рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА - раздел Журналистика и СМИ, Введение в теорию журналистики: Учебное пособие Наряду С Гражданской Ответственностью Как Ее Продолжение, Конкре­Тизация И Ре...

Наряду с гражданской ответственностью как ее продолжение, конкре­тизация и регламентирование в журналистской среде формируются принципы, нормы и правила ответственности этической. Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. Требования морали как одного из регу­ляторов поведения в отличие от юридических норм не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной прак­тики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общест­венными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.

Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально бе­зупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так, наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, педагогическая этика. Особой областью профессиональной этики является и журна­листская этика.

Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксиру­емые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой об­щественного мнения, профессионально-творческими организациями мо­ральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соот­ветствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле в их применении к журналистской деятельности.

На базе представлений о профессиональном долге и высоконравст­венных формах его выполнения складывается система взглядов на пове­дение журналиста, при котором блюдется достоинство профессии и честь профессионала. В профессиональной этике складывается некий свод принципов, норм и правил достойного поведения и запретов, квалифици­руемых как недостойное поведение, фиксируемых либо в «неписаных», либо в разработанных журналистскими организациями «писаных» (за­фиксированных) кодексах чести. Соблюдение этических норм контроли­руется как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» - это совесть журналиста, которая в зависимости от характера поведения или заставляет его пере­живать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовле­творение. «Извне» действуют журналистские организации и их времен­ные или постоянные «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

Грубые и неоднократные сознательные нарушения требований журна­листской этики ставят нарушителя вне рядов журналистского корпуса. Вступающий же в Союз журналистов России обязуется соблюдать Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста. «Писаных» кодексов в мире создано нема­ло, притом даже в одной стране их может быть несколько. Так, в США дейст­вуют «Каноны журналистики», принятые в 1923 году Американским обществом газетных редакторов, и «Кодекс этики» (1929) Национальной ас­социации владельцев радиовещательных и телевизионных станций, допол­ненный затем «Кодексом радио» и «Кодексом телевидения», и другие эти­ческие документы, действующие в соответствующих сферах. Но в целом принципы определяются в более или менее близких формулах. Например, Национальный союз журналистов Великобритании требует в своих этичес­ких правилах соблюдать точность, исправлять ошибочные сообщения, вы­ступает против искажений и замалчивания; отстаивает свободу точек зре­ния; настаивает на получении информации только честным путем; запрещает вторгаться в частную жизнь; указывает на сохранение конфи­денциальности источников информации; запрещает брать взятки, использо­вать журналистом информацию в личных целях; выступает против дискри­минации по национальным, расовым, религиозным и другим признакам.

В 1980-1983 годах представители международных и региональных журналистских организаций определили «Международные принципы профессиональной журналистской этики». С их учетом каждая регио­нальная или национальная журналистская организация разрабатывает свои этические кодексы. В нашей стране первый кодекс профессиональ­ной этики был принят Союзом журналистов в 1989 году. В основе его лежат принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестнос­ти, честности, уважения чести и достоинства личности, уважения общече­ловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др. В 1994 г. разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и стано­вятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для прак­тической деятельности в журналистике: журналист - аудитория, журна­лист - источник информации, журналист - персонаж его произведения, журналист - автор, журналист - редактор, журналист – редакционный коллектив, журналист - коллеги по профессии.

Этические нормы в области отношений «журналист - аудитория» носят интегрирующий характер, т.е. здесь «итожится» мера нравствен­ности поведения журналиста во всех других сферах, наиболее полно и отчетливо проявляется морально-этический уровень, его сознания и по­ведения. Прежде всего, это нравственная обязанность, ясно представ­ляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для аудитории, каждый раз важно решать этические вопросы: нужно ли это произведение аудито­рии; не впустую ли занимает он ее время и удовлетворяет ли ее дейст­вительные нужды; способно ли произведение заинтересовать аудито­рию; не отложит ли читатель номер; не выключит ли зритель телевизор; не переключится ли слушатель на другую волну? И соответственно, под­держит ли данное произведение ранее завоеванные доверие, престиж и авторитет?

