рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура чтения

Культура чтения - раздел Журналистика и СМИ, Профессия: журналист. Учебное пособие Все, О Чем Мы Говорили До Сих Пор — Это Была, Так Сказа! Техника Умственного ...

Все, о чем мы говорили до сих пор — это была, так сказа! техника умственного труда, правила и условия его. А теперь пор сказать о самом процессе работы с информацией, как с главш объектом умственной деятельности.

Но что такое информация? Только ли написанное, только слово? Это понятие гораздо шире: и звук, и изображение, и цв и другие элементы бесконечно разнообразного мира природы человека. Однако мы остановимся на информации в узком смыслу слова — на литературе, культуре чтения печатных текстов, ибо: основной объект учебных курсов.

Ответы первокурсников на социологические анкеты свидет ствуют, что практически каждый испытывает трудности в освое*


ции учебной литературы. Чаще всего не умеют ориентироваться в большом поле списков, рекомендуемых разными программами. Студенты жалуются на недостаток времени и огромный объем литературы, на трудности восприятия сложных текстов, неумение выделить главное, сконцентрироваться и не отвлекаться от чте-ния, неумение конспектировать тексты, анализировать их, быст­ро читать. Все это связано с отсутствием культуры работы с лите­ратурой. Но, к счастью, это дело поправимое.

Как научиться читать? Странный вопрос для студента, кото­рый уже более десяти лет ежедневно читает. И, тем не менее, мно­гие не владеют культурой чтения, не знают правил рациональной работы с книгой, тратят много времени на непродуктивное чте­ние.

Учиться правильно читать можно в любом возрасте. Великий Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, сколько тру­дов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели».

Первое, о чем следует здесь сказать, это выбор литературы. Человек за свою жизнь может освоить даже при достаточно хоро­шей скорости чтения в среднем 2—3 тыс. книг, а их уже десятки миллионов, информация же Интернета вообще неисчерпаема. Стоит ли тратить время на чтение второстепенного, упустив при этом возможность познакомиться с шедеврами мировой литературы?

Но как ориентироваться в море литературы? Как выбрать са­мое интересное и стоящее внимания, да к тому же близкое вам по духу? Ведь часто мы берем случайную книгу, плохо написанную, к тому же с идеями, чуждыми нашим ценностям, и по инерции

дочитываем ее до конца.

Студенты, отвечая на вопрос о том, как они выбирают книги, чаще всего говорили: по совету друзей, знакомых, родителей и родственников. Гораздо меньше тех, кто пользуется авторитетным мнением филологов, специалистов. Многие сами находят инте­ресную литературу, роясь в домашней или университетской биб­лиотеке, листая книги на прилавках. Совсем малый процент сту­дентов сослался на учебные программы. Но есть и такие ответы: «Листаю книгу, стараюсь ощутить ее ауру». Такое интуитивное от­ношение к книге не менее важно, чем ссылки, на общепринятое и авторитетное мнение, на вкусы своего круга и родственников.

Как-то, читая лекцию о работе с литературой, известный ли­тературовед профессор А. В. Западов сказал: «Книгу нужно подер­гать в руках, "почувствовать" ее». Сейчас на книжных развалах Много «темной», холодной, агрессивной, опустошающей продук­ции. Она и оформлена соответственно — на обложке какие-то тем-


ные чудовища или нечто расчлененное. Это, как правило, nv тура ужасов или мистические книги по черной магии и т.п.

Конечно, у каждого из вас свой вкус. Большое значение ] и групповые пристрастия, представления об интересном и стижном чтении, которые бытуют в вашей малой группе, в товарищей. Но хотелось бы, чтобы вы сами развивали свой в* прочитав рекомендованную книгу, могли составить собственн| не заимствованное мнение о ней и впоследствии относились бй выбору литературы осознанно и критически.

