Первое поколение(1937-1953) - раздел Компьютеры, ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВМ И СИСТЕМ
На Роль Первой В Истории Электронной Вычислительной Машины В ...
На роль первой в истории электронной вычислительной машины в разные периоды претендовало несколько разработок. Общим у них было использование схем на базе электронно-вакуумных ламп вместо электромеханических реле. Предполагалось, что электронные ключи будут значительно надежнее, поскольку в них отсутствуют движущиеся части, но то оказалось не так. Однако у электронных компонентов имелось одно важное преимущество: выполненные на них ключи могли переключаться примерно в тысячу раз быстрее своих электромеханических аналогов.
Первой электронной вычислительной машиной чаще всего называют специализированный калькулятор ABC (Atanasoff-Berry Computer). Разработан он был в период с 1939 по 1942 год профессором Джоном Атанасовым (John V. Atanasoff, 1903-1995) совместно с аспирантом Клиффордом Берри (Clifford Berry, 1918-1963) и предназначался для решения системы линейных уравнений (до 29 уравнений с 29 переменными). ABC обладал памятью на 50 слов длиной 50 бит, а запоминающими элементами служили конденсаторы с цепями регенерации. В качестве вторичной памяти использовались перфокарты, где отверстия не перфорировались, а прожигались. ABC стал считаться первой электронной ВМ, после того как судебным решением были аннулированы патенты создателей другого электронного калькулятора — ENIАС (Electronic Numerical Integrator and Computer — электронный цифровой интегратор и вычислитель). Необходимо все же отметить, что ни ABC, ни ENIАС не являются вычислительным машинами в современном понимании этого термина и их правильней классифицировать как калькуляторы.
Вторым претендентом на первенство считается вычислитель Colossus, построенный в 1943 году в Англии в местечке Bletchley Park близ Кембриджа. Изобретателем машины был профессор Макс Ньюмен (Max Newman, 1987-1984), а изготовил его Томми Флауэрс (Tommy Flowers, 1905-1998). Colossus был создан для расшифровки кодов немецкой шифровальной машины «Лоренц Шлюссель-цузат-40». В состав команды разработчиков входил также Алан Тьюринг. Машина была выполнена в виде восьми стоек высотой 2,3 м, а общая длина ее составляла 5,5 м. В логических схемах машины и в системе оптического считывания информации использовалось 2400 электронных ламп, главным образом тиратронов. Информация считывалась с пяти вращающихся длинных бумажных колец со скоростью 5000 символов/с.
Наконец, третий кандидат на роль первой электронной ВМ — уже упоминавшийся программируемый электронный калькулятор общего назначения ENIAC. Идея калькулятора, выдвинутая в 1942 году Джоном Мочли (John J. Mauchly, 1907-1980) из университета Пенсильвании, была реализована им совместно с Преспером Эккертом (J. Presper Eckert, 1919-1995) в 1946 году. С самого начала ENIAC активно использовался в программе разработки водородной бомбы. Машина эксплуатировалась до 1955 года и применялась для генерирования случайных чисел, предсказания погоды и проектирования аэродинамических труб. ENIAC весил 30 тонн, содержал 18 000 радиоламп, имел размеры 2,5 х 30 м и обеспечивал выполнение 5000 сложений и 360 умножений в секунду. Использовалась десятичная система счисления. Программа задавалась схемой коммутации триггеров на 40 наборных полях. Когда все лампы работали, инженерный персонал мог настроить ENIAC на новую задачу, вручную изменив подключение 6000 проводов. При пробной эксплуатации выяснилось, что надежность машины чрезвычайно низка – поиск неисправностей занимал от нескольких часов до нескольких суток. По своей структуре ENIAC напоминал механические вычислительные машины. 10 триггеров соединялись в кольцо, образуя десятичный счетчик, который исполнял роль счетного колеса механической машины. Десять таких колец плюс два триггера для представления знака числа представляли запоминающий регистр. Всего в ENIAC было 20 таких регистров. Система переноса десятков в накопителях была аналогична предварительному переносу в машине Бэббиджа.
При всей важности каждой из трех рассмотренных разработок основное событие, произошедшее в этот период, связано с именем Джона фон Неймана. Американский математик Джон фон Нейман (John von Neumann, 1903-1957) принял участие в проекте ENIAC в качестве консультанта. Еще до завершения ENIAC Эккерт, Мочли и фон Нейман приступили к новому проекту — EDVAC (Electronic Discrete Variable Automatic Computer), главной особенностью которого стала идея хранимой в памяти программы.
Технология программирования в рассматриваемый период была еще на зачаточном уровне. Первые программы составлялись в машинных кодах — числах, непосредственно записываемых в память ВМ. Лишь в 50-х годах началось использование языка ассемблера, позволявшего вместо числовой записи команд использовать символьную их нотацию, после чего специальной программой, также называемой ассемблером, эти символьные обозначения транслировались в соответствующие коды.
Несмотря на свою примитивность, машины первого поколения оказались весьма полезными для инженерных целей и в прикладных науках. Так, Атанасофф подсчитал, что решение системы из восьми уравнений с восемью переменными с помощью популярного тогда электромеханического калькулятора Маршана заняло бы восемь часов. В случае же 29 уравнений с 29 переменными, с которыми калькулятор ABC справлялся менее чем за час, устройство с калькулятором Маршана затратило бы 381 час. С первой задачей в рамках проекта водородной бомбы ENIAC справился за 20с, в противовес 40 часам, которые понадобились бы при использовании механических калькуляторов.
В 1947 году под руководством С. А. Лебедева начаты работы по созданию малой электронной счетной машины (МЭСМ). Эта ВМ была запущена в эксплуатацию в 1951 году и стала первой электронной ВМ в СССЗ и континентальной Европе.
В 1952 году Эккерт и Мочли создали первую коммерчески успешную машину UNIVAC (UNIVersal Automatic Computer). Именно с помощью этой ВМ было предсказано, что Эйзенхауэр в результате президентских выборов победит Стивенсона с разрывом в 438 голосов (фактический разрыв составил 442 голоса).
Также в 1952 году в опытную эксплуатацию была запущена вычислительная машина М-1 (И. С. Брук, Н. Я. Матюхин, А. Б. Залкинд). М-1 содержала 730 электронных ламп, оперативную память емкостью 256 25-разрядных слов, рулонный телетайп и обладала производительностью 15-20 операций/с. Впервые была применена двухадресная система команд. Чуть позже группой выпускников МЭИ под руководством И. С. Брука создана машина М-2 с емкостью оперативной памяти 512 34-разрядных слов и быстродействием 2000 операций/с.
В апреле 1953 года в эксплуатацию поступила самая быстродействующая в Европе ВМ БЭСМ. Построена на электронных лампах (5000 ламп). Опытная эксплуатация началась с 1952 года. Быстродействие БЭСМ составило 8—10 тыс. оп./с. Внешняя память была реализована на магнитных барабанах (2 барабана по 512 слов) и магнитных лентах (4 по 30 000 слов). Имела параллельное 39-разрядное АЛУ с плавающей запятой, выполнявшее 20 операций. Была создана только одна машина этого типа. Главный конструктор — Сергей Алексеевич Лебедев. В 1953 году на БЭСМ была опробована оперативная память на ртутных трубках (1024 слова), в начале 1955 года — на потенциалоскопах (1024 слова), в 1957 году — на ферритных сердечниках (2047 слов).
На 1953 год (октябрь — международная конференция в Дармштадте) эта машина оказалась самой производительной в Европе.
Примерно в то же время выпущена ламповая ВМ «Стрела». Разработана в СКБ-245 (с 1986 г. это — НИИ «Аргон»), г. Москва. Главный конструктор — Юрий Яковлевич Базилевский. В числе помощников был Борис Рамеев, генеральный конструктор ЭВМ серии Урал. Разработка завершена в 1953 году. «Стрела» выпускалась серийно на Московском заводе счетно-аналитических машин (САМ), с 1953 по 1956 гг. Всего было выпущено семь машин, которые были установлены в вычислительном центре Академии наук СССР, в МГУ, в вычислительных центрах нескольких министерств. Быстродействие машины составило 2000 оп/с. Элементарная база — 6200 электровакуумных ламп, 60 000 полупроводниковых диодов. Оперативная память на электронно-лучевых трубках, 2048 слов. Длина слова — 43 двоичных разряда (из них — 35 бит на мантиссу и 6 на экспоненту). Постоянное ЗУ на полупроводниковых диодах. Внешнее ЗУ — два накопителя на магнитной ленте. Ввод данных осуществлялся с перфокарт и с магнитной ленты. Вывод данных — на магнитную ленту, на перфокарты и на широкоформатный принтер. Последний вариант «Стрелы» использовал память на магнитном барабане (4096 слов), вращающемся со скоростью 6000 об/мин.
Все темы данного раздела:
Уровни детализации структуры вычислительной машины
Вычислительная машина как законченный объект являет собой плод усилий специалистов в самых различных областях человеческих знаний. Каждый специалист рассматривает вычислительную ма
Эволюция средств автоматизации вычислений
Попытки облегчить, а в идеале автоматизировать процесс вычислений имеют давнюю историю, насчитывающую более 5000 лет. С развитием науки и технологий средства автоматизации вычислений непрерывно сов
Нулевое поколение (1492-1945)
Для полноты картины упомянем два события, произошедшие до нашей эры: первые счеты — абак, изобретенные в древнем Вавилоне за 3000 лет до н. э., и их более «современный» вариант с к
Второе поколение (1954-1962)
Второе поколение характеризуется рядом достижений в элементной базе, структуре и программном обеспечении. Принято считать, что поводом для выделения нового поколения ВМ стали техно
Третье поколение (1963-1972)
Третье поколение ознаменовалось резким увеличением вычислительной мощности ВМ, ставшим следствием больших успехов в области архитектуры, технологии и программного обеспечения. Осно
Четвертое поколение (1972-1984)
Отсчет четвертого поколения обычно ведут с перехода на интегральные микросхемы большой (large-scale integration, LSI) и сверхбольшой (very large-scale integration, VLSI) степени и
Пятое поколение (1984-1990)
Главным поводом для выделения вычислительных систем второй половины 80-х годов в самостоятельное поколение стало стремительное развитие ВС с сотнями процессоров, ставшее побудитель
Концепция машины с хранимой в памяти программой
Исходя из целей данного раздела, введем новое определение термина «вычислительная машина» как совокупности технических средств, служащих для автоматизированной обработки дискретны
Принцип двоичного кодирования
Согласно этому принципу, вся информация, как данные, так и команды, кодируются двоичными цифрами 0 и 1. Каждый тип информации представляется двоичной последовательностью и имеет св
Принцип программного управления
Все вычисления, предусмотренные алгоритмом решения задачи, должны быть представлены в виде программы, состоящей из последовательности управляющих слов — команд. Каждая команда пред
Принцип однородности памяти
Команды и данные хранятся в одной и той же памяти и внешне в памяти неразличимы. Распознать их можно только по способу использования. Это позволяет производить над командами те же
Фон-неймановская архитектура
В статье фон Неймана определены основные устройства ВМ, с помощью которых должны быть реализованы вышеперечисленные принципы. Большинство современных ВМ по своей структуре отвечают принципу програ
Структуры вычислительных машин
В настоящее время примерно одинаковое распространение получили два способа построения вычислительных машин: с непосредственными связями и на основе шины.
Типичным представи
Структуры вычислительных систем
Понятие «вычислительная система» предполагает наличие множества процессоров или законченных вычислительных машин, при объединении которых используется один из двух подходов.
Перспективные направления исследований в области архитектуры
Основные направления исследований в области архитектуры ВМ и ВС можно условно разделить на две группы: эволюционные и революционные. К первой группе следует отнести исследования,
Понятие архитектуры системы команд
Системой команд вычислительной машины называют полный перечень команд, которые способна выполнять данная ВМ. В свою очередь, под архитектурой системы команд (АСК) принято определят
Стековая архитектура
Стеком называется память, по своей структурной организации отличная от основной памяти ВМ. Принципы построения стековой памяти детально рассматриваются позже, здесь же выделим только те аспекты, ко
Аккумуляторная архитектура
Архитектура на базе аккумулятора исторически возникла одной из первых. В ней для хранения одного из операндов арифметической или логической операции в процессоре имеется выделенный регистр — аккуму
Регистровая архитектура
В машинах данного типа процессор включает в себя массив регистров (регистровый файл), известных как регистры общего назначения (РОН). Эти регистры, в каком-то смысле, можно рассматр
Архитектура с выделенным доступом к памяти
В архитектуре с выделенным доступом к памяти обращение к основной памяти возможно только с помощью двух специальных команд: load и store. В английской транскрипции данную архитектуру
Форматы команд
Типовая команда, в общем случае, должна указывать:
· подлежащую выполнению операцию;
· адреса исходных данных (операндов), над которыми выполняется операция;
· адрес, по
Длина команды
Это важнейшее обстоятельство, влияющее на организацию и емкость памяти, структуру шин, сложность и быстродействие ЦП. С одной стороны, удобно иметь в распоряжении мощный набор команд, то есть как м
Разрядность адресной части
В адресной части команды содержится информация о местонахождении исходных данных и месте сохранения результата операции. Обычно местонахождение каждого из операндов и результата задается в команде
Количество адресов в команде
Для определения количества адресов, включаемых в адресную часть, будем использовать термин адресность. В «максимальном» варианте необходимо указать три компонента: адрес первого опе
Адресность и время выполнения программы
Время выполнения одной команды складывается из времени выполнения операции и времени обращения к памяти.
Для трехадресной команды последнее суммируется из четырех составля
Способы адресации операндов
Вопрос о том, каким образом в адресном поле команды может быть указано местоположение операндов, считается одним из центральных при разработке архитектуры ВМ. С точки зрения сокра
Непосредственная адресация
При непосредственной адресации (НА) в адресном поле команды вместо адреса содержится непосредственно сам операнд (рис. 15). Этот способ может применяться при выполнении арифметичес
Прямая адресация
При прямой или абсолютной адресации (ПА) адресный код прямо указывает номер ячейки памяти, к которой производится обращение (рис. 22), то есть адресный код совпадает с исполнительн
Косвенная адресация
Одним из путей преодоления проблем, свойственных прямой адресации, может служить прием, когда с помощью ограниченного адресного поля команды указывается адрес ячейки, в свою очеред
Регистровая адресация
Регистровая адресация (РА) напоминает прямую адресацию. Различие состоит в том, что адресное поле инструкции указывает не на ячейку памяти, а на регистр процессора (рис. 24). Иденти
Косвенная регистровая адресация
Косвенная регистровая адресация (КРА) представляет собой косвенную адресацию, где исполнительный адрес операнда хранится не в ячейке основной памяти, а в регистре процессора. Соотв
Адресация со смещением
При адресации со смещением исполнительный адрес формируется в результате суммирования содержимого адресного поля команды с содержимым одного или нескольких регистров процессора (рис
Относительная адресация
При относительной адресации (ОА) для получения исполнительного адреса операнда содержимое подполя Aк команды складывается с содержимым счетчика команд (рис. 27). Таким
Базовая регистровая адресация
В случае базовой регистровой адресации (БРА) регистр, называемый базовым, содержит полноразрядный адрес, а подполе Ас — смещение относительно этого адреса. Ссылка на ба
Индексная адресация
При индексной адресации (ИА) подполе Ас содержит адрес ячейки памяти, а регистр (указанный явно или неявно) — смещение относительно этого адреса. Как видно, этот способ
Страничная адресация
Страничная адресация (СТА) предполагает разбиение адресного пространства на страницы. Страница определяется своим начальным адресом, выступающим в качестве базы. Старшая часть этог
Цикл команды
Программа в фон-неймановской ЭВМ реализуется центральным процессором (ЦП) посредством последовательного исполнения образующих эту программу команд. Действия, требуемые для выборки (
Основные показатели вычислительных машин
Использование конкретной вычислительной машины имеет смысл, если ее показатели соответствуют показателям, определяемым требованиями к реализации заданных алгоритмов. В качестве осно
Программная архитектура i80х86
Одним из наиболее распространенных процессоров общего назначения на данный момент являются процессоры с архитектурой x86 (Intel IA-32). Родоначальником семейства этих процессоров явился ЦП i8086. И
Сегмент кода.
В сегменте кода обычно записываются команды микропроцессора, которые выполняются последовательно друг за другом. Для определения адреса следующей команды после выполнения предыдущей
Переменные в программе.
Во всех остальных сегментах выделяется место для переменных, используемых в программе. Разделение на сегменты данных, сегмент стека и сегмент дополнительных данных связано с тем, чт
Сегмент стека.
Для хранения временных значений, для которых нецелесообразно выделять переменные, предназначена специальная область памяти, называемая стеком. Для адресации такой области служит сег
Микропроцессор i8086
С точки зрения программиста микропроцессор представляется в виде набора регистров. Регистры предназначены для хранения некоторых данных и поэтому, в некотором смысле, они соответств
Доступ к ячейкам памяти
Как уже отмечалось, в состав любой микропроцессорной системы обязательно должна входить память, в которой располагаются программы и необходимые для их работы данные. Физическая и ло
Команды микропроцессора
Программа, работающая в микропроцессорной системе, в конечном виде представляет собой набор байтов, воспринимаемый микропроцессором как код той или иной команды вместе с соответству
Основные группы команд и их краткая характеристика
Для упрощения процесса программирования на языке ассемблера используется мнемоническая запись команд микропроцессора (обычно в виде сокращений английских слов, описывающих действия
Способы адресации в архитектуре i80x86
Рассмотренные выше способы адресации могут быть в полной мере применены при написании программы на языке ассемблера. Рассмотрим методы реализации наиболее часто применяющихся способ
Адресация ячеек памяти
Кроме регистров и констант в командах можно использовать ячейки памяти. Естественно, что они могут использоваться и как источник и как приемник данных.
Более точно, в командах используется
Прямая адресация
При прямой адресации в команде указывается смещение, которое соответствует началу размещения в памяти соответствующего операнда. По умолчанию, при использовании упрощенных директив описания сегмент
Косвенная адресация
При косвенной адресации смещение соответствующего операнда в сегменте содержится в одном из регистров микропроцессора. Таким образом, текущее содержимое регистра микропроцессора определяет исполнит
Косвенная адресация по базе
При использовании косвенной адресации к содержимому регистра можно добавлять константу. В этом случае исполнительный адрес вычисляется как сумма содержимого соответствующего регистра и этой констан
Адресация по базе с индексированием
В микропроцессоре i8086 можно использовать также комбинацию косвенной индексной адресации и адресации по базе. Исполнительный адрес операнда определяется как сумма трех составляющих – содержимого д
Лабораторная работа №1. Программная архитектура процессора i8086
На языке ассемблера процессора i8086 с использованием любого удобного пакета (рекомендуется TASM) реализуйте следующие задачи:
1. Протабулировать функцию у
Структура взаимосвязей вычислительной машины
Совокупность трактов, объединяющих между собой основные устройства ВМ (центральный процессор, память и модули ввода/вывода), образует структуру взаимосвязей вычислительной машины.
Типы шин
Важным критерием, определяющим характеристики шины, может служить ее целевое назначение. По этому критерию можно выделить:
· шины «процессор-память»;
· шины ввода
Системная шина
С целью снижения стоимости некоторые ВМ имеют общую шину для памяти и устройств ввода/вывода. Такая шина часто называется системной. Системная шина служит для физического и логическ
Вычислительная машина с одной шиной
В структурах взаимосвязей с одной шиной имеется одна системная шина, обеспечивающая обмен информацией между процессором и памятью, а также между УВВ с одной стороны, и процессором л
Вычислительная машина с двумя видами шин
Хотя контроллеры устройств ввода/вывода (УВВ) могут быть подсоединены непосредственно к системной шине, больший эффект достигается применением одной или нескольких шин ввода/вывод
Вычислительная машина с тремя видами шин
Для подключения быстродействующих периферийных устройств в систему шин может быть добавлена высокоскоростная шина расширения.
Механические аспекты
Основная шина, объединяющая устройства вычислительной машины, обычно размещается на так называемой объединительной или материнской плате. Шину образуют тонкие параллельные медные по
Электрические аспекты
Все устройства, использующие шину, электрически подсоединены к ее сигнальным линиям, представляющим собой электрические проводники. Меняя уровни напряжения на сигнальных линиях, ве
Распределение линий шины
Любая транзакция на шине начинается с выставления ведущим устройством адресной информации. Адрес позволяет выбрать ведомое устройство и установить соединение между ним и ведущим. Д
Выделенные и мультиплексируемые линии
В некоторых ВМ линии адреса и данных объединены в единую мультиплексируемую шину адреса/данных. Такая шина функционирует в режиме разделения времени, поскольку цикл шины разбит на
Схемы приоритетов
Каждому потенциальному ведущему присваивается определенный уровень приоритета, который может оставаться неизменным (статический или фиксированный приоритет) либо изменяться по како
Схемы арбитража
Арбитраж запросов на управление шиной может быть организован по централизованной или децентрализованной схеме. Выбор конкретной схемы зависит от требований к производительности и
Интерфейс PCI
Доминирующее положение на рынке ПК достаточное длительное время занимали системы на основе шины PCI (Peripheral Component Interconnect – Взаимодействие периферийных компонентов). Эт
Порт AGP
С повсеместным внедрением технологий мультимедиа пропускной способности шины PCI стало не хватать для производительной работы видеокарты. Чтобы не менять сложившийся стандарт на шин
PCI Express
Интерфейс PCI Express (первоначальное название - 3GIO) использует концепцию PCI, однако физическая их реализация кардинально отличается. На физическом уровне PCI Express представляе
Локализация данных
Под локализацией данных будем понимать возможность обращения к одному из ВУ, а также адресации данных на нем.
Адрес ВУ обычно содержится в адресной части команд ввода/вывод
Управление и синхронизация
Функция управления и синхронизации заключается в том, что МВВ должен координировать перемещение данных между внутренними ресурсами ВМ и внешними устройствами. При разработке систем
Обмен информацией
Основной функцией МВВ является обеспечение обмена информацией. Со стороны «большого» интерфейса — это обмен с ЦП, а со стороны «малого» интерфейса — обмен с ВУ. В таком плане треб
Система прерываний и исключений в архитектуре IA-32
Прерывания и исключения - это события, которые указывают на возникновение в системе или в выполняемой в данный момент задаче определенных условий, требующих вмешательства процессора
Расширенный программируемый контроллер прерываний (APIC)
Микропроцессоры IA-32, начиная с модели Pentium, содержат встроенный расширенный программируемый контроллер прерываний (APIC). Встроенный APIC предназначен для регистрирования преры
Конвейеризация вычислений
Совершенствование элементной базы уже не приводит к кардинальному росту производительности ВМ. Более перспективными в этом плане представляются архитектурные приемы, среди которых о
Синхронные линейные конвейеры
Эффективность синхронного конвейера во многом зависит от правильного выбора длительности тактового периода Тк. Минимально допустимую Тк можно определить как
Метрики эффективности конвейеров
Чтобы охарактеризовать эффект, достигаемый за счет конвейеризации вычислений, обычно используют три метрики: ускорение, эффективность и производительность.
Под ускорен
Нелинейные конвейеры
Конвейер не всегда представляет собой линейную цепочку этапов. В ряде ситуаций оказывается выгодным, когда функциональные блоки соединены между собой не последовательно, а в соотв
Конвейер команд
Идея конвейера команд была предложена в 1956 году академиком С. А. Лебедевым. Как известно, цикл команды представляет собой последовательность этапов. Возложив реализацию каждого из
Конфликты в конвейере команд
Полученное в примере число 14 характеризует лишь потенциальную производительность конвейера команд, На практике в силу возникающих в конвейере конфликтных ситуаций достичь такой про
Методы решения проблемы условного перехода
Несмотря на важность аспекта вычисления исполнительного адреса точки перехода, основные усилия проектировщиков ВМ направлены на решение проблемы условных переходов, поскольку именн
Предсказание переходов
Предсказание переходов на сегодняшний день рассматривается как один из наиболее эффективных способов борьбы с конфликтами по управлению. Идея заключается в том, что еще до момента
Статическое предсказание переходов
Статическое предсказание переходов осуществляется на основе некоторой априорной информации о подлежащей выполнению программе. Предсказание делается на этапе компиляции программы и
Динамическое предсказание переходов
В динамических стратегиях решение о наиболее вероятном исходе команды УП принимается в ходе вычислений, исходя из информации о предшествующих переходах (истории переходов), собирае
Суперконвейерные процессоры
Эффективность конвейера находится в прямой зависимости от того, с какой частотой на его вход подаются объекты обработки. Добиться n-кратного увеличения темпа работы конвейера можно
Архитектуры с полным и сокращенным набором команд
Современная технология программирования ориентирована на языки высокого уровня (ЯВУ), главная задача которых — облегчить процесс написания программ. Более 90% всего процесса програм
Основные черты RISC-архитектуры
Главные усилия в архитектуре RISC направлены на построение максимально эффективного конвейера команд, то есть такого, где все команды извлекаются из памяти и поступают в ЦП на обр
Преимущества и недостатки RISC
Сравнивая достоинства и недостатки CISC и RISC, невозможно сделать однозначный вывод о неоспоримом преимуществе одной архитектуры над другой. Для отдельных сфер использования ВМ л
Суперскалярные процессоры
Поскольку возможности по совершенствованию элементной базы уже практически исчерпаны, дальнейшее повышение производительности ВМ лежит в плоскости архитектурных решений. Как уже о
Лабораторная работа №4. Исполнительные устройства ВМ
Счетчики.Счетчиком называют устройство, сигналы на выходе которого отображают число импульсов, поступивших на счетный вход. JK-триггер может служить примером просте
Характеристики систем памяти
Перечень основных характеристик, которые необходимо учитывать, рассматривая конкретный вид ЗУ, включает в себя:
· место расположения;
· емкость;
· единицу
Иерархия запоминающих устройств
Память часто называют «узким местом» фон-неймановских ВМ из-за ее серьезного отставания по быстродействию от процессоров, причем разрыв этот неуклонно увеличивается. Так, если прои
Основная память
Основная память (ОП) представляет собой единственный вид памяти, к которой ЦП может обращаться непосредственно (исключение составляют лишь регистры центрального процессора). Информация, хранящая
Блочная организация основной памяти
Емкость основной памяти современных ВМ слишком велика, чтобы ее можно было реализовать на базе единственной интегральной микросхемы (ИМС). Необходимость объединения нескольких ИМС
Организация микросхем памяти
Интегральные микросхемы (ИМС) памяти организованы в виде матрицы ячеек, каждая из которых, в зависимости от разрядности ИМС, состоит из одного или более запоминающих элементов (ЗЭ)
Синхронные и асинхронные запоминающие устройства
В качестве первого критерия, по которому можно классифицировать запоминающие устройства основной памяти, рассмотрим способ синхронизации. С этих позиций известные типы ЗУ подразде
Оперативные запоминающие устройства
Большинство из применяемых в настоящее время типов микросхем оперативной памяти не в состоянии сохранять данные без внешнего источника энергии, то есть являются энергозависимыми (vo
Статическая и динамическая оперативная память
В статических ОЗУ запоминающий элемент может хранить записанную информацию неограниченно долго (при наличии питающего напряжения). Запоминающий элемент динамического
Статические оперативные запоминающие устройства
Напомним, что роль запоминающего элемента в статическом ОЗУ исполняет триггер. Статические ОЗУ на настоящий момент – наиболее быстрый, правда, и наиболее дорогостоящий вид оперативн
Динамические оперативные запоминающие устройства
Динамической памяти в вычислительной машине значительно больше, чем статической, поскольку именно DRAM используется в качестве основной памяти ВМ. Как и SRAM, динамическая память с
Лабораторная работа №5. Расширенная работа с памятью и передача управления в программе
Реализуйте на языке ассемблера микропроцессора i8086 следующие программы, используя команды передачи управления call и ret:
1. Определить резу
Магнитные диски
Информация в ЗУ на магнитных дисках (МД) хранится на плоских металлических или пластиковых пластинах (дисках), покрытых магнитным материалом. Данные записываются и считываются с д
Организация данных и форматирование
Данные на диске организованы в виде набора концентрических окружностей, называемых дорожками (рис. 72). Каждая из них имеет ту же ширину, что и головка. Соседние дорожки разделены промежутками. Эт
Внутреннее устройство дисковых систем
В ЗУ с фиксированными головками приходится по одной головке считывания/ записи на каждую дорожку. Головки смонтированы на жестком рычаге, пересекающем все дорожки диска. В дисковом
Концепция массива с избыточностью
Магнитные диски, будучи основой внешней памяти любой ВМ, одновременно остаются и одним из «узких мест» из-за сравнительно высокой стоимости, недостаточной производительности и отк
Повышение производительности дисковой подсистемы
Повышение производительности дисковой подсистемы в RAID достигается с помощью приема, называемого расслоением или расщеплением (striping). В его основе лежит разбиение данных и ди
Повышение отказоустойчивости дисковой подсистемы
Одной из целей концепции RAID была возможность обнаружения и коррекции ошибок, возникающих при отказах дисков или в результате сбоев. Достигается это за счет избыточного дискового п
RAID уровня 0
RAID уровня 0, строго говоря, не является полноценным членом семейства RAID, поскольку данная схема не содержит избыточности и нацелена только на повышение производительности в уще
RAID уровня 1
В RAID 1 избыточность достигается с помощью дублирования данных. В принципе исходные данные и их копии могут размещаться по дисковому массиву произвольно, главное чтобы они находи
RAID уровня 2
В системах RAID 2 используется техника параллельного доступа, где в выполнении каждого запроса на В/ВЫВ одновременно участвуют все диски. Обычно шпиндели всех дисков синхронизиров
RAID уровня 3
RAID 3 организован сходно с RAID2. Отличие в том, что RAID 3 требует только одного дополнительного диска — диска паритета, вне зависимости от того, насколько велик массив дисков (р
RAID уровня 4
По своей идее и технике формирования избыточной информации RAID 4 идентичен RAID 3, только размер полос в RAID 4 значительно больше (обычно один-два физических блока на диске). Гла
RAID уровня 5
RAID 5 имеет структуру, напоминающую RAID 4. Различие заключается в том, что RAID 5 не содержит отдельного диска для хранения полос паритета, а разносит их по всем дискам. Типичное
RAID уровня 6
RAID 6 очень похож на RAID 5. Данные также разбиваются на полосы размером в блок и распределяются по всем дискам массива. Аналогично, полосы паритета распределены по разным дискам.
RAID уровня 7
Схема RAID 7, запатентованная Storage Computer Corporation, объединяет массив асинхронно работающих дисков и кэш-память, управляемые встроенной в кон троллер массива операционной с
RAID уровня 10
Данная схема совпадает с RAID 0, но в отличие от нее роль отдельных дисков выполняют дисковые массивы, построенные по схеме RAID 1 (рис. 83).
Таким образом, в RAID 10 соче
Особенности реализации RAID-систем
Массивы RAID могут быть реализованы программно, аппаратно или как комбинация программных и аппаратных средств.
При программной реализации используются обычные дисковые кон
Оптическая память
В 1983 году была представлена первая цифровая аудиосистема на базе компакт-дисков (CD — compact disk). Компакт-диск — это односторонний диск, способный хранить более чем 60-минутную
Уровни параллелизма
Методы и средства реализации параллелизма зависят от того, на каком уровне он должен обеспечиваться. Обычно различают следующие уровни параллелизма:
· Уровень заданий. Неск
Параллелизм уровня программ
О параллелизме на уровне программы имеет смысл говорить в двух случаях. Во-первых, когда в программе могут быть выделены независимые участки, которые допустимо выполнять параллельно
Параллелизм уровня команд
Параллелизм на уровне команд имеет место, когда обработка нескольких команд или выполнение различных этапов одной и той же команды может перекрываться во времени. Разработчики вычис
Профиль параллелизма программы
Число процессоров многопроцессорной системы, параллельно участвующих в выполнении программы в каждый момент времени t, определяют понятием степень параллелизма D(t) (
Ускорение, эффективность, загрузка и качество
Рассмотрим параллельное выполнение программы со следующими характеристиками:
· О(п) — общее число операций (команд), выполненных на п-процессорной системе;
Закон Амдала
Приобретая для решения своей задачи параллельную вычислительную систему, пользователь рассчитывает на значительное повышение скорости вычислений за счет распределения вычислительной
Закон Густафсона
Известную долю оптимизма в оценку, даваемую законом Амдала, вносят исследования, проведенные уже упоминавшимся Джоном Густафсоном из NASA Ames Research. Решая на вычислительной сис
Когерентность кэш- памяти в SMP- системах.
Требования, предъявляемые современными процессорами к полосе пропускания памяти можно существенно сократить путем применения больших многоуровневых кэшей. Тогда, если эти требования
Когерентность кэш- памяти в MPP-системах.
Существуют два различных способа построения крупномасштабных систем с распределенной памятью. Простейший способ заключается в том, чтобы исключить аппаратные механизмы, обеспечивающ
Организация прерываний в мультипроцессорных системах.
Рассмотрим реализацию прерываний в наиболее простых симметричных многопроцессорных системах, в которых используется несколько процессоров, объединенных общей шиной. Каждый процессор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охватить все аспекты строения и организации вычислительных машин в одном издании (да и в рамках одного курса) не представляется возможным. Знания в этой области человеческой деятель
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авен, О. И. Оценка качества и оптимизации вычислительных систем / О.И. Авен, Н. Я . Турин, А. Я. Коган. – М.: Наука, 1982. – 464 с.
2. Воеводин, В. В. Параллельные вычи
Новости и инфо для студентов