Техники стимулирования творческих способностей

 

Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприятия, накопления информацииважно активизировать:

1. Умение воспринимать мир глазами художника, мыслителя и творца, способного к проявлению интеллектуальной инициативы. То есть постоянную нацеленность на поиск идеи всего происходящего, причины, формы и цели ее бытия. Такое умение может быть развито через постоянную попытку постичь замысел другого творца – независимо от сферы творчества;

2. Стремление к творческому, чувственному контакту со средой. Оно способно обратить вспять старение процесса восприятия, связанное, по мнению психологов, с засорением нашего сознания ярлыками, шаблонами, штампами[183]. Художнику надо заново учиться «читать» сигналы этого мира;

3. Способность к объемному, аналитическому восприятию. То есть возможность познавать происходящее всесторонне. Нередко журналист, побывавший на месте события, может описать, что он видел, а вот что он слышал – нет. Спросите его, какая была погода, о чем болтали прохожие, были ли еще какие-то звуки, шумы, запахи, - и он растеряется. А ведь эти детали необходимы человеку для полноты впечатления и для успешного формирования достоверного образа[184].

4. Потребность видеть новое в обычном. Эксперименты показывают следующее. Если задать человеку вопрос: «Что нового вы видели сегодня?» - он не всегда сможет ответить. Но если задавать этот вопрос каждый день в течение недели-другой, выработается установка на поиск нового, и список будет расширяться изо дня в день. Работа журналиста в этом плане – благодатное поле для развития. Установка на новизну сопровождает всю его деятельность. Важно не поддаться рутине и текучке.

На этапе рекомбинации также важно обращать внимание на стимулирование некоторых способностей:

1. Способности преобразующего видения. Когда в самом процессе восприятия человек уже меняет образ отражаемого предмета или явления. Подобно тому, как ребенок в облаке сразу видит второй, третий, десятый смысл, журналист в происходящем сразу выхватывает идею, тему, сюжет, конфликт;

2. Способности к синтетичности восприятия – то есть умения устанавливать моментальные связи между различными качествами объекта и принимать комплексные сигналы. Это умение помогает на месте определить, где происходят наиболее значимые события, у кого лучше взять интервью, какие факты стоит фиксировать, а какие – нет. В конечном итоге без такого качества принципиально невозможно создать глубокий аналитический материал;

3. Способности образного видения. То есть моментального выстраивания ассоциативных связей относительно наблюдаемого объекта, который при этом не тормозит восприятие реальности.

На этапе воспроизведения самое важное, пожалуй, это стимулирование творческой работоспособности. Прежде всего, она проявляется в поиске целевого образа (насколько сложную задачу ставит перед собой журналист) и в готовности к его достижению (какой уровень достижения образа будет принят как удовлетворительный, какова помехоустойчивость человека). Чем дальше человек готов идти в этом направлении, тем выше его творческая работоспособность. Такая работоспособность проще всего стимулируется в случае, если человек смещает акцент с вопроса «что» на вопрос «для чего»: не «что я расскажу об этом событии читателям», а «для чего я расскажу читателям об этом событии».

В конечном счете, развитие творческого начала предполагает стимулирование некоторых основных способностей:

1. Способности самостоятельно видеть и актуализировать проблемы;

2. Способности самостоятельно искать пути для воплощения тем, определенных обнаруженными проблемами;

3. Способности эффективно использовать специальные профессиональные навыки и включать их в творческий стиль деятельности.

Стимулировать творческий процесс возможно различными способами, принципиально сводимыми к нескольким приемам. Прежде всего, необходимо «разгрузить» нашу психику, снять убежденность в серьезности и срочности решения проблемы, а потому методы, как правило, включают игровой элемент, который отодвигает саму задачу на второй план. Далее, необходимо использовать наводящие стимулы, близкие к теме. Такие стимулы могут рождаться, например, во время беседы при обсуждении проблемы и активизируют ассоциативные ряды. Затем необходимо использовать дробление проблемы, что снимает фактор ее значительности и позволяет легче справится с ситуацией. Наконец, следует фиксировать промежуточные результаты, ибо каждый из них может спровоцировать затем верное решение. Все эти общие принципы построения стимулирующей ситуации должны сопровождаться учетом психологических качеств личности. Например, какой-то человек определенно знает, что не может работать в шумной среде, а какому-то человеку, напротив, требуется деловая, напряженная обстановка.