При этом журналист, ощущающий свою нравственную ответствен­ность перед аудиторией, постоянно решает для себя также вопросы: пра­вильно ли будет воспринята информация аудиторией; адекватно ли будут поняты факты и суждения; как «сработает» аргументация; насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря его уси­лиям? Ведь даже смещение акцентов, не говоря уже об «очернительстве» или «лакировке», является нарушением этических обязательств.

В этом же ряду этических обязанностей перед аудиторией выступает и товарищеское отношение к ней. Для журналиста исключена позиция высокомерного наставника, поучающего ментора, равно как и роль «вульгарного писателя», сюсюкающего и заигрывающего с аудиторией. Серьезный, честный, доступный разговор по самым сложным вопросам, умение вести за собой аудиторию, способствовать ее развитию и повышать уровень, ос­мысления окружающего - необходимое требование этики. Стремление быть понятым заставляет журналиста чутко прислушиваться к реакции ау­дитории, терпеливо работать в ней, отвечать на вопросы и возражения, вновь и вновь с привлечением нового материала возвращаться к важным, но еще не полностью освоенным идеям и выводам, опираясь при этом на простые и понятные факты, примеры и доказательства.

Если попытаться одним словом определить этическую норму в сфере отношений «журналист-аудитория», то, пожалуй, этим словом будет «до­бросовестность». При этом добросовестность этически разборчивого журналиста проявляется относительно как фактов, так и мнений. Относи­тельно фактов - требования, общие для всех журналистов: полнота, прав­дивость, доступность. Если у добросовестного журналиста остаются со­мнения в точности имеющихся у него сведений о фактах, их полноте, верности передачи деталей, то его обязанность честно указать на сомне­ния и возможную их недостоверность.

Намного сложнее с мнениями. Ведь интерпретация события или фак­та так или иначе связана не только с общечеловеческими, но и с группо­выми ценностями, стремлениями и идеалами. Поэтому существенно важ­но выявить, в чем особенность позиции журналиста, а при наличии или возможности иных мнений - честно указать на них или хотя бы только от­метить допустимость других позиций по поводу излагаемых фактов, сооб­щив, где можно с ними познакомиться. И это тем более важно, чем шире плюрализм мнений.

Множество этических норм регламентирует отношения «журналист-источник информации», определяющие формы получения и использова­ния сведений и материалов, которыми располагает частное или офици­альное лицо. При этом контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед но­сителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о сво­их намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение, когда «журналист меняет профессию», выступая в роли водителя такси, продавца, провод­ника и т.д., или когда о его присутствии не знают в то время, когда он ис­пользует скрытую камеру, скрытый микрофон и т.д.).

Открытый сбор материала обязывает журналиста представиться тем частным и должностным лицам, с которыми он вступает в деловой кон­такт, ознакомить их с намерениями редакции и кругом интересующих его вопросов. Для бесед с должностными лицами и получения от них доку­ментов обычно требуется согласие их руководителей, а для участия в официальных мероприятиях, деловых совещаниях и т.п., не носящих пуб­личного характера, - приглашение или разрешение присутствовать.

В процессе контактов с частными лицами стремление получить макси­мум информации не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, сопровождающуюся пренебрежением к интересам, же­ланиям и точке зрения собеседника. Отказ частного лица предоставить информацию и высказать суждение следует уважать. Ссылки в беседе на нужды редакции и журналистские обязанности не должны носить черты скрытого давления и могут быть только напоминанием о выполняемых журналистом обязанностях.

Иное дело при контактах с официальными лицами, обязанными по за­кону предоставить информацию или содействовать ее получению. Тут журналист вправе напомнить об их ответственности за точное и полное информирование по вопросам, находящимся в их компетенции.

Получая сведения, расследуя обстоятельства, изучая суть событий и поступков, необходимо вести себя беспристрастно, непредубежденно, не следует торопиться с выводами, высказывать свои суждения и давать оценку («за» или «против») до тех пор, пока не будет уверенности в том, что набрано достаточное количество доказательств. Поэтому в ходе сбора информации важно придерживаться правила, которое юристы называ­ют «презумпцией невиновности», т.е. исходить из представления о том что до тех пор, пока не доказаны та или иная идея, оценка, обвинение, вы­воды делать нельзя. При этом не следует требовать от лиц, деятельность которых стала объектом внимания журналиста, доказательств своей не­виновности в ответ на предположительные обвинения. Разумеется, в лю­бом случае исключается грубость и бестактность.

Такт (лат. tactus «прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собствен­ное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии.

Соблюдение такта проявляется как в манере разговора, умении учесть состояние собеседника, заинтересовать и разговорить его, так и в умении слушать и вести себя в ходе беседы. Тактичный журналист не будет про­водить беседу, не собрав предварительно информацию о собеседнике (если это возможно), не станет спрашивать его о том, в чем тот некомпе­тентен, а следовательно, может дать лишь поверхностную или банальную информацию. При этом в процессе беседы важно выслушать все, что хо­чет сказать собеседник, не прерывая его, а лишь тактично направляя те­чение разговора. И важно понять, почему именно так, в такой форме, в та­кой последовательности и столько времени говорит человек, - от этого зависит дальнейшее использование полученных сведений.

Тактичный журналист не станет отрывать своего собеседника от рабо­ты, а предварительно договорится с ним о встрече в удобное время и в до­верительной обстановке, хорошо подготовится к беседе, съемкам или запи­си, постарается как можно меньше привлекать к себе внимание и не мешать людям своими занятиями. При необходимости наблюдать за информантом (интересующим объектом) или снимать его на кино- или фотопленку во время работы тактичность требует минимизировать вмешательство. Ведь суета фотожурналистов, скажем, во время «торжеств и горестей народных» бестактна (а вот съемка бесшумно работающей фотокамерой, притом без дополнительного освещения, во время музыкального конкурса - доказа­тельство тактичности). Такт, разумеется, проявляется и в манере одеваться в соответствии с ситуацией (как отнестись, например, к белой сорочке и галстуку у доменной печи или к джинсовому костюму на академическом со­брании?), и в манере говорить, задавать вопросы, возражать, т.е. в том, как ведет себя журналист в процессе работы «на людях».

Много этических сложностей возникает при решении вопроса, когда, в какой мере и форме можно использовать инсценировку - делать «по­становочные» кадры, «дубли» в документальных съемках, предварять до­кументальные кадры «поставленными» с участием тех же персонажей и т.д. Дело тут даже не в том, что инсценировка выдает себя (можно ведь и талантливо «поставить под документ»), а в этичности самого приема, в ос­нове которого - подмена или даже искажение документально «бывшего». Не исключая такого приема из журналистского арсенала - использовать «восстановленную документальность», следует указать на задачи и ха­рактер применения этой формы.

Скрытое наблюдение оправдано в двух случаях. Первый - когда важ­но увидеть «непотревоженную» жизнь (поскольку открытое наблюдение так или иначе меняет поведение людей в изучаемой ситуации), увидеть и понять ее в естественном течении и проявлении, «изнутри». Второй - когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жиз­ни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах (помня, что со­хранение тайны - дело тех, кому она доверена).

В первом случае важно продумать, правильно ли выбран объект на­блюдения (нужно ли, например охотиться за сведениями об интимных сторонах жизни), допустимо ли выступать в принимаемой роли (в частно­сти, нельзя представляться официальным лицом - работником органов милиции, следствия, контроля и т.д., выступать под маской преступника, симулировать болезнь и т.д., что либо запрещено законом, либо неэтич­но). Следует помнить, что организуя скрытое наблюдение, нельзя обой­тись без согласования акции с соответствующими представителями - ди­ректором завода, руководителем артели строителей и т.д.

При скрытом наблюдении важно вести себя в рамках и формах, свой­ственных обычному поведению «замененных» журналистом людей, и быть максимально нейтральным, чтобы не нарушить «чистоту» ситуации, не спровоцировать «нужные» поступки и высказывания.

