Экранное интервью в работе телевизионного оператора

Экранное интервью в работе телевизионного оператора

Оглавление:

  1. Предисловие
  2. Виды экранного интервью
  3. Основы портретной композиции в творчестве оператора
  4. Протокольное интервью, особенности его операторского решения
  5. Работа оператора в событийном интервью
  6. Изобразительное решение портретного интервью
  7. Дискуссионное интервью, как один из элементов ток-шоу в работе оператора
  8. Современные технические средства телевидения в съемке интервью
  1. Предисловие

Данное учебное пособие составляет часть общего курса дисциплины «Мастерство телеоператора». Знания, получаемые студентами специальности «Кино-,телеискусство», в процессе изучения данной дисциплины, необходимы в практической деятельности, как телевизионного журналиста ? ведущего телепрограмм, так и, прежде всего, в работе телевизионного режиссера и, конечно, телевизионного оператора.

Основной задачей, возникающей перед телевизионным оператором в съемке экранного интервью, является создание портретного кадра интервьюируемого. Вопросы создания портретной композиции в художественном кинематографе подробно описаны в учебных пособиях А.Д.Головни, М.М.Волынца и др.

Однако условия работы оператора художественного фильма и телевизионного оператора ? документалиста существенно различны. Создавая художественный образ персонажа фильма, оператор располагает большими возможностями в использовании съемочной и осветительной техники. Оператор художественного фильма имеет возможность переснять неудавшийся кадр, исправить композиционное решение кадра, уточнить световой рисунок. Телевизионный оператор, снимающий документальный материал, не имеет возможности делать дубли, так как снятый кадр неповторим. Именно поэтому в данном учебном пособии наибольшее внимание уделено особенностям работы телевизионного оператора, снимающего документальные сюжеты, фильмы, передачи.

Первая глава учебного пособия посвящена различным видам интервью, встречающимся в работе телевизионного оператора.

Во второй главе излагаются основы композиционного решения портретного кадра, созданные мастерами художественного кинематографа и применяемые также и операторами-документалистами.

Правильное использование съемочной оптики, осветительной техники, грамотное построение композиции кадра, дают возможность создать портерный кадр, отвечающий высоким требованиям профессионального телевидения. Изучение этого материала закладывает основы формирования специалиста ? телевизионного оператора, участвующего в создании телевизионных передач самых различных жанров.

Главы 3,4,5,6 освещают особенности съемки экранного интервью в информационном событийном сюжете, телеочерке, документальном телефильме, студийной телепередаче типа ток-шоу.

Эти материалы отражают практический опыт многолетних съемок автора и его коллег в сложных условиях телевизионного производства, в условиях дефицита времени в репортажных съемках, ограниченности технических средств, особенности съемок в студийных и внестудийных условиях.

Теоретический материал дополнен схемами освещения объекта съемки, как в условиях съемки в павильоне, так и в условиях натуры.

В учебном пособии также даны задания по практическим упражнениям, развивающим понимание студентами правильного композиционного решения кадра, умения найти нужное светотональное решение, отвечающего требованиям предъявляемым к данному виду интервью.

В учебном пособии также представлен материал, освещающий основные виды видеосъемочной техники, форматы видеозаписи, применяемые в настоящее время. Знание этого материала необходимо студентам, специализирующимся как телевизионный оператор, так как в условиях телевизионного производства различные телекомпании используют видеосъемочмую технику самых разных форматов.

Огромное значение имеет правильное применение телевизионным оператором различного осветительного оборудования, поэтому в пособии приводятся сведения о современных осветительных приборах, их характеристики, влияющие на создание определенного светового решения кадра.

Данное учебное пособие рассчитано на студентов специальности «Кино,-телеискусство» различных специализаций.

  1. Виды экранного интервью

Просматривая телевизионные программы разных жанров ? информационные, публицистические, познавательные, телевизионные документальные фильмы и другие ? можно определить, что интервью составляет в них значительную часть экранного времени. Современные теоретики телевизионной журналистики делят интервью на такие основные виды: протокольное, событийное, аналитическое, портретное.

В работе над каждым из этих видов интервью у оператора возникают проблемы изобразительного решения в показе человека на экране. Во многом это связано с конкретными условиями съемки разных видов интервью. Протокольное интервью чаще всего снимается либо в студийном павильоне, либо в естественном закрытом интерьере. В этих условиях работа оператора связана с использованием нескольких источников искусственного света, что требует значительной подготовительной работы в павильоне. В большинстве случаев такой съемки у оператора есть возможность найти наилучшее композиционное и световое решение кадров, составляющих данное интервью. Снимая событийное интервью, оператор связан дефицитом времени на съемки, ограничен в использовании осветительных приборов, возможностями звуковой техники. Особые сложности возникают при съемке данного вида интервью на натуре, что определяется существующими световыми условиями, состоянием атмосферы, например, неблагоприятными погодными условиями (ветер, дождь, снег). Свои особенные требования возникают в работе оператора в жанре портретного интервью. В данном виде интервью появляется необходимость в наибольшей степени выделить индивидуальные черты человека, возникает потребность съемки портрета человека с использованием различных приемов операторского мастерства.

Современные средства телевизионной техники предоставляют возможность при съемке интервью создавать новые изобразительные решения в показе человека на экране.

Многокамерная съемка ток-шоу, в которых основным компонентом программы является дискуссионное интервью, требует от оператора-постановщика правильной расстановки съемочных камер, установленных на операторских кранах, тележках, ручных камер для показа острых ракурсных кадров. Особенное значение имеет в данном виде съемок правильная расстановка осветительных приборов, так как приходится высвечивать большие пространства павильона, зачастую заполненные большим количеством участников передачи. Студенты выполняя учебные съемочные работы по дисциплинам: «Мастерство телеведущего», «Телевизионная журналистика», «Телевизионная режиссура», «Мастерство телеоператора» снимают интервью различных видов. Просматривая эти студенческие работы необходимо отметить возникающие при этом ошибки, часто выражающиеся в неточном композиционном построении кадра, использовании как натурного, так и павильонного света, в неправильном выполнении монтажной съемки. В данном учебном пособии освещаются вопросы как создания правильного композиционного решения портрета в классическом понимании, так и операторские решения в конкретных видах интервью, встречающихся в практической работе на телевидении. Полезными для студентов будут и практические упражнения, которые помогут избежать грубых ошибок во время съемок различных видов интервью.

  1. Основы портретной композиции в творчестве телевизионного оператора

Истоками творчества оператора в создании портретной композиции кадра является, прежде всего, высокие образцы художественного творчества великих мастеров живописи, графики, художественной кинематографии. Необходимо внимательно изучать произведения мастеров живописи, анализировать художественные средства и особенности манеры исполнения портретного образа.

Кинематографическая техника определила особые средства киноискусства. Эти средства сформировали новый вид портрета, совершенно иной по силе воздействия, выразительности, в сравнении с живописным, графическим, фотографическим образом. Чтобы правильно понять и оценить достоинства кинематографа, необходимо рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся содержания и задач портрета в изобразительном искусстве.

В фотографии портретное изображение человека создавалось с целью передачи его образа фотографическими средствами. Мастера фотографии достигли подлинно художественных результатов в портретной фотографии: их работы привлекают тонким художественным вкусом, тонкостью светового решения, точным композиционным построением кадра. Портрет понимается как характеристика человека, выраженная теми ли иными художественными средствами. Удачные портреты в живописи передают не только внешнее сходство с оригиналом, но и верно передают духовную характеристику человека.

Творчество оператора представляет собой, по существу, работу над художественной формой изображения. Работа оператора над кинопортретом должна быть важнейшим содержанием его творчества. Съемка человека крупным планом, вплоть до изображения во весь экран одного лица и даже части его, составляет лишь частную возможность в средствах портретной характеристики героя. В фильме, как правило, отдельно взятый кадр не имеет самостоятельного значения ? он приобретает истинный смысл лишь в определенном сочетании с другими кадрами, в монтажном сопоставлении. Крупным планом оператор пользуется не только для описания внешности героя. На крупный план переносят те эмоциональные штрихи в показе образа, которые ни в каком ином плане не могут быть переданы зрителю с большей выразительностью. Тончайшая мимическая игра, показанная при помощи крупного плана, может передать внутренние переживания героя только в случае выразительного освещения лица. В искусстве оператора создание выразительного освещения ? одна из наиболее сложных и интересных сторон художественной работы.

Композицию кино- и телевизионного портрета определяют следующие элементы:

  1. Оптический рисунок изображения: а) резкое изображение, б) смягченное изображение, в) глубина резко изображаемого пространства
  2. Масштаб изображения
  3. Точка съемки. Положение камеры относительно объекта, с учетом фона, на который проецируется лицо
  4. Положение фигуры человека в кадре (поворот корпуса и головы)
  5. Характер освещения: а) теневое или бестеневое, б) степень контраста, в) цветность, г) распределение света на лице
  6. Фон, его содержание и характер освещения
Характер оптического рисунка изображения

Важнейшим элементом в создании портретного кадра является правильное применение оптических средств, имеющихся в распоряжении оператора. При съемке портретного кадра оператор должен определить, какую оптику применить для создания кадра в определенном масштабе, учитывая при этом расстояние до объекта съемки. Особенно следует остерегаться, так называемых перспективных «искажений» при съемке очень крупных портретных планов, так как при чрезмерном приближении точки съемки к человеческому лицу несоразмерность масштабов изображения отдельных его частей может привести к карикатурности. Именно поэтому расстояние до лица снимаемого человека должно быть не ближе 1.5 метра, а соответствующий масштаб изображения достигается использованием более длиннофокусной оптики. В композиционном решении портретного кадра важным элементом является соотношение резкости лица человека и фона. Используя более длиннофокусную оптику и максимальное (т.е. с наименьшим числовым значением) относительное отверстие объектива, можно добиться незначительной глубины резкости изображаемого пространства и, таким образом, выделить лицо снимаемого человека по отношению к фону. Создание более или менее резкого оптического рисунка изображения диктуется изобразительной задачей в съемке портретного кадра. Для создания смягченного изображения применяются специальные оптические насадки: сетки, диффузионные фильтры, туманные фильтры. Используя современные цифровые профессиональные видеокамеры, для смягчения изображения лица человека, применяют коррекцию по тону кожи лица. В этом случае смягчение рисунка изображения происходит только в объектах имеющих цветовые оттенки, соответствующие цвету кожи человека, а остальные объекты передаются с высокой резкостью изображения.

Для уменьшения глубины резко изображаемого пространства, используя максимально открытую диафрагму объектива, необходимо соблюсти определенные технические условия, для того чтобы понизить чувствительность видеокамеры. Этого можно добиться путем установки нейтрального светофильтра большой плотности. Чувствительность матрицы видеокамеры понижается также при включении отрицательного электронного усиления

(-3db). В значительной степени изменяется чувствительность видеокамеры изменением скорости затвора (до 1/2000 сек). Возможно, более полному открытию диафрагмы способствует и создание минимально возможной освещенности кадра.

Точка съемки. Положение камеры относительно объекта съемки

При съемке портретного кадра весьма существенным в создании определенного изобразительного решения является то, под каким углом по отношению к снимаемому человеку будет расположена видеокамера. В данном виде съемки следует избегать ракурсных кадров, особенно при близком положении камеры по отношению к объекту. Если камера будет расположена значительно ниже уровня глаз снимаемого человека, то зритель будет воспринимать персонаж с непропорционально крупным корпусом и перспективно уменьшающейся головой, с преувеличенной нижней частью (шея, подбородок). Если же расположить камеру намного выше уровня глаз, создается изображение преувеличенно крупной головы и маленького корпуса человека, а сам он как бы придавливается в кадре. Масштаб изображения человека в кадре весьма индивидуальная величина, которая определяется особенностями строения лица человека. Не этично показывать очень крупным планом лицо, имеющие определенные физические недостатки. При этом особенно важно как будет композиционно размещено лицо человека в кадре, какая его часть будет занимать большую часть кадра. При съемке портретного кадра необходимо очень внимательно отнестись к деталям фона, которые иногда создают неприятные сочетания с лицом человека в кадре (ветви растений, растущие из головы и т.д.). Нежелательно располагать корпус человека фронтально по отношению камеры, что создает элемент статики в композиции кадра. Динамика в данном случае создается за счет поворота корпуса человека, то есть, если будет более диагональное построение кадра. При композиционном построении портретного кадра необходимо правильно определять свободное пространство над головой персонажа. Величина свободного пространства определяется масштабом кадра. Обычно, чем общее план, тем больше свободного пространства в верхней части кадра. В крупных планах это пространство сведено к минимуму, а в очень крупных планах его просто нет. Если снимается кадр с профильным или полупрофильным изображением лица человека, то необходимо соблюдать наличие свободного пространства в направлении взгляда человека. В большинстве случаев показа человека крупным планом необходимо так устанавливать камеру по отношению к персонажу, чтобы направление взгляда было направленно к центру кадра. В большинстве случаев композиционного построения портретного кадра, операторы руководствуются так называемым правилом третей. Если кадр условно разделить прямыми линиями на три равные части по вертикали и по горизонтали, то точки пересечения линий будут центрами наибольшего внимания зрителя. Следуя этому условию, персонаж и располагается в соответствующем положении в кадре, а равновесие достигается наличием определенных деталей фона. Чаще всего линия, соединяющая глаза человека, находится на расстоянии 1/3 от верхней части рамки кадра.

Портретное освещение

При решении изобразительных задач оператор имеет дело с такими характеристиками освещения:

  1. Освещенность снимаемого объекта
  2. Контрастность освещения
  3. Направление и размеры теней
  4. Спектральный состав света, падающего на поверхность объекта

Комбинируя свет нескольких осветительных приборов, оператор создает различный характер освещения: светотеневое, тональное, локальное и силуэтное освещение. Практика работы со светом в павильоне с успехом используется и при документальной съемке. В работе оператора используются следующие виды света: рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновой.

  1. Рисующий свет
Основная задача этого вида света, создаваемого приборами направленного освещения, заключается в получении на объекте светотеневого рисунка. Рисующий свет, разделяет световую и теневую стороны объекта, выделяет его объем, форму и фактуру. Такое освещение характерно для объектов освещаемых солнечными лучами, когда солнечные лучи, освещая предметы, образуют на них светотеневой рисунок.
  1. Заполняющий свет

Это свет, равномерно заполняющий все пространство декорации или интерьера. Достаточная освещенность снимаемого пространства помогает выявлению пластических форм предметов и фигур, подсвечивает тени на лицах актеров. Для создания заполняющего света применяют осветительные приборы рассеянного света. Изменяя интенсивность света этого прибора, оператор создает необходимый контраст объекта съемки.

  1. Контровой (контурный) свет

Это свет, освещающий объект съемки сзади и сверху. При этом создается световой контур вокруг человеческих фигур и предметов, отделяющий их от фона и друг друга. Контровой свет способствует ощущению глубины пространства, преодолевая двухмерность экрана.

  1. Моделирующий свет

Этот свет применяется для тонкой световой обработки лица и деталей. С помощью пучков света от линзовых приборов получают небольшие световые пятна и блики, увеличивающие ощущение объема и подчеркивающие психологическое состояние героя. При съемке крупных планов, для подсветки глаз, моделирующий свет особенно необходим.

  1. Фоновый свет

Создание живописного фона, выявление глубины пространства ? это задачи фонового света. Фон может быть или равномерно освещен, или на нем могут быть созданы различные по яркости, форме и цвету световые пятна. В некоторых случаях на фон проецируются различные трафареты, установленные на осветительных приборах.

Каждый из этих видов света может изменяться по интенсивности, создавая различные соотношения между фигурой и фоном, между светом и тенью.

Для работы со светом в павильоне применяется понятие светового ключа, системы экспонометрического контроля, при котором за основную величину принимается яркость лица в светах. Именно по ключевой яркости, по отношению к ней устанавливается яркость всех остальных поверхностей, фигур и фона в кадре. От светового ключа идет настройка всей светотональной палитры кадра, отсюда и величина ключевой яркости в эпизоде должна быть величиной постоянной.

Для изобразительного решения кадра важное значение имеет соотношение яркостей в светах и тенях, называемое световым балансом, который определяется соотношением света и тени на лице и соотношением света на лице и фоне. Изменяя соотношение яркостей между светом и тенью на лице, а также между лицом и фоном, оператор создает определенную «световую атмосферу», в которой происходит действие эпизода.

Методика освещения крупного плана

Определяющим в создании кино или телевизионного портрета является необходимость показа пластических форм лица в заданном эффекте освещения.

Важнейшей задачей оператора в съемке портрета является установка в определенном положении осветительного прибора рисующего света в зависимости от заданного эффекта освещения. Принимая за центр окружности лицо портретируемого, передвигая осветительный прибор по этой окружности на одинаковом расстоянии от лица, в каждой точке изменяя высоту прибора сверху донизу, можно убедиться в том, что вариантов установки рисующего света существует бесчисленное множество. Природа подсказывает нам наиболее часто встречаемые и привычные для глаза виды рисующего света. Обычно источник рисующего света располагается на 15-75 градусов выше лица человека и на 15-90 градусов правее или левее лица. При этом направлении рисующего света наиболее удачно распределяется свет и тени на лице, хорошо выявляется объем и фактура лица.

Это и является нормальным портретным светом. Если прибор рисующего света устанавливается в зависимости от заданного светового эффекта, то осветительный прибор заполняющего света необходимо устанавливать как можно ближе к оптической оси объектива, создавая бестеневое рассеянное освещение.

Расположение источника рисующего света к ближайшей по отношению к камере части лица, определяет передачу как объема, так и фактуры лица. Если свет попадает на ближайшую к камере сторону лица, так называемое широкое переднебоковое освещение, то объем и фактура передаются в меньшей степени, чем когда светом освещена дальняя от камеры сторона лица (узкое переднебоковое освещение). В первом случае лицо человека зрительно кажется более полным по сравнению со вторым случаем освещения. Если источник рисующего света расположен так, что обе части лица освещаются одинаково, то такое освещение называется фронтальным. Такое освещение создает эффект более широкого лица, чем при переднебоковом освещении. В случае фронтального освещения положение источника рисующего света определяется положением лица. Обычно источник основного света располагается выше головы снимаемого человека, а точная высота устанавливается в зависимости от строения лица. Глубоко посаженные глаза и резкие черты лица будут скрадываться при более низком положении источника света. При использовании одного источника света, обычно выбирают варианты фронтального освещения. При создании основного, рисующего света чаще всего используются приборы направленного света (прожектора с линзой Френеля и дедолайты).

Заполняющий свет создается приборами бестеневого освещения (приборы с использованием отражающих зонтов, просветные экраны, софтбоксы, приборы с люминисцентными лампами). Интенсивность заполняющего света, определяемая либо расстоянием до объекта, либо количеством светового потока, создает необходимый баланс контрастности лица портретируемого. Больший или меньший световой контраст определяется необходимым драматургическим содержанием кадра.

Контровой (контурный свет), создаваемый осветительными приборами направленного света, имеет интенсивность в зависимости от отражательной способности объекта. Так для блондинов интенсивность этого вида света должна быть меньше, чем у брюнетов. Такое же соотношение соблюдается и в случае того, какая одежда у портретируемого, если светлая, то интенсивность уменьшается и наоборот. Конечно, мощность контрового света определяется и драматургическим содержанием, и соответствующим эффектом освещения. Очень часто источник контрового света создает соответствующий световой эффект, на осветительный прибор устанавливают цветной светофильтр, определяемый общим колористическим решением кадра. Светофильтр золотистого оттенка можно установить на осветительный прибор контрового света при съемке с использованием рир-проекции.

Количество фонового света создает соответствующий световой баланс яркости лица портретируемого и яркости фона. В зависимости от содержания кадра (эпизода) создается и определенное колористическое решение, во многом зависящее от цветности фонового света. Цветовой контраст в большей или меньшей степени создается разностью цветовой фильтрации контрового и фонового света.

Интенсивность моделирующего света должна быть очень мала по отношению к интенсивности рисующего света, чтобы не разрушать общий эффект освещения. Особенно это относится к моделирующему свету, используемому для подсветки глаз портретируемого, в связи с чем, для этого можно использовать отражающие свет приспособления (лайт-диски). Светотональная моделировка особенно необходима при съемке крупного плана человека, подсветка глаз, украшений, волос создается моделирующим светом. Используя вышеперечисленные виды света и меняя их интенсивность можно создавать совершенно различные соотношения между светом и тенью на лице, между фигурой и фоном. Так же и колорит в кадре изменяется применением цветного света для каждого из видов света. Во многих случаях оператор ограничивается применением двух- трех видов света. Снимая портретный кадр можно использовать заполняющий свет, освещая лицо, а так же контровой и фоновый свет. В этом случае можно добиться хороших результатов. Создавая контрастный световой рисунок используют только направленный рисующий свет без заполняющего. При этом необходимо применять контровой свет для отделения фигуры от фона, а с помощью фонового света создать световое пятно на фоне, за теневой частью фигуры.

Техника освещения крупного плана может быть весьма разнообразной. Различный характер освещения создает различное настроение, выявляет характерные особенности лица. Глубокие контрастные тени создают в кадре определенный драматизм, а преобладание света создает оптимистическое настроение.

Универсальной схемы освещения для создания портрета не существует, потому что каждое лицо имеет свои характерные особенности, которые и учитываются при определении схемы освещения.

Практика работы со светом в павильоне может быть использована и в документальных съемках в различных интерьерах при создании публицистических передач и фильмов.

Практические задания:

  1. Снять портретные кадры, используя оптику с различным фокусным расстоянием, изменяя дистанцию съемки так, чтобы получить одинаковый масштаб изображения. Проанализировать, как изменяется перспективная передача черт лица человека в зависимости от расстояния съемки.
  2. Снимая портретный кадр, применить операторские возможности уменьшения глубины резкости, с целью выделения лица человека по отношению к фону.
  3. Снять портретные кадры с изменением положения камеры по отношению к снимаемому человеку, перемещая ее как по горизонтали (направление съемки), так и по вертикали (ракурс).
  4. Снимая портретные кадры изменять положение источника рисующего света, как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Определить в каком положении источника рисующего света, в наибольшей степени прорабатываются как объемные формы лица, так и его фактура, как меняется передача характерных черт лица данного человека.
  5. Провести съемку портретных кадров человека, используя в качестве источника рисующего света, как осветительный прибор направленного света, так и прибор рассеянного (бестеневого) света. Сравнить результаты двух видов съемки по характеру созданного изображения.
  1. Протокольное интервью, особенности его операторского решения

Протокольное интервью проводится телевизионными журналистами для выяснения вопросов, касающихся важнейших государственных и политических проблем в общении с руководителями государства, регионов, политическими деятелями. Съемки данного вида интервью могут проводиться как в условиях студийного павильона, так и в интерьерах государственных учреждений. В условиях павильонной съемки оператор обладает большими возможностями в использовании съемочной техники (многокамерная съемка) и широкого парка осветительного аппаратуры. В содружестве с художником телевидения определяются возможности декорационного оформления павильона: создание необходимых фоновых деталей, дополняющих смысловое и изобразительное содержание кадра, его цветотональное решение, такое расположение декорационных элементов, которые позволяют производить многокамерную съемку, то есть создать изобразительное единство кадров, снятых с различных точек съемки. Так как подобная съемка производится с применением режиссерского монтажа непосредственно вовремя записи или прямого эфира, то вся эта подготовительная работа производится при непосредственном участии и под руководством режиссера телевидения. Вместе с режиссером оператор определяет расстановку телевизионных камер, позволяющую произвести съемку кадров различного масштаба для непосредственного монтажа во время записи или эфира. При этом необходимо учитывать расстояние до снимаемых участников интервью и применяемую оптику, положение фигур относительно фона с различных точек съемки, степень глубины резко изображаемого пространства, возможность показа деталей, оправданных содержанием интервью и не противоречащих монтажному режиссерскому решению. Важнейшую роль играет создание выразительного светотонального решения кадров, которое возможно осуществить благодаря большому выбору осветительной аппаратуры телевизионного павильона. При съемке протокольного интервью необходимо учитывать то, что в данном случае обязательно нужно соблюсти объективность в показе участников интервью, то сеть исключить возможность применения острых операторских приемов, таких как ракурсная съемка, сверхкрупных планов, особых эффектов освещения, движения камер (наезд, отъезд). Такие операторские приемы создают определенную тенденциозность, субъективность в показы человека на экране, что в данном случае совершенно неуместно. Световое решение этих кадров должно быть создано таким образом, чтобы контраст светов и теней не мог быть слишком велик, то есть не создавать драматический эффект освещения при светотеневом (пластическом) рисунке освещения. Применение современных качественных источников направленного света, таких как линзовые осветительные приборы, особенно типа «дедолайт», создают на лице человека выразительный, пластичный световой рисунок. В настоящее время очень часто в качестве источника рисующего света применяют осветительные приборы направлено-рассеянного света, такие как приборы «холодного света», то есть с использованием люминесцентных ламп.

Качественный практически бестеневой заполняющий свет в павильоне можно создать с помощью осветительных приборов тип «софт-бокс». Световые пятна на фоне создают с помощью приборов направленного света, используя различные трафареты ? «гобо», имеющие вырезы различных геометрических форм. Работая над композицией портретного кадра в интервью, необходимо учитывать, как необходимое условие, что объем свободного пространства в кадре должен соответствовать крупности плана. Количество свободного пространства пред глазами человека должно быть одинаковым в кадрах одной и той же крупности. Устанавливая камеры для съемок участников интервью необходимо сохранять одинаковую перспективу и одинаковое положение камер по высоте, что является необходимым условием для перекрестного монтажа. Эти условия несложно выполнить в условиях съемочного павильона при многокамерной съемке, контролируя композицию кадров по монитором на режиссерском пульте.

Запись протокольного интервью в интерьере, каким является, например, кабинет интервьюируемого требует определенной подготовке к съемке. Необходимо заранее побывать на месте съемке и определить какое количество, и какие именно осветительные приборы потребуются, какое количество дневного света существует в помещении, учитывая время съемок и возможность перекрыть потоки дневного света с помощью дополнительных средств (жалюзи, непрозрачные панели т.п.). В некоторых случаях можно использовать дневной свет, перекрывая окна светофильтрами ДС-ЛН, то есть приводя его цветовую температуру к 3200?К, приводя ее к такой же, как и у осветительных приборов с галогенными лампами. В большинстве случаев, снимая протокольное интервью с участием видных государственных и политических деятелей в кабинетной обстановке, производят съемку двумя камерами, что позволяет провести интервью с полноценным набором монтажных кадров и в минимальное съемочное время. В процессе подготовки съемки, необходимо так разместить участников интервью, чтобы можно было снять кадры различного масштаба, с помощью которых можно было бы комфортно смонтировать интервью. Необходимо учесть, какие предметы обстановки будут служить фоном для участников интервью и будут давать дополнительную информацию. Следует учесть, позволяет ли пространство в помещении перемещать камеры с целью изменения направления съемки. Важным обстоятельством является наличие в интерьере больших окон, которые служат источником дневного света, который можно использовать как один из основных видов света с использованием для дополнения светового рисунка осветительных приборов, соответствующей цветовой температуры (5600?К). Оператор, который работает на камере, снимающей интервьюируемого, должен внимательно следить за ходом интервью, с тем, чтобы менять масштаб кадра во время обращения журналиста с вопросом. Другая камера в это время записывает кадр с журналистом, строя композиционное построение с учетом кадра, снимаемого первой камерой. Так как в данном случае нет режиссерского контроля, как во время съемок в телевизионной студии, то раскадровку для камер необходимо заранее обговорить, согласуя с телевизионным журналистом, который определяет тактику проведения интервью. В настоящее время интерьеры влиятельных людей оснащены самой разнообразной осветительной техникой, которую необходимо учитывать в композиционном и световом решении кадров интервью. Современные интерьеры очень часто бывают оснащены потолочными светильниками с низковольтными галогенными лампами, которые при наличии белых стен, создают довольно высокий уровень заполняющего света, который позволяет снимать интервью с достаточной экспозицией. Остается только создать световой рисунок осветительными приборами направленного света небольшой мощности. Если же интерьер имеет большие окна, пропускающие дневной свет, высокой интенсивности, то можно использовать этот свет в качестве, либо рисующего, либо заполняющего, создавая световое решение кадра с помощью различных отражающих экранов. В этом случае необходимо точно контролировать баланс по белому, так как цветовая температура может значительно изменяться в зависимости от времени дня, облачности, положении солнца на небосводе. Важнейшим условием в этом случае является постоянство освещения, так как экспозицию нельзя изменять во время съемки.

В случае, когда используется одна съемочная видеокамера, необходимо очень точно согласовать с журналистом план съемки, определив нужно ли снимать участников интервью вдвоем на общем плане, должны ли быть записаны вопросы журналиста, какие перебивки понадобятся для последующего монтажа интервью.

  1. Работа оператора в событийном интервью

Непременным и важнейшим элементом выпусков новостей и телевизионных документальных передач является событийное интервью. Это живые свидетельства участников или наблюдателей событий, подчеркивающие объективность передаваемой информации. Можно определить следующую методику проведения съемки интервью:

  1. Интервьюируемого необходимо поставить в наиболее благоприятную точку съемки по отношению к заднему плану и освещению;
  2. Положение интервьюера должно быть как можно ближе в съемочной камере, что создает нужное направление взгляда интервьюируемого;
  3. Попросите журналиста и интервьюируемого не перебивать друг друга, для того чтобы получить полные вопросы и ответы;
  4. Журналисту необходимо начинать интервью по сигналу о том, что камера включена на запись;
  5. Снимать кадры интервьюируемого с изменением масштаба изображения, необходимо в то время когда журналист задает вопрос, находясь вне кадра;
  6. Поменяйте точку съемки, учитывая генеральное направление съемки, для записи вопросов журналиста и его молчаливого внимания во время ответов;
  7. Необходимо учитывать, что масштабы крупных планов должны быть одинаковы у обоих участников интервью;
  8. Съемка перебивок должна производиться сразу же после записи интервью, чтобы сохранить однородность освещения;
  9. Для удобства монтажа снимается общий план с журналистом и интервьюируемым, сразу же после интервью, в таком масштабе, чтобы не была видна артикуляция губ, говорящих людей;
  10. Снимая перебивки, изменяйте направление съемки по сравнению с общим планом, так чтобы фон за участниками съемки был виден под другим углом во избежание скачков при монтаже;
  11. Необходимо стараться избегать съемки при наличии сильного ветра, высокого уровня шумов окружающей среды и других звуковых помех, влияющих на разборчивость речи говорящих;
  12. Согласуйте с режиссером монтажа на какой звуковой дорожке будет записываться интервью, а на какой интершум

Очень часто событийное интервью проводится на натуре и его съемка связана с характером естественного освещения. Можно определить четыре характера освещения в природных условиях:

  1. Светотеневое освещение, которое наблюдается в ясную погоду, когда солнечные лучи создают светотеневое освещение, выявляющие объем, форму и фактуру объектов съемки;
  2. Бестеневое освещение, возникающее в пасмурную погоду, когда небо покрыто плотным слоем облачности, создающей рассеянный свет, равномерно заполняющий пространство;
  3. Локальное освещение, создаваемое источниками искусственного света в ночное время (уличные фонари, витрины магазинов, светящиеся окна и т.д.), создающие световые пятна на объектах съемки;
  4. Силуэтное освещение, возникающие в то время, когда объекты первого плана находятся в тени, а фон ярко высвечен.

Необходимым, по возможности, условием съемки интервью на натуре, является погода с неизменным характером освещения, что способствует сохранению постоянного рисунка света и постоянство экспозиции. В солнечную погоду световой рисунок создается: прямыми солнечными лучами, рассеянным светом неба, отражением солнечного света от предметов, окружающих объект съемки. Условия освещения могут сильно изменяться в течение дня в зависимости от положения солнца и состояния атмосферы. Цветовая температура дневного солнечного освещения также изменяется в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Если солнце находится достаточно высоко над горизонтом (20 °- 60 °), в таком цветовая температура освещения находится в среднем на уровне 5600 ° К, при более низком положении солнца цветовая температура понижается, свет становится розоватым. При изменяющихся условиях освещения оператору постоянно необходимо контролировать баланс по белому, особенно в утренние и вечерние часы.

Характер светового рисунка зависим от положения объекта съемки по отношению к солнцу и может быть фронтальным, боковым, диагональным, контровым. При ясном небе и среднем положении солнца по высоте над горизонтом фронтальное освещение создает не очень высокий контраст светов и теней, недостаточно выделяя форму и фактуру объекта, при съемке человека создает некомфортные условия, так как свет направлен прямо в глаза снимаемого.

Гораздо лучшие условия съемки человека создает диагональное освещение, когда солнце находится в среднем положении по высоте над горизонтом и под углом 30°-60° по отношению к направлению съемки. При этом хорошо передается объем и фактура объекта, но при ясном небе в большинстве случаев создается и высокий световой контраст 6:1, 8:1 иногда и больше. При съемках в ясную солнечную погоду, как при фронтальном, так и при диагональном освещении оператору необходимо использовать дополнительную подсветку для уменьшения контраста светотени. В художественном кинематографе в таких случаях используется электроподсветка, создаваемая осветительными приборами большой мощности с цветовой температурой 5600°К. В настоящее время это осветительные приборы с металогалогенными или с кварцевогалогенными лампами, но оснащенные компенсационными фильтрами ЛН-ДС (3200°К - 5600°К). Оператор, работающий на съемках событийного материала, не имеет возможности пользоваться довольно громоздкой осветительной аппаратурой, требующей к тому же наличия значительного количества обслуживающего персонала, поэтому в его распоряжении необходимо иметь отражательные подсветы. В наше время большое распространение получили, так называемые «лайт-диски», отражательные подсветы с различной поверхностью (белые матовые, зеркальные, «золотистые»). Эти отражатели имеют очень малые размеры в сложенном состоянии и весьма удобны в эксплуатации.

Еще одним видом освещения при натурной съемке является контровое освещение, когда солнце находится за объектом съемки. При таком освещении создаются комфортные условия для снимаемого человека, так как солнце не светит прямо в глаза, но при этом необходимо помнить о правильном световом балансе, соотношении яркостей лица человека и фона, а также правильной цветопередаче, в этом случае лицо освещено светом неба, имеющего очень высокую цветовую температуру. И в этом случае отражательные подсветы создадут, как необходимый световой рисунок, так и правильную цветопередачу.

Большую помощь в создании необходимого светового рисунка окажут отражательные подсветы и при бестеневом освещении в пасмурную погоду, когда основной световой поток создается облачным небом, освещающим в большей степени горизонтальные поверхности и при съемке портретного кадра наблюдаем притемненную область глаз человека, что создает крайне неприятный эффект света. Использование отражательных подсветов и в этом случае создает более приемлемое распределение света на лице человека. При съемке интервью в режимное время (в сумерках), когда общая освещенность уже не высока, можно использовать осветительные приборы накамерного света, с относительно небольшой мощностью, позволяющие создать световой рисунок на лице человека с необходимым световым балансом лица и фона.

В случае съемок событийного интервью в самых разнообразных помещениях, оператор находится в зависимости от имеющихся в них световых условий. Производя съемку событийного интервью, оператор, чаще всего, весьма ограничен в использовании осветительных приборов. Съемочная группа в таких случаях состоит из тележурналиста и оператора. Даже в тех случаях, когда на съемках присутствует осветитель, набор осветительных приборов не превышает двух, что диктуется правилами эксплуатации осветительной техники. Кроме того, использование даже такого небольшого парка осветительных приборов, ограничено динамикой происходящих событий. Исходя из этого, в процессе репортажной съемки, оператор в большинстве случаев использует только осветительный прибор накамерного света. Такой светильник имеет небольшую мощность (20 ? 50 вт), что способствует созданию приемлемого светового баланса, относительно яркости лица человека и яркости фона. В зависимости от уровня общего освещения в помещении, появляется необходимость изменения интенсивности светового потока накамерного света, которое возможно при наличии диммера в светильнике, либо достигается применением различных светофильтров рассеивающих и ослабляющих свет или нейтральных светофильтров необходимой плотности. Используя накамерный свет, оператор ограничен в создании выразительного светового рисунка на лице человека в кадре, так как светильник крепится на камере, и находится на одном уровне по отношению к оптической оси объектива. Качественные же характер освещения можно изменять применяя различные светорассеивающие насадки на осветительном приборе. Осветительный прибор накамерного света необходимо использовать в зависимости от уже имеющегося освещения в помещении, либо как основной рисующий свет, либо как заполняющий свет, дополняющий световой рисунок, созданный светильниками, имеющимися в интерьере. Особые сложности в съемке событийного интервью возникают при работе в полузакрытых интерьерах с большим уровнем освещенности дневным светом, так как в светильниках накамерного света обычно используются кварцевогалогенные лампы, имеющие цветовую температуру 3200°К, в то время как цветовая температура дневного света в интерьере с большими окнами обычно колеблется в пределах 6000°К - 5000°К. В этих случаях большую помощь окажет компенсационный фильтр типа ЛН-ДС, которым комплектуются приборы накамерного света, и который изменяет цветовую температуру кварцевогалогенной лампы 3200°К на 5600°К. При этом необходимо помнить, что фолиевый компенсационный фильтр под воздействием высокой температуры выцветает и вследствие этого возможно нарушение цветового баланса. Значительно более практичны стеклянные интерференционные компенсационные светофильтры, которые служат длительное время без изменения цветности.

Относительно небольшой световой поток осветительного прибора накамерного света способен высветить с достаточной степенью освещенности только кадры крупного и среднего планов, что вполне достаточно для съемки событийного интервью, в котором могут быть показаны и журналист и интервьюируемый. Особое внимание следует уделить фону, который должен дополнять информацию о происходящем событии. В этом случае необходимо определить степень резкости этого фона, насколько он будет отвлекать внимание от главного объекта съемки, человека в кадре.

Одним из видов событийного интервью является интервью?опрос. В этом случае от оператора требуется в еще большей степени, чем в обычном событийном интервью, высокая оперативность в работе с видеокамерой. Необходимо быстро оценить условия съемки, заранее подготовить настройки камеры: баланс по белому, фокусировку на определенную дистанцию, достаточно точно установить экспозицию. В подобных случаях съемка производится с достаточно близкого расстояния, что требует установки оптики с довольно широким углом зрения, при этом глубина резкости изображения будет достаточной для быстрой фокусировки оптики. Снимая опрос нужно внимательно оценивать баланс яркостей лица и фона, стараясь найти такое направление съемки, чтобы фон не был очень высокой яркости, подобное освещение чаще всего бывает на натуре в солнечный день.

Особые требования возникают при съемке интервью, так называемой, «скрытой» камерой, то есть когда интервьюируемый не подозревает о том, что проводится съемка. Такого рода интервью приходится делать в тех случаях, когда иным способом невозможно получить необходимую для журналиста информацию. В этом случае всегда возникают проблемы юридического и этического порядка, подобные съемки бывают необходимы в материалах?расследованиях, в случаях, когда определенные лица совершают правонарушения и необходимо это показать в аудиовизуальном документе. Съемка такого вида интервью, чаще всего производится двумя методами. Первый из них заключается в том, что камера и микрофон маскируются каким-либо бытовым предметом, например сумкой, находящейся в руках интервьюера. В данном случае необходимо использовать весьма компактную видеокамеру, с использованием широкоугольной оптики, имеющей большую глубину резкости и позволяющей не фокусировать объектив. Кроме того короткофокусный объектив, обладающий широким углом зрения, позволяет компоновать кадр, не используя видоискатель камеры, а направляя ее в сторону объекта съемки. Конечно, в этом случае, невозможно точно выстроить композицию кадра, но это не является основным качеством этих съемок. Определяющим, в данном случае, является получение необходимой информации. Вторым методом съемки «скрытой» камерой является съемка длиннофокусной оптикой с большого расстояния, когда интервьюируемый не может увидеть направленную на него видеокамеру. Тележурналисту лишь необходимо спрятать радиомикрофон, которым улавливается звук говорящего человека. Длиннофокусная же оптика, позволяющая снимать человека достаточно крупным планом с большого расстояния, обладающая малой глубиной резкости, выделяет нужный персонаж из окружающей среды. Такая съемка производится со штатива, так как даже небольшие колебания камеры, в случае очень длиннофокусной оптики, приводят к весьма большим перемещениям объектива съемки в пределах кадра.

  1. Изобразительное решение портретного интервью

Портретное интервью является одним из важнейших элементов в создании образа главного героя документального фильма-портрета. Важнейшим условием при съемке портерного интервью является естественность поведения героя в кадре, что достигается приемом съемки либо «скрытой камеры», либо «привычной камеры», когда интервьюируемый привыкает к присутствию оператора и камеры, и его внимание сосредоточено только на теме интервью. В данном случае также необходимо создавать, по возможности, и щадящий световой режим, не раздражающий человека, то есть интенсивность света должна быть минимально возможной для создания качественной по экспозиции картинки. Обычно главный герой фильма снимается в привычной для него обстановке, где фоном для него становятся предметы, характеризующие, как его сферу деятельности, так и его внутренний мир. Световой рисунок передает характерные особенности лица человека, вместе с тем выявляя его эмоциональное состояние. Конечно, необходимо учитывать и общие законы композиционного построения кадра, уравновешенность, акцент на главном в кадре, отсутствие лишних деталей в кадре, отвлекающих внимание зрителя. Особое внимание в портретном интервью должно уделяться таким важнейшим деталям в портрете, как глаза и руки главного героя. Часто по ходу интервью появляется необходимость снять лицо человека настолько крупным планом, чтобы можно было проследить внутреннюю эмоциональную жизнь человека, проявляющуюся в тонких нюансах мимики, выражении глаз. В портретном интервью в большей мере, чем в других видах интервью проявляется авторская позиция, как в работе тележурналиста, так и в показе человека на экране операторскими средствами. Иногда, для того чтобы передать большой жизненный путь героя, оператор применяет ярко выраженный контрастный световой рисунок, выявляющий характерные объемы и фактуру лица. В других случаях, особенно это касается женского лица, оператор смягчает световой рисунок, используя смягчающие оптические фильтры или электронные средства смягчения изображения по тону кожи лица.

Естественная среда, в которой находится персонаж портретного интервью, очень часто может быть наполнена определенным световым эффектом, в еще большей мере выявляющим характерные особенности данной личности. Например, наличие в кадре с интервьюируемым настольной лампы, способствует созданию оператором соответствующего светового эффекта с помощью источника направленного света и минимального заполняющего света, что создает выразительный световой рисунок, подчеркивающий эмоциональное состояние человека. В некоторых случаях портретное интервью записывается в условиях натурного освещения, которое определяет применения оператором осветительных приборов и отражающих подсветов, создающих выразительный световой рисунок. В этом случае необходимо учитывать цветовую температуру приборов, ее соответствие условиям натурного освещения. В качестве примера съемки портретного интервью на натуре можно привести один из фрагментов фильма-портрета одного крупного руководителя промышленного предприятия, когда после съемок героя в производственной среде, запись интервью была перенесена на природу, в живой уголок леса. При этом главный герой после напряженного рабочего дня попал в среду, которая способствовала его раскрепощению, откровенности в общении с журналистом. Низкое вечернее солнце создавало мягкое контровое освещение, которое в сочетании с темным фоном лесного массива и теплыми световыми бликами от костра, делало облик главного героя очень открытым и искренним. Камера находилась на довольно значительном расстоянии от интервьюируемого, что создавало комфортные условия для проведения интервью. Так как в этом случае фокусное расстояние на объективе было установлено довольно большим, что необходимо для съемок крупного плана, то глубина резкости изображения была весьма ограничена, что способствовало четкому выделению лица человека по отношению к фону и в сочетании с эффектным задымлением от костра создавало выразительный живописный рисунок.

Можно прийти к выводу, что съемка портретного интервью предполагает использование различных эффектов освещения, оптических средств создания необходимого рисунка изображения, цифровой коррекции сигнала, что в комплексе способствует созданию картинки в наибольшей мере раскрывающей многогранный образ главного героя изобразительными средствами.

  1. Дискуссионное интервью, как один из элементов ток-шоу, в работе оператора

В настоящее время в эфире большинства отечественных и зарубежных телекомпаний значительное время вещания выделяется для телевизионных ток-шоу самой различной тематики. Основу подобных телепередач составляют дискуссии участников этих ток-шоу. Обычно подобные передачи проводятся в специально оформленном телевизионном павильоне, оборудованном необходимым съемочным, осветительным и звуковым оборудованием.

В телевизионных передачах, элементом которых является дискуссионные интервью, количество участников может быть от двух ? трех человек и до десятка и более. В случае, когда количество участников велико, большое значение имеет правильная расстановка телевизионных камер в павильоне. Необходимо, чтобы расстановка камер позволяла режиссеру комфортно монтировать видеоряд передачи, соблюдая правила монтажа, не нарушая генерального направления съемки, соблюдая правильное соотношение взглядов участников, имея возможность создавать монтажный ряд кадров соответственных масштабов. Важным условием расстановки телевизионных камер является такое их положение, которое исключает перекрытие главных действующих лиц интервью другими участниками передачи, движущимися камерами и другими объектами, особенно это касается камер, работающих на крупных планах, использующих оптику, работающую в диапазоне длинных фокусных расстояний на значительном расстоянии от объекта съемки. Важное значение в показе участников интервью в ток-шоу имеют переносные плечевые камеры, дающие возможность быстро менять направление и ракурс съемки кадра, выразительно передавать атмосферу действия, особенно при использовании широкоугольной оптики. Положение осветительных приборов в передачах с небольшим числом участников достаточно просто определить, согласуя их установку с векторами общения и точно высветить лица приборами направленного света, дополнив их заполняющим светом, балансирующим световой рисунок. Дополняется световой рисунок с помощью осветительных приборов, освещающих декорационные элементы фона, а также приборами, создающими контровой свет. В этих приборах могут быть использованы цветные светофильтры, с помощью которых создается гармоничный колорит кадра и его цветовая тональность. В передачах с большим количеством участников установка света представляет собой довольно сложную задачу, так как необходимо гармонично и оправданно, по распределению светотени, направить свет групп осветительных приборов. Каждая группа осветительных приборов освещает определенное место в пространстве павильона и задачей оператора является сбалансировать количество света, падающего на лица и фигуры участников передачи, создающего определенный контраст освещения.

  1. Современные технические средства телевидения в съемке интервью
Видеосъемочная техника

Видеосъемочная техника за короткий промежуток времени, конец прошлого и начало нынешнего века, претерпела существенные изменения. Внедрение цифровой видеотехники в 90-х годах прошлого века происходило очень быстрыми темпами. Создание цифрового формата DV, который вначале использовался как бытовой, благодаря достаточно высокому качеству, стал широко применяться в малобюджетном телевидении и быстро вытеснил аналоговый формат S-VHS, наиболее широко распространенный в данном сегменте телевизионного производства. Аналоговый формат более высокого уровня Betacam, применяемый в ведущих телекомпаниях, был постепенно вытеснен новыми профессиональными форматами Digital Betacam, DVCAM, DVCPRO, Digital S. В настоящее время телевизионное вещание стандартного разрешения SD (720?576) использует в производстве программ видеосъемочную технику основных фирм производителей SONY, Panasonic, JVC. Если первоначально эта техника базировалась на видеозаписи, производившейся на магнитную ленту, то постепенно технологический процесс переводится на безленточную систему записи: жесткий диск, оптический диск, твердотельную память. Все видеокамеры SD разрешения можно разделить на следующие группы по качественным параметрам определяемым, прежде всего размерами матриц, создающих видеосигнал: 1) полупрофессиональные с размером матриц 1/3'', 2) профессионального качества ? матрицы 1/2'' и 3) вещательного качества 2/3''. Наиболее распространенными камерами малобюджетного сегмента формата DV являются 3-х матричные камкордеры SONY VX-2100 и Panasonic DVX-100BE. Эти камеры оснащены посменными объективами с кратностью 12 и 10. Для изменения диапазона фокусных расстояний могут применяться конвертеры, как широкоугольные, так и длиннофокусные. Запись производится на кассеты металлизированной лентой в формате DV. Аналогичной камерой формата DVCAM является камкордер DSR-PP170P. Типичными камерами профессионального класса являются камкордеры форматов: DV-JVC GY-DV5100/5101 E, трехматричный камкодер 1/2'', DVCPRO Panasonic AJ-D410 1/2''. Камера формата DVCPRO производит запись на кассету с металлопорошковой лентой, которая устойчива к большему числу перезаписей по сравнению с металлизированной лентой кассет формата DV.

Камеры вещательного класса оснащены тремя матрицами 2/3'', обеспечивающими высокое качество изображения с минимумом шумов и имеющими высокую чувствительность. Примером таких камер являются камкордеры формата DVCPRO AJ-D615, AJ-D800, AJ-D900, формата DVCAM SONY DSR-400 с записью на кассеты DVCAM с металлизированной лентой. Камеры как профессионального, так и вещательного класса оснащены сменной оптикой, которую выпускают такие фирмы как «Фуджинон» и «Кэнон». Использование сменной оптики предоставляет большие возможности оператору в создании самых разнообразных изобразительных решений кадров, влияние на перспективное построение, как статичных кадров, так и создание выразительных динамичных композиций, свойственных эстетике современного телевидения. Практически все цифровые камеры имеют различные регулировки, влияющие на разрешающую способность, степень контрастности, детализацию, цветопередачу изображения. Особое значение при съемке портретного кадра имеет функция коррекции детализации по тону кожи (Skin tone), благодаря которой можно изменять степень передачи фактуры лица человека в широких пределах. Регулировки цифровых видеокамер позволяют не только добиваться смягченной передачи фактуры лица, но и точной цветопередачи тональности лица.

В настоящее время все большее место в видеозаписи занимает безленточная технология, которая позволяет значительно сократить время монтажа видеоматериала, так как исключается этап загона снятого материала в станцию нелинейного монтажа в реальном времени. В некоторых системах, как например в камкордерах JVC, запись производится на подключаемый через интерфейс 1394 жесткий диск, который сразу же после съемки может быть подключен к системе нелинейного монтажа для дальнейшей работы с видеоматериалом. Технология другой системы записи в файловой форме продвигается фирмой SONY и заключается в использовании записи на профессиональный оптический диск (XDCAM). Система записи на носители, использующие твердотельную память, благодаря отсутствию лентопротяжного механизма имеет очень большой срок службы и обеспечивает прямой доступ к записанной информации. Таким видом видеозаписи и видеопроизводства являются форматы P2 компании Panasonic и XDCAM EX компании Sony. Процесс перехода с аналоговых на цифровые видеоформаты в стандартном разрешении SD прошел достаточно быстро, и теперь цифровые технологии видеопроизводства являются основными в создании телевизионного продукта. В ближайшее время и телевизионное вещание полностью перейдет в цифровой формат, что значительно повысит качество изображения и позволит перейти от стандартного разрешения к высокому. Телевидение высокой четкости (HDTV) имеет разрешение по вертикали 1080 и 720 линий и соответственно размер кадра в пикселях в HD-видео составляет 1920?1080 и 1280?720. За небольшой период времени появилось множество высокой четкости: HDCAM, DVCPRO HD, XDCAM HD, XDCAM EX, HDV, AVC HD. В форматах HDCAM, HDCAM SR, HDV используют для записи видеоленту. На твердотельную память запись производится в формате P2 HD, SXSPRO и AVCHD и обеспечивает наиболее качественные и надежные результаты.

Современная осветительная техника

Важнейшее значение в создании выразительного портретного кадра имеет качественная осветительная техника. Осветительные приборы по характеру создаваемого света можно разделить на следующие группы: 1) приборы направленного света, 2) приборы направленно-рассеянного света, 3) приборы рассеянного света.

Осветительные приборы направленного света создают четко оформленный световой пучок, угол излучения которого можно изменять в известных пределах. Конструкция такого осветительного прибора состоит из кварцево-галогенной лампы с концентрированным телом накала, сферического зеркала, отражающего свет в направлении линзы Френеля, создающей равномерный световой пучок. Перемещением каретки с лампой и зеркалом изменяется угол излучения прибора направленного света. Линзовые осветительные приборы выпускаемые, как отечественными производителями («Юпитер», «Сатурн»), так и мировыми фирмами (ARRI, LOWEL и др.), имеют мощность ламп от 300вт до 10000вт. Совершенно новые возможности особенно для внестудийных съемок создают приборы, разработанные Дедо Вайгертом (Dedolight). Этот осветительный прибор основан на принципиально новой оптической схеме, использующей не линзу Френеля, а две собирательные линзы, благодаря чему создается очень ровный, пластичный свет без «паразитных» лучей по бокам. Несмотря на небольшую потребляемую мощность «дедолайты» создают световой поток очень высокой яркости и способны изменять угол излучения в очень широких пределах. В приборах «дедолайт» используются не только кварцевогалогенные лампы, но и лампы металлогалогенные, что позволяет использовать осветительные приборы при съемке с высокой освещенностью дневным светом (5600°К). К осветительным приборам «дедолайт» разработано и производится большое количество дополнительных приспособлений, дающих огромные возможности для творческой работы оператора. Так создана специальная насадка с 3-мя фильтрами, позволяющими создавать локальный световой акцент на небольшой части объекта. Создается идеальный моделирующий свет с незаметной для зрителя подсветкой. Уникальным приспособлением является проекционная насадка, позволяющая получать луч любой формы, с краями любой степени размытости. С помощью насадки можно проецировать слайды или изображения металлических «гобо», создающих всевозможные световые пятна на фоновых объектах. В качестве примера уникальных возможностей осветительных приборов «дедолайт» можно привести пример работы операторы Хулио Маката в картине «Один дома-2», когда небоскреб в ночной сцене был высвечен шестью осветительными приборами мощностью всего лишь по 150вт. В наше время приборы «дедолайт» все больше применяют и на региональных и местных каналах, создавая с их помощью яркий, выразительный световой рисунок.

Долгое время основными источниками направленно-рассеянного света были приборы с кварцевогалогенными лампами типа «Свет ? 500, 1000, 2000», «Марс -2, 3» и аналогичные приборы мировых производителей осветительной техники. Эти осветительные приборы достаточно легкие и компактные широко применяются при выездных съемках в кино и телевидении. С их помощью можно создавать приемлемый световой рисунок и используя различные фильтры изменять характер излучаемого света, как по мягкости, так и по цветности. В настоящее время все большее применение находят приборы направленно-рассеянного света, использующие люминесцентные лампы с постоянной цветовой температурой, как 3200°К, так и 5600°К, что позволяет их использовать в различных световых условиях в естественных интерьерах и в студийных павильонах, оборудованный источниками света с цветовой температурой 3200°К. Приборы, использующие в качестве источника света люминесцентные лампы, обладают многими преимуществами по сравнению со светильниками с кварцевогалогенными лампами. Во-первых, это очень высокая светоотдача, позволяющая получать при небольшой мощности интенсивный световой поток, а также длительный срок службы(10000ч.), высокая экономичность, стабильность цветовой температуры. Осветительные приборы с люминесцентными лампами бывают разными по конструкции и создают световой поток различный по степени направленности.

Для создания рассеянного света используются различные приборы направленно-рассеянного света, оснащенные дополнительными устройствами, рассеивающими свет. Такими являются отражательные зонты с разной поверхностью ? матовой, зеркальной, золотистой, просветные зонты и софт-боксы, в наибольшей степени смягчающие световой поток. Софт-боксы бывают самых различных размеров от нескольких сантиметров до метров в зависимости от мощности источника света и от размеров объекта съемки.

Для создания заполняющего света высокого уровня применяют рассеивающие панели больших размеров, которые освещают источниками света большой мощности. Использование современных осветительных приборов разных типов позволяют создавать качественный, выразительный световой рисунок, как в условиях кино- телевизионного павильона, так и на выездных съемках в интерьерах и на натуре.

Практические задания:

  1. Снять интервью в закрытом интерьере, используя два прибора направленного света. Определить их положение по отношению к снимаемым участникам интервью, так чтобы каждый из приборов действовал, как источник рисующего света, так и источник контрового света.
  2. При съемке интервью использовать в качестве основных осветительных приборов источники рассеянного света, такие как софт-боксы или отражающие зонты. Сравнить результаты съемки с приборами направленного света и приборами рассеянного света.
  3. Провести съемку интервью в полузакрытом интерьере с достаточным уровнем естественного света. Применить при съемке светофильтры ЛН-ДС, установленные на осветительных приборах.
  4. Провести съемку интервью в полузакрытом интерьере, используя в качестве основного источника дневной свет из окон. Определить наиболее приемлемое расстояние интервьюируемого, как от окон, так и до фона, создавая необходимый баланс света.
  5. Снимая интервью в полузакрытом интерьере, использовать для создания светового рисунка естественный дневной свет, дополняемый отражательными подсветами.

Практические задания:

  1. Снять событийное интервью в интерьере с высоким уровнем естественного света, используя прибор накамерного света компенсационным фильтром ЛН-ДС.
  2. Снять интервью в закрытом интерьере, освещенном светом лампы накаливания, используя в качестве источника рисующего света прибор накамерного света. Определить интенсивность света этого источника для создания необходимого светового баланса по отношению к фону.
  3. Снять интервью на натуре при солнечном переднебоковом освещении на лице интервьюируемого, используя в качестве заполняющего света отражательные подсветы.
  4. При съемке событийного интервью на натуре использовать в качестве контрового солнечный свет, а световой рисунок создать с помощью отражательных подсветов. Особое внимание обратить на соотношение яркости лица интервьюируемого и яркости фона.
  5. Снять событийное интервью в режимное время, используя для освещения лица прибор накамерного света. При съемке использовать на источнике света компенсационный фильтр ЛН-ДС. Для сравнения выполнить съемку без использования компенсационного фильтра с источником света с цветовой температурой 3200°К. Определить лучший результат съемки по цветопередаче и световому балансу.

Практические задания:

  1. Выполнить съемку портретного интервью в интерьере с использованием светового эффекта, создаваемого настольной лампой. Применить для создания светового рисунка источник направленного света с ограниченным световым потоком, а другим источником света создать световой рисунок на фоне.
  2. Снять портретное интервью в естественной среде обитания героя, используя источники рассеянного света для реалистичной передачи образа человека. Уровень света не должен раздражать зрение человека в кадре, создавая комфортные условия для общения журналиста с интервьюируемым.
  3. Снять портретное интервью на натуре, используя движение журналиста и героя передачи в пространстве. Особое внимание обратить на точность экспозиции при перемещении людей по отношению к источнику света (солнцу), применить широкоугольную оптику для большей плавности движения.
  4. Выполнить съемку интервью в условиях эффектного натурного освещения, например в случае солнечного света, обращая особое внимание на точную цветопередачу, колорит кадра, использование электроподсветки или отражающих подсветов.

Практические задания:

  1. Выполнить съемку интервью с двумя участниками передачи и тележурналистом, правильно расставив телевизионные камеры, не нарушая генерального направления съемки и векторов общения людей. Для создания светового рисунка использовать три осветительных прибора направленного света и два прибора рассеянного света. Для съемки использовать три телевизионные камеры.
  2. Составить схему расстановки телевизионных камер и установки осветительных приборов в телевизионном павильоне при съемке ток-шоу с участием зрителей, нескольких интервьюируемых, ведущего передачи. Особое внимание обратить на расположение телекамер, показывающих крупные планы людей. Создать необходимый световой рисунок в пространстве движения ведущего передачи, точно определить положение осветительных приборов, создающих световой рисунок на лицах основных участников передачи.

Литература:

  1. Волынец М.М. «Профессия ? оператор»

М. изд. «Аспект пресс» 2008. 184 стр.

  1. Головня А.Д. «Мастерство кинооператора»

М. изд. «Искусство» 1995. 240 стр.

  1. Дыко Л., Иофис Е. «Фотография, ее техника и искусство»

М. изд. «Искусство» 1960. 495 стр.

  1. Килпатрик Д. «Свет и освещение»

М. изд. «Мир» 1988. 223 стр.

  1. Медынский С.Е. «Компонуем кинокадр»

М. изд. «Искусство» 1988. 237 стр.

  1. Митчел Л. «Фотография»

М. изд. «Мир» 1988. 420 стр.

  1. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. «Поэтика фотографии»

М. изд. «Искусство» 1990. 278 стр.

  1. Уорд П. «Композиция кадра в кино и телевидении»

М. ГИТР им. М.А.Литовчина. 2000. 196 стр.

  1. Уорд П. «Работа с цифровой видеокамерой»

М. изд. «Мир» 2001. 290 стр.