Круг чтения студентов, судя по опросам, весьма широк и нообразен. Но все-таки заметно, что он в основном состоит^ переводной литературы западных, в частности, американи писателей, часто не первого порядка, но зато «модных» в мс дежной среде. Популярны и новомодные российские прозаики. [ книги, как и на одежду, бывает мода, и с нею нельзя не считат. Однако есть в море литературы «золотники» — вечные ценнс И среди ваших любимых писателей они, конечно, тоже есть.' первом месте в предпочтениях первокурсников факультета журя листики МГУ (опрос проводился пять лет назад) Достоевск Булгаков, что объясняется драматизмом, необычностью, тайне ностью их произведений — качествами, так популярными в мс дежной среде. Значительно меньший процент студентов назв Пушкина, Чехова, Толстого, Тургенева, Ремарка, .Дж. Лондс Следующая группа предпочтений весьма пестра — от классиков^ современных писателей: Шекспир, Дрюон, Цветаева, Пастер* Толкиен, Цвейг, Ильф и Петров, Джером К.Джером, Голсуор Лермонтов, Бродский, Айтматов, Бунин, Шолохов, Набоков. If голь. Названы были также Кортасар, Стейнбек, Прусс, Ф гер, Моруа, Теккерей, Диккенс, Джойс, Гессе, Фицджера Хемингуэй, Маркес, Саймон, Золя, Саган, Искандер, Ш> Дарелл, Фоулз. Наряду с классиками встречаются второстепен* имена, хотя в принципе студенты факультета журналистики, cj! ди которых проводился опрос, в целом продемонстрировали хор ший вкус. Сегодня список сильно «подразбавился» низкопробНЙ серийной литературой. Сам процесс создания этих серий пос лен на поток, и часто имя на обложке совсем не говорит о что книга написана именно этим автором. Стало обычным нанимать «литературных рабов» под «раскрученное» имя и стаЕ процесс производства чтива на конвейер для получения макс8 мальной прибыли.

Конечно, выбор литературы для чтения — дело глубоко л* ное. Но, может быть, стоит уже сейчас, когда еще есть время тать (поскольку после окончания вуза у вас вряд ли найдется стол


времени для чтения), задуматься, а прочел ли я самое интересное, самое главное, что есть в мировой литературе? Будущие журналисты изучают историю русской и зарубежной литературы и поневоле вы­нуждены читать классиков. Но ведь за рамками программы остается еше много необходимых и интересных книг. Предлагаю вам позна­комиться с кругом чтения великих писателей, который приведен в книге Рустама Рахманалиева «Культура чтения великих писателей» (Фрунзе, 1989). Посмотрим читательские списки трех колоссов ми­ровой литературы: Пушкина, Толстого и Бальзака.

ПУШКИН

Гомер, Плутарх, Вергилий, Данте, Тассо, Шекспир, Мильтон, Байрон, В.Скотт, Буало, Монтень, Расин, Вольтер, Дидро, Руссо, Мольер. Баль­зак, Стендаль, Мериме, Гюго, Мюссе, Сент-Бев, Гизо, Гете, Шиллер, Кальдерон, Жанен, Лагарп, Державин, Радищев, Карамзин, Жуковский.

ТОЛСТОЙ

Гомер, Плутарх, Тацит, Конфуций, М.Аврелий, Макиавелли, Овидий, Дан­те, Шекспир, Мольер, Сервантес, Монтень, Руссо, Гете, Шиллер, Стерн, Диккенс, Теккерей, Карлейль, Ш. Бронте, Эмерсон, Вольтер, Дюма, Пас­каль, Ж. Санд, Бальзак, Стендаль, Гюго, Золя, Мопассан, Доде, бр. Гон­кур, Лессинг, Гюйо, Верлен, Метерлинк, Рескин, Шопенгауэр, Торо, Бод­лер, Ницше, Ибсен, Флобер, Дж. Элиот, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Григорович, Белинский, Герцен, Тургенев, Тютчев, Фет, А. К. Тол­стой, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Вл. Соловьев, А. Н. Ос­тровский, Чехов, Л. Андреев, Лесков, Горький.

О. БАЛЬЗАК

Гомер, Данте, Вергилий, Гораций, Овидий, Тацит, Шекспир, Мольер, Кор-нель, Расин, Монтень, Рабле, Кальдерон, Руссо, Вольтер, Ю. П. Рихтер, Паскаль, Стендаль.

Заметили? Поражает, что списки во многом совпадают. То же касается и многих других писателей, имена которых приведены в этой книге. Стоит задуматься над фактом.

И все-таки имена классиков известны по школьным и вузов­ским программам. Труднее ориентироваться в современной лите­ратуре. Открываются новые фамилии, которые были неизвестны у нас широко (эмигрантская литература), зарубежные и собствен­ные, российские, например, сейчас популярны книги В. Пелеви­на, В. Сорокина, Т. Толстой и др.

Какими ориентирами, помимо советов близких и друзей, мы можем воспользоваться при выборе литературы для чтения? Ука­жем на некоторые.


Адресуемся к авторитетам, писателям, ученым, деят
культуры и искусства, близким нам по духу, и анализируем
их чтения.

♦ Читаем книжные и литературные периодические издан*
(например, «Книжное обозрение»), рецензии на книги совремед
ных авторов.

♦ Стараемся познакомиться с творчеством лауреатов литер
турных премий.