Скрытое наблюдение - трудное и опасное дело, и решаться на него следует в исключительных случаях, соблюдая при этом права и законные интересы тех, кто становится объектом наблюдения.

При использовании полученной эмпирической информации также воз­никает ряд этических проблем. Нередко, сообщая сведения, собеседник предупреждает, что предоставляет информацию «не для публикации», или просит, чтобы публикуемые материалы были даны без ссылки на источник, в той или иной форме, только в извлечениях и т.д. Эти требования инфор­манта обязательны для исполнения, за исключением тех случаев, когда его показания имеют крайнюю общественную важность либо представляют интерес для органов правосудия.

И даже тогда, когда журналист располагает согласием информанта на публикацию сведений, он должен тщательно продумать, следует ли их публиковать и в какой форме (полностью или частично, указывая точные данные или меняя имена, географические названия и т.д.). Ведь согласие информанта может быть дано по беспечности или незнанию возможных негативных для него последствий. Журналист обязан обдумать последст­вия публикации, чтобы избежать нежелательных результатов. Это тем бо­лее касается сведений, полученных путем скрытого наблюдения.

Журналист должен быть крайне осторожным при вычленении из все­го объема сведений тех, которые войдут в публикацию, при монтаже фото- и кинокадров, магнитной (видео- и аудио-) пленки, чтобы не исказить смысла и характера полученных сведений и не вызвать в связи с этим об­винений со стороны информанта. Крайним нарушением этических норм является сознательное «выдергивание» фрагментов и сознательно из­вращающий истину монтаж высказываний и кадров. Точно так же серьез­ные этические сомнения вызывает использование сведений для критики, если сбор их объяснялся поиском «положительных примеров», и т.п. Журналист не имеет морального права публиковать полученные от друго­го лица сведения, выдавая их за свои; особенно недопустимо использо­вать самокритичные высказывания против того, кому они принадлежат, выдавать разработанные, но не принятые в тех или иных организациях решения за свои собственные предложения.

Готовя и публикуя очерк, интервью, фельетон, журналист должен ре­шать этические проблемы в системе «журналист - персонаж».

В большинстве случаев с этической точки зрения недопустимо в каче­стве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей или людей, с которыми журналиста связывают личные отношения (учитель, начальник и др.). Требуются веские причины обще­ственного порядка, чтобы в качестве персонажа выбрать такого челове­ка. При этом в публикации следует объяснить такое решение. И наоборот, этический долг повелевает выступить непременно в том случае, когда отмолчаться - значит нанести вред делу, которым занят этот человек. Эта нравственная обязанность распространяется и на положительных и на отрицательных персонажей. Ведь благотворным вмешательством в жизнь человека может быть и поддержка, и критика.

Имея дело с реальным человеком, приводя о нем документальные до­стоверные факты, журналист (в отличие от писателя или художника) обязан тщательно взвесить, что и как сообщать о своем герое, чтобы не на­рушить известное правило «прежде всего не навреди». Это вопрос о том, какие именно черты портрета, характера, подробности биографии, сторо­ны жизни, отношения с окружающими, будучи разглашенными, могут на­нести ущерб герою в его дальнейшей жизни, осложнить ее. Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелатель­ных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. Кино- и фото­журналисты знают, что «крупный план», снятый в моменты острых пере­живаний или трудового напряжения, порой оказывается малопригодным для публикации именно из этических соображений. И уж совершенно не­допустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, внешнего облика, физических несовершенств — того, в чем человек «не виноват».

Наконец, если какие-то трудные с точки зрения этики эпизоды, факты, черты, детали журналист считает все-таки нужным ввести в произведе­ние, ему приходится решать вопрос об их частичном или полном «раздокументировании», т.е. следует ли изменять названия, даты, имена и т.д.

Выступая в качестве редактора и критика произведений коллег, жур­налист вступает в область этических отношений «журналист - автор». За каждым письмом, материалом, заказанным или поступившим «самоте­ком», стоит человек, требующий к себе чуткого отношения (здесь мы не говорим о графоманах, это особый случай). Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а во­время и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или пе­реработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего со­трудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами.

