рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История журналистской профессии

История журналистской профессии - раздел Журналистика и СМИ, Профессия: журналист. Учебное пособие Невозможно Сейчас Представить Жизнь Без Журналистики, А Значит, И Без Журнали...

Невозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и без журналистов. Мы начинаем день с чтения газеты или просмотра новостей по телевизору. Непрерывно работает радио­приемник. Любимых журналистов узнаем по голосам. Вечером идем на свидание с ними по телевизору. С одними соглашаемся, с дру­гими спорим. Журналисты в парламенте и в правительстве. Журна­листы в Чечне, Афганистане и Иране. Журналисты на светских раутах и в трущобах. И кажется, что журналистика была всегда. Но удивительно: этой профессии только 300 лет. Знаменательную дату, выход первой печатной газеты петровских «Ведомостей», мы празд­новали в 2003 г.

А может быть, эта профессия действительно была всегда, только форма информации менялась и лики информаторов были други­ми? Может быть, не случайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Космос, живая и неживая природа пронизаны информацией, она как бы разлита в природе. Ученые, сторонники атрибутивистской теории информа­ции, считают ее неотъемлемым, существенным свойством (атри­бутом, отсюда и название) Вселенной и полагают, что она посто­янно циркулирует в мироздании и человеческом сообществе.

Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидей, пер-восмыслов, называя их разными понятиями (Нус, Ноумен, Пара­дигма, Архетип, Монада, Эйдос, Дао, Манас и т.п.). Современ­ные открытия естественных и гуманитарных наук во многом под­тверждают идеи классиков философии о сущности информации. Очевидно, мы на пороге великого переворота в науке и филосо­фии, который ученые называют научной революцией. Многие ис­следователи склоняются к мысли, что основой этого переворота будет представление о решающей роли информации во всех про­цессах зарождения и функционирования человечества, о призна­нии информации мировой константой.

Если исходить из таких предпосылок, пока в некотором роде гипотетических, то следует признать, что профессия информа-


ционного посредника — медиатора действительно является древ­ней, как мир. И тогда, как считают некоторые историки, мифоло­гических вестников богов можно условно признать прародителями современных журналистов.

Мифологические информационные боги, вестники верховных богов, существовали практически у всех народов. Они, по преда­нию, осуществляли связь между богами и людьми. У греков это Гер­мес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо. В русской ведической мифологии аналогичным богом можно считать бога мудрости Веле-са и вещую птицу Гамаюн, в христианской философии — арханге­лов, ангелов и прочих представителей ангельской иерархии.

Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гер­мес — сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников (вспомним гомеровскую «Одиссею»), был богом торговли и скотоводства, проводником душ в иной мир. Изображался Гермес в крылатых сандалиях с зо­лотым жезлом — кадуцеем, который якобы обладал магической силой усыплять и побеждать людей. Именно во сне смертные, по мифологии, воспринимали мысли и волю бога. Короче, Гермес осуществлял функции связи, коммуникации, обмена информа­цией, товарами, обмена земного существования на иноземное, выполнял функции посредника, главным образом информацион­ного. Его называли богом перепутий.

В «Диалогах» Лукиана Гермес жалуется своей матери Майе на множественность и непосильность дел, которые на него взвалил отец: «Едва успеваю привести в порядок места для возлежания и устроить все, как следует, нужно являться к Зевсу и разносить по земле его приказания, бегая без устали туда и обратно... И ужаснее всего то, что я, единственный из всех богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводни­ком покойников и присутствовать на подземном суде. Но моих дневных забот еще мало; недостаточно, что я присутствую на па­лестрах, служу глашатаем на народных собраниях, учу ораторов произносить речи. Устраивать дела мертвецов — это тоже моя обя­занность». Здесь к перечисленным обязанностям присоединяется роль глашатая, учителя ораторов, прямо связанная с информаци­онной деятельностью. Главный эпитет Гермеса — «словесный», или «рациональный». Он считался мастером диалога, умения говорить речи, толковать различные смыслы и значения.

Женским аналогом Гермеса в греческой мифологии была бо­гиня радуги Ирида — воплощение целостности мира (не потому ли


журнализм так многоцветен, всеохватывающ, вмещает в себя как бы все цвета спектра?).

В древнеримской мифологии вестником богов, мудрецом, по­кровителем наук и ремесел, знатоком небесных тайн и проводни­ком душ в иной мир, богом торговли был крылатосандальный Меркурий (от лат. тепе — товар). Меркурий, как и Гермес, посред­ник обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое. Он, по преданию, передает богам молитвы людей, а людям по­слания богов. Меркурий — бог красноречия и договоров, покрови­тель гимназий — школ борцов, потому что борьба состоит в пере­даче сил. Меркурию приписывают изобретение азбуки и обучение людей письму и ораторству. К нему обращались за тем, чтобы он одарил даром памяти и речи. В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях Меркурия и обращениях к нему: «Любимый сын Майи и Юпитера, бог путешественников, послан­ник бессмертных, обладатель обширного сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убий­ца Аргуса, бог с крылатыми ногами, друг человечества, покрови­тель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу,- переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покрови­тель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои мо­литвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия».

В греческой и римской мифологии эти основные боги-вестни­ки Гермес и Меркурий были дополнены плеядой муз (греч. musa — мыслящая). Вначале их было три: Мелета — размышление, Мне-ма — память и Айода — песня. Гесиод называет уже девять дочерей Юпитера и богини памяти Мнемосины (Мнемозины). Каждая из муз ведала какой-то областью науки и искусства. Назовем тех, кто имел отношение к информации: Клио — муза истории, Каллио­па — эпоса, Эрато — любовной поэзии, Эвтерпа (Евтерпа) — лирической поэзии и музыки, Полгимния (Полимния) — крас­норечия и гимнов.

В противоположность музам — покровительницам искусства и жизни, сирен в древности называли музами смерти. Когда сирены осмелились состязаться с музами, по преданию, они были ими побеждены и ощипаны. Поэтому музы часто изображаются с перь­ями на голове. Сирены, сладокоголосые полуженщины, полупти­цы, относятся к хтоническим (земным, природным в широком смысле слова) демоническим существам. Гомер в XII песне «Одис­сеи» описывает их как первых земных вестовщиц, которые расска­зывали путешественникам обо всем, что происходило на свете:


Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердцем усладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав. Знаем мы все, что случилось в Троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы все, что на лоне земли многодарной творится.

Мифологического египетского Тота называли языком (Сло­вом) бога Птаха. Тот изображался с головой ибиса и считался бо­гом мудрости, счета и письма, «владыкой времени», вестником богов и писцом. Он записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, управлял всеми языками. По преданию, Тот изобрел письменность, занимался учреждением образования, наук и ис­кусств, писал священные книги, был покровителем ученых и про­светителей, научил людей считать и писать. Кроме того, Тот счи­тался победителем стихий и злобных демонов

Верховный скандинавский правитель — Один (Вадан) (др.-исл. odinn, лат. vates— провидец, поэт).У него были свои информато­ры — вороны, которые летали по земле и собирали новости. Один — Мутин — помнящий собирал факты (предшественник репортер­ства?); другой — Хугин — думающий, анализирующий то, что ви­дел (его можно уподобить аналитику, комментатору).

Вообще крылатые, в том числе и вороны, утки, лебеди, гуси, голуби, были в древности символами информации. Утка, напри­мер, несет золотое яйцо, из которого рождается вселенная. В этом ряду и российская вещая мудрая птица Гамаюн — посланница сла­вянских богов, их глашатай, предвещательница будущего. О ней очень выразительно написал А. Блок в стихотворении «Гамаюн, птица вещая» (так названа картина В. Васнецова):

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых. Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..

Низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян — гении, у славян — ангелы. Они трактуются как личные информационные посредники человека.


Гений (лат. genius от gens — род, gigno — рождать, производить) — прародитель рода считался как бы личным информационным вест­ником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.

Демон (греч. daimon — божество, дух) в греческой мифологии выполняет те же функции. В диалоге Платона «Пир» Сократ приво­дит слова Диотимы о роли демонов: «Быть истолкователями и по­средниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посередине, он заполняет промежуток между теми и другими, так что мир связан внутренней связью. Не соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними посредством демо­нов и наяву, и во сне».

Первоначально гении и демоны могли быть и злыми, и добры­ми, только позднее за одним термином закрепилось положитель­ное значение, за другим — отрицательное. Демон стал считаться злым духом, хотя в поэзии, например у Лермонтова, он не одно­значен, двулик:

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!

Сущность Демона поэт выражает лаконично: «Я цель познанья и свободы».

В христианской традиции вестниками, информаторами, про­светителями были ангелы (греч. — вестники), в частности арханге­лы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.

Михаил («кто как бог») — архистратиг, предводитель небесно­го воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, за­носящего имена праведников в книгу, учителя людей.

Гавриил («сила Божья») — один из старших ангелов, вестник, назначение которого раскрывать смысл пророческих видений и ход событий. Он, по преданию, предсказал рождение Иоанна Кре­стителя и явился к деве Марии, чтобы сообщить о появлении Христа. В рыцарском эпосе «Песни о Роланде» Гавриил возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны.

Рафаил («исцели, Боже») — по преданию, один из семи выс­ших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель. 12


В «Потерянном рае» Дж. Мильтон называет его «небесным лето­писцем».

Именно с просветительством, передачей информации из выс­ших сфер низшим для познания, самопознания, осознания своего места в мироздании и своего поведения в соответствии с его зако­нами связаны фигуры мифологических информационных вестни­ков. Это краткое знакомство с мифологическими вестниками мо­жет помочь нам понять земное назначение журналистской про­фессии.

Но все, о чем мы говорили до сих пор, — это только подходы к истории информационной медиации, это как бы представление о ее генезисе, к тому же мифологическое. Пора познакомиться с действительными предшественниками информационных медиато­ров. Роль реальных земных вестников нередко в древности испол­няли пророки (восходит к слову речь, реку). К ним можно отнести греческих философов Пифагора, Сократа, Платона, а также осно­вателей философско-религиозных учений — Конфуция, Лао-Цзы и др. Информационно-коммуникативные функции как бы спусти­лись на землю, были переданы от богов и духов людям.

Особый слой посредников между богами и людьми в древнос­ти составляли прорицатели, оракулы (от лат. oraculum — изречение, пророчество, которое восходит к огаге — говорить) — жрецы, да­вавшие ответы на многие животрепещущие вопросы, прорицания, якобы исходящие от богов. Одним из широко известных прорица­телей Греции, по преданию, был Трофоний, сын Аполлона, ко­торый давал предсказания в Лайбодейской пещере. Но, пожалуй, самой большой популярностью славился Дельфийский оракул Аполлона. Прорицательницы-пифии сидели над расселиной скалы (в которую, по преданию, брошен побежденный Аполлоном змей Пифон) и, входя в состояние транса, как считалось, принимали непосредственно от бога вести и передавали их людям.

Прямыми предшественниками информаторов были в древнем обществе ораторы (корень слова тот же, что и у оракулов).

Об ораторским искусстве как прообразе публицистической дея­тельности писала в своей книге «У истоков публицистики» В. В. Уче-нова. По ее мнению, именно ораторы, владеющие красноречием как средством политической деятельности, а не риторы (знатоки теории красноречия, правил речевого мастерства) — истинные предшественники журналистов. Она считала, что великие ораторы Древности, в особенности Демосфен и Цицерон, были в первую очередь политическими и общественными деятелями. «Наиболее яркие ораторские произведения этих авторов связаны с острейши­ми политическими испытаниями, выпавшими на долю их поколе-


ний. Для Демосфена — это борьба сначала с угрозой, а затем с реальностью македонского завоевания афинского полиса, для Цицерона — подавление антигосударственного заговора Катили-ны в 63 г. до н.э. и противостояние окончательному распаду рес­публики после падения диктатуры Цезаря в 44 г. до н.э.»*. Публи­цистика как ветвь журналистики тесно связана с ораторским ис­кусством, с политическим информированием, со стремлением правителей, представителей власти распространять как можно бо­лее широкому кругу суть своей политики.

Правители, желающие донести до народа свои приказы и рас­поряжения, прибегали к помощи глашатаев-гонцов или письмен­но обнародовали свои повеления. Устная коммуникация, устное ин­формирование так же стары, как мир, но с выделением особого слоя гонцов, глашатаев она становится профессиональной дея­тельностью.

Роль информаторов поневоле выполняли и путешественники, странники, воины, побывавшие в других странах. Безымянные составители различных текстов и писцы, которые вырубали ка­менные летописи в Вавилоне, Египте, писавшие берестяные гра­моты на Руси, тоже были предтечами журнализма, поскольку за­нимались сбором и передачей информации, фиксируя ее тем или иным путем.

В Древнем Риме богатые люди имели своих личных информа­торов. К. Бюхер, написавший исследование о происхождении газе­ты, приводит случай, когда Цицерон, уехавший на консульство в провинцию, нанял в Риме специального человека, сообщавшего ему регулярно столичные новости, сенатские постановления, бас­ни, слухи. Знатные римляне держали в качестве своеобразных кор­респондентов рабов или вольноотпущенников, которые по хода­тайству заказчиков имели доступ на заседания сената.

Но временем зарождения собственно информационной профес­сии, как специальной деятельности по периодическому публично­му распространению информации, исследователи справедливо считают издание цезаревских газет «Acta senatus» — вести с заседа­ний сената и «Acta diuma populi Romani» — последние известия для римских граждан. Их выставляли в виде гипсовых оттисков на пло­щадях и улицах Древнего Рима в I в. до н.э. для всеобщего обозре­ния и рассылали в провинции. Сам Цезарь, по свидетельству Све-тония, был крупнейший римский писатель и публицист.


История сохранила нам названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручалось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовы­ми и судебными делами. Затем отбирать информацию стали пре­фекты государственного казначейства. К. Бюхер сообщает, что ма­териал для этих изданий собирал специальный чиновник (procurator ob actis) из сословия всадников (среднее сословие, способное со­держать коня). Всадник получал право надзора за изданиями тог­да, когда становился трибуном легиона. Размножали тексты для заказчиков специальные писцы.

Предтечи профессии в устном информировании — глашатаи известны во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ива­новской площади, в Англии новостями обменивались в кофей­нях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разно­сили бродячие музыканты — шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями (не зарождение ли это критического и синтетического журнализма, который впоследствии реализовался в радио- и тележурнализм?).

Но настоящую репортерскую деятельность развернули фран­цузские нувеллисты (лат. nove — новое, novitas — новость). Перво­начально люди, склонные к обмену новостями, просто собира­лись для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей профессией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей — прообразы редакций появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались «добыванием и продажею заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событиях»*.

Наряду с появлением такой профессионально-репортерской и комментаторской ветви предшественников журнализма информа­ционные потоки шли от летописцев-историков, ученых-популяриза­торов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, лите­раторов-публицистов. Все они самым непосредственным образом способствовали зарождению и формированию журналистской про­фессии, сливаясь, словно ручейки, в единое могучее русло жур­нализма — самого мощного и полифункционального явления со­циальной жизни.

Однако, естественно, журнализм мог развернуться только с появлением печатных периодических изданий, которые в Европе


 


* Ученова В. В. У истоков публицистики. М., 1989. СП.


Бюхер К. Происхождение газеты. СПб., 1896. С. 17.


 




возникли через сто, а в России через двести лет после изобретения в XV в. И. Гутенбергом печатного станка. Подробный анализ разви­тия профессии в «печатное время» не входит в задачи данного курса. Этому посвящено несколько дисциплин по журналистике, читаемых на соответствующих факультетах в вузах.

И все-таки очень кратко проследим развитие журналистской профессии в России, ибо самые общие ее процессы отчетливо проявились в отечественном журнализме.

В России еще до появления петровских «Ведомостей» был обы­чай переводить и переписывать новости из заграничных источни­ков: немецких, голландских, польских, шведских и др. Они посту­пали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали извес­тия, переводили их, заносили на длинные листы бумаги — свитки и из них составляли «Вестовые письма» или «Куранты» (от фр. courant — текущий). Источниками новостей служили также письма русских, живущих за границей или путешествующих там. Рукопис­ная газета готовилась для царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Эта так называемая газета, как правило, была в од-ном-двух экземплярах, читалась вслух царям и пряталась в приказ Тайных дел.

Петр I сам знал европейские языки, читал иноземные газеты, и ему незачем было издавать такого рода переводную газету. Зато остро требовалось издание, в котором он мог бы пропагандиро­вать свои преобразования, давать информацию о правительствен­ной политике, военных делах, новостях в стране и за рубежом. 15 декабря 1702 г. он подписал приказ о печатании первой русской газеты «Ведомости», и 17 декабря, 300 лет назад, вышел ее пер­вый номер. В разных учебниках, правда, встречаются разные даты, поскольку то был рубеж года. Одни считают временем выхода га­зеты печатание пробного номера, другие — первого номера; одни называют даты по старому стилю, другие — по новому. Сейчас мы празднуем День русской журналистики 14 января и считаем эту дату днем выхода первой русской печатной газеты в 1703 г.

Кто же выпускал первую газету и кто может носить имя первых русских журналистов? Сам Петр редактировал газету, писал для нее, отбирал материалы к очередным номерам, правил тексты, стараясь достичь доступности изложения. Однако первым офици­альным редактором был директор Печатного двора в Москве поэт Федор Поликарпов. В его задачи входило редактирование текстов, отбор материалов, обработка иностранных переводов, которые доставлялись из Посольского приказа. Он добывал известия из дру­гих ведомств, занимался корректурой, следил за версткой матери­алов в газете. 16


Начальник Монастырского приказа — И. А. Мусин-Пушкин со­бирал от приказов (государственных учреждений) сообщения об их деятельности и посылал на Печатный двор для публикации.

Когда «Ведомости» перевели в Петербург, редактором стал ди­ректор петербургской типографии Михаил Абрамов

В 1719 г. Коллегия иностранных дел, после гражданских реформ Петра пришедшая на смену Посольскому приказу, назначила от­ветственным за «Ведомости» переводчика Бориса Волкова. С ним стал работать и Яков Синявич, которого историки считают пер­вым русским репортером, потому что он давал хронику придвор­ной жизни и информацию о деятельности коллегий.

Положение литераторов в петровские времена было сродни подневольному. Их обязывали к назначенному сроку написать про­изведение в том жанре и направлении, как того желал царь или ближайшие придворные. «Исправных и податливых награждали деревнями с крестьянами, табакерками и червонцами, а... неис­правным делались внушения, замечания, выговоры, по их спинам иногда ходила историческая дубинка, по щекам раздавались... все­милостивейшие пощечины»*.

И после Петра литературный труд еще долго не изменял своей казенной организации. «Литераторы были чиновниками на жало­вании, литературная профессия — службою, литературные специ-\л алисты делились по департаментам и столам»**. г-1 Положение литератора, журналиста в России, особенно если '^ он защищал прогрессивные взгляды, было очень тяжелым. Еще в г,- XIX в. подсчитали, что верноподданные литераторы жили в сред--г нем 70 лет, а прогрессивные, выступавшие против беззаконий властей — много меньше. Все они познали на себе унизительное положение, гонение властей, преследование цензуры, «усекнове­ние» свободного вольнолюбивого слова. История знает имена вы­дающихся литераторов-журналистов, прекрасных публицистов. Радищев, Герцен, Пушкин, Белинский, Некрасов, Салтыков-Щедрин на себе испытали все тяготы тогдашнего подцензурного журнализма.

Эпоха начала журналистской профессии в России и других стра­нах — это эпоха персонального журнализма, когда газету или жур­нал издавал узкий круг лиц, а иногда и один человек, который-нередко являлся и учредителем, и владельцем, и издателем, и ре­дактором, и автором своего издания.

* Панов А. В. Некоторые неблагоприятные условия литературного труда в Рос­сии // Образование. 1900. № 7-8. С. 23.

УРНЫЙ труп R V*nc.CM}\ II Лепо 1 Г. ; ■'''■; л ио тек а ' ■•'':;■•■ О Г' г к О Г в i

** Шишков С. Титгратурный труд п Рпггии // Псп" 1875. № 8. С. 3.

-ого

2-927


Массовым журнализм стал после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях, когда последние постепенно становят­ся коммерческими предприятиями, финансируемыми не только официальными властями, но и частным капиталом. С развитием свободы предпринимательства и расширением рынка печатной продукции количество изданий резко возросло и стала широко распространяться провинциальная печать. Растет число газет и журналов, которые стараются удовлетворить интересы разнооб­разных групп читателей. Коммерческая выгода заставляет выпус­кать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы.

Соответственно этим изменениям и существованию разных типов изданий выделяются и два типа журнализма — солидный, серьезный и желтый, бульварный. Беспринципные, готовые на­житься на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты и клеветники — таковы характеристики журналистов бульварной прессы.

Сотрудники редакций часто комплектовались из случайных людей, искавших в газете заработка. В России до начала XX в. не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы журна­листов.

Правовое положение журналистов, как пишет об этом Б. И. Есин, было в то время жалким. «Ни в одном законе государства права представителей печати не были предусмотрены. Администраторы различного ранга могли потребовать недопущения в печати статей и заметок, казавшихся неугодными, предосудительными... Не уди­вительно, что такие условия толкали некоторых из них на унизи­тельные поступки, заставляли сводить личные счеты»*.

Особенно тяжело было работать в провинции: «Журналист ра­ботал по 15-ти часов в сутки и месяцами питался чаем да черствой колбасой»**. Нужных людей набирали к сезону подписки, а когда тираж был набран, могли снова уволить. Крайне бесправными и неуважаемыми были репортеры. В «Биржевых ведомостях», где от­дел хроникеров занимал второй этаж, а остальные редакции на­ходились на третьем, одно время висела табличка: «Хроникерам вход в редакцию воспрещен».


Очень выразительный портрет типичного скандального репор­тера Шлепкина написал А. Чехов в рассказе «Два газетчика». Этот Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеден­ном яйце:

Чем, по-твоему, плохо выеденное яйцо? Масса вопросов! Во-первых, когда ты видишь перед собой выеденное яйцо, тебя охватывает негодова­ние, ты возмущен! Яйцо, предназначенное природою для воспроизведе­ния жизни индивидуума... понимаешь? жизни!., жизни, которая, в свою очередь, дала бы жизнь целому поколению, а это поколение тысячам будущих поколений, вдруг съедено, стало жертвою чревоугодия, прихо­ти! Это яйцо дало бы курицу, курица в течение всей своей жизни снесла бы тысячу яиц... — вот тебе, как на ладони, подрыв экономического строя, заедание будущего! Во-вторых, глядя на выеденное яйцо, ты радуешься: если яйцо съедено, то, значит, на Руси хорошо питаются... В-третьих, тебе приходит на мысль, что яичной скорлупой удобряют землю, и ты советуешь читателю дорожить отбросами. В-четвертых, выеденное яйцо наводит тебя на мысль о бренности всего земного: жило и нет его! В-пя­тых... Да что я считаю? На сто нумеров хватит!

Когда его коллега (по рассказу) Рыбкин, не дослушав прияте­ля, повесился оттого, что все «кругом друг друга едят, грабят, топят, друг другу в морды плюют», «Шлепкин сел за стол и в один миг написал: заметку о самоубийстве, некролог Рыбкину, фельетон по поводу частых самоубийств <...> и еще несколько других статей на ту же тему. Написав все это, он положил в карман и весело побе­жал в редакцию, где его ждали мзда, слава и читатели»*.

Нельзя, конечно, представлять дело таким образом, будто ре­портерские отделы были сплошь заполнены сомнительными лич­ностями. Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров-профессионалов (взять того же Гиляровского), масте­ров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, ост­роумными и подчас смелыми людьми... Они умели анализировать психологические (но не социальные) мотивы поведения отдель­ных людей, они особенно гордились достоверностью своих мате­риалов»**.

Один из лучших российских журналистов, король фельетона Влас Дорошевич писал о профессии репортера с большим уваже­нием. Он отмечал, что она составляет «фундамент газетного дела», хотя за репортерами тянется дурная слава с тех времен, когда их, «грязных, нечесанных, немытых не пускали дальше передней»,


 


* Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII—XIX веков. М., 1980.

** Волков А. И. По газетному морю. М., 1926. С. 78.


* Чехов А. П. Поли. собр. соч. М., 1946. Т. 4. С. 406.

** Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII—XIX веков. С 49.


когда они «подслушивали разговоры, сидя под столом, потому что их никуда не пускали, и их никуда нельзя было пускать». Он говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера, чтобы каждый из них мог громко, открыто, с гордостью и досто­инством сказать: «Я репортер»*.

Существенно изменилась профессия после Октябрьской рево­люции. Поменялся строй, изменилась журналистика, другими ста­ли требования к журналисту, который должен был стать идеоло­гическим проводником и пропагандистом решений партии. Есте­ственно, старые журналисты ушли из газет, их не взяли в штат, да многие из них и сами не захотели служить новой власти. Иные эмигрировали, кто-то нашел другую работу. Многие стали просто литправщиками, поскольку новые пролетарские кадры были ма­лообразованными. Газеты испытывали нехватку кадров. Небольшая группа блестящих публицистов ленинской школы ушла на партий­ную и советскую работу.

Кризис газетчиков был налицо. И тогда VIII съезд партии, со­бравшийся в 1919 г., особое внимание уделил комплектованию редакций кадрами. Он предложил всем партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергич­ных и преданных работников». Начался активный учет бывших журналистов, перешедших на другую работу, и перевод их в ре­дакции.

Наряду с комплектованием штатов редакций, проводилось со­циологическое изучение состояния журналистских кадров, осо­бенно руководящих. Власти были озабочены выяснением стажа работы, партийности, образования и социального происхождения журналистов**. Одновременно развернулась работа по созданию школ и институтов (см. раздел «Журналистское образование»).

К середине 20-х годов, когда руководящие кадры газет были в основном укомплектованы, занялись улучшением репортерского состава редакций. В 1926-1927 гг. активно проводились социологи­ческие исследования репортеров, велись дискуссии о том, как ук­репить и поднять авторитет профессии.

К концу 30-х годов в количественном отношении редакции были уже укомплектованы и рядовыми сотрудниками, но остро стояла проблема повышения их грамотности и квалификации. Уро­вень образования был низкий. По исследованиям конца 20-х годов

* Дорошевич В. Репортер//Журналист. 1980. № 10. С. 78-80. ** См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: Взгляд соци­олога. М., 1997.


только каждый десятый имел высшее образование, в столице — каждый четвертый. Не обходилось и без курьезов. Так, отвечая на вопросы профессионального журнала «Большевистская печать», некоторые журналисты утверждали, что «Медного всадника» на­писали Луначарский, Лермонтов, Чехов и даже Борис Годунов, а Александр Македонский, оказывается, был воеводой на Руси.

О специальном журналистском образовании и говорить было нечего. Даже в 1930 г., когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7% опрошенных в более чем 300 ре­дакциях имели специальное образование. Опыт журналистской ра­боты у них тоже был невелик, и многие совмещали партийную работу с журналистской.

Трудились журналисты в первые годы после революции в очень тяжелых условиях. Рабочий день их длился 10 и более часов. Зачас­тую уездную газету выпускал один человек, который был и за редактора, и за корреспондента, и за корректора, и за выпускаю­щего, а иногда и за почтальона. Не хватало оборудования, транс­порта, денег.

Эмиль Финн вспоминает о работе в петроградской «Красной газете» в 1918 г.: «Трамваи тогда не ходили. Часто не было света. Помещения не отапливались, приходилось работать в пальто... От­мечу, что ни гонорара, ни зарплаты никто не получал, хотя они и начислялись. Деньги так быстро таяли в цене, что их даже молоч­ницы отказывались брать. Все — квартиры, транспорт, включая железнодорожный, телефон и прочее было бесплатным. Питались мы, подобно всем петроградцам, плохо. Нам выдавали карточки группы "Б", как и всем служащим. В месяц (в лучшем случае) давали по фунту (400 г) мяса (конины!), по фунту сахара и масла, два фунта муки или пшена, кусок душистого мыла, пачку нюха­тельного табаку. Были месяцы, когда муку заменяли овсом. В связи с этим в газете появилась рубрика "Как пользоваться овсом?"»*. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кад­ров, развернутая система их подготовки (к 80-м годам уже 23 уни­верситета страны имели факультеты, отделения или специализа­ции по журналистике) привели к тому, что уровень образования журналистов стал очень высоким. К началу 90-х годов XX в. 95% работников редакций имели высшее и незаконченное высшее об­разование, более 50% — журналистский диплом (хотя в районных газетах этот показатель был в два-три раза ниже). Журналистская профессия стала весьма престижной, а журналистский корпус достаточно квалифицированным.

* Солдаты слова. М., 1976. С. 15-16.


Однако перестроечные процессы внесли свои коррективы, из­менив и представления о профессии, ее роли в жизни общества, как бы возвращая ее во времена, характерные для послерефор-менной журналистики XIX в. Из идеологизированной, воспита­тельно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов ин­формационного рынка. Резко увеличивается количество изданий, становятся разнообразнее типы изданий, рассчитанные на самые разные интересы различных групп аудитории. Коммерческий ха­рактер прессы порождает возникновение массовых бульварных из­даний, которые быстро набирают тиражи. Снова профессия ре­портера таких изданий, как и прежде, становится рискованной и скандальной. Хотя наряду с этим возникает целый ряд качествен­ных серьезных информационных и аналитических изданий, СМИ для деловых людей и элит.

Снова журнализм становится разнообразным, разножанровым, разностильным, разноменталитетным. История как бы делает спи­ралевидный виток развития профессии, которая из однообразной и идеологизированной снова становится коммерческой и разно-идейной. А идеологический диктат снова сменяется финансовым, и балом правят не столько идеи, сколько деньги и практическая выгода. Размываются этические, ценностные ориентиры профес­сии. Таким образом, можно выделить следующие характеристики современного российского журнализма как профессии:

♦ профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;

♦ глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ;

♦ стала разнообразной, многообразной, многотипной;

♦ стала интересней аудитории;

♦ коммерциализировалась;

♦ обульварилась, пожелтела;

♦ переживает размывание этических и ценностных ориента­
ции.

Итак, профессия медиаторов-информаторов эволюционировала от пророчествующих или транслирующих информацию медиато­ров, от единичных корреспондентов, сообщающих новости своим хозяевам, через государственных чиновников, состоящих на служ­бе у правителей, через корпорации сотрудников, занимающихся сбором и продажей новостей своим абонентам, до современного корпуса журналистов, одного из мощнейших информационных ин­ститутов, который порой не без основания называют четвертой властью, до журнализма, который благодаря электронным сетям и телевидению стал глобальным.


Однозначные тенденции информационной медиации на протя­жении длительных цивилизационных циклов не выявляются, пото­му что она циклична. Однако внутри определенного исторического отрезка можно выделить некие линейные эволюционные тенденции преобразования коммуникативно-информационной деятельности из:

♦ пророческой — в реальную, земную;

♦ индивидуальной — в коллективную;

♦ элитарной — в массовую;

♦ монологичной — в диалогичную;

♦ устной — в письменную;

♦ печатной — в электронную;

♦ аксиальной (осевой) — в ретиальную (многолучевую);

♦ непрофессиональной — в профессиональную;

♦ информирования как службы — в творчество и литературную
работу;

♦ литературной работы — в бизнес;

♦ качественного журнализма — в желтый.

В то же время на других этапах существования профессии тен­денции могут стать противоположными, т.е. журнализм развивает­ся как бы по спирали и отчасти возвращается на новом витке к прежним качествам: из профессионального становился полупро­фессиональным, из творческого — информационным, из реаль­ного — виртуальным, из желтого — качественным, из диалогиче­ского — монологическим и т.п.

Развитие профессии приводит к появлению, точнее говоря транс­формации, устного информирования в радиожурнализм, а синтети­ческого слово — звукоизображения — в телевизионный журнализм. В наш век информационной цивилизации наступила эра виртуаль­ного коммуникаторства, глобального сетевого журнализма.

Назовем особенности этого «нового журнализма»,журнализма информационной эры.

♦ Журнализм превращается в глобальный, не имеющий про­
странственных и временных границ.

♦ Журнализм подчинен всем закономерностям нерасчлененно-
го информационного потока, циркулирующего в глобальных се­
тях, становится органично вплетенным в другие типы информа­
ции (рекламной, научной, деловой, политической, художествен­
ной, личной и т.п.).

 

♦ Становится супероперативным, когда сообщение и восприя­
тие сообщения могут совпадать во времени.

♦ Журнализм характеризуется универсальностью, полифункци­
ональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять


разнообразные потребности и интересы аудитории — от информа­ционных и просветительских до развлекательных и рекламных. В то же время он все более специализируется (диверсифицируется), всвя­зи с многообразными интересами разных групп аудитории.

♦ Глобальный журнализм приобретает черты массовой культу­
ры, хотя одновременно может поставлять информацию и взаимо­
действовать со специальными, в том числе элитарными группами.

♦ Журнализм стандартизируется, шаблонизируется, подчиня­
ясь массовому стреотипизированному информационному продук­
ту, циркулирующему в сетях. Однако он имеет потенцию стать еще
более креативной творческой профессией, поскольку возможнос­
ти для проявления творчества в условиях глобального сетевого об­
щения весьма велики.

♦ Журнализм становится синтезным, объединяющим разные
способы представления информации: текст, графика, цвет, дина­
мическое изображение, звук и т.п. Особой чертой журнализма яв­
ляется его разностильность, разнохарактерность, разноплановость.

♦ Новый журнализм характеризуется интерактивностью, когда
журналист может общаться со всей аудиторией в режиме непос­
редственного диалога.