А. Грецов[185] обозначает и несколько принципов, лежащих в основе тренинга креативности:

1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности – когда отвергается всякое внешнее сходство с той деятельностью, которой реально занимается человек. Это позволяет одновременно и снизить страх некомпетентности, и нейтрализовать действие стереотипов, и в каком-то смысле убрать барьеры в оценке предлагаемых решений как ценных или бессмысленных;

2. Игровой характер взаимодействия – когда отсутствует хотя бы какой-нибудь возможный намек на прагматичность, на реальность применения результата. И главное – процесс, действие становится важнее результата;

3. Позитивная обратная связь – когда участники процесса отказываются от критики. Нельзя отрицать. Можно только добавлять, развивать, трансформировать. Похвала, одобрение создают благоприятный положительный настрой на стадии генерации идей;

4. Баланс между интуицией и критическим мышлением – когда появляются условия, формирующие потребность переходить от спонтанности, интуитивности к логическому мышлению на этапе постановки проблемы и оценки вариантов при выстраивании основной стратегии;

5. Ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием тренинга и жизненным опытом – когда дается объяснение, какие же именно психологические механизмы оказались задействованы, и как теперь ими можно эффективно воспользоваться в реальной ситуации, как активизировать эти качества в типичных условиях;

6. Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии – когда задействуются все каналы восприятия информации. Здесь могут быть применены и рисунки, и драматические постановки, и мимическая пластика, и пантомима, и аудиоэксперименты. Прежде всего, этот подход расширяет инструментарий, приводит к активизации различных ассоциативных каналов и, наконец, просто раскрепощает участников.

Наиболее популярные из известных методов психологической активизации творческих процессов - мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов. Все они построены на искусственном стимулировании ситуации творчества со всеми ее стадиями.

Синектика (Synectics) — метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Это модифицированный вариант классического брейнсторминга, т.е. техники получения искомого в результате упорядоченного коллективного обсуждения. Технология была представлена в 1960 году Уильямом Гордоном, а до этого, в 40-х годах ХХ века, в общих чертах разработана американским психологом Осборном. Она предусматривает переход к брейнстормингу группами профессионалов. Решение задачи начинается с ознакомления – «проблема, как она дана». Никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими. Проблему превращают в задачу, как она понимается. Идет собственно решение, основанное на превращении привычного в непривычное и наоборот. Используется широко употребимое в теории систем решение через аналогию. Гордон предложил четыре вида аналогий для брейнсторминга:

1. Прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники, или с объектом из живой природы;

2. Личная аналогия - напрямую связана с театром эмоций (метод эмпатии), решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства в стиле "Я -такое дерево, я - белая ворона, которая хочет окраситься.";

3. Символическая аналогия - обобщенная абстрактная аналогия, предмет ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются;

4. Фантастическая аналогия - в решение задачи вводят сказочные элементы - маленьких человечков, живую воду, саламандр, демонов Максвелла. Со временем у них появляются названия из реальности. То есть синектика - это один из организационных приемов коллективного творчества. Это способ организации процесса. Обсуждение идет около 30 минут. Участникам предлагается предъявлять все идеи, даже самые бредовые. Затем идеи обсуждаются и выбирается правильное решение.

Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно избранных объектов на тот, который нужно обдумать. Необычные сочетания стимулируют рождение идей[186].

Метод морфологического анализа состоит в том, что в процессе обсуждения проблемы сначала выделяют ее главные характеристики, выстраивая как бы «оси». На каждую из них мысленно «нанизывают» всевозможные комбинации элементов. При этом рождаются интересные идеи. Например, создавая материал о человеке, вы можете выбрать в качестве оси его обаяние, работу, любовь. В качестве элементов вы выбираете отдельные поступки, отношения.

В этом методе используются записи. На листе рисуются три-четыре оси и на них подписываются элементы, которые затем меняются местами.

Метод контрольных вопросов заключается в том, что, когда материал в целом готов, вы к каждому предложению пробуете найти альтернативу, задавая вопрос «А если наоборот?» «А если это убрать?», «А если об этом сказать в конце?» «А если это заменить на…» Иногда такая работа позволяет значительно усовершенствовать композицию материала.