К сожалению, эти «компасы» в море современной литерат студенты практически не называют в своих анкетах, поиск худС жественной литературы в основном пока процесс стихийный случайный.

Проще в чтении учебной и научной литературы.Есть програмь и преподаватель. Но и тут свои проблемы. Кроме обязательной. тературы программа рекомендует много дополнительной, и не ходимо из нее выбрать самое ценное и полезное. Часто проч* нужно не всю книгу, а только главу или даже фрагмент глав* причем в списке не всегда есть ссылка именно на этот отрьц Поэтому не пренебрегайте консультациями с преподавателей попросите его дать краткое описание рекомендованных книг, щ мочь вам в их выборе в соответствии с вашими учебными, npocj сиональными, личностными интересами. И не старайтесь обт необъятное (вспомните Козьму Пруткова). Полистать можете мн| гое, однако для изучения выберите самое необходимое.

Но главная кладовая, из которой вы будете черпать новые звания для чтения, это библиотечный каталог.Если кто-то из испытал счастье рыться в каталогах больших библиотек, где нятся и старые книги, тот помнит то удивительное волнение счастье, когда находится редкая, но такая нужная вам книга, когда случайно, перебирая библиографические карточки в кат логе, вы натыкаетесь на какое-то поразившее вас название, прашиваете эту книгу из хранилища и берете в руки старый то« порой открывая для себя забытого автора, и с упоением читаетет| тиши библиотечных залов.

Поиск литературы в каталогах ведется по автору или по пр мету. Первый каталог называется алфавитным,второй — предме ным.Например, вас интересуют проблемы творчества или cj ства массовой информации, экология или творчество Флобера все это можно найти в каталогах под соответствующими предме ными указателями.

Если вы хотите мысленно посетить лучшие музеи мира познакомиться с живописью Эль Греко, например, вам доста?


из хранилища альбомы всех времен, напечатанные в разных стра-лах: цветные и черно-белые, с комментариями и без. Вы увидите руины Древней Греции и архитектурные памятники Египта, буде­те путешествовать по парижским улицам и в лондонском тумане, кататься в гондоле по Венеции или посетите музей Рембрандта в дмстердаме, галерею Уффици и Питти во Флоренции.

Вы будете держать в руках старые манускрипты, рукописные книги с изумительной книжной миниатюрой, выполненной в един­ственном экземпляре, переплетенные кожей с золотыми застеж­ками. Но для этого нужно попасть в отдел редких книг. Кстати, в университете на Моховой есть замечательный музей в Круглом зале, где прежде защищались диссертации, и там можно тоже познако­миться с редчайшими книжными экспонатами. Короче, в путь за интересной и нужной вам книгой!

Но вот вы держите ее в руках. Что делать дальше? Прежде всего познакомьтесь с книгой:посмотрите, кто автор, когда он жил, как он характеризуется во введении, заключении или примечаниях к книге. Если об авторе нет никаких данных, загляните в словари и энциклопедии, Словарь Брокгауза и Эфрона, Словарь Граната, Большую советскую энциклопедию, Британскую энциклопедию или энциклопедию Кирилла и Мефодия (кстати, многие энцик­лопедии сейчас есть в банках Интернета). Если это писатель, мож­но взять в руки литературную энциклопедию, если философ — философскую и т.п.

Далее ознакомьтесь с выходными данными книги: где, когда, каким издательством опубликована, каков тираж. Прочтите анно­тацию, краткое содержание книги, оглавление. Полистайте, по­смотрите, как она напечатана, трудна ли в чтении, есть ли иллю­страции, схемы, таблицы. И дальше решайте, читать или не читать. А если читать, то для чего.

Главное, четко понимать, с какой цельючитать книгу:

♦ чтобы узнать что-то новое, важное, интересное, полезное
Для учебы, жизни, будущей работы;

♦ получить эстетическое удовольствие;

♦ просто познакомиться с данным автором, системой его идей
или стилем;

♦ отдохнуть или развлечься и т.п.

В зависимости от цели чтения, вашей осведомленности о пред­аете описания, от степени сложности идей, стиля изложения, Других причин будет разным и способ чтения.Одни книги мы чи­таем легко и быстро, другие медленно и трудно; одни можем про­бежать глазами в метро, другие нужно осваивать в тишине, за пись-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Профессия: журналист. Учебное пособие

Рецензенты... доцент факультета журналистики Московского государственного университета им... Г В Лазутина зав кафедрой журналистики Московского Гуманитарного института им Е Р Дашковой кандидат филологических наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура чтения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи курса
Курс «Введение в специальность (журналистика)» является раз­делом дисциплины «Основы журналистики». Цель курса ввести пер­вокурсников в журналистскую профессию: рассказать о ее истории, специфике,

История журналистской профессии
Невозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и без журналистов. Мы начинаем день с чтения газеты или просмотра новостей по телевизору. Непрерывно работает радио­приемник. Любимых

Журнализм в мире профессий
Что такое журналистская профессия? Кажется, знают все. Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео- или телекамерой и выдал в эфир. Журналист всегд

Журналистская профессия в обществе
Журналистика — это социальная оперативная информацион­ная система. В целом она соответствует (изоморфна, как говорят ученые) политическому, экономическому и духовному строю об­щества на данном этап

Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта
  Потребности Интересы Общество Группа Личность Биологические Нормальное воспроиз

Профессиограмма журнализма
После того как мы рассмотрели журнализм в сравнении с дру­гими профессиями, во взаимосвязях с различными участниками информационного процесса в обществе, попытаемся лучше по­нять его внутренние хар

Трудности и парадоксы профессии
В маленьком, поэтично и выразительно написанном этюде о своей профессии прекрасный мастер своего дела журналист «Ком­сомольской правды» Василий Песков рассказывал, как он начи­нал трудовой путь в р

Личность журналиста
Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в ин­формационно-духовных процессах, универсальностью и разнооб­разием, высоким у

Возраст
Журналист достигает мастерства и профессионализма, а глав-"! ное, настоящего понимания социальных процессов и, если угод-| но, «мудрого» подхода к жизни в пору зрелости. По данным иссле-| дова

Образование
Уровень образования имеет огромное значение для продуктив­ной работы в журналистике. Человек, который взял в руки перо или микрофон, обязан быть всесторонне образованным, компе­тентным, способным г

Стаж и опыт работы
Чем больше в жизни повидал журналист и чем богаче его жиз-1 ненный опыт, тем лучше для профессии. Стаж, естественно, тес-| но связан с возрастом журналистов и с переломными моментами' в развитии жу

Тип личности
Публичная, постоянно связанная с коммуникацией, общени­ем с людьми, ситуативная и адаптивная журналистская профес­сия предполагает экстравертный, т.е. открытый, хорошо приспо­сабливающийся к

Характер
Характер человека складывается из большого количества честв и черт, неподдающихся перечислению. Но о некоторых чествах следует сказать особо. Это работоспособность, желание ра ботать, настойчивость

Мотивы выбора профессии
Журналистская профессия всегда привлекала своим разнооб-| разием и новизной, творческим характером. Причем эти мотивь преобладают и у тех, кто только готовится стать журналистом и^ находится на пут

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ТРУДА
Журналистское образование Первые школы журналистики История журналистского образования насчитывает около

НОТ. Рациональная организация труда
Как-то на одной из лекций мне пришла записка: «Нельзя л* подробнее остановиться на охране труда студентов. Как согласуют­ся требования учебной программы с требованиями воспитан! психически нормальн

Планирование и учет времени
Какие цели стоят перед студентом? Дальние — стать хорошим профессионалом и воспитать себя как творческую личность, спо­собную приносить пользу людям. Ближние, промежуточные — ов­ладеть определенным

Хронокарта
  Числа Минуты Часы    

Правила культуры умственной деятельности
Менее всего хотелось изложить эти правила дидактически: де-i так и не иначе. Каждый человек уникален. У каждого свой харак-ер, свои обстоятельства жизни и образ мыслей, разные способнос-и

Правило второе: делайте любое дело с интересом, развивай положительную установку на труд, будьте творцом.
Интерес, вдохновение, творчество — вот что составляет осне ву всякой эффективной работы. Замечено, когда нравится работ она делается легко и быстро, незаметно летят минуты и даже чась А неинтересна

Правило четвертое: соблюдайте динамику этапов работы.
Человек входит в любой труд постепенно, достигает в нем которого высшего оптимального уровня и затем — спад творче кой активности, после чего нужен отдых. Назовем эти этапы. Пр

Правило шестое: будьте постоянны в решении сложных твор­ческих задач, не выключайтесь надолго из трудового процесса.
Умственная, особенно творческая работа любит постоянство, погруженность в поставленные проблемы и идеи. Участки голов­ного мозга, занятые в сложной умственной работе, не должны слишком часто перекл

Правило седьмое: используйте для творческой работы 1 подсознания или интуиции. Учитесь создавать условия для, подсознания.
Здесь следует сказать несколько слов о величайшем значен* творческой работе подсознания. Если вы решаете какую-то слс ную задачу, полезно «заказать» вашему подсознанию поиск < на заданный ему во

Правило восьмое: чередуйте виды работы.
В процессе такой смены происходит включение различных \ рвных клеток в работу, поэтому мозг меньше утомляется. В раб ющем участке мозга кровеносное русло расширяется, но соот ственно уменьша