Заказывая материал или получив в редакции поручение по работе над «чужим» текстом, журналист тем самым берет на себя ответственность помогать автору. Но это вовсе не означает получения права на безапел­ляционное требование делать именно так, как хочет редактор, или, наобо­рот, соглашаться со всем, что предлагает автор. Нормой является уваже­ние к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если возникает необходимость в доработке или переработке произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возмож­ностей автора. Если в целом произведение редакцию устраивает и разногласия возникают лишь по отдельным вопросам, можно и нужно при публикации этого произведения во «врезке» или в примечаниях сделать оговорки от имени редакции.

При подготовке текста к публикации даже незначительные поправки желательно согласовывать с автором. Если это невозможно (что случает­ся при оперативной работе), стоит провести мысленно эксперимент: как бы отнесся автор к данным поправкам? А после публикации следует объ­ясниться с ним. С другой стороны, неверно поступает автор, который в расчете на редакторскую доработку оставляет материал сырым и считает его «доводку» делом редактора. Редактору приходится сталкиваться и с упрямыми авторами, несмотря ни на что настаивающими «на своем». Эти­ка требует терпения и откровенности в отношениях с такими авторами.

Грубым нарушением этических норм является «заавторство», когда журналист лишь на основе сырых исходных данных, предоставленных «автором», практически пишет произведение за него. К сожалению, это бывает нередко, притом автору, который «организовал и написал» произ­ведение, порой выплачивают часть гонорара. Нормой же в данном случае является либо выступление в соавторстве, либо указание на то, что дан­ный материал представляет собой литературную запись, либо подача его в форме интервью.

Этические вопросы возникают ив сфере отношений «журналист - ре­дакционный коллектив». Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации ре­дакционной политики, журналист становится составной частью этого кол­лектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение. При этом от него ждут не просто слепого следования при­нятой линии, а - при единстве в принципиальных вопросах - творческой ее реализации, активного участия в развитии, уточнении и дополнении. Иначе он не творческая личность, а только исполнитель, простой служащий. Это особенно важно, если журналистский коллектив сам выступает учредителем издания или программы.

В случае возникновения серьезных разногласий в определении и про­ведении принятого направления или тем более отступления журналиста от идейно-политической позиции редакции неизбежным оказывается разрыв его отношений с коллективом и переход в другое СМИ (или же со­здание собственного). В условиях плюрализма как то, так и другое осуще­ствимо. Переходы бывают возможны и необходимы также, если возника­ют трудности в процессе адаптации к редакции или появляется ощущение неполноты самореализации.

Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают со­хранение редакционной профессиональной тайны, взаимопомощь и вза­имоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для ее успешного функционирования (даже за рамками оговоренных в кон­тракте обязанностей). Разумеется, журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом (тем более, если сотрудник по поручению редакции получил доступ к уникальным данным), а о перепечатке (даже переработанных) своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.

Продолжением норм отношений журналиста и редакции являются этические правила в сфере «журналист - коллеги». Строгое распреде­ление обязанностей и соблюдение иерархичности отношений между сотрудниками сочетаются в журналистике с коллегиальностью и това­рищеским взаимодействием, когда единый в своих принципиальных по­зициях коллектив совместно решает сложные творческие, организаци­онно-массовые и другие вопросы ведения своего издания или программы. Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельнос­ти. Если это условие соблюдается, журналист при выполнении своих обязанностей вправе рассчитывать на поддержку коллег, их помощь, го­товность подменить в нужный момент. Такой коллектив не терпит нето­варищеского отношения между сотрудниками, равнодушия, деления ра­боты на «белую» и «черную» и т.д.

И вместе с тем это отношения принципиальные, и в ходе решения творческих задач в таком коллективе могут (и хорошо, когда так бывает) возникать споры, вестись поиски в разных направлениях, высказываться различные мнения и предложения. Долг товарищества обязывает к кол­легиальному, совместному обсуждению и решению проблем, преодоле­нию разногласий, когда к минимуму сведен административный стиль. Это, впрочем, не исключает и «команд», исходящих от руководства редакций, - важно, чтобы эти «команды» были итогом и реализацией решения, при­нятого коллегиально и поддерживаемого творческим ядром редакции.

