социальной системе деятельность журналистики как функци­онирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учреди­тель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «масс

ЗАДАЧИ КУРСА
В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Введения в теорию журналистики» заключается в том, чтобы прежде всего ввести в сферу науч

МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение закономерностей журналистики как функционирующей си­стемы логично и естественно начать с центрального понятия науки о жур­налистике - «массовой информации» и стоящего за ним явления общест

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формы информационного общения появились уже на заре человече­ства. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного ста­да» к формированию человеческих общностей. Огромную роль в этом сы­гр

ЖУРНАЛИСТИКИ
В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. infor-matio «осведомление, изложение, сообщение») является базисным (та­кую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюатив-ными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информацион­ная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
В процессе изложения концептуальных представлений о центрально категории науки о журналистике - «массовой информации» - уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельн

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам п

РЕКРЕАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
В прямой связи с идеологическими функциями журналистики нахо­дятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая дея­тельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ ФУНКЦИИ
Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих уч­реж

ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достой­ных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики. Их реализация поэто­му

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЖУРНАЛИСТА
В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходи­мость широкого идеологического и политического плюрализма, что со

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
Чем более распространено влияние журналистики как «четвертой власти» и чем выше ее активность в обществе, тем большей критике она подвержена со стороны различных социальных сил. Разумеется, нередки

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в

ПРОБЛЕМА ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Как бы хорошо ни была разработана система принципов и совокуп­ность их требований к журналисту (а тут постоянно необходимы новые «наработки» - жизнь и теория не стоят на месте), вопрос о верности п

СВОБОДА ПЕЧАТИ И ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определяя характер профессиональной деятельности на основе сво­ей социальной позиции, выбирая или создавая издание (программу) оп­ределенной идейно-творческой направленности, журналист неизбежно та

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ
(СВОБОДА - НЕОБХОДИМОСТЬ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) Слово «свобода» в русском и других языках имеет множество значе­ний. Так, в обыденной жизни оно может употребляться как «раздол

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ
Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все осталь­ные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творче

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
В условиях существования государства, действующего на основе сис­темы законодательных актов, характер, мера и формы проявления соци­ально-творческой и экономической свободы регламентируются зако

ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ
Тенденция развития человеческого общества (если не произойдет ка­тастрофы из-за неумения справиться с нарастающими глобальными про­блемами) связана с формированием новой цивилизации. У нее еще нет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СМИ
Закономерности функционирования СМИ в демократическом, гуманис­тически ориентированном обществе, объективные по своей природе, прояв­ляются в деятельности журналистов вовсе не автоматически. Выявле

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Власть - это проявление способности какого-то субъекта (челове­ка или организации) доминировать в отношениях с другими социаль­ными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «конт

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») - об­ширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Поэтому подлинно творческой личностью становится тот, кто, овладе

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Массово-информационная деятельность, функционирование систему средств массовой информации в различные исторические эпохи определяются двумя группами закономерностей. Первая связана с общесоциологич

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Деятельность журналистики может быть успешной только в том слу­чае, если выполнение ее функций, притом в слоях аудитории, различных по своим социально-демографическим характеристикам (образование,

МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТИКИ
Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму

ИНФРАСТРУКТУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инф

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Формирование структуры системы журналистики осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться н

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Наполненность «информационного пространства» множеством изда­ний и программ, наметивших свою информационную «нишу» и стремя­щихся там прочно обосноваться, предполагает, что СМИ вступают между собой

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все рассматривавшиеся в предыдущих главах вопросы - от сущности информации до проблем свободы и организации «информационного пространства» - это вопросы о закономерностях журналистской деятель­ност

ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редак

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Определенное редакцией направление и основанная на нем инфор­мационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм

ТИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных человечеством, - научного, художественного, публи

ДЕЙСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполне­нию поставленных перед ним задач. При этом принципиально важным ориенти

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ ФОРМЫ
Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналис

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Действенность - это результативность выполнения непосредст­венно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в мас­сово-информационном обеспечении решения задач социального разви

КОНТАКТОВ С АУДИТОРИЕЙ
При реализации идеологических, культурных и других функций жур­налистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это тре­бует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтер

ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Выбор «реалистического» пути предполагает, следовательно, не только знание аудитории, но и умение действовать так, чтобы добиваться успеха у нее в проведении своей информационной политики. Здесь во

ЖУРНАЛИСТ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
Журналистика, будучи одной из специализированных областей соци­альной практики, порождает постоянные потребности в профессиональ­ных кадрах. Причем по мере развития журналистики, в связи с повыше­н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА
Профессия (лат. professio «официально указанное занятие, специаль­ность») - это возникший в условиях разделения труда особый род трудо­вой деятельности, требующий владения комплексом общих и специа

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА
Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридичес­кой, экономической) располагает журналистика, редакционные коллек­тивы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за ха­ра

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА
Наряду с гражданской ответственностью как ее продолжение, конкре­тизация и регламентирование в журналистской среде формируются принципы, нормы и правила ответственности этической. Этика (греч. etos

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА
Наиболее жестко в журналистской среде действуют правовые нормы и соответствующие формы ответственности. Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных пр

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ
Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворе­нии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги