ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Современная технология разработки программных продуктов, в том числе и операционной
системы Windows, базируется на концепции объектно-ориентированного программирования, в которой выдерживается единый подход к данным и программам. В основе всего лежит понятие объекта, который объединяет в себе как алгоритмы, так и данные, обрабатываемые этими алгоритмами. В результате упрощается не только разработка программ, но и


технология работы пользователя, которому предоставляется возможность при работе в интерактивном (диалоговом) режиме применять наглядные графические инструменты и раз-
личные подсказки.

Объектно-ориентированное программирование стало необычайно популярным в последние годы. Оно определяет новое понимание процесса вычисления, а также то, как можно структурировать информацию внутри компьютера. В своей статье один из "отцов" этого направления Алан Кей так определил фундаментальные характеристики объектно-ориентированного программирования, на которых базируется весь программный комплекс операционной системы "Windows:

• все, с чем мы имеем дело в компьютерном мире, является объектами;

• вычисление в компьютере осуществляется путем обмена данными между объектами,
при котором один объект требует, чтобы другой объект выполнил некоторое действие. Объекты взаимодействуют, посылая и получая сообщения. Сообщение — это запрос на выполнение действия;

• каждый объект имеет независимую память, которая состоит из других объектов;

• каждый объект является представителем класса, который выражает свойства принадлежащих ему объектов;

• в классе задается поведение объекта, поэтому все объекты, принадлежащие к данному

классу, могут выполнять одинаковые действия;

• все классы образуют иерархическую (древовидную) структуру, отражающую иерархию наследования. Память и поведение, связанное с экземплярами определенного класса, могут использоваться любым классом, расположенным ниже в
иерархической структуре.

Благодаря тому, что операционная система Windows создана на базе объектно-ориентированной методологии программирования, пользователь получил в руки достаточно удобную среду работы. Ее основными понятиями становятся объект, его свойства и действия, которые объект может выполнять в зависимости от запроса. В объектно-ориентированной среде с любым объектом сопоставлена определенная совокупность действий.

Выбор из этой совокупности действий определяется поставленной целью.

При намерении что-либо сделать в системной среде Windows необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

• выбрать (выделить) объект, т.е. щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению этого
объекта на экране;

• затем из совокупности действий, которые объект может выполнить, выбрать необходимое, например, при помощи меню.

Запомните! При работе с объектами в среде Windows сперва
выделяете (выбираете) объект, а затем производите над ним действие.

В среде Windows существует множество объектов, с которыми придется работать
пользователю, например, с объектами файловой системы, с объектами графического интерфейса и т.д. В дальнейшем вы познакомитесь с наиболее типичными представителями разных классов подобных объектов.

Объектная ориентация среды Windows проявляется для пользователя сразу при знакомстве с технологией работы в ней. Щёлкнув по любому объекту правой кнопкой мыши,
вы получаете доступ к командам контекстного меню один из вариантов которого
представлен на рис. 12.1. Контекстное меню объекта предоставляет пользователю возможность:

• ознакомиться со свойствами этого объекта. Например, если объектом является документ, то вы получаете информацию о том, в какой среде он создавался, сколько места занимает на диске, где хранится, кто и когда его создал и т.д.


• выполнить действия, возможные для
этого объекта, выбором из этого меню
соответствующих команд. Следует отметить, что объекты, относящиеся к од-
ному классу, могут выполнять одни и
те же действия. Например, если объектом является документ, то независимо
от программной среды, где он создавался, его можно вырезать, копировать,
удалять, переименовывать и осуществлять прочие указанные на рис, 12.1
действия.

Рис.12.1.Примеры контекстного меню с перечнем действий, предписанных объекту-файлу

Некоторые действия, перечисленные в
контекстном меню, можно выполнить по
другой технологии: с помощью мыши переместить значок объекта на другой значок, который отображает программу или устройство,
способное выполнить необходимое действие. Например, перетащив мышью значок файла с
текстовым документом на значок принтера, можно осуществить автоматическую печать
текста.

Объектно-ориентированная технология Windows предоставляет возможность пользователю создавать документы, фрагменты которых подготовлены в разных средах. Например, в текстовом редакторе формируется текст, куда включаются рисунки, созданные в графическом редакторе, а также таблицы, подготовленные в табличном процессоре.

Знакомство с объектами Windows начнем с описания его базовых объектов — файлов,
папок, приложений, документов. Остальные объекты, каждый из которых играет свою уникальную роль при работе в данной среде, будут описаны в следующих подразделах.