Правило десятое и последнее: чередуйте труд и отдых, давай­те возможность организму восстановить силы.
Отдыхая, организм освобождается от вредных веществ, кото­рые образуются во время умственной работы (углекислота, моче­вина, молочная кислота и т.п.). Поэтому очень важно делать пе-

Активизация умственных процессов
Для журналистской профессии и для процесса ее познав стенах вуза крайне важно развивать внимание и наблюдательнс память, мышление и воображение, углублять процессы воспрй тия и понимания, короче го

Правило третье: попытайтесь найти в запоминаемом интер ное, важное, нужное для себя, связанное с вашими жизненнь целями, опытом.
Мы уже говорили об огромном положительном влиянии инте­реса на все процессы умственной деятельности. Все, что делается с йНтересом, бывает намного эффективнее, чем то, к чему челове

Правило четвертое: запоминайте материал осмысленно и сис­темно, сначала старайтесь хорошо понять то, что предстоит запомнить, выделите главное.
Для этого вычлените главную идею, тезисы, аргументы, отде­лите факты от выводов. Логическое, осмысленное запоминание в Ш—20 раз продуктивнее механического. Попробуйте, как это дела­ют психологи, за

Определенными перерывами.
Активное повторение сокращает время на запоминание в 7—9 раз. Если информация не закреплена, от нее через трое суток оста­нется обычно только около 20%. Например, проводили опыт сз

Правило седьмое: чередуйте заучивание с отдыхом или переме­ной вида деятельности.
Благодаря многократной циркуляции импульсов по нейрон­ным цепям кратковременная память переходит в долговременную. Этот период закрепления, или, как говорят ученые, консолида­ции, длится 15—30 мину

Правило восьмое: старайтесь использовать полученную инфор­мацию в своей практической деятельности.
Чаще пользуйтесь ею, и тогда она закрепляется прочно ина­долго. Если вы изучаете иностранный язык, постоянно говорите на нем, читайте книги, газеты, смотрите телепередачи и фильмы

К части I
Основная литература Прохоров Е. П. Введение в специальность (журналистика). М., 1974. Свитич Л. Г. Введение в специальность (журналистика). М., 1985. СвитичЛ. Г.

К части II
Основная литература Прохоров Е. П. Введение в специальность (журналистика). М., 1974. Свитич Л. Г. Введение в специальность (журналистика). М., 1985. Свитич Л. Г.

Тема 1. Предмет и задачи курса. Ориентация в профессии
Потребности подготовки журналистов в условиях новой социально-политической, экономической, информационной ситуации в стране. Ры­нок информации и рынок журналистов. Разнообразие типов и видов изда­н

Тема 2. Генезис и история журналистской профессии
Философы об информационной природе вселенной. Мифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот, архангелы, ангелы, сире­ны; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, уст­ны

Специфика журнализма в ряду других профессий
  КАТЕГОРИИ Журна­лист Писа­тель Педа­гог Поли­тик Уче­ный Худож­ник

П -"Г | о i + i T
Категории профессиограммы 1. Общие признаки профессии 2. Подготовка кадров 2.1 Тип образова­ния

Профессиограмма журнализма
Признаки профессиограммы журналиста Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникатив­ной, информационно-управляющей, просветительной, р

Quot;■;?
Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста бенности их психических состояний, особенности явл

Уровень вашей самооценки
Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале: очень часто — 4 балла; часто — 3 балла; иногда — 2 балла; редко — 1 балл; никогда — 0 баллов.

Внимательны ли вы!
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. 1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимания? 2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые? 3. Умеете ли заниматься каким-либо де

Что вам запоминается из увиденного пейзажа?
A. Цвета. Б. Небо. B. Чувства, охватившие вас тогда. 4. Когда вы утром просыпаетесь: A. Сразу же вспоминаете, что вам предстоит сделать. Б. Вспом

Умеете ли вы ориентироваться в любой ситуации!
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. 1. Вы заблудились летом в лесу. Достаточно ли у вас познаний, чтобы выйти на правильную дорогу или хотя бы продержаться пару дней, не

Ваша коммуникабельность
Предлагается 16 вопросов, на каждый из которых надо ответить одно­значно: «да», «иногда», «нет». 1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

Этимология имен
Этимология мужских имен: Александр (греч.) — защитник, Алексей (греч.) — отражающий, Анатолий (греч.) — восточный, Андрей (греч.) — мужественный,

Персонологические характеристики
  Черты Признаки Возможные персонологические характеристики личности Лицо Широкое Узкое Круг

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги