ВРЕМЯ ВЫКЛАДЫВАТЬ КАМЕШКИ

В мире есть много трудных вещей, но нет ниче­го труднее, чем четыре действия арифметики. БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (около 673—735)

<ЭТО БЫЛО НАЧАЛОМ НАЧАЛ...»

Древнейшим счетным инструментом, который са­ма природа предоставила в распоряжение чело­века, была его собственная рука. «Понятие числа

и фигуры,— писал Ф. Энгельс,— взято не отку­да-нибудь, а только» из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать (производить первую арифметическую операцию), представляют собой все что угодно, только не продукт свободного творче­ского разума».

Имена числительные во многих языках указывают, что у первобытного человека орудием счета были пре­имущественно пальцы. Не случайно в древнерусской ну­мерации единицы называются «перстами», десятки— «составами», а все остальные числа — «сочинениями». Кисть же руки — пясть — синоним и фактическая осно­ва числительного «пять» у многих народов. Например, малайское «лима» означает одновременно и «рука» и «пять».

По словам знаменитого русского путешественника Н. И. Миклухо-Маклая, туземцы Новой Гвинеи считали следующим образом: «...папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, напри­мер, «бе, бе, бе...». Досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, сно­ва повторяет «бе, бе, ...», пока не доходит до «ибон-али» (две руки). Затем он идет дальше, приговаривая «бе, бе,...», пока не доходит до «самба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь дру­гого».

От пальцевого счета берет начало пятеричная систе­ма счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног). У многих народов


пальцы рук остаются инструментом счета и на более высоких ступенях развития.

В гомеровской «Одиссее» часто встречается слово «пятерить», имеющее по смыслу значение «считать» и свидетельствующее о распространении в гомеровскую эпоху пальцевого счета. В другом литературном памят­нике, комедии Аристофана «Осы» (конец V — начало IV в. до н. э.), говорится: «Подсчитаем'попросту, не на камешках, а на руках, все подати...»

Хорошо был известен пальцевый счет и в Риме. По свидетельству древнеримского историка Плиния-старше-го -(погибшего в 79 году в Помпее во время изверже­ния Везувия), на главной римской площади Форуме бы­ла воздвигнута гигантская фигура двуликого бога Януса. Пальцами правой руки он изображал число 300, паль­цами левой — 55. Вместе это составляло число дней в году в римском календаре.

В средневековой Европе полное описание пальцево­го счета составил ирландец Беда Достопочтенный (око­ло 673—735). Этот трудолюбивый монах—о себе он говорил, что всегда либо учился, либо учил, либо сочи­нял,— оставил после себя ряд интересных трактатов. В одном из них — «О счислении» — он подробно изло­жил способы представления на пальцах различных чи­сел вплоть до миллиона. Трактат Беды явился источни­ком, откуда средневековые составители учебников ариф­метики в течений многих лет черпали свои сведения о пальцевом счете.

Пальцевый счет сохранился кое-где и поныне. Исто­рик математики Л. Карпинский в книге «История ариф­метики» сообщает, что на крупнейшей мировой хлебной бирже в Чикаго предложения и запросы, как и цены, объявлялись маклерами на пальцах без единого слова.

Издревле употреблялся еще один вид инструменталь­ного счета — с помощью деревянных палочек с зарубка­ми (бирок). Впервые упоминание о способе записи чисел путем нанесения зарубок встречается на барельефе хра­ма фараона Сети I (1350 г. до н. э.) в Абидосе. Здесь изображен бог Тот, отмечающий с помощью зарубок на пальмовой ветви длительность срока правления фа­раона.

В средние века бирками пользовались для учета и сбора налогов. Бирка разрезалась на две продольные части, одна оставалась у крестьянина, другая — у сбор-


щика налогов. По зарубкам на обеих частях и велся счет уплаты налога, который проверяли складыванием частей бирки. В Англии, например, этот способ записи •налогов существовал до конца XVII столетия.

При ликвидации старых налоговых обязательств кре­стьян на дворе лондонского казначейства был устроен костер из накопившихся бирок. Он оказался таким боль­шим, что сгорело и само здание казначейства, а вместе с ним погиб и вделанный в стену образец английской ме­ры длины, так что с тех пор англичане не знают точной длины своего фута.

Другие народы — китайцы, персы, индийцы, перуан­цы — использовали для представления чисел и счета . ремни или веревки с узелками. У античного историка Геродота (V в. до н. э.) есть рассказ о том, как пер­сидский царь Дарий, отправляясь в поход на скифов, приказал ионийцам остаться для охраны моста через реку Истер и, завязав на ремне 60 узлов, вручил его со словами: «Люди Ионии, возьмите этот ремень и поступи­те так, как я скажу вам: как только вы увидите, что я выступил против скифов, с того дня вы начнете ежеднев­но развязывать по одному узлу, и когда найдете, что дни, обозначенные этими узлами, уже миновали, то мо­жете отправляться к себе домой». Американские индей­цы называли счетные веревки куиру, и в перуанских городах до вторжения в Южную Америку европейцев городской казначей именовался куиру комоуокуна, то есть чиновник узелков.