♦ Журнализм становится саморегулируемым, ибо по каналам
обратной связи немедленно получает рекламации на свои публи­
кации и постоянно корректирует их в зависимости от реакции
потребителей информационного продукта.

♦ Информация как продукт журнализма все больше приобре­
тает свойства товара или услуги наряду с другими видами услуг,
предоставляемых глобальными сетями.

♦ Необыкновенно расширяются границы и возможности полу­
чения журналистом информации по глобальным сетям для осмыс­
ления, обобщения и передачи аудитории. Но в этой связи журна­
лизм превращается в информационно-вторичный, поскольку ин­
тернет-источники нередко вытесняют непосредственное знакомство
с объектом, прямое наблюдение ситуации, общение с участника­
ми на месте события.

♦ Журнализм все чаще становится «надомной» работой с ком­
пьютером, не обязательно связанной с постоянным присутствием
в редакции, как это было прежде. Требует владения современными
компьютерными технологиями.

♦ Усиливаются его возможности к манипулированию обществен­
ным мнением, к давлению на аудиторию при помощи информа­
ционных технологий. Одновременно свобода выбора информации
в электронных сетях дает возможность аудитории противостоять
информационному диктату.


 

♦ Журнализм становится все более толерантным, терпимым к
разным позициям, циркулирующим в сетях. В то же время у журна­
листов есть возможности содействовать высоким просветитель\ским
идеалам, быть полпредами высших гуманистических ценностей,
адресоваться к духовной сфере людей.

♦ Журнализм содействует интеграции народов, интенсифика­
ции культурных и личных связей, консолидации людей, и в этом
смысле важным фактором формирования цивилизации.

Сейчас колоссально повышается роль журналистской профес­сии, созидающей информацию и ответственной за нее, поскольку планета и ее информационное поле не должны заполняться «гряз­ной» деструктивной, отрицательной информацией. Качество ин­формации становится глобальной экологической проблемой и осно­вой устойчивого развития цивилизации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Профессия: журналист. Учебное пособие

Рецензенты... доцент факультета журналистики Московского государственного университета им... Г В Лазутина зав кафедрой журналистики Московского Гуманитарного института им Е Р Дашковой кандидат филологических наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История журналистской профессии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи курса
Курс «Введение в специальность (журналистика)» является раз­делом дисциплины «Основы журналистики». Цель курса ввести пер­вокурсников в журналистскую профессию: рассказать о ее истории, специфике,

Журнализм в мире профессий
Что такое журналистская профессия? Кажется, знают все. Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео- или телекамерой и выдал в эфир. Журналист всегд

Журналистская профессия в обществе
Журналистика — это социальная оперативная информацион­ная система. В целом она соответствует (изоморфна, как говорят ученые) политическому, экономическому и духовному строю об­щества на данном этап

Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта
  Потребности Интересы Общество Группа Личность Биологические Нормальное воспроиз

Профессиограмма журнализма
После того как мы рассмотрели журнализм в сравнении с дру­гими профессиями, во взаимосвязях с различными участниками информационного процесса в обществе, попытаемся лучше по­нять его внутренние хар

Трудности и парадоксы профессии
В маленьком, поэтично и выразительно написанном этюде о своей профессии прекрасный мастер своего дела журналист «Ком­сомольской правды» Василий Песков рассказывал, как он начи­нал трудовой путь в р

Личность журналиста
Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в ин­формационно-духовных процессах, универсальностью и разнооб­разием, высоким у

Возраст
Журналист достигает мастерства и профессионализма, а глав-"! ное, настоящего понимания социальных процессов и, если угод-| но, «мудрого» подхода к жизни в пору зрелости. По данным иссле-| дова

Образование
Уровень образования имеет огромное значение для продуктив­ной работы в журналистике. Человек, который взял в руки перо или микрофон, обязан быть всесторонне образованным, компе­тентным, способным г

Стаж и опыт работы
Чем больше в жизни повидал журналист и чем богаче его жиз-1 ненный опыт, тем лучше для профессии. Стаж, естественно, тес-| но связан с возрастом журналистов и с переломными моментами' в развитии жу

Тип личности
Публичная, постоянно связанная с коммуникацией, общени­ем с людьми, ситуативная и адаптивная журналистская профес­сия предполагает экстравертный, т.е. открытый, хорошо приспо­сабливающийся к

Характер
Характер человека складывается из большого количества честв и черт, неподдающихся перечислению. Но о некоторых чествах следует сказать особо. Это работоспособность, желание ра ботать, настойчивость

Мотивы выбора профессии
Журналистская профессия всегда привлекала своим разнооб-| разием и новизной, творческим характером. Причем эти мотивь преобладают и у тех, кто только готовится стать журналистом и^ находится на пут

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ТРУДА
Журналистское образование Первые школы журналистики История журналистского образования насчитывает около

НОТ. Рациональная организация труда
Как-то на одной из лекций мне пришла записка: «Нельзя л* подробнее остановиться на охране труда студентов. Как согласуют­ся требования учебной программы с требованиями воспитан! психически нормальн

Планирование и учет времени
Какие цели стоят перед студентом? Дальние — стать хорошим профессионалом и воспитать себя как творческую личность, спо­собную приносить пользу людям. Ближние, промежуточные — ов­ладеть определенным

Хронокарта
  Числа Минуты Часы    

Правила культуры умственной деятельности
Менее всего хотелось изложить эти правила дидактически: де-i так и не иначе. Каждый человек уникален. У каждого свой харак-ер, свои обстоятельства жизни и образ мыслей, разные способнос-и

Правило второе: делайте любое дело с интересом, развивай положительную установку на труд, будьте творцом.
Интерес, вдохновение, творчество — вот что составляет осне ву всякой эффективной работы. Замечено, когда нравится работ она делается легко и быстро, незаметно летят минуты и даже чась А неинтересна

Правило четвертое: соблюдайте динамику этапов работы.
Человек входит в любой труд постепенно, достигает в нем которого высшего оптимального уровня и затем — спад творче кой активности, после чего нужен отдых. Назовем эти этапы. Пр

Правило шестое: будьте постоянны в решении сложных твор­ческих задач, не выключайтесь надолго из трудового процесса.
Умственная, особенно творческая работа любит постоянство, погруженность в поставленные проблемы и идеи. Участки голов­ного мозга, занятые в сложной умственной работе, не должны слишком часто перекл

Правило седьмое: используйте для творческой работы 1 подсознания или интуиции. Учитесь создавать условия для, подсознания.
Здесь следует сказать несколько слов о величайшем значен* творческой работе подсознания. Если вы решаете какую-то слс ную задачу, полезно «заказать» вашему подсознанию поиск < на заданный ему во

Правило восьмое: чередуйте виды работы.
В процессе такой смены происходит включение различных \ рвных клеток в работу, поэтому мозг меньше утомляется. В раб ющем участке мозга кровеносное русло расширяется, но соот ственно уменьша

Правило десятое и последнее: чередуйте труд и отдых, давай­те возможность организму восстановить силы.
Отдыхая, организм освобождается от вредных веществ, кото­рые образуются во время умственной работы (углекислота, моче­вина, молочная кислота и т.п.). Поэтому очень важно делать пе-

Активизация умственных процессов
Для журналистской профессии и для процесса ее познав стенах вуза крайне важно развивать внимание и наблюдательнс память, мышление и воображение, углублять процессы воспрй тия и понимания, короче го

Правило третье: попытайтесь найти в запоминаемом интер ное, важное, нужное для себя, связанное с вашими жизненнь целями, опытом.
Мы уже говорили об огромном положительном влиянии инте­реса на все процессы умственной деятельности. Все, что делается с йНтересом, бывает намного эффективнее, чем то, к чему челове

Правило четвертое: запоминайте материал осмысленно и сис­темно, сначала старайтесь хорошо понять то, что предстоит запомнить, выделите главное.
Для этого вычлените главную идею, тезисы, аргументы, отде­лите факты от выводов. Логическое, осмысленное запоминание в Ш—20 раз продуктивнее механического. Попробуйте, как это дела­ют психологи, за

Определенными перерывами.
Активное повторение сокращает время на запоминание в 7—9 раз. Если информация не закреплена, от нее через трое суток оста­нется обычно только около 20%. Например, проводили опыт сз

Правило седьмое: чередуйте заучивание с отдыхом или переме­ной вида деятельности.
Благодаря многократной циркуляции импульсов по нейрон­ным цепям кратковременная память переходит в долговременную. Этот период закрепления, или, как говорят ученые, консолида­ции, длится 15—30 мину

Правило восьмое: старайтесь использовать полученную инфор­мацию в своей практической деятельности.
Чаще пользуйтесь ею, и тогда она закрепляется прочно ина­долго. Если вы изучаете иностранный язык, постоянно говорите на нем, читайте книги, газеты, смотрите телепередачи и фильмы

Культура чтения
Все, о чем мы говорили до сих пор — это была, так сказа! техника умственного труда, правила и условия его. А теперь пор сказать о самом процессе работы с информацией, как с главш объектом умственно

К части I
Основная литература Прохоров Е. П. Введение в специальность (журналистика). М., 1974. Свитич Л. Г. Введение в специальность (журналистика). М., 1985. СвитичЛ. Г.

К части II
Основная литература Прохоров Е. П. Введение в специальность (журналистика). М., 1974. Свитич Л. Г. Введение в специальность (журналистика). М., 1985. Свитич Л. Г.

Тема 1. Предмет и задачи курса. Ориентация в профессии
Потребности подготовки журналистов в условиях новой социально-политической, экономической, информационной ситуации в стране. Ры­нок информации и рынок журналистов. Разнообразие типов и видов изда­н

Тема 2. Генезис и история журналистской профессии
Философы об информационной природе вселенной. Мифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот, архангелы, ангелы, сире­ны; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, уст­ны

Специфика журнализма в ряду других профессий
  КАТЕГОРИИ Журна­лист Писа­тель Педа­гог Поли­тик Уче­ный Худож­ник

П -"Г | о i + i T
Категории профессиограммы 1. Общие признаки профессии 2. Подготовка кадров 2.1 Тип образова­ния

Профессиограмма журнализма
Признаки профессиограммы журналиста Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникатив­ной, информационно-управляющей, просветительной, р

Quot;■;?
Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста бенности их психических состояний, особенности явл

Уровень вашей самооценки
Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто — 4 балла; часто — 3 балла; иногда — 2 балла; редко — 1 балл; никогда — 0 баллов.

Внимательны ли вы!
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. 1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимания? 2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые? 3. Умеете ли заниматься каким-либо де

Что вам запоминается из увиденного пейзажа?
A. Цвета. Б. Небо. B. Чувства, охватившие вас тогда. 4. Когда вы утром просыпаетесь: A. Сразу же вспоминаете, что вам предстоит сделать. Б. Вспом

Умеете ли вы ориентироваться в любой ситуации!
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. 1. Вы заблудились летом в лесу. Достаточно ли у вас познаний, чтобы выйти на правильную дорогу или хотя бы продержаться пару дней, не

Ваша коммуникабельность
Предлагается 16 вопросов, на каждый из которых надо ответить одно­значно: «да», «иногда», «нет». 1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

Этимология имен
Этимология мужских имен: Александр (греч.) — защитник, Алексей (греч.) — отражающий, Анатолий (греч.) — восточный, Андрей (греч.) — мужественный,

Персонологические характеристики
  Черты Признаки Возможные персонологические характеристики личности Лицо Широкое Узкое Круг

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги