Перцепционные цветовые модели

Для дизайнеров, художников и фотографов основным инструментом индикации и воспроизведения цвета служит глаз. Этот естественный «инструмент» обладает цветовым охватом, намного превышающим возможности любого технического устройства, будь то сканер, принтер или фотоэкспонирующее устройство вывода на пленку.

Как было показано ранее, используемые для описания технических устройств цве­товые системы RGB и CMYK являются аппаратнозависимыми. Это значит, что воспроизводимый или создаваемый с помощью них цвет определяется не только составляющими модели, но и зависит от характеристик устройства вывода. Для устранения аппаратной зависимости был разработан ряд так называемых пер­цепционных (иначе — интуитивных) цветовых моделей. В их основу заложено раз­дельное определение яркости и цветности. Такой подход обеспечивает ряд пре­имуществ:

· позволяет обращаться с цветом на интуитивно понятном уровне;

· значительно упрощает проблему согласования цветов, поскольку после уста­новки значения яркости можно заняться настройкой цвета.

Прототипом всех цветовых моделей, использующих концепцию разделения ярко­сти и цветности, является HSV-модель. К другим подобным системам относятся HSI, HSB, HSL и YUV. Общим для них является то, что цвет задается не в виде смеси трех основных цветов — красного, синего и зеленого, а определяется путем указания двух компонентов: цветности (цветового тона и насыщенности) и ярко­сти.

 

Цветовая модель HSB

Модель HSB (Hue — цветовой тон, Saturation — насыщенность, Brightness — яр­кость) или ее ближайший аналог HSL представлены в большинстве современных графических пакетов. Из всех используемых в настоящее время моделей эта модель иаиболее точно соответствует способу восприятия цветов человеческим глазом. Она позволяет описывать цвета интуитивно ясным способом.

В HSB-модели все цвета определяются с помощью комбинации трех базовых па­раметров (рис. 6.29):

цветовой тон (Н);

насыщенность(S);

яркость (В).

 

Рис. 6.29. Цветовой тон определяет положение цвета на цветовом круге, насыщенность и яркость задают количество «чистого» цвета и света в данном тоне.

Для лучшего понимания природы HSB-модели давайте познакомимся с физиче­ским смыслом ее основных компонентов.

Цветовой тон

Как уже отмечалось, каждый реальный источник света воспроизводит его в виде смеси волн, имеющих разные длины. Под цветовым тоном (hue) понимается свет с доминирующей длиной волны. Обычно для описания цветового тона (в некото­рых источниках применяется термин оттенок) используется название цвета, на­пример красный, оранжевый или зеленый. В традиционной интерпретации этой модели каждый цветовой тон занимает определенное положение на периферии цветового круга и характеризуется величиной угла в диапазоне от 0 до 360° (рис. 6.30). Обычно для красного цвета берется угол 0°, для чисто зеленого -120° и для чисто синего — 240°.

На цветовом круге первичные цвета расположены на равном расстоянии друг от друга. Вторичные цвета находятся между первичными. В свою очередь, каждый цвет расположен напротив дополняющего его (комплиментарного) цвета, причем он находится между цветами, с помощью которых получен. Например, сложение желтого и голубого цветов дает зеленый. Таким образом, на цветовом круге зеле­ный цвет должен располагаться между желтым и голубым. Хотя оранжевый или фиолетовый не являются первичными или вторичными цветами (они представля­ются комбинацией первичного и вторичного цветов), они показаны на круговой диаграмме цветов, чтобы проиллюстрировать их положение относительно других цветов.

Однако само по себе понятие цветового тона не содержит всей полноты информа­ции о цвете. Например, свет, в котором преобладает компонента с длиной волны около 450 нанометров, будет восприниматься большинством людей с нормальным зрением, как оттенок, обычно ассоциируемый с синим цветом (ему соответствует на цветовом круге угол 240°).

Чтобы усилить в изображении какой-либо цвет, нужно ослабить дополняющий его цвет (расположенный напротив него на цветовом круге). Например, чтобы изменить общее цветовое содержание изображения в сторону зеленого цвета, следует снизить в нем со­держание пурпурного цвета. Именно на этом принципе основана цветовая коррекция

изображения.

Рис. 6.30. Расположение цветов на цветовом круге

 

Вопрос в том, что понимать под понятием синий? Темно-синее или голубое небо лазурное море, полевой василек и незабудка — это все примеры цветов, в которых доминирует синий цвет, но, несмотря на это, они воспринимаются нашим глаза как разные. Что обусловливает их различие, как много или, наоборот, мало содержат они в своем составе других компонентов, которые наш глаз интерпретирует как составные части цвета? Этими дополнительными компонентами являются насыщенность (saturation) и яркость (brightness).

Насыщенность

Цветовой тон не единственный атрибут цвета, различаемый людьми. Другой ком­понент — насыщенность — характеризует чистоту цвета. Он определяет соотно­шение между основной, доминирующей компонентой цвета и всеми остальными длинами волн (количеством серого), участвующими в формировании цвета. Ко­личественное значение этого параметра выражается в процентах от 0% (серый) до 100% (полностью насыщенный).

По другому определению, насыщенности отражает, насколько далеко отстоит дан­ный цвет от равного с ним по яркости белого цвета. В этом случае насыщенность можно измерять числом едва заметных переходов (градаций), лежащих между дан­ным цветом и белым.

Чем выше значение насыщенности, тем сильнее и яснее ощущается цветовой тон. Например, пастельный синий цвет воспринимается как размытый синий цвет из-за незначительного содержания в нем чистого оттенка. Снижение насыщенности приводит к тому, что цвет становится нейтральным, без четко выраженного тона.

Если вы возьмете цветную фотографию и понизите насыщение до 0%, то в итоге

получите черно-белую фотографию (в градациях серого). Примерами цветов с максимальной насыщенностью могут служить спектральные цвета, в частности желтый цвет, соответствующий линии спектра натрия с длиной волны 536 мкм. В то же время желтый цвет, полученный путем аддитивного сло­жения красного с зеленым цветов, характеризуется пониженной насыщенностью. И совсем низкую насыщенность имеет желтый свет солнечного диска, содержаще­го практически полный спектр видимых цветов.

Примерами «полностью» нейтральных (ахроматических) цветов могут служить серый, белый и черный цвета. По мере перемещения к центру круга цвет прибли­жается к серому, поскольку при этом все базовые цвета смешиваются в равной пропорции.

Естественные цвета имеют низкую насыщенность, поэтому слишком насыщенные

цвета выглядят ненатуральными и подчеркнутыми.

Перемещение поперек цветового круга (в отличие от движения по окружности) приводит к уменьшению доли цвета, от которого вы удаляетесь, и возрастанию доли цвета, к которому вы приближаетесь. В итоге это приводит к понижению на­сыщенности, которая имеет максимальное значение (100%) на поверхности окруж­ности и минимальное (0%) — в центре круга.

Яркость

Яркость (В) характеризует интенсивность, с которой энергия света воздейству­ет на рецепторы нашего глаза. Ее можно интерпретировать также как относи­тельную освещенность или затемненность цвета (светлоту цвета). Солнечный зайчик — пример высокой интенсивности освещения (яркого). В то же время тлеющие угли — низкой. Любые цвета и оттенки независимо от их цветового тона можно сравнить по яркости, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее.

Яркость никоим образом не влияет на цветность, но от нее зависит, насколько силь­но цвет будет восприниматься нашим глазом. При нулевой яркости мы не видим ничего, поэтому любой цвет будет восприниматься как черный. Исходя из этого яркость иногда трактуют подобно насыщенности, то есть как величину, обратную степени разбавленности цвета черным. В этом случае при отсутствии черного мы получаем чистый спектральный цвет, а максимальная яркость вызывает ощуще­ние ослепительно белого цвета.

Когда говорят о яркости как атрибуте цвета, под белым цветом понимают абсо­лютную яркость, а под черным цветом — полное отсутствие яркости. Серый цвет характеризует промежуточное значение яркости.

Ахроматические цвета, то есть белые, серые и черные, характеризуются только яркостью. Это проявляется в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Величина яркости измеряется в процентах в диапазоне от 0% (черный) до 100% (белый). По мере снижения процентного содержания яркости цвет становится тем­нее, стремясь к черному. Данная компонента является нелинейной, что соответ­ствует нашему восприятию светлых и темных цветов.

Яркость и цветовой тонне являются полностью независимыми параметрами. Из­менение яркости изображения влияет на изменение цветового тона, что создает нежелательный цветовой отлив (сдвиг) в изображении. Так, при значительном уменьшении яркости зеленые цвета синеют, синие приближаются к фиолетовым, желтые — к оранжевым, а оранжевые — к красным. Сильное увеличение яркости излучения вызывает другой эффект. Красные цвета переходят в оранжевые, затем в желтые и, наконец, — в белые.

Универсальность яркостной компоненты

Яркость (светлота) — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматиче­ским цветам. Поэтому по яркости можно сравнивать между собой любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолето­вым и т. д. Это свойство находит использование при конвертировании цветных изображений в черно-белые или полутоновые.

У художников принято светлотные отношения называть тональными. Поэтому различают светлотный и цветовой тон. Когда говорят, что картина написана в свет­лых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, и светло-сиреневой — словом, самой разной.

Различие между HSB- и HSL-моделями состоит в замене нелинейного компонен­та brightness (яркость) на линейный компонент lightness (светлота).