МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К лабораторным работам по дисциплине “ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА”

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К лабораторным работам по дисциплине

“ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА”

 

Харьков 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к лабораторным работам по дисциплине

“ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА”

для студентов всех форм обучения

направления 6.050102 «Компьютерная инженерия»

 

 

 

Утверждено кафедрой ИКГ.

Протокол № 10 от 13.04.2011 г.

 

 

Харьков 2011


Методические указания к лабораторним работам по дисциплине «Інженерная графика» для студентов всех форм обучения направления 6.050102 «Компьютерная инженерия» / Составит.: Л. И. Цымбал – Харьков: ХНУРЭ, 2011. –

c.

 

 

Составитель Л. И. Цымбал

 

Рецензент Н.А. Лысенков, канд. техн. наук, проф. каф. ПЭЭА ХНУРЭ

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………………………

1 Создание чертежа. Основные команды построения чертежей и их

редактирования………………………………………………………………

2 Геометрические построения…………………………………………………

3 Выполнение чертежа детали в системе AutoCAD…………………………

4 Построение трехмерных моделей твердотельных объектов………….….

5 Формирование чертежа трехмерного объекта в пространстве листа

системы AutoCAD……………………………………………………………

Перечень ссылок ……………………………………………………………….

Приложение А. Образец оформления титульного листа отчета по лабораторной работе…………………………………………………………………

Приложение Б. Варианты задания «Построение непроецирующего геометрического тела с проецирующим отверстием» ………………………………

Приложение В. Варианты задания “Построение проецирующего геометрического тела с проецирующим отверстием”……………………………………

Приложение Г. Варианты задания “Построение композиции двух непроецирующих геометрических тел”………………………………………………

Приложение Д. Варианты задания “Построение трехмерной модели технической формы по ее двумерному чертежу”…………………………………

Приложение Е. Варианты задания “Параметризация и построение трехмерной модели технической формы”……….…………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

 

Внедрение систем автоматизированного проектирования (САПР) оказывает содействие повышению производительности и качества работы проектировщиков, не являющихся специалистами в области программирования и эксплуатации вычислительной техники. Особое место в этих системах занимают профессиональные персональные ЭВМ, которые применяются как мощное и доступное средство автоматизации инженерного труда. Эффективность применения ЭВМ во многом зависит как от технических характеристик, так и от выгоды взаимодействия человека с аппаратно-программным комплексом. С этой целью разработаны и разрабатываются проблемно-ориентированные системы, диалоговые и автоматизированные рабочие места, которые позволяют обеспечить организацию удобного взаимодействия человека с той или иной предметной областью. Важная роль при этом отводится пакетам прикладных программ, которые обеспечивают это взаимодействие.

Методические указания предназначены для проведения лабораторных работ (ЛР) по разделу "Основы компьютерной графики" курса "Инженерная графика". Целью проведения ЛР является закрепление знаний, полученных при изучении лекционного материала; практическое усвоение технических и программных средств компьютерной графики, в частности системы AutoCAD; построение и преобразование изображений с применением программ компьютерной графики; изучение принципов построения и функционирования пакетов интерактивной обработки графической информации.

В результате выполнения ЛР студенты должны:

знать состав, организацию и правила эксплуатации технических средств компьютерной графики, средства создания, преобразования, хранения графической информации и представления ее в памяти ЭВМ, средства организации графического диалога;

уметь пользоваться средствами компьютерной графики в прикладных программах САПР.

При подготовке к выполнению ЛР студенты должны выучить содержание этих методических указаний, материал лекций раздела "Основы компьютерной графики" по соответствующим темам и рекомендуемую литературу.

 

СОЗДАНИЕ ЧЕРТЕЖА. ОСНОВНЫЕ КОМАНДЫ

ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ И ИХ РЕДАКТИРОВАНИЯ

 

Цель работы

 

Выучить возможности, назначение и функционирование системы AutoCAD; порядок построения и работы с системой; назначение главного меню и использование редактора чертежей; получить практические навыки применения команд построения и редактирования чертежей.

 

Методические указания по организации самостоятельной

Работы студентов

 

При подготовке к лабораторной работе необходимо ознакомиться с разделом конспекта лекций "Система автоматизированного проектирования AutoCAD", а также выучить основные примитивы и команды построения и редактирования чертежей в этой системе [1-6].

В этих методических указаниях описана версия AutoCAD. При открытии системыAutoCAD в верхней зоне экрана появляется строка с наименованиями разделов главного меню пакета, позволяющая управлять разнообразными режимами работы системы. В нижней зоне экрана располагается информационная строка, которая раскрывает состояние системы в данный текущий момент – статусная строка.

Над статусной строкой располагается зона команд и подсказок, путем которой и осуществляется диалог при выполнении той или иной команды. При входе в графический редактор в этой зоне появляется запрос: COMMAND, что свидетельствует, что редактор находится в режиме ожидания команды и можно приступать к работе, вызвав нужную команду.

Каждый раздел главного меню содержит набор команд, который открывается, если на название раздела указать курсором и «щелкнуть» левой кнопкой «мыши». После открытия раздела меню курсором выбирается строка с именем нужной команды, которая вводится щелчком левой кнопки. Далее следует диалог (ответы на запросы, ввод необходимых опций или данных, изменение параметров и т.п.), что может осуществляться или с помощью диалоговых окон, или же в зоне команд и подсказок с помощью клавиатуры.

