Культура чтения

Все, о чем мы говорили до сих пор — это была, так сказа! техника умственного труда, правила и условия его. А теперь пор сказать о самом процессе работы с информацией, как с главш объектом умственной деятельности.

Но что такое информация? Только ли написанное, только слово? Это понятие гораздо шире: и звук, и изображение, и цв и другие элементы бесконечно разнообразного мира природы человека. Однако мы остановимся на информации в узком смыслу слова — на литературе, культуре чтения печатных текстов, ибо: основной объект учебных курсов.

Ответы первокурсников на социологические анкеты свидет ствуют, что практически каждый испытывает трудности в освое*


ции учебной литературы. Чаще всего не умеют ориентироваться в большом поле списков, рекомендуемых разными программами. Студенты жалуются на недостаток времени и огромный объем литературы, на трудности восприятия сложных текстов, неумение выделить главное, сконцентрироваться и не отвлекаться от чте-ния, неумение конспектировать тексты, анализировать их, быст­ро читать. Все это связано с отсутствием культуры работы с лите­ратурой. Но, к счастью, это дело поправимое.

Как научиться читать? Странный вопрос для студента, кото­рый уже более десяти лет ежедневно читает. И, тем не менее, мно­гие не владеют культурой чтения, не знают правил рациональной работы с книгой, тратят много времени на непродуктивное чте­ние.

Учиться правильно читать можно в любом возрасте. Великий Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, сколько тру­дов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели».

Первое, о чем следует здесь сказать, это выбор литературы. Человек за свою жизнь может освоить даже при достаточно хоро­шей скорости чтения в среднем 2—3 тыс. книг, а их уже десятки миллионов, информация же Интернета вообще неисчерпаема. Стоит ли тратить время на чтение второстепенного, упустив при этом возможность познакомиться с шедеврами мировой литературы?

Но как ориентироваться в море литературы? Как выбрать са­мое интересное и стоящее внимания, да к тому же близкое вам по духу? Ведь часто мы берем случайную книгу, плохо написанную, к тому же с идеями, чуждыми нашим ценностям, и по инерции

дочитываем ее до конца.

Студенты, отвечая на вопрос о том, как они выбирают книги, чаще всего говорили: по совету друзей, знакомых, родителей и родственников. Гораздо меньше тех, кто пользуется авторитетным мнением филологов, специалистов. Многие сами находят инте­ресную литературу, роясь в домашней или университетской биб­лиотеке, листая книги на прилавках. Совсем малый процент сту­дентов сослался на учебные программы. Но есть и такие ответы: «Листаю книгу, стараюсь ощутить ее ауру». Такое интуитивное от­ношение к книге не менее важно, чем ссылки, на общепринятое и авторитетное мнение, на вкусы своего круга и родственников.

Как-то, читая лекцию о работе с литературой, известный ли­тературовед профессор А. В. Западов сказал: «Книгу нужно подер­гать в руках, "почувствовать" ее». Сейчас на книжных развалах Много «темной», холодной, агрессивной, опустошающей продук­ции. Она и оформлена соответственно — на обложке какие-то тем-


ные чудовища или нечто расчлененное. Это, как правило, nv тура ужасов или мистические книги по черной магии и т.п.

Конечно, у каждого из вас свой вкус. Большое значение ] и групповые пристрастия, представления об интересном и стижном чтении, которые бытуют в вашей малой группе, в товарищей. Но хотелось бы, чтобы вы сами развивали свой в* прочитав рекомендованную книгу, могли составить собственн| не заимствованное мнение о ней и впоследствии относились бй выбору литературы осознанно и критически.

Круг чтения студентов, судя по опросам, весьма широк и нообразен. Но все-таки заметно, что он в основном состоит^ переводной литературы западных, в частности, американи писателей, часто не первого порядка, но зато «модных» в мс дежной среде. Популярны и новомодные российские прозаики. [ книги, как и на одежду, бывает мода, и с нею нельзя не считат. Однако есть в море литературы «золотники» — вечные ценнс И среди ваших любимых писателей они, конечно, тоже есть.' первом месте в предпочтениях первокурсников факультета журя листики МГУ (опрос проводился пять лет назад) Достоевск Булгаков, что объясняется драматизмом, необычностью, тайне ностью их произведений — качествами, так популярными в мс дежной среде. Значительно меньший процент студентов назв Пушкина, Чехова, Толстого, Тургенева, Ремарка, .Дж. Лондс Следующая группа предпочтений весьма пестра — от классиков^ современных писателей: Шекспир, Дрюон, Цветаева, Пастер* Толкиен, Цвейг, Ильф и Петров, Джером К.Джером, Голсуор Лермонтов, Бродский, Айтматов, Бунин, Шолохов, Набоков. If голь. Названы были также Кортасар, Стейнбек, Прусс, Ф гер, Моруа, Теккерей, Диккенс, Джойс, Гессе, Фицджера Хемингуэй, Маркес, Саймон, Золя, Саган, Искандер, Ш> Дарелл, Фоулз. Наряду с классиками встречаются второстепен* имена, хотя в принципе студенты факультета журналистики, cj! ди которых проводился опрос, в целом продемонстрировали хор ший вкус. Сегодня список сильно «подразбавился» низкопробНЙ серийной литературой. Сам процесс создания этих серий пос лен на поток, и часто имя на обложке совсем не говорит о что книга написана именно этим автором. Стало обычным нанимать «литературных рабов» под «раскрученное» имя и стаЕ процесс производства чтива на конвейер для получения макс8 мальной прибыли.

Конечно, выбор литературы для чтения — дело глубоко л* ное. Но, может быть, стоит уже сейчас, когда еще есть время тать (поскольку после окончания вуза у вас вряд ли найдется стол


времени для чтения), задуматься, а прочел ли я самое интересное, самое главное, что есть в мировой литературе? Будущие журналисты изучают историю русской и зарубежной литературы и поневоле вы­нуждены читать классиков. Но ведь за рамками программы остается еше много необходимых и интересных книг. Предлагаю вам позна­комиться с кругом чтения великих писателей, который приведен в книге Рустама Рахманалиева «Культура чтения великих писателей» (Фрунзе, 1989). Посмотрим читательские списки трех колоссов ми­ровой литературы: Пушкина, Толстого и Бальзака.

ПУШКИН

Гомер, Плутарх, Вергилий, Данте, Тассо, Шекспир, Мильтон, Байрон, В.Скотт, Буало, Монтень, Расин, Вольтер, Дидро, Руссо, Мольер. Баль­зак, Стендаль, Мериме, Гюго, Мюссе, Сент-Бев, Гизо, Гете, Шиллер, Кальдерон, Жанен, Лагарп, Державин, Радищев, Карамзин, Жуковский.

ТОЛСТОЙ

Гомер, Плутарх, Тацит, Конфуций, М.Аврелий, Макиавелли, Овидий, Дан­те, Шекспир, Мольер, Сервантес, Монтень, Руссо, Гете, Шиллер, Стерн, Диккенс, Теккерей, Карлейль, Ш. Бронте, Эмерсон, Вольтер, Дюма, Пас­каль, Ж. Санд, Бальзак, Стендаль, Гюго, Золя, Мопассан, Доде, бр. Гон­кур, Лессинг, Гюйо, Верлен, Метерлинк, Рескин, Шопенгауэр, Торо, Бод­лер, Ницше, Ибсен, Флобер, Дж. Элиот, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Григорович, Белинский, Герцен, Тургенев, Тютчев, Фет, А. К. Тол­стой, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Вл. Соловьев, А. Н. Ос­тровский, Чехов, Л. Андреев, Лесков, Горький.

О. БАЛЬЗАК

Гомер, Данте, Вергилий, Гораций, Овидий, Тацит, Шекспир, Мольер, Кор-нель, Расин, Монтень, Рабле, Кальдерон, Руссо, Вольтер, Ю. П. Рихтер, Паскаль, Стендаль.

Заметили? Поражает, что списки во многом совпадают. То же касается и многих других писателей, имена которых приведены в этой книге. Стоит задуматься над фактом.

И все-таки имена классиков известны по школьным и вузов­ским программам. Труднее ориентироваться в современной лите­ратуре. Открываются новые фамилии, которые были неизвестны у нас широко (эмигрантская литература), зарубежные и собствен­ные, российские, например, сейчас популярны книги В. Пелеви­на, В. Сорокина, Т. Толстой и др.

Какими ориентирами, помимо советов близких и друзей, мы можем воспользоваться при выборе литературы для чтения? Ука­жем на некоторые.


Адресуемся к авторитетам, писателям, ученым, деят
культуры и искусства, близким нам по духу, и анализируем
их чтения.

♦ Читаем книжные и литературные периодические издан*
(например, «Книжное обозрение»), рецензии на книги совремед
ных авторов.

♦ Стараемся познакомиться с творчеством лауреатов литер
турных премий.

К сожалению, эти «компасы» в море современной литерат студенты практически не называют в своих анкетах, поиск худС жественной литературы в основном пока процесс стихийный случайный.

Проще в чтении учебной и научной литературы.Есть програмь и преподаватель. Но и тут свои проблемы. Кроме обязательной. тературы программа рекомендует много дополнительной, и не ходимо из нее выбрать самое ценное и полезное. Часто проч* нужно не всю книгу, а только главу или даже фрагмент глав* причем в списке не всегда есть ссылка именно на этот отрьц Поэтому не пренебрегайте консультациями с преподавателей попросите его дать краткое описание рекомендованных книг, щ мочь вам в их выборе в соответствии с вашими учебными, npocj сиональными, личностными интересами. И не старайтесь обт необъятное (вспомните Козьму Пруткова). Полистать можете мн| гое, однако для изучения выберите самое необходимое.

Но главная кладовая, из которой вы будете черпать новые звания для чтения, это библиотечный каталог.Если кто-то из испытал счастье рыться в каталогах больших библиотек, где нятся и старые книги, тот помнит то удивительное волнение счастье, когда находится редкая, но такая нужная вам книга, когда случайно, перебирая библиографические карточки в кат логе, вы натыкаетесь на какое-то поразившее вас название, прашиваете эту книгу из хранилища и берете в руки старый то« порой открывая для себя забытого автора, и с упоением читаетет| тиши библиотечных залов.

Поиск литературы в каталогах ведется по автору или по пр мету. Первый каталог называется алфавитным,второй — предме ным.Например, вас интересуют проблемы творчества или cj ства массовой информации, экология или творчество Флобера все это можно найти в каталогах под соответствующими предме ными указателями.

Если вы хотите мысленно посетить лучшие музеи мира познакомиться с живописью Эль Греко, например, вам доста?


из хранилища альбомы всех времен, напечатанные в разных стра-лах: цветные и черно-белые, с комментариями и без. Вы увидите руины Древней Греции и архитектурные памятники Египта, буде­те путешествовать по парижским улицам и в лондонском тумане, кататься в гондоле по Венеции или посетите музей Рембрандта в дмстердаме, галерею Уффици и Питти во Флоренции.

Вы будете держать в руках старые манускрипты, рукописные книги с изумительной книжной миниатюрой, выполненной в един­ственном экземпляре, переплетенные кожей с золотыми застеж­ками. Но для этого нужно попасть в отдел редких книг. Кстати, в университете на Моховой есть замечательный музей в Круглом зале, где прежде защищались диссертации, и там можно тоже познако­миться с редчайшими книжными экспонатами. Короче, в путь за интересной и нужной вам книгой!

Но вот вы держите ее в руках. Что делать дальше? Прежде всего познакомьтесь с книгой:посмотрите, кто автор, когда он жил, как он характеризуется во введении, заключении или примечаниях к книге. Если об авторе нет никаких данных, загляните в словари и энциклопедии, Словарь Брокгауза и Эфрона, Словарь Граната, Большую советскую энциклопедию, Британскую энциклопедию или энциклопедию Кирилла и Мефодия (кстати, многие энцик­лопедии сейчас есть в банках Интернета). Если это писатель, мож­но взять в руки литературную энциклопедию, если философ — философскую и т.п.

Далее ознакомьтесь с выходными данными книги: где, когда, каким издательством опубликована, каков тираж. Прочтите анно­тацию, краткое содержание книги, оглавление. Полистайте, по­смотрите, как она напечатана, трудна ли в чтении, есть ли иллю­страции, схемы, таблицы. И дальше решайте, читать или не читать. А если читать, то для чего.

Главное, четко понимать, с какой цельючитать книгу:

♦ чтобы узнать что-то новое, важное, интересное, полезное
Для учебы, жизни, будущей работы;

♦ получить эстетическое удовольствие;

♦ просто познакомиться с данным автором, системой его идей
или стилем;

♦ отдохнуть или развлечься и т.п.

В зависимости от цели чтения, вашей осведомленности о пред­аете описания, от степени сложности идей, стиля изложения, Других причин будет разным и способ чтения.Одни книги мы чи­таем легко и быстро, другие медленно и трудно; одни можем про­бежать глазами в метро, другие нужно осваивать в тишине, за пись-