Если вы нарисовали снеговика, то наверное согласитесь, что для этого вам пришлось основательно потрудиться, хотя сам рисунок не слишком богат, в нем всего порядка десяти элементов.
Как заставить Паскаль короткой программой рисовать множество элементов? Ответ: применять циклы, используя в обращениях к графическим процедурам вместо чисел переменные величиныи арифметические выражения.
Задача: Нарисовать горизонтальный ряд окружностей радиусом 10 на расстоянии 100 от верхнего края экрана и с такими горизонтальными координатами 50, 80, 110, 140, ¼ , 290.
Как видим, центры соседних окружностей отстоят друг от друга на 30. Вот примитивный фрагмент, решающий эту задачу:
Circle( 50,100,10);
Circle( 80,100,10);
Circle(110,100,10);
Circle(140,100,10);
Circle(170,100,10);
Circle(200,100,10);
Circle(230,100,10);
Circle(260,100,10);
Circle(290,100,10);
При вводе этой программы вас будет раздражать необходимость вводить много раз почти одно и то же. Воспользуйтесь копированием, которое объяснено в параграфе «Копирование и перемещение фрагментов текста» из части IV.
Мы видим, что здесь Паскаль 9 раз выполнит одну и ту же процедуру, причем при каждом следующем обращении первый параметр вырастает на 30.
А теперь решим эту же задачу при помощи цикла.
Придумаем для первого параметра переменную величину, например, х. Чтобы х изменялся, организуем цикл repeat. Вот программа решения задачи:
USES Graph;
VAR x, Device, Mode :Integer;
BEGIN
Device:=0;
InitGraph(Device, Mode, ’<путь к графическим драйверам>’);
x:=50;
repeat
Circle(x,100,10);
x:=x+30;
until x>290;
ReadLn;
CloseGraph