Для удобства пользования системой и более быстрого доступа к нужным командам в верхней зоне экрана располагается стандартная панель инструментов, на которой команды, наиболее часто употребляемые при создании чертежа, изображены в виде кнопок с пиктограммами («быстрых» кнопок). Быстрые кнопки сгруппированы в панели инструментов по функциональному назначению команд.

Перед началом выполнения чертежа необходимо определить или определить снова (если используется стандартный прототип чертежа) некоторые основные параметры системы. Подготовка рабочей среды (настройка графического редактора) осуществляется в разделе FORMAT главного меню, открыв который определяют:

а) командой UNITS (окно Drawing Units) – систему единиц для измерения линейных и угловых величин будущего чертежа;

б) командой DRAWING LIMITS – размеры чертежа, задав координаты левого нижнего и правого верхнего угла условного листа для чертежа.

В открывшемся окне Drafting Settings раздела TOOLS устанавливают:

а) командой SNAP – возможность для перемещения графического курсора;

б) командой GRID c шаг видимой сетки экрана.

Теперь можно приступать к построению изображений, выбрав из главного меню раздел DRAW, и к их редактированию – раздел MODIFY.

При работе с любой командой вышеупомянутых разделов (в общем случае - всех разделов главного меню) необходимо отвечать на запросы и подсказки системы. Ответом могут быть числа, которые определяют, например, координаты точек, или же другие параметры, необходимые для построения и редактирования примитивов. Ответом на запрос системы может быть набор прописных букв имени (или целые имена), которыми определяется та или иная опция команды.

Раздел VIEW главного меню системы содержит набор команд, которые позволяют управлять изображением на экране. Так, команда ZOOM позволяет изменять масштаб видимого на экране дисплея всего изображения или его частей.

Для перемещения чертежа относительно экрана служит команда PAN.

Команда REDRAW в разделе VIEW позволяет нарисовать снова чертеж на экране, используя его копию, которая сохраняется в оперативной памяти. Команда REGEN того же раздела еще раз строит чертеж по графической базе данных, которая сохраняется в файле. Эти команды используют после операций редактирования или изменения некоторых параметров чертежа. Вместо команды REDRAW можно использовать включение и выключение экранной сетки (нажимом на клавишу F7).

В процессе выполнения чертежа используются такие функциональные клавиши:

<F1> – вызов справочной системы HELP SYSTEM;

<F2> переключение режима экрана из графического в текстовый и обратно;

<INS> – включение курсора в экранном меню;

<HOME> – включение графического экранного курсора (перекрестия);

<F6> – вкл/выкл отображения координат курсора COORDS;

<F7> – вкл/выкл изображения сетки GRID;

<F8> – вкл/выкл режима по осям координат ORTHO;

<F9> – вкл/выкл режима фиксации с заданным шагом SNAP.

Обычно после окончания выполнения любого чертежа его сохраняют на диске. Для этого открывают раздел FILE главного меню и, пользуясь командами и диалоговыми окнами New, Save as, записывают этот чертеж на диск, присвоив ему имя.

В данной лабораторной работе не предполагается сохранение чертежа при выполнении упражнений. После завершения работы необходимо покинуть систему, вызвав команду EXIT раздела FILE (FileExit), и на вопрос команды "Нужно ли сохранять чертеж?" ответить "Нет".

 

Порядок выполнения работы

Выучить последовательность загрузки системы AutoCAD, загрузить систему для работы и войти в графический редактор. Осуществить настройку рабочей среды с помощью команд раздела FORMAT главного… а) открыть командой UNITS диалоговое окно Drawing Units и установить необходимую точность измерения линейных и угловых…

Содержание отчета

 

Описание основных операций и назначение команд, которые используются при выполнении работы.

Описание основных режимов объектной привязки и их характеристики.

Описание последовательности действий при выполнении упражнений.

Выводы о возможностях и преимуществах построения примитивов и редактирования изображений.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какое назначение системы AutoCAD?

2. Объяснить назначение и содержание главного меню системы AutoCAD.

3. Объяснить сущность режима объектной привязки.

4. Перечислить все режимы объектной привязки и их возможности.

5. Продемонстрируйте, каким образом осуществляется при работе в системе AutoCAD ввод команд.

6. Какие Вы знаете способы ввода данных в системе AutoCAD?

7. Назовите способы ввода данных с клавиатуры.

8. Назовите команды для удаления целых объектов. Как осуществляется при этом выбор объектов для удаления?

9. Назовите команды частичного удаления объектов.

10. Каким образом осуществляется исправление ошибок при построении изображений?

11. Что называют примитивом в системе AutoCAD?

12. Какие команды построения примитивов Вы знаете?

13. Сколько опций имеет команда Circle? Перечислите их.

14. Какие команды редактирования чертежей Вы знаете?

15. Сколько опций имеет команда Array? Перечислите их.

16. Как выполнить написание текстовой информации в AutoCADе?

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ

 

Цель работы

 

Исследование и практическое усвоение способов и приемов построения и редактирования изображений контуров технических форм с использованием средств, предусмотренных системой AutoCAD.

 

Методические указания по организации самостоятельной

Работы студентов

 

При подготовке к выполнению лабораторной работы необходимо ознакомиться с содержанием лекций по теме "Система автоматизированного проектирования AutoCAD" и материалом, изложенным в [1-6].

После загрузки системы AutoCAD первым этапом построения чертежа является индивидуальная настройка системы (см. пункт 1.3).

Отдельные части чертежа можно размещать в системе AutoCAD на отдельных слоях. Технологию создания чертежа, который состоит из нескольких слоев, можно представить себе как несколько совмещенных прозрачных листов, на любом из которых находится часть чертежа. Использование слоев полезно при начертании даже простой детали, где контуры детали, размерные и осевые линии можно расположить на отдельных слоях. Каждому слою задается имя, цвет, тип и толщина линий. Пользователь имеет возможность работать при этом только в одном слое. Делая построения, он размещает примитивы в текущем слое. Имя и характеристики текущего слоя высвечиваются в строке управления слоями, расположенной под стандартной панелью инструментов. Для выполнения операций со слоями используется диалоговое окно Layer Properties Manager, которое можно вызвать из пункта LAYER раздела FORMAT(FormatLayer).

Выполняя чертежи, координаты точек задают в некоторой системе координат. По умолчанию в AutoCAD принимается декартова система координат, поименованная WCS (World Coordinates System), – Мировая система координат (МСК), начало которой размещено в левом нижнем углу экрана. Пользователь может ввести собственную пользовательскую систему координат (ПСК), поименованную UCS (User`s Coordinates System), привязав ее к внутренней системе координат чертежа, что упрощает задание координат при построении примитивов и всего чертежа.

AutoCAD позволяет задавать произвольное количество ПСК внутри

фиксированной МСК. Создание, сохранение, удаление и другие действия с системами координат удобно выполнять, вызвав пункт New UCS раздела TOOLS.

При создании чертежа часто возникает необходимость выполнять точные геометрические построения, в ходе которых нужно проводить касательные, перпендикуляры, привязываться к середине или концу отрезков и дуг. Все эти построения требуют вычисления координат точек, необходимых для точной стыковки между собою отдельных частей черчения. В AutoCAD можно создавать изображение, используя в режиме объектной привязки геометрические свойства объектов, уже существующих в чертеже. При этом все вычисления, связанные с определением координат точек сопряжения, выполняются автоматически. Подробное описание средств объектной привязки и их применение приведено в [1] и в п. 1.3 этих методических указаний.

Кроме этого, при выполнении чертежа часто используются команды системы AutoCAD, которые условно отнесены к командам редактирования (раздел MODIFY главного меню), хотя могут быть использованы и при создании изображения. К таким командам относятся:

MOVE – перемещение графических примитивов и объектов;

COPY – копирование существующих объектов;

MIRROR – формирование зеркального отображения объекта или его части;

OFFSET – построение эквидистантных линий (офсетное копирование);

ARRAY – получение нескольких копий выбранного объекта в виде прямоугольной или круговой матрицы (матричное копирование);

FILLET – построение сопряжения двух линий;

CHAMFER – "отсечение" двух линий, пересекающихся на заданном расстоянии (построение фаски);

BREAK, TRIM – изъятие части примитива (отрезка, дуги или части окружности);

EXPLODE – разбиение сложных объектов (полилиний, размеров, трехмерных сетей, блоков) на простые (отрезок, дуга, текст и т.п.).

Эти и прочие команды, которые применяются при создании и редактировании чертежа, описаны в [1-6] и п. 1.3.

 

Порядок выполнения работы

2.3.1 Построить изображение плоского контура, приведенное на рис. 2.1, в системе AutoCAD. Построения рекомендуется выполнить в такой последовательности: 1. Войти в графический редактор AutoCAD.

Содержание отчета

Описание основных операций и назначение команд, которые использовались при выполнении пункта 2.3.1.

Распечатка изображения пункта 2.3.2 (индивидуального варианта).

Описание последовательности действий при выполнении пункта 2.3.2.

Выводы о возможностях и преимуществах редактирования примитивов с помощью команд AutoCAD.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Объяснить понятие "послойное выполнение чертежа". Как осуществляется управление слоями в системе AutoCAD?

2. Какие свойства имеет каждый слой в системе AutoCAD?

3. С помощью какой команды можно задать пользовательскую систему координат? Какие опции имеет эта команда и в каком разделе она находится?

4. Какие команды редактирования графических примитивов Вы знаете?

5. Продемонстрируйте способы построения дуг окружностей с помощью системы AutoCAD.

6. Какие геометрические объекты можно построить с помощью команды PLINE? Какие опции имеет эта команда и в каком разделе она находится?

7. Как можно задавать тип линии, которой выполняются построения?

8. Какие команды используются для сохранения файла чертежа на диске?

9. Какие Вы знаете панели инструментов в AutoCAD? В каком разделе главного меню можно найти эти панели?

10. Как можно изменить толщину линий построенных изображений?

11. Можно ли в системе AutoCAD создать собственный тип линий и каким образом это сделать?

12. В каких линейных единицах выполнен чертеж?

13. Что такое прототип чертежа?

14. Назовите команды рисования, которые использовались при выполнении данной работы.

15. Назовите средства объектной привязки, которые использовались при выполнении работы.

16. Назовите команды редактирования, которые использовались при выполнении данной работы.

 


ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ДЕТАЛИ В СИСТЕМЕ AUTOCAD

 

Цель работы

 

Построение рабочего чертежа детали с использованием разнообразных типов линий и слоев, овладение средствами простановки размеров и выполнения штриховки.

 

Методические указания по организации самостоятельной

Работы студентов

 

При подготовке к выполнению лабораторной работы необходимо ознакомиться с содержанием лекционного материала по теме «Система автоматизированного проектирования AutoCAD» и материалом, изложенным в [2-6].

Необходимо усвоить, что штриховка, которая применяется для графического обозначения материала деталей в разрезах и сечениях чертежей, выполняется в AutoCAD автоматически командами BHATCH и HATCH. Команда BHATCH создает ассоциативную и неассоциативную штриховку. Ассоциативная штриховка имеет связь с ее границей и изменяется при изменении границы. Для выполнения штриховки необходимо задать контур штрихования, который заполняется по образцам штриховки (стандартным или таким, которые определяются пользователем непосредственно в процессе штриховки). Команда HATCH создает неассоциативную штриховку и доступна из командной строки. Она запрашивает имя образца штриховки (например, ANSI31), после чего необходимо определить масштаб и угол поворота шаблона штриховки. Необходимо учитывать, что при использовании команды HATCH контур штриховки должен быть замкнутым.

Команда BHATCH вызывается из падающего меню DRAW. При этом выводится на экран диалоговое окно Boundary Hatch (Область штриховки), которое содержит поле Type (Тип шаблона) для указания типа шаблона для штриховки. Для использования стандартных шаблонов штриховки необходимо выбрать из списка тип Predefined, и выбрать имя шаблона из списка Pattern. Текстовые поля Scale (Масштаб) и Angle (Угол) позволяют задать растяжение/сжатие и наклон штриховки к осиX текущей пользовательской системы координат. Можно создать ассоциативную штриховку или отказаться от формирования блока, который содержит все линии штриховки, переключателями Associative и Nonassociative поля Composition.

Для автоматического определения контура штриховки необходимо нажать кнопку Pick Points (Указание точек) в поле Boundary и указать внутреннюю точку контура.

Для выбора объектов в качестве контура штриховки любым из стандартных средств выбора необходимо указать кнопку Select objects.

Если после выбора области штриховки путем указания внутренней точки образовались не заштрихованные «островки», их можно устранить с помощью кнопки Remove Islands (Исключение островков).

Для просмотра всех созданных контуров и выбранных объектов необходимо нажать кнопку View Selections (Просмотр набора).

Для выбора контура, основанного на параметрах, отличных от заданных по умолчанию, необходимо выбрать закладку Advanced... (Дополнительные опции...). На экран выводится диалоговое окно Advanced Options. Здесь можно задать стиль штриховки: Normal, Outer и Ignore (Нормальный, Внешний, Игнорирующий).

Если задан нормальный стиль, то заштриховываются все внутренние нечетные области, начиная с области, ограниченной внешним контуром.

Если задан внешний стиль, то штрихуется область от внешнего контура до первого внутреннего контура.

Если задан игнорирующий стиль, заштриховывается вся область без учета его внутренней структуры.

Для предварительного просмотра созданной штриховки без завершения команды служит кнопка Preview.

Можно использовать для штриховки свойства уже существующего объекта штриховки. Для этого вместо образца штриховки необходимо выбрать кнопку Inherit Properties, а после этого объект штриховки в ответ на запрос Select hatch objects и применить его к другому контуру.

Необходимо знать, что AutoCAD предусматривает следующие типы размеров: линейный, угловой, диаметральный, радиальный и ординатный.

При этом изображение размера – все линии, стрелки, дуги и элементы текста, которые составляют размер, рассматриваются как один размерный примитив, если установлен режим ассоциативного образмеривания. Ассоциативные размеры изменяются в соответствии с изменением элементов, которые образмериваются.

Для простановки размеров служат падающее меню и плавающая панель инструментов Dimension (Размеры).

AutoCAD обеспечивает несколько видов проставления линейных размеров, которые отличаются только углом, под которым проводится размерная линия.

Команда DIMLINEAR позволяет создавать горизонтальный, вертикальный или повернутый размеры. После ввода команды необходимо нажать клавишу ENTER для выбора объекта или определить точки начала первой и второй выносных линий. При указании на объект (отрезок, мультилиния, дуга, круг, сегмент полилинии) система сама выбирает начало выносных линий. После этого для повернутого размера (ключ ROTATED) задается поворот размерной и соответствующих выносных линий. Для горизонтальных и вертикальных размеров указываются соответственно ключи HORISONTAL и VERTICAL. Дале определяется размерный текст (ключ TEXT) одним из ответов:

ENTER – принять измеренный AutoCAD размер;

ПРОБЕЛ – отказ от размерного текста;

ПРЕФИКС < > СУФФИКС – предразмерная надпись, измеренный размер, послеразмерная надпись;

ЛЮБОЙ ТЕКСТ.

Ключ ANGLE позволяет задать угол наклона размерного текста.

Для любого размера дальше указывается положение размерной линии (точкой, через которую она пройдет).

Часть размерного текста можно разместить над размерной линией, а другую часть под размерной линией, используя делитель из символов \X. Для размещения текста на разных строках между его частями вводятся символы \P. Есть возможность предоставления размеров в альтернативных единицах, они задаются в квадратных скобках.

Команда DIMALIGNED задает линейный размер с размерной линией, параллельной обозначенным начальным точкам выносных линий.

Последовательность связанных размеров в AutoCAD проставляется с помощью команд: DIMBASELINE – продолжение линейного размера от базовой линии (первой выносной линии) предшествующего размера; DIMCONTINUE – продолжение линейного размера от второй выносной линии предшествующего размера.

Команда DIMANGULAR строит размерную дугу, которая показывает угол между двумя непараллельными линиями, или угол, образованный вершиной и двумя другими точками.

В ответ на запрос Select arc, circle, line or RETURN угол может быть задан путем выбора двух прямолинейных непараллельных отрезков, дуги, окружности и точки, трех точек. Угловой размер строится по трем точкам, которые определяются выбранным объектом:

- для дуги такими точками являются ее точка центра и две конечных точки дуги;

- для окружности – центр окружности, точка выбора как точка начала первой выносной линии, а точка начала второй выносной линии вводится в ответ на запрос Second angle endpoint;

- для отрезков точки определяются после указания второго отрезка в ответ на запрос Second line:;

- для трех точек координаты точек определяются в ответ на запросы:

Angle vertex: (Вершина угла:)

First angle endpoint: (Первая конечная точка угла:)

Second angle endpoint: (Вторая конечная точка угла:), если в ответ на первый запрос нажать клавишу ENTER.

После определения вершины угла и выносных линий необходимо указать положение размерной дуги в ответ на запрос Dimension arc line location (Mtext/Text/Angle):.

Команда DIMDIAMETER строит диаметр окружности или дуги с необязательным маркером центра или осевыми линиями. При выборе дуги или окружности указывается точка, которая определяет, где пройдет размерная линия.

Команда DIMRADIUS строит радиус окружности или дуги с необязательным маркером центра или осевыми линиями.

Команда DIMCENTER рисует маркер центра или осевые линии окружности или дуги. Видом и размером маркера центра при проставлении диаметрального и радиального размера управляет размерная переменная DIMCEN.

Команда DIMORDINATE показывает координату X или Y точки. При этом сноска-отрезок или каждый сегмент выноски-ломаной преломляются перпендикулярно одной из осей координат.

AutoCAD запрашивает местоположение точки и конечную точку выноски.

Команда LEADER – построение выноски. Строится единый объект – выноска как последовательность сплайновых или прямолинейных сегментов, первый из которых может быть дополнен стрелкой, с возможностью задания после последнего сегмента текста как самостоятельный объект. Ключи FORMAT, SPLINE, STRAIGHT, ARROW задают способ черчения сегмента в виде сплайн кривой, прямой линии или линии со стрелкой.

Размеры в AutoCAD создаются с использованием текущего размерного стиля – поименованной совокупности значений всех размерных переменных, определяющих вид размера на рисунке. По умолчанию используется размерный стиль STANDARD. Работа с размерными стилями осуществляется в диалоговом окне Dimension Styles падающего меню FORMAT. Здесь делается определение геометрических параметров размера, определение положения элементов размера и управление видом размерного текста. Кнопка Modify... вызовет диалоговое окно Modify Dimension Style , в котором можно определить изменения для размерной (область Dimension Lines) и выносных линий (область Extension Lines), размерных стрелок (область Arrowheads), маркера центра или осевых линий (область Center). Закладка Text... позволяет определить размещение (ориентацию) размерного текста. Кнопка Modify... вызывает также диалоговые окна для определения основных (закладка Primary Units) и альтернативных единиц (закладка Alternate Units); допусков (закладка Tolerance); стиля текста – Text Style, высоты текста – Height, зазоров между текстом и размерной линией – Offset from Dim line, цвета текста – Text Color... (закладка Text); округление значений – Round Off.

Команда DIMSTYLE позволяет создавать, восстанавливать и заранее пересматривать размерные стили.

Пользователь может управлять средствами простановки размеров, изменяя значения специальных управляющих размерных переменных, которым

присваиваются значения ON/OFF, числа или текст (в зависимости от типа переменной).

 

Порядок выполнения работы

1. Выполнить установку среды рисования с помощью диалогового окна Start Up или Create New Drawing. 2. Установить стандартный формат чертежа, например, формат А4 (210х297) или А3… 3. Применив команду SNAP,задать привязку графического маркера к узлам координатной сетки, например, с шагом 1 мм.

Содержание отчета

 

Описание команд и основных операций, которые использовались при выполнении работы.

Твердая копия рабочего чертежа детали, полученная с помощью принтера или плоттера.

Выводы о возможностях системы AutoCAD при разработке рабочих чертежей деталей.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Назовите команды AutoCAD, которые использовались при выполнении работы.

2. Какой операции «ручного» черчения отвечает команда LIMITS системы AutoCAD?

3. Назовите средства объектной привязки, которые использовались при выполнении работы.

4. Продемонстрируйте средства простановки линейных размеров.

5. Как проставить размеры диаметра и радиуса?

6. Какими командами и как выполняется штриховка замкнутых и незамкнутых областей?

7. Каким образом в системе AutoCAD осуществляется настройка параметров простановки размеров?

8. Назовите команды системы AutoCAD, которые предназначены для работы с блоками.

9. Какое назначение команд ZOOM и PAN?

10. Назовите команды редактирования AutoCAD, использованные при выполнении работы.

11. Как проставить угловые размеры?

12. Какие составляющие имеет примитив «размер» в AutoCADe?

13. Как изменить размерный текст при простановке размера?

14. Как создать размерный стиль в системе AutoCAD?

15. Поясните понятие «ассоциативный размер».

 


ПОСТРОЕНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ

ОБЪЕКТОВ

Цель работы

 

Ознакомиться с командами построения и редактирования моделей трехмерных объектов в системе AutoCAD и научиться формировать трехмерные модели геометрических объектов любой степени сложности. Освоить команды визуализации трехмерных объектов в пространстве модели Model Space системы AutoCAD.

 

Методические указания по организации самостоятельной

Работы студентов

 

При подготовке к лабораторной работе необходимо ознакомиться с разделом конспекта лекций “Трехмерное моделирование в системе AutoCAD”, а также выучить основные команды построения и редактирования трехмерных объектов в системе AutoCAD [2, c.321-370; 3-6].

 

4.2.1 Формирование трехмерных объектов

 

Средства AutoCAD позволяют создавать трехмерные твердотельные модели на основе базовых пространственных форм: выдавливания плоских объектов; вращения плоских объектов; использования логических операций (объединения, вычитания, пересечения) к твердотельным объектам, которые уже построены.

К базовым пространственным формам относятся: параллелепипед, клин, конус, цилиндр, сфера, тор. Эти “кирпичики”, из которых строятся сложные трехмерные объекты, называют твердотельными трехмерными примитивами. С помощью соответственно команд BOX, WEDGE, CONE, CYLINDER, SPHERE, TORUS можно построить перечисленные примитивы любых размеров, вводя необходимые исходные значения. Запускаются эти команды с падающего меню DRAWSolids или из плавающей панели инструментов Solids.

Геометрические тела заданной формы можно создавать также путем выдавливания (сдвига) плоского объекта вдоль заданного вектора, которoe осуществляется командой EXTRUDE (DrawSolidsExtrude), или вращением плоского объекта вокруг оси командой REVOLVE (DrawSolidsRevolve). Следует помнить, что команда EXTRUDE выдавливает только такие примитивы как многоугольник, прямоугольник, окружность, эллипс, кольцо, замкнутый сплайн, область и замкнутая полилиния (кроме полилиний, имеющих пересекающиеся отрезки). С помощью одной команды EXTRUDE можно выдавливать сразу несколько объектов. Команда REVOLVE может вращать лишь один объект: замкнутую полилинию, многоугольник, прямоугольник, окружность, эллипс, область.

Геометрические тела более сложной формы можно построить путем объединения, вычитания, пересечения уже построенных тел:

- команда UNIONсоздает сложный объект, который содержит суммарный объем всех его составляющих;

- команда SUBTRACTустраняет из множества тел те части объема, которые принадлежат также другому множеству (вычитаемому);

- команда INTERSECTстроит сложное тело, которое занимает объем, общий для двух или большего количества тел, которые пересекаются. Части объемов, которые не пересекаются, при этом устраняются из рисунка.

Вызываются перечисленные команды из падающего меню Modify (ModifySolids Editing → <соответствующая команда>).

 

4.2.2 Редактирование в трехмерном пространстве

 

Для редактирования в трехмерном пространстве можно использовать команды редактирования в двумерном пространстве, такие как: MOVE (перенос), COPY (копирование), ROTATE (вращение), MIRROR (зеркальное отражение), ARRAY (размножение массивом),CHAMFER (снятие фаски) и FILLET (скругление).Кроме того, существуют команды редактирования только в трехмерном пространстве, например, команды вращения ROTATE 3D, создание массива объектов3DARRAY,зеркального отображенияMIRROR 3D. Команды трехмерного редактирования вызываются из падающего менюModify (Modify 3D Operation <соответствующая команда>).

 

4.2.3 Визуализация трехмерных моделей

 

Формирование в AutoCAD трехмерной модели объекта обычно не является самоцелью. Это делается для дальнейшего использования такой модели при получении проектно-конструкторской документации, при экспорте трехмерной модели в другие программы компьютерной графики и т.п. Во всех случаях использования модели необходимо ее отображение или на экране монитора, или в виде твердой копии. В этой ЛР рассматриваются возможности отображения моделей трехмерных объектов в пространстве модели Model Space.

В системе AutoCAD можно изображать твердотельные модели такими способами:

- линейчатым каркасом (с количеством изолиний от 0 до 2047);

- сетевым представлением (с помощью четырехугольных и треугольных ячеек);

- контурной проекцией.

Задать необходимое количество изолиний в линейчатом каркасе можно в окне Options (Tools→ Options). В этом окне надо открыть закладку Display и в строке Contour lines per surface (количество линий на поверхности) раздела Display Resolution ввести необходимое количество изолиний. Руководить размерами ячеек при сетевом представлении твердотельной модели можно с помощью системной пeремeнной FASETRES (0.01 – 10).

Задать режим отображения контурных линий можно в окне Options (Tools→ Options). В этом окне надо открыть закладку Displayи включить ключ Show silhouettes in wireframe (отображать контурные линии) в разделе Display performance.

Для улучшения визуализации трехмерных моделей можно использовать такие команды:

- HIDE (View → Hide) – подавляет скрытые линии на трехмерном изображении объекта;

- SHADEMODE (View → Shade) – осуществляет раскрашивание изображения (устранение невидимых линий и нанесение однообразных цветов на видимые поверхности) на текущем видовом экране;

- RENDER(View → Render) – создает реалистическое тоновое изображение трехмерной модели.

Чтобы осуществить визуализацию трехмерной модели любого геометрического объекта в системе AutoCAD, необходимо владеть навыками:

- задания пользовательской системы координат (ПСК) в трехмерном пространстве;

- установки точки зрения на разные виды трехмерных моделей;

- создание неперекрывающиxся видовых экранов.

 

4.2.4 Задание пользовательской системы координат в трехмерном

пространстве

 

При работе в трехмерном пространстве все системы координат формируются по правилу правой руки. Это правило определяет положительное направление оси Z трехмерной системы координат при известных направлениях осей X и Y, а также положительное направление вращения вокруг любой из осей трехмерных координат.

Для определения положительного направления оси Z необходимо в раскрытой ладони правой руки большой палец направить параллельно положительному направлению оси X, а указательный – оси Y. Если согнуть средний палец перпендикулярно ладони, то он будет указывать положительное направление оси Z (рис. 1.1, справа).

Для определения положительного направления вращения вокруг любой оси необходимо большой палец правой руки направить в положительном направлении этой оси и согнуть остальные пальцы, как показано на рис.1.1 слева. Положительное направление вращения будет совпадать с направлением, которое будут указывать согнутые пальцы.

Рисунок 4.1

 

Задание ПСК (или UCS – User Coordinate System) в пространстве осуществляется с помощью команды UCS. Ввести ее можно из командной строки или вызвать из падающего меню ToolsNew UCS. Опции команды UCS:

New – определяет новую ПСК разными способами (ключи ZAxis, 3Point, Object, Face, View, X, Y, Z можно вызвать из нисходящего меню ToolsNew UCS< соответствующий ключ >; ключ ZAxis определяет новое положительное направление оси Z; ключ 3Point— определение ПСК по трем точкам — началу координат и направлениям осей X и Y; Object— выравнивание системы координат по существующему объекту; Face — задание ПСК путем простого указания на грань; ключи X, Y, Z— вращение системы координат соответственно вокруг оси X, Y, Z;

Move– перенесение начала координат (можно вызвать с нисходящего

меню ToolsNew UCSOrigin);

orthoGraphic– определение ПСК, плоскость XOY которой параллельная соответствующему виду (ключи Top, Bottom, Front, Back, Left, Right);

Prev – восстановление предшествующей ПСК;

Restore – восстановление как текущей прежде сохраненной ПСК;

Save – сохраняет текущую ПСК по имени, которое задает пользователь (до 31 символа);

Del – уничтожает ПСК из списка;

Apply – использование текущей ПСК к выбранному видовому экрану (можно вызвать из падающего меню ToolsNew UCSApply);

World– восстановление текущей мировой системы координат МСK или WCS (World Coordinate System).

.

4.2.5 Виды трехмерных моделей. Установка точки зрения

 

Находясь в пространстве модели, можно рассмотреть сформированные объекты с любой точки зрения.

Точкой зрения (видом) называется направление, которое задается из трехмерной точки пространства на начало системы координат. Точка зрения лежит на перпендикуляре к плоскости проекций. Если изменяется точка зрения, то тем самым изменяется ориентация плоскости проекций в пространстве. После изменения точки зрения автоматически перерисовывается рисунок в новой плоскости проекций.

Следует отметить, что пользователь выбирает лишь точку зрения и вид проекции (параллельная или центральная), а остальное (формирование видов на видовом экране) выполняет AutoCAD.

Установку нового вида в пространстве модели можно осуществлять с помощью команд:

VPOINT– позволяет вводить из командной строки точку зрения или угол поворота вида. Эта команда в режиме компаса устанавливает точку зрения в текущей системе координат и может использоваться для фиксации трехмерного вида относительно МСК. Команда VPOINT вызывается из падающего меню View (View3DViewsViewpoint).

DDVPOINT– отображает диалоговое окно Viewpoint Presets ((View3DViewsViewpoint Presets).

PLAN – отображает вид в плане ПСК или МСК (View3DViewsPlan View).

DVIEW– определяет параллельную проекцию или перспективные виды. Команда действует по принципу камеры, которая направлена в сторону мишени. Команда вводится из командной строки.

3DORBIT – интерактивное отображение видов (View3Dorbit).

Из падающего меню View можно вызвать также определенные изображения объекта — вид сверху TOP (View3DViewsTop), вид впереди FRONT (View3DViewsFront), вид слева LEFT (View3DViewsLeft), вид справа RIGHT (View3DViewsRight), изометрическую проекцию SWIsometric (View3DViewsSWIsometric) и прочие аксонометрические проекции (SWIsometric, NEIsometric, NWIsometric).

Вид (направление зрения) можно сохранить, присвоив ему имя с помощью команды DDVIEW(ViewNamed Views), которое открывает окно View.

 

4.2.6 Создание неперекрывающихся видовых экранов

 

Видовой экран (Viewport) – это участок графического экрана, на котором отображается некоторая часть пространственной модели объекта.

Существует два типа видовых экранов – экраны, которые перекрываются, и экраны, которые не перекрываются (плавающие). Экраны, которые не перекрываются, размещаются на экране монитора подобно кафельным плиткам на стене. Они полностью заполняют графическую зону и не могут накладываться друг на друга. На плоттер неперекрывающиеся экраны могут выводиться только поодиночке. Изменения в одном видовом экране отображаются в других видовых экранах. В любой момент можно активизировать только один видовой экран.

Команда VPORTS создания неперекрывающихся экранов и манипулирования ими, имеет доступ только в пространстве модели и две разновидности: +VPORTS и –VPORTS.

Команда +VPORTSвызывается из падающего меню Views (ViewsViewportsNewViewports). Эта команда открывает диалоговое окно Viewports.

Опции команды – VPORTS (вводится из командной строки):

Single – один текущий видовой экран (ViewsViewports1Viewport);

2 – разделяет текущий видовой экран на две части (ViewsViewports2Viewports);

3 – разделяет текущий видовой экран на три части (ViewsViewports3Viewports);

4 – разделяет текущий видовой экран на четыре части (эта опция вызывается также из падающего меню ViewsViewports4 Viewports);

Save– присваивает имя текущей конфигурации видовых экранов и сохраняет ее для дальнейшего использования;

Restore– восстанавливает сохраненную конфигурацию видовых экранов;

Delete– уничтожает поименованную конфигурацию видовых экранов.

 

Порядок выполнения работы

4.3.1 Выполнить следующие упражнения:   1. Построить параллелепипед длиной 130 мм, шириной 100 мм, высотой 80 мм командой BOX (DrawSolidsBox). Установить…

Содержание отчета

 

Описание основных операций и назначение команд, которые используются при выполнении ЛР.

Распечатка изображений геометрических тел, построенных в соответствии с п. 4.3.3, 4.3.4, 4.3.5.

Выводы о возможностях, преимуществе и недостатках построения трехмерных моделей в системе AutoCAD.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислить базовые трехмерные примитивы и соответствующие команды системы AutoCAD.

2. Объяснить действие команд REVOLVE и EXTRUDE при построении пространственных объектов.

3. С помощью каких команд можно построить тела сложной формы, используя объединение, вычитание, пересечение уже построенных фигур?

4. Сформулировать правило правой руки для определения положительного направления оси Z при построении системы координат пользователя.

5. Какими способами можно построить усеченный конус в системе AutoCAD?

6. Какие команды можно использовать для редактирования как двумерных, так и трехмерных объектов?

7. С помощью каких команд в пространстве модели можно установить новую точку зрения?

8. Сколько видовых экранов в пространстве модели можно единовременно выдать на печать?

9. Построить цилиндр с горизонтальным шестиугольным призматическим отверстием. Сформировать три неперекрывающиеся видовых экрана, и отобразить в них вид спереди, вид сверху и изометрическую проекцию построенного тела.

10. Построить трехмерную модель сложного геометрического тела, приведенного в приложении Г (номер варианта задает преподаватель).

11. Cуществует ли команда построения пирамиды в системе AutoCAD?

12. Какой геометрический объект можно построить с помощью команды

WEDGE?

13. Дайте определение понятию видового экрана в пространстве модели.

14. Какие три точки надо задать при формировании пользовательской системы координат с помощью опции 3Point команды UCS?

15. Какая команда выполняет формирование трехмерного объекта путем выдавливания из двумерного замкнутого контура?


ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕРТЕЖА ТРЕХМЕРНОГО ОБЪЕКТА

В ПРОСТРАНСТВЕ ЛИСТА СИСТЕМЫ AUTOCAD

 

Цель работы

 

Научиться строить в пространстве листа системы AutoCAD комплексные чертежи деталей по их трехмерным твердотельными моделям, получать твердую копию сформированного чертежа.

 

Методические указания из организации самостоятельной

Работы студентов

 

 

При подготовке к лабораторной работе необходимо ознакомиться с разделом конспекта лекций “Трехмерное моделирование в системе AutoCAD”, а также выучить команды формирования видовых экранов в пространстве листа системы AutoCAD [2, c.303-320; 3-6].

 

5.2.1 Пространство модели и пространство листа

 

В системе AutoCAD существует возможность отображения трехмерных моделей и их редактирования в двух пространствах — пространстве модели и пространстве листа. Для повышения производительности разработки изделий важно понимать, как и