Сознавая, что в редакционном коллективе собираются разные люди, с разными характерами, опытом работы, подходами, достоинствами и слабостями, каждый сотрудник редакции должен проявлять максимум терпимости и понимания, если нет принципиальных разногласий. Ведь разнообразие мнений, наличие различных точек зрения - одна из важ­нейших положительных черт коллектива, который может в полной мере реализовать свой творческий потенциал благодаря разнообразию вхо­дящих в его состав «единиц».

Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны в журналис­тике не только работникам какой-либо одной редакции -они присущи все­му кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных пробле­мах (несмотря на существующие идейно-политические разногласия). Профессиональное товарищество обязывает к взаимопомощи в «техничес­ких» сторонах деятельности, побуждает к обмену внутрижурналистскими сведениями, совместному поиску информации и деловых контактов и т.д.

Товарищество не исключает и творческого соревнования - желания первым разыскать сенсационные факты и материалы, «выдать» то, что на профессиональном сленге называется «фитилем» (необычный, привле­кающий всеобщее внимание, «гвоздевой» материал), и тем самым опере­дить, «обскакать на лихом коне» коллег. Однако стремление к первенству и исключительности в информационной работе и вызванная этим дея­тельность (иногда даже «тайные операции») имеют этические ограни­чения, если проведение их наносит ущерб коллегам и общему журна­листскому делу.

При наличии жестких принципов этические нормы носят уже менее регламентированный характер, а правила поведения журналиста опреде­ляются едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь в ви­ду, во-первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юриди­ческих норм и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность (или неэтичность) их поведения определятся на основе общих принципов си­туативно, в рамках достаточно широких. Это не означает, что этические решения носят волюнтаристский характер, а этика релятивна, относи­тельна и субъективна. Это говорит лишь о том, что журналист должен об­ладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения, которые в каждом конкретном случае для себя и относительно коллег помогут ему решить, что и насколько этично или неэтично. Поэтому и «суд чести» в журналистике должен учи­тывать конкретные обстоятельства, тонко разбираться в нюансах отноше­ний между людьми. Этический анализ и самоанализ - обязательный, хо­тя и очень сложный, компонент журналистской практики.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в теорию журналистики: Учебное пособие

Введение в теорию журналистики Учебное пособие М Изд РИП холдинг стр Практическая журналистика Издание е исправленное и... Предисловие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ КУРСА
Формирование журналистского мышления, отвечающего требованиям современности, и подготовка журналиста к практической деятельности в соответствии с нуждами функционирующей системы средств массовой ин

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложен­ный в понятие «журналистика». Чтобы возможно более по

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА
В каждой социальной системе деятельность журналистики как функци­онирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учреди­тель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «масс

ЗАДАЧИ КУРСА
В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Введения в теорию журналистики» заключается в том, чтобы прежде всего ввести в сферу науч

МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение закономерностей журналистики как функционирующей си­стемы логично и естественно начать с центрального понятия науки о жур­налистике - «массовой информации» и стоящего за ним явления общест

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формы информационного общения появились уже на заре человече­ства. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного ста­да» к формированию человеческих общностей. Огромную роль в этом сы­гр

ЖУРНАЛИСТИКИ
В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. infor-matio «осведомление, изложение, сообщение») является базисным (та­кую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюатив-ными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информацион­ная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
В процессе изложения концептуальных представлений о центрально категории науки о журналистике - «массовой информации» - уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельн

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам п

РЕКРЕАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
В прямой связи с идеологическими функциями журналистики нахо­дятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая дея­тельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ ФУНКЦИИ
Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих уч­реж

ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достой­ных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики. Их реализация поэто­му

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЖУРНАЛИСТА
В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходи­мость широкого идеологического и политического плюрализма, что со

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
Чем более распространено влияние журналистики как «четвертой власти» и чем выше ее активность в обществе, тем большей критике она подвержена со стороны различных социальных сил. Разумеется, нередки

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Партийная позиция журналиста как единство социально-групповой, организационно-институциональной и идейно-гносеологической сто­рон определяет характер творческой деятельности журналиста во всех ее о

ПРОБЛЕМА ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Как бы хорошо ни была разработана система принципов и совокуп­ность их требований к журналисту (а тут постоянно необходимы новые «наработки» - жизнь и теория не стоят на месте), вопрос о верности п

СВОБОДА ПЕЧАТИ И ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определяя характер профессиональной деятельности на основе сво­ей социальной позиции, выбирая или создавая издание (программу) оп­ределенной идейно-творческой направленности, журналист неизбежно та

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ
(СВОБОДА - НЕОБХОДИМОСТЬ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) Слово «свобода» в русском и других языках имеет множество значе­ний. Так, в обыденной жизни оно может употребляться как «раздол

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ
Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все осталь­ные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творче

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
В условиях существования государства, действующего на основе сис­темы законодательных актов, характер, мера и формы проявления соци­ально-творческой и экономической свободы регламентируются зако

ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ
Тенденция развития человеческого общества (если не произойдет ка­тастрофы из-за неумения справиться с нарастающими глобальными про­блемами) связана с формированием новой цивилизации. У нее еще нет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СМИ
Закономерности функционирования СМИ в демократическом, гуманис­тически ориентированном обществе, объективные по своей природе, прояв­ляются в деятельности журналистов вовсе не автоматически. Выявле

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Власть - это проявление способности какого-то субъекта (челове­ка или организации) доминировать в отношениях с другими социаль­ными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «конт

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») - об­ширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Поэтому подлинно творческой личностью становится тот, кто, овладе

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Массово-информационная деятельность, функционирование систему средств массовой информации в различные исторические эпохи определяются двумя группами закономерностей. Первая связана с общесоциологич

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Деятельность журналистики может быть успешной только в том слу­чае, если выполнение ее функций, притом в слоях аудитории, различных по своим социально-демографическим характеристикам (образование,

МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТИКИ
Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму

ИНФРАСТРУКТУРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инф

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Формирование структуры системы журналистики осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться н

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Наполненность «информационного пространства» множеством изда­ний и программ, наметивших свою информационную «нишу» и стремя­щихся там прочно обосноваться, предполагает, что СМИ вступают между собой

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все рассматривавшиеся в предыдущих главах вопросы - от сущности информации до проблем свободы и организации «информационного пространства» - это вопросы о закономерностях журналистской деятель­ност

ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редак

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Определенное редакцией направление и основанная на нем инфор­мационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм

ТИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных человечеством, - научного, художественного, публи

ДЕЙСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполне­нию поставленных перед ним задач. При этом принципиально важным ориенти

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ ФОРМЫ
Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналис

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Действенность - это результативность выполнения непосредст­венно-организаторских функций журналистики, степень ее успеха в мас­сово-информационном обеспечении решения задач социального разви

КОНТАКТОВ С АУДИТОРИЕЙ
При реализации идеологических, культурных и других функций жур­налистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это тре­бует нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтер

ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Выбор «реалистического» пути предполагает, следовательно, не только знание аудитории, но и умение действовать так, чтобы добиваться успеха у нее в проведении своей информационной политики. Здесь во

ЖУРНАЛИСТ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
Журналистика, будучи одной из специализированных областей соци­альной практики, порождает постоянные потребности в профессиональ­ных кадрах. Причем по мере развития журналистики, в связи с повыше­н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА
Профессия (лат. professio «официально указанное занятие, специаль­ность») - это возникший в условиях разделения труда особый род трудо­вой деятельности, требующий владения комплексом общих и специа

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА
Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридичес­кой, экономической) располагает журналистика, редакционные коллек­тивы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за ха­ра

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА
Наиболее жестко в журналистской среде действуют правовые нормы и соответствующие формы ответственности. Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных пр

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ
Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворе­нии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги