рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические особенности общения посредством Internet

Психологические особенности общения посредством Internet - раздел Компьютеры, Содержание Введение ...

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ.

§ 1. Основные формы общения в Интернете и их особенности.

§ 2. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате.

§ 3. Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.

§ 4. Феномен Интернет – зависимости и его анализ.

4.1. Понятие и критерии Интернет – зависимости.

4.2. Причины Интернет – зависимости.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ.

§ 1. Социологические исследования поведения в Интернете.

§ 2. Виртуальное обучение: настоящее и будущее.

§ 3. Проблема девиантного поведения в Сети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Собака, сидя за компьютером, говорит своей соседке:
- А в "Интернете" никто не знает, что я собака...
(шутка)

ВВЕДЕНИЕ

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
Можно выделить некоторыепредположения об особенностях общения через Интернет:

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Причиной обращения к Интернет как инструменту общения может быть:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Цель данной работы – обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе общения в Интернете, а также на специфику этого общения. Это очень актуальная тема в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации в том числе и через Интернет.

В работе использованы материалы из статей Елены и Вадима Нестеровых «Чаты и некоторые вопросы филологии», «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете», Ю. М. Лотмана «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет», А. Е. Войкунского «Общение опосредованное компьютером». Они обращают особое внимание на специфику общения в Интернете, выделяя отличия такого способа коммуникаций от всех остальных. О культуре в Интернете рассказывают И. Паровозов в статье «Разговорчики в статьях» и Р. Лейбов «Язык рисует Интернет». Во второй главе использованы материалы из работ американский и английских психологов и социологов, а также выдержки из диссертации кандидата психологических наук А. С. Волович «Особенности социализации выпускников средней школы».

В первой главе мы подробно рассмотрим все формы общения в Сети и подробно остановимся на специфике общения в чатах, рассмотрим психологические аспекты этой специфики, а также подробно проанализируем, что есть Интернет-зависимость, ее критерии и причины возникновения.

Во второй главе приведены данные социологических исследований в Сети, а также рассмотрена проблема девиантного поведения в Интернете.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ.

§ 1. Основные формы общения в Интернете и их особенности.

Можно выделить следующие формы общения в Интернете:

-телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. [1]

Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom.fido.su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей). В чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету. В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть.

Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов" (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys), физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью[2], а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира"[3]. Келли также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака"[4]. Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

§ 2. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате.

Александр Житинский когда-то определил чат следующим образом: "Специфическая форма общения на Web'e, называемая IRC (Internet Relay Chat), или просто chat (беседа, болтовня). Это когда в одном месте, на каком то сайте происходит встреча двух или нескольких пользователей в реальном времени. Сайт выполняет роль грифельной доски, на которой пишут послания и передают друг другу". Хотя в последнее время "классические" IRC практически вытеснены "веб-чатами", которые являются уже несколько иным видом программ, достаточно далеко ушедшим от своих "прародителей" IRC, суть явления осталась той же.
Мнения, высказываемые о чатах, в большинстве своем столь же образны, сколь и нелестны. "Тинэйджеровские болталки", "треп в сетях", "эскапистский наркотик", "ощущение тихого помешательства" - вот далеко не самые яркие определения. И на первый взгляд - абсолютно справедливые.
При первом посещении чата человек лицезреет страшную мешанину разноцветных реплик разной степени пристойности, изрекаемых какими-то невообразимыми персонажами. Какой-нибудь "Недобитый Гоблин" с неумелой грацией обхаживает "Девочку-Мяучелку", а "Чукотский Папуас" и "Heavy LM" выясняют территориальную принадлежность друг друга.
Чем занимаются находящиеся в чате люди понять поначалу довольно сложно. Количество реплик, которые посетители вываливают на экран каждые 15 секунд, довольно велико и при достаточно большом количестве посетителей вы можете наблюдать исчисляемое десятками количество диа-, три-, кварта- и более -логов (кстати, и монологи никто не отменял), перемешанных "до получения однородной массы". А если добавить, что чатлане имеют неискоренимую привычку беспардонно влезать в чужие разговоры, и все эти беседы непринужденно сливаются и разливаются на множество рукавов, то непривычному к чатовскому общению человеку можно с уверенностью гарантировать - ощущение какофонии не покинет больше вас!!!
Темы разговоров тоже на первый взгляд отнюдь не отличаются упорядоченностью и серьезной академичностью. Подавляющее большинство реплик - это флирт разной степени, посильные состязания в остроумии и глубокомысленные замечания о том, что "Вчера так погудели, аж башка трещит" или "У меня молоко убежало".
Для полноты картины можно добавить ежесекундную вероятность нарваться на прямое матерное оскорбление, либо (что гораздо обидней) еще большую вероятность просто полного и всеобщего игнорирования тебя и твоих реплик, периодическое "зависание" компьютера из-за перегруженности и т.д.
Однако остается один, но глобальный вопрос. Хотим мы того или нет, но чаты были и остаются едва ли не самыми посещаемыми местами в Русском Интернете. К примеру, в весьма популярном чате "Отель "У Максима"" число зарегистрированных пользователей обычно превышает 8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000 человек, а одновременно в чате иногда находится более 100.
Если обратится к статистике, то по данным "топ-рейтинга" самой популярной русскоязычной поисковой системы "Rambler", который базируется на подсчете количества обращений к тем или иным сайтам, чаты являются третьей по популярности группой сайтов в "Русском Интернете" после порно-сайтов и сайтов с "фриварными" (бесплатно распространяемыми) программами[5]. Авторы не располагают данными о продолжительности пребывания на сайтах, но с большой долей вероятности можно предположить, что в этом отношении чаты являются абсолютными лидерами. Случаи, когда люди проводят в чатах до 15-18 часов подряд, причем едва ли не каждый день, в чатах являются отнюдь не беспрецедентными (таковым считается просиживание там в течении двух суток, такое тоже отмечено). Но даже среднестатистические закрепившиеся посетители чата, пришедшие пообщаться, редко покидают его раньше чем через полчаса, время же нахождения на сайтах других типов, как правило, меньше. На мой взгляд по числу отвлекаемых на себя "человеко-часов" чаты - едва ли не абсолютный лидер "Русского Интернета".
Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем социальном феномене. Почему же люди становятся "профессиональными собеседниками" и зачем они тратят свое время и (что гораздо более серьезно в нынешних условиях) деньги на пустопорожнюю болтовню в мало располагающих для этого условиях.

 

У нас, у чатлан,

На экранах фреймов -

Премного, и пол у нас разный.

И юмор у нас суперклассный.[6]

Что имеется в виду под "мало располагающими условиями?" Дело в том, что межличностное общение в реальности и в чате существенно отличается. В чате вам придется усвоить совершенно иные формы и принципы общения.
Основная проблема, препятствующая общению в чате - это крайняя скудость средств, имеющихся в вашем распоряжении. Первое, что лежит на поверхности и сразу бросается в глаза - "растворенная телесность", - отсутствие тела как такового. В результате чего люди не могут быть представлены друг другу иначе, чем через тексты и только лишь через тексты. В пределе текст и человек, родивший его, становятся тождественными, ведь ничего нет кроме текста. В реальности не виртуальной в коммуникации всегда участвует и тело, создающее свой собственный текст, который, накладываясь на Слово, и создает образ человека.
Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55 % результата.
Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем введения в виртуальный дискурс суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка" :-), :*), %), 8-( и так далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение.
Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными.
Фактически, на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту (причем вид смайлика никакого значения не имеет), просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такой шкале :-)))), :-), :-|, :-(, :-(((([7]. Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатов осознано или интуитивно пытаются решить эту проблему (к примеру, в чате "Беседы в песочнице" в распоряжении посетителей набор нарисованных рожиц, которыми они могут иллюстрировать свои реплики), однако по-настоящему удачных решений пока не встречалось.
Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса.
Смысловой ряд тела при виртуальном общении компенсируется следующим образом. Не в силах мириться со своей "эфирностью", чатлане, практически с самого возникновения этой формы коммуникации, не ограничивались только прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой во многих чатах возможностью работать не только в функции "Сказать", но и в функции "Сделать", задача которой описать происходящие с телом трансформации. Это, прежде всего, дало возможность точнее формулировать эмоциональный и смысловой контекст. Помимо функции "Сделать", в чатах широко используются и ремарки.

Сравните два высказывания:
1)Хочу.
2) "Хочу" - робко говорит Бизон, стоя у входа и стыдливо теребя кончик галстука"
Проблема нехватки паралингвистических средств характерна для всех форм сетевого общения, однако в чатах эта проблема максимально болезненна (не случайно компенсация смыслового ряда тела присутствует только в чатах), так как все это усугубляется тем, что общение происходит в режиме реального времени. У собеседников, по сути, отсутствует время на размышления над литературной формой своего высказывания. Максимально допустимая временная фора для ответа - 1-3 минуты, после этого смысла в ответе будет уже немного. Так как на экран одновременно выплескивается большое количество реплик, то через несколько минут послание, на которое вы отвечаете, будет безнадежно погребено под массой позднейших и о нем забудут все, в том числе и автор.
Из технических особенностей чата вытекает и еще одна особенность общения. Из-за того, что на экран одновременно поступает множество реплик, ограничение их объема является насущной необходимостью. Как правило, объем реплики в чате составляет в среднем три нераспространенных предложения. Именно по этой причине в чатах часто весьма затруднены глубокомысленные беседы, которые являются основным достоинством и недостатком другой глобальной формы сетевого общения - конференций.
Таким образом, в чатах человек вынужден общаться в эпистолярном жанре, который в реальной жизни большинство людей использует достаточно редко, а письменное оформление мыслей должно быть быстрым и лаконичным. Но при этом необходимо максимально точно донести свою мысль, так как вероятность искажения вкладываемого тобой смысла при "обратной развертке" в голове собеседника довольно велика.
Естественно, одной из основных проблем при виртуальной коммуникации является проблема неадекватности восприятия друг друга. Не случайно именно при сетевом общении тема "ты меня неправильно понял" всплывает на порядок чаще, чем при реальном.
Кстати, массовое распространение "смайликов" - во многом следствие проблемы неадекватности восприятия. Давно замечена тенденция - чем дольше человек в Сети, тем чаще он употребляет смайлики, у старожилов смайликом снабжено едва ли не каждое предложение. По сути, смайлики приобрели новое символическое значение - это не только показатель эмоционального состояния собеседника, но и сигнал, подчеркивающий несерьезность послания - "не относись к этому высказыванию серьезно, это просто треп, из которого не стоит делать никаких значимых выводов". Послания, не снабженные смайликами, обычно воспринимаются как значимое для автора высказывание и новички очень часто обжигаются на этом - послания, которые им казались абсолютно невинными, собеседникам - в силу неадекватного восприятия, - кажутся двусмысленными, обидными и даже оскорбительными.
Именно благодаря вышеперечисленным факторам чаты частенько характеризуются донельзя примитивными и весьма облегченными репликами, скрывающими коротенькие мысли. Но примитивность общения возникает не из-за примитивности его обитателей, а из-за технической невозможности нормального, полноценного общения. Однако эти же коммуникативные препятствия провоцируют и обратную тенденцию. Вынужденные не "растекаться мыслью по древу" обитатели чата быстро обучаются умению концентрировано излагать свои мысли и частенько выдают "на-гора" настоящие перлы народной мудрости.

 

Вот ник написал свой как собственный name,

Слегка попотев над password'ом.

И чувствуствую я, что сейчас будет ОК,

Когда полетят чат-аккорды.

У этих чатлан

Все ники - обман, -

Тут с ними нельзя состязаться:

То явятся, то растворяться....[8]

ё

Мы достаточно подробно остановились на специфике чатовского общения, однако вопрос остался открытым - чем, при всех упомянутых сложностях общения, объяснить популярность чатов?
Н
а наш взгляд, несомненная привлекательность чатов отнюдь не только в возможности широкого общения. Безусловно, коммуникативную нагрузку чат несет, и довольно большую. Но только ли ее? Как известно, участники большинства "раскрученных" чатов практикуют встречи в реальности ("в реале" - на чатовском сленге). Казалось бы: люди, которых связывает только совместное времяпрепровождение, попадают в условия, максимально удобные для общения, лишенные тех недостатков, о которых говорилось выше. Но наблюдается любопытный парадокс - часто общение в чате даже для тех людей, которые имеют возможность поддерживать отношения в реальности, остается превалирующим, а реальное общение - в лучшем случае дополнительным.
Косвенным подтверждением этого тезиса служит и тот факт, что большинство участников чата - это вовсе не люди в возрасте "за 30", для которых предоставляемые обществом возможности к расширению круга общения минимальны. Тридцати- и сорокалетние в чате скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство "чатлан" - это люди в возрасте максимальных коммуникативных возможностей - от 13 до 25 лет.
Почему же виртуальное общение, несмотря на все его недостатки, о которых упомянуто выше, все таки выжило и доказало свою жизнеспособность, ведь "умирание" любых суррогатов реального мира - вопрос времени, вспомним хотя бы нашумевших "тамагочи"[9]?
На мой взгляд, в чат людей тянет отнюдь не возможность завести новые знакомства с тем, чтобы, по возможности, продолжить их в реальности. Возьму на себя смелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки второстепенной функцией чата.
Первичная же функция чата - бытийная. Чат - это не клуб знакомств, это реальная жизнь, проживаемая в ином мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут. Именно поэтому, на мой взгляд, основная проблема авторов, не увидевших в чатах ничего, кроме перемалывания времени в пустопорожних беседах - это их невключенность в действие.
Нельзя понять сути чата, не участвуя в нем. Если ты не будешь жить в этом мире, ты его просто не разглядишь. Метод "невключенного наблюдения" нельзя использовать при проработке методов исследования, так как коммуникативное пространство чата просто отторгает посторонних, не принявших правила игры. Это касается не только людей, изначально скептически настроенных к чатам. "Вписаться" в чат с первой попытки удается далеко не всем даже искренне этого желающим.
Как мне представляется, чаты являются частью специальной, ИНАЧЕ организованной сферой культуры. Ю. М. Лотман, отмечал: "Наличие различно организованных структур и разных степеней организованности - необходимое условие работы механизма культуры. ... Таков монастырь в средневековье, мир цыган или театральных кулис в петербургской культуре XIX века и многие другие примеры островков "другой" организации в общем культурном массиве, цель которых - повышение величины структурного разнообразия, преодоление энтропии структурного автоматизма. Таковы временные визиты члена какого-либо культурного коллектива в иную социальную структуру - чиновников в артистическую среду, горожан на лето в деревню..."[10]
Виртуальное пространство оказалось не суррогатом, оно не копирует, примитивизируя, реальный мир, а предоставляет человеку уникальные возможности, которые отсутствуют в реальном мире. Вследствие этих уникальных возможностей, о которых чуть ниже, человек в чате обретает и иную ипостась своего существования - виртуальную.
И одна из важных (но не единственная!) составляющих этой ипостаси - карнавальная. Дело в том, что чат - это не что иное, как карнавал. Но не современный карнавал, а карнавал в его интерпретации М. Бахтиным, понимаемый как "сама жизнь, но оформленная особым игровым образом". Чат карнавален по своей сути. Как и карнавал, описанный М. Бахтиным, чат - это отрицание реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Это игра условностей и условных персонажей. "...карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. ... Карнавал не созерцают, - в нем живут, и живут все... в этом отношении карнавал был ... как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой жили на самом деле (на срок карнавала)".[11]
Карнавальный характер чатовского действа становится возможным благодаря уникальным возможностям чатовского бытия. А эти возможности во многом есть следствие той самой технической скудности средств для самовыражения, о которой говорилось ранее. Недостатки обратились в достоинства. Дефицит возможностей в конечном итоге сделал эти возможности практически безграничными.
Эта на первый взгляд абсурдная мысль имеет объяснение.
Реальная жизнь ставит огромное количество как индивидуальных, так и социальных препятствий для успешной коммуникации. Индивидуальные - понятны: у вас могут вызывать антипатию внешность собеседника, его стиль одежды, манера поведения и т. п. Социальным же препятствиям нет числа - большая разница в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения и проч. Препятствовать общению могут просто обстоятельства встречи (трудно себе представить пару, флиртующую на похоронах). Наконец, существуют нормы поведения, регламентирующие почти все и вся. Впрочем, тема социальных ограничений, налагаемых обществом на человеческую интеракцию, достаточно детально рассмотрена в работах Фрейда и его последователей.
При общении в чатах можно наблюдать совершенно иную картину. Отсутствие возможностей для визуального контакта имеет своим следствие не только глобальную нехватку выразительных средств, но и полную анонимность, которая в чатах культивируется. В отличии от ФИДО[12], например, где обязательна регистрация под своим реальным именем, чат, напротив, не терпит имен. Все посетители пользуются только "никами" (от английского "nickname" - прозвище), псевдонимами. Человек, зашедший в чат под своим именем и фамилией, будет в лучшем случае выглядеть белой вороной.

Из "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман[13], Мага, несколько Остапов Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов[14]). Есть откровенно панковские (Мразь, Психи, Прикол). Есть богатый животный мир (Коза, Собака30, Овчарка, Микроб). Есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант). Есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник)... Разумеется, преобладают имена собственные и производные от них клички: целое полчище Олегов и Олежек, Тань и Татьян, Максов, Максимов и Максиков, Ирочек, Ирин и Иришек".[15]

Тот факт, что в Интернет люди создают себе некие "виртуальные личности", создает дополнительные возможности для изучение идентичности. "Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью".[16]

Фактически смена имени есть тот обряд, который знаменует собой переход в иное состояние. Б. А. Успенский отмечал, что ситуация смены имени сводится к общему стремлению приобщиться к известному социуму, либо выйти из социума.[17] Фактически смена реального имени на карнавальное призвана фиксировать выход из реального и примыкание к некоторому виртуальному социуму. Интересно, что в русской культурной традиции существовало несколько ситуаций смены имени - когда человек вступал в жесткое дисциплинарное пространство (поступление в солдаты, семинарию), либо когда человек посвящал себя театру, цирку и другим видам искусства, то есть попадал в стихию карнавальности и игры.
Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно обязательном отречении от своей реальной личности, человек вынужден творить образ, надевать карнавальную маску. Вливаясь в виртуальный социум, человек получает полную свободу в сотворении самого себя и имеет возможность вылепить себя таким, каким захочет. Собственно, часто нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы.
Свобода творения образов безгранична. Жванецкий когда-то сожалел в одной из своих миниатюр - "Я никогда не буду узбеком". В чате человек может стать не только узбеком, но, к примеру, без всяких проблем за 2 минуты совершить самую дешевую и безболезненную операцию по смене пола и существовать в чате женщиной, причем все окружающие будут воспринимать его именно так и никак иначе. Можно быть кем угодно - собачкой, рысью или разумным компьютером, - все зависит от твоей фантазии. Надо ли говорить о том, какой простор открывается для разнообразнейших мистификаций, которые в чате весьма распространены.
Вторая составляющая безграничных возможностей, предоставляемых чатами, также проистекает из "растворенной телесности" - отсутствия тела как такового. Возможность работы с телом, да и с окружающим пространством при полном отсутствии телесности предоставляют человеку полную свободу действий - можно без всяких проблем написать не только: "Бизон курит", но и "Бизон воспарил к потолку и просочился сквозь стену" и второе действие будет не менее реальным, чем первое. Более того, таким образом можно моделировать не только свое поведение, но и поведение других людей. Один из общающейся пары может написать: "Бизон целует Pretty Woman", и вторая сторона, скрывающаяся за образом "Pretty Woman", будет вынуждена каким-то образом реагировать на заданную ситуацию.
Что же касается социальных норм, то практически абсолютная анонимность и свобода действий приводят к тому, что как таковые они изначально просто-напросто отсутствуют. В большинстве чатов более чем либеральная свобода нравов и дозволено практически все, что встречает осуждение в реальной жизни. Но следует заметить, что мы не случайно написали "изначально отсутствуют". Как и в любом социуме, в Сети со временем происходит формирование определенных правил поведения в обществе, которое получило название "нетикет"[18]. Как и следовало предположить, первым сработал принцип "твоя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа". Первые появившиеся нормы касаются обеспечения общественной безопасности. В некоторых чатах прямо запрещены использование ненормативной лексики в репликах и никах, и высказывания, прямо оскорбляющие других "собеседников".
Однако не следует думать, что чаты "медленно дрейфуют" в сторону общепринятых общественных норм. Во-первых, даже в этих чатах регламентируются только твои "прилюдные" действия. Во-вторых, "пуританских" (по чатовским меркам) чатов отнюдь не большинство, и чаты, где никаких ограничений нет (либо они весьма формальны), живут и процветают. Более того, существуют изначально "а-моральные" чаты. В качестве примера можно привести чат "Беспредел", содержание которого целиком состоит из мата, оскорблений как конкретных лиц, так и всех присутствующих, и половых сношений во всех мыслимых и немыслимых вариациях. Еще можно привести в пример чат на http://www.high.ru, где собираются люди, употребившие наркотические вещества, здесь практически невозможно встретить человека в трезвом состоянии и адекватно реагирующего на ситуацию. В-третьих, все попытки введения запретов с технической стороны остаются не более чем благими намерениями. Как правило, для борьбы с нарушителями практикуется выделение из чатовского социума одной или нескольких социальных групп, на которые возлагается функция социального контроля. Формы контроля обычно ограничиваются удалением реплик провинившегося персонажа, его "отстрелом": отключением персонажа с этим ником от чата, либо отключением по сетевому адресу - IP (запретом на вход в этот чат с конкретного компьютера или конкретной подсети Интернета). Однако ничто не мешает "преступнику" сразу же или через некоторое время зайти в чат под другим именем и вновь "отвести душеньку" (это не касается случаев отключения по IP). Для этого в чатах существуют администраторы, которые имеют право удалять из чата тех, кто нарушает правила.
Развертывание коммуникации в ином пространстве, замена реальных людей виртуальными образами, абсолютная свобода моделирования ситуаций при неразвитости и зыбкости социальных норм - все эти факторы стимулируют игровой, карнавальный характер чата. По сути, чат - это пьеса, разыгрываемый без всякого сценария актерами-импровизаторами с постоянной сменой действующих лиц, так как это представление не знает разделения на исполнителей и зрителей.
Игровой характер чата подтверждается и его смещением в сторону все большей и большей "декорируемости" происходящего. Если в первых IRC действо проистекало в "Виртуальном Нигде", то со временем место действия стали красочно прорисовывать. Наиболее далеко ушедшим в области "декорирования" из популярных чатов следует признать "Отель у Максима", где существует множество чатов-комнат (Ресторан, Сауна, Библиотека, Ночной Клуб и т. п.) и наличие роботов (Официанта, Банщика и т. п.), которые выдают реплики на ключевые слова посетителей, задаётся антураж и, в определенной мере, тематика происходящего действа.
О чем же это бесконечное представление?
Как и средневековый карнавал, чат не имеет общего, единого для всех сюжета. Как и сама жизнь, он исключительно разнопланов и пестр. Однако общение в чате заметно отличается от общения в жизни. И прежде всего тем, что чат, как и средневековый карнавал в бахтинской интерпретации, в превосходной по отношению к реальной жизни степени телесен. Создается впечатление, что обитатели чата, лишенные тел, постоянно сублимируют это инсценированием "буйства плоти".
Бесспорное лидерство в тематике чатовского действа принадлежит сексу. В полном соответствии с фрейдистким учением в карнавальной атмосфере вседозволенности люди в первую очередь начинают реализовывать свои подавленные сексуальные желания. Флирт в чате всеобщ и вездесущ. Ни одно появившееся "действующее лицо" женского пола не избегнет ухаживаний разной степени приличия (этому немало способствует то, что до сих пор женщины в виртуальности составляют меньшинство, обычно не более трети всех присутствующих). И пусть вас не смущает кажущаяся бессмысленность этих ухаживаний. "Виртуальный" секс, при котором "влюбленные" поочередно описывают свои действия, давно и прочно освоен "чатланами" и является одним из их любимых времяпрепровождений.
Помимо "сексуальных утех" телесность чата проявляется и в другом любимом занятии его обитателей. Если "чатлане" инсценируют не "брачные танцы", то, скорей всего, они предаются неумеренным возлияниям и обжорству. Эта вторая пагубная страсть чатлан нашла свое подтверждение даже в названиях многих популярных чатов - "Самарский паб", "Трактир "У Хонды", "Интернет-кафе", "Кают-компания" и т. п. (кстати, любопытно звучат с точки зрения первой пагубной страсти названия еще одной большой группы чатов - "Кроватка", "Диван Махаона" и т. п.) Телесность доминирует и в чатовском юморе - большинство шуток, отпускаемых обитателями чата в адрес друг друга, варьируются от фривольного до скабрезного.
Упразднение всяческих барьеров между людьми и отмена большинства норм и запретов обычной, внекарнавальной жизни создает особый идеально-реальный тип общения, который Бахтин называл "вольным фамильярно-площадным контактом между людьми".
Проиллюстрируем это одним любопытным фактом. Выше упоминалось про реплики роботов в чате "Отель "У Максима", которые появляются на экране в виде реакции на употребление "чатланами" определенных слов или словосочетаний. Контент-анализ этих реплик позволил сделать вывод, что даже в этом чате, который считается одним из самых "пуританских" в русском Интернете, создатели, скорее всего интуитивно, стимулировали именно телесный, асоциальный тип общения.
Возьмем, к примеру, "Сауну" и реплики робота "Банщика". 54 % слов, вызывающих реакцию робота, задают антураж места действия (веник, бассейн и т. п.). Но даже в этом случае ответные реплики Банщика часто "грешат" известной телесностью. Например, в качестве реакции на слово "бассейн" Банщик может с подозрением спросить любого из присутствующих: "А писать в бассейн не будете?".
Из оставшихся слов и словосочетаний, не связанных с местом действия, 84 % (!) либо сами связаны с сексом, пьянством и т. п. с соответствующей реакцией робота, либо вызывают весьма фривольные реплики. В общем итоге более половины ключевых слов изначально телесны, либо вызывают телесную реакцию и лишь 47 % относительно нейтральны. Подчеркиваю - это в чате, который славится строгостью нравов. Остается только предполагать, какие бы цифры мы могли получить в более либеральных чатах, будь они декорированы таким же образом.
* * *

Итак, карнавальная составляющая является одним из важнейших факторов, обуславливающих феноменальную популярность чатов. Но ни в коем случае не единственным.
Не стоит забывать, что обитатели чата не общаются в нем. Они в нем живут. По сути, это реальная жизнь, только в ирреальном (виртуальном) мире. Любой человек, увлекшийся чатами, оказывается в состоянии одновременного сосуществования в двух мирах. Причем карнавальный мир чата часто оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если в реальной жизни ты затравленный во дворе толстый прыщавый "книжный" подросток, то в мире виртуальном ты имеешь возможность сделаться красивым, умным, взрослым и обожаемым женщинами мужчиной. И это будут не твои иллюзорные мечты, так как чат - это не акт только твоего творения; подтверждения этому ты получаешь "извне", все это проживается и проигрывается в социуме.
Естественно, психологическое состояние людей, оказавшихся "меж двух миров" сложно назвать комфортным. Иллюзорность карнавального мира прекрасно осознается большинством обитателей чата. Одно то, что виртуальный мир существует вне времени (в чате не бывает утра, вечера или ночи, так как виртуальный социум состоит из людей, находящихся в самых разных часовых поясах) и вне пространства (география "чатлан" охватывает весь земной шар), не дает его спутать с реальным миром. Поэтому попытка разрешить это противоречие путем совмещения миров - основная психологическая доминанта поведения обитателей чата.
При любой коммуникации, рано или поздно, но каждый "чатланин" старается пробиться к реальному человеку, стоящему за карнавальной маской. Телесная, масочная, мистификаторская составляющая карнавала чата, о которой мы так много говорили в этой статье, несмотря на ее реальность, бытийность - это все-таки игра. Но нельзя жить в мире, только играя. Поэтому рано или поздно, но в конечном итоге непременно, чатлане переходят в своих отношениях от игрового "дуракаваляния" к серьезному общению. Вроде бы вот оно - победное вторжение реальных людей и, в конечном итоге, реального мира в карнавальное пространство виртуального общения. Однако на самом деле "внекарнавальное" общение в чате в конечном итоге оказывается столь же далеким от общения реальных людей в реальном мире, как и карнавальные социальные коммуникации.

Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.

1.Какие характеристики личности (реальной) ведут к тому, что человек в сетевой коммуникации начинает конструировать непохожие на него виртуальные… 2.Почему виртуальная личность наделяется определенными свойствами. Гипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть…

Понятие и критерии Интернет -зависимости

Вы знаете, никогда не ведите себя с людьми, живущими по ночам так, как с обыкновенными, дневными людьми. Люди, живущие по ночам меняются медленно и не… Автор Daos[24]

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ.

§ 1. Результаты исследования поведения в Интернете.

Общая информация.
Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года. Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для профессиональных психологов). Кроме этого, на исследование была дана ссылка с сайта http://icqfoto.ru. После того, как с icqfoto.ru была снята ссылка, и поток испытуемых из списков рассылки практически прекратился, опрос был анонсирован в конференциях сети Фидонет (таких, как computerlife.ru.virtual.life.ru, internetnews.ru), тематика которых соответствовала тематике проводимого опроса. Общее число участников опроса составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с icqfoto.ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в Фидо).
Основные результаты первого этапа обработки данных.
На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав опрошенных, восприятие Интернета по сравнению с реальным социальным окружением; связь социально-демографических параметров и различных показателей общения в Интернете.

Социально-демографический состав респондентов.

Пол.
Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете женщин среди опрошенных - 27,8 %, а мужчин - 72,2 % (см диаграмму 3), что соответствует результатам, полученным относительно социально-демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу.

Возраст.
Половозрастной состав опрошенных нами пользователей оказался близким к результатам, полученным Gallup Media в опросе, проведенном весной прошлого года. Средний возраст пользователей- 24, 6 года, самым молодым участникам опроса было 13 лет, самым пожилым - 60. Результаты несколько сдвинуты по сравнению с результатами Gallup Media - в нашем исследовании приняло участие несколько больше молодых (до 20 лет) и несколько меньше пожилых (старше 45 лет) респондентов. Этот сдвиг выборки может быть связан с тем, что большая часть опрошенных пришла с сайта icqfoto.ru - сайта знакомств с относительно молодой аудиторией.

Время, проводимое в Интернете в неделю.
Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю - 28, 9 часов, минимальное время в неделю - 1 час, а максимальное - 100 часов

Стаж использования Интернета.
Средний стаж использования Интернета - чуть больше 2-х лет (25,2 месяца), при этом участники распределились от 0 до 120 месяцев.

Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное социальное окружение, дало следующие результаты:
А.В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от грусти и одиночества), чем в Интернете.
Б.В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться или просто провести время.
В.Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении.
Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной, нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь, предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное "смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку. Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково безразличны к человеку.
Несколько забегая вперед, следует уточнить, что восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают традиционную Реальность.
Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода объективными переменными - социально-демографическим статусом и количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что:

А. Женщины по сравнению с мужчинами:
- имеют меньший стаж использования Интернета
- имеют большую потребность в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают").
- Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают ").
Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы (или же желающая быть таковой), и более конкурентна, по сравнению со среднестатистической.

Б. Чем старше респондент, тем более вероятно, что:
- у него меньше ников (псевдонимов);
- он общается в меньшем количестве сетевых сообществ;
- он Интернет-зависимый;
- он проявляет активность при общении в Сети;
- он не воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки;
- он воспринимает реальное социальное окружение как позволяющее вести себя, не заботясь о мнении окружающих.
Большее количество "ников" (псевдонимов) и сетевых сообществ у более младших респондентов может быть как отражением современной возрастной нормы общения в Интернете среди 16-25 летних, так и отражением свойственного подростковому и юношескому возрасту во все времена стремлению пробовать себя в разных ролях и разных группах.
Про "старшее поколение" (понятие "старшее" здесь условно, это люди 30-40 лет) - можно сказать, что в данном случае Интернет-зависимость, скорее всего свойственна людям, которые не сумели вписаться в социальное окружение, и приобрести достаточное число социальных контактов. Отказ от Сети как от средства эмоциональной поддержки в случае Интернет-зависимости, скорее всего, связано с тем, что человек имеет стереотип примерно такого плана "Я не сумел получить эмоциональную поддержку в реальной жизни, следовательно, я не сумею получить ее и по Сети."
В более старшем возрасте общение в Интернете, в отличие от "нового поколения" - это скорее исключение из правил, некоторая маргинальность среди своей возрастной группы. То есть, если в более молодом возрасте общение в Интернете - это норма, то в более старшем возрасте скорее исключение из правил, отклонение от среднестатистических стандартов поведения 35-45 летних. То, что наши респонденты более старшего возраста - исключение из своей возрастной группы, подтверждается и тем, что респонденты более старшего возраста в большей степени склонны пренебрегать мнением о них реального социального окружения; и тем, что им в большей степени свойственна Интернет-зависимость.
В. Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более вероятно, что:
- это мужчина
- он проводит там больше времени в неделю
- он познакомился по сети с большим количеством людей
- он чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки.
Связь стажа и принадлежности к мужскому полу объясняется достаточно просто: чем больше у человека стаж пользования Интернетом, тем более вероятно, что он подключился к Интернету в числе первых - а значит, скорее всего, это выпускник технического вуза, профессионально связанный с компьютерами - а среди таких людей большинство мужчин.
За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами, он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно часто проверяя почту.
Г. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем более вероятно, что:
- у него больше ников, он познакомился по сети с большим количеством людей и чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник общения, когда скучно и не с кем поговорить
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки в трудные минуты.
(при этом не будучи Интернет-зависимым - Интернет-зависимость отрицательно связана с количеством времени, проводимого в сети.)
Относительно взаимосвязи времени, проводимого в Сети в неделю, общего стажа, количества ников и количества сетевых сообществ достаточно было сказано выше. Что же касается связи времени, проводимого в сети, и восприятия Сети как источника общения и эмоциональной поддержки, то, возможно, связь здесь следующая: чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большее часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых.
Д. Чем больше у человека ников, тем более вероятно, что:
- он проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ;
- он не Интернет-зависимый;
- ему относительно мало лет ;
- он воспринимает реальное социальное окружение как источник меньшей эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников или нет их вообще.
Отрицательную связь числа ников (псевдонимов) и Интернет-зависимости можно объяснить через творческий потенциал личности - очевидно, что, чем выше творческий потенциал, чем более выражена склонность "умножать сущности без необходимости", тем больше у человека ников. С другой стороны, чем более выражен творческий потенциал, тем меньше вероятность оказаться Интернет-зависимым. Здесь можно провести аналогию с алкоголизмом. Есть люди, которые находят удовольствие в новом опыте, ценители-гурманы. Они собирают потрясающие воображение коллекции вин, и не пьют их, а дегустируют. А есть асоциальные личности, для которых важно процентное содержание в напитке алкоголя, для которых само опьянение является целью.
В пользу этого объяснения свидетельствует и отрицательная связь между количеством ников и восприятием реального окружения как источника эмоциональной поддержки. Те, у кого много ников, для кого важен процесс игры с собственной личностью, скорее всего, выбирают такое окружение не по критерию эмоциональной поддержки, а по каким-то иным критериям. То есть, возможно, чем интереснее человеку "просто игра", тем менее важно для него, чтобы его утешали, спасали от одиночества и оказывали помощь в трудные минуты. Поэтому люди, общающиеся в сети под множеством имен, выбирают такое реальное окружение, которое не является для них источником эмоциональной поддержки - и оценивают его соответственно, как не дающее эмоциональной поддержки.
Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ (чатов, форумов, конференций и т.п.) общается человек, тем более вероятно, что:
- у него больше ников, больше знакомых по Сети и он чаще проверяет почту;
- это мужчина;
- он в меньшей степени воспринимает реальное окружение как источник общения самого по себе и в большей степени воспринимает Интернет как источник такого общения.
Чем в большем количестве сетевых сообществ общается человек, тем выше вероятность, что он будет воспринимать Интернет как место, где можно просто пообщаться в любое время, и тем менее вероятно, что он воспринимает так же реальную жизнь. То есть, у активного пользователя Интернет, принадлежащего ко множеству различных сетевых групп, "центр трёпа" постепенно смещается из реальной жизни в сеть. Что вполне естественно.
Ж. Чем с большим количеством людей человек познакомился через Интернет, тем более вероятно, что:
- у него больший стаж использования Интернета, он проводит там больше времени в неделю, у него больше ников, он общается в большем количестве сетевых сообществ и чаще проверяет почту;
- Он скорее стремится вести себя с учетом мнения окружающих;
- Он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки, не будучи при этом Интернет-зависимым.
Относительно связи количества сетевых знакомых и стремления ориентироваться на мнение окружающих можно сказать следующее: чем больше у человека сетевых знакомых, тем больше вероятность опредмечивания в реальной жизни контактов, полученных по сети. Соответственно, велика вероятность проецирования модели поведения в реальной жизни на поведение в сети. Иными словами - если человеку не все равно, что о нем подумают в реальной жизни, в связи с его поведением, то при потенциальном стремлении находить новых знакомых в Интернете, человек будет себя вести в сети так же, как и в реальной жизни. То есть, грань между виртуальным и реальным общением стирается, ограничения, накладываемые на самовыражение в реальной жизни, переносятся в Интернет.
З. Чем чаще человек проверяет почту, тем более вероятно, что:
- у него большой стаж использования Интернета, он проводит в Сети больше времени и общается в большем количестве сетевых сообществ;
- он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки.
Последнее может быть связано с использованием Сети как средства приобретения социальных связей, как деловых, так и общечеловеческих, людьми, проводящими много времени в Интернете. В данном случае - электронная почта - это индикатор. Очевидно, что чем больше у человека знакомых - тем больше корреспонденции он получает, и тем больше вероятность, что социальные связи в Интернете продублированы в реальной жизни.
Далее, мы выясняли, какие факторы лежат в основе формирования Интернет-зависимости.
Обычно считается, что Интернет-зависимые - это люди, страдающие от одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, и раскрепощенность, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке, общении и раскрепощенности.
Выяснилось, что Интернет-зависимость отрицательно коррелирует с тем, насколько человек оценивает Интернет как такую среду, что гарантирует общение и получение поддержки. Более того, Интернет-зависимость положительно коррелирует с тем, насколько высоко человек оценивает свое реальное окружение как источник поддержки и общения: Интернет-зависимые считают, что они могут получить поддержку и общение в реальной жизни, и при этом не могут получить их в Сети.

То есть, Интернет-зависимые воспринимают реальное окружение как предоставляющее поддержку и общение, а Интернет - как среду, не предоставляющую поддержку и общение. Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, Интернет-зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не пытаются спастись от одиночества.

 

Виртуальное обучение: настоящее и будущее

Дистанционное взаимодействие учителя и ученика безусловно подразумевает их "живое присутствие". Учитель, обращающийся к ученикам с помощью… Например, ученики читают книги, изучают законы или слушают музыку, а авторы… Как вы оцениваете влияние новых информационных технологий (компьютерные учебные программы и игры, мультимедийные…

Проблема девиантного поведения в Сети.

Виртуальные романы.

«У меня виртуальный роман был только однажды, и уж я постараюсь такого не повторять.... это сумасшествие... когда ты в ожидании чуда просматриваешь… «Боже, мы понимали друг друга с полуслова, казалось, будто мы знакомы 1000… У меня легкий шок! Я не могла поверить, что 16-летний парень может писать ТАКИЕ письма.. ... Когда я прочла его стихи…

Секс и порнография в Сети

Кроме собственно порнографических страничек приходится наблюдать на WWW "Кама Сутру", учебник по сексу, созданный врачом-сексопатологом...… К слову, сейчас в конгрессе США проходят слушания по вопросу порнографии в… 3.3. Социальные последствия. Итак, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и довольно…

Интернет и наркотики.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой 24 мая 2000 года Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000 года   Статья 1.Дополнить статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ различных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для… В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность,… Благодаря этому восприятие человека человеком становится отделенным от базовых категорий социального познания, которые…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Griffiths.M. Technological Addictions. Routledge, 1995.

http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html

2. Griffiths.M. Internet Behavior and addiction.

http://www.ifap.bepr.ethz.ch/~egger/

3. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the university course about the net. 1997

http://www-home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id1.htm

4. Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ А thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994.

http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html

5. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality/ Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997.

http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html

6. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use./Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL

http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html

7. Войскунский А. С. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.

8. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы. /Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.

9. Лейбов Р. Язык рисует Интернет. http://inter.net.ru/

10. Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru/

11.Е. Нестерова, В. Нестеров ст. «Чаты и некоторые вопросы филологии»

12. Лотман Ю. М. «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет»

13.В. Нестеров «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете.»

Б. А. Успенский (неизвестно название работы)

DAOS «Сетевой манифест» http://www.dago.nm.ru

Новости психологической Сети Российского Интернета

17. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Закон «О внесении дополнения в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации»

18. СПС «Консультант Плюс» Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»

В. Л. Леви «Агентура зависимости. Переход пустыни» http://www.levi.air.ru

Вся литература предоставлена поисковой системой APORT! (http://www.aport.ru). Переводы выполнены ресурсом Интернет “Библиотека на Флогистоне”… [1] http://www.aport.ru

– Конец работы –

Используемые теги: Психологические, особенности, общения, посредством, INTERNET0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические особенности общения посредством Internet

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Этические нормы в деловом общении. Проведение переговоров. Особенности психологического взаимодействия при деловом общении
В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия… Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и… Остановимся на его первой составляющей - этике. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.…

Этические нормы в деловом общении. Проведение переговоров. Особенности психологического взаимодействия при деловом общении
В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия… Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и… Остановимся на его первой составляющей - этике. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.…

Психологические особенности делового общения
Австралийский специалист по "языку телодвижений" А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон… По истечении некоторого времени продавец стал настаивать на той граничной… Полезно изучить язык невербальных компонентов общения.Неслучайно, наверное, лидеры мирового бизнеса, политические…

Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения
Отключилась тута Пора, пора красноглазый Опа Бушка некоторые тут по концертам шастают, пока другие родину защищают мара мойка Эми только не начинай… Папа Карло Эми ты, когда про IRC статью напишешь Эмигрант мара я выпил… Все участники этого разговора не только совершенно реальные люди, но и в большинстве своем нормальные.

Психологические особенности общения младших школьников
Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему… И дело не в том, что кто-то стал хуже или лучше взрослые или дети , просто… Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая…

Логические и психологические особенности делового общения
Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он учится и мыслить. Поэтому все люди владеют навыками логического мышления… Осо¬бенно показательна в этом отношении деловая жизнь. Те бизнесмены, которые… Психологическая культура делового общения — это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности…

Психологические особенности общения в процессе использования Интернет
Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции освоение предком… Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ"

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)
Лермонтов ведет читателя отпоступков Печерина в первых трех повестях к их мативам в 4 и 5 повестях , тоесть от загадки кразгадке. При этом мы… В первых трех повестях Бэла , Максим Максимыч , Тамань представленны лишь… Вовсе нетак однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубокострадающий человек. В Княжне Мери…

Психологический тренинг общения
Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два… Начинаем. Учимся расслабляться.Ведущий рассказывает о том, что в случаях,… Затем он проводит три упражнения на релаксацию см. 1 Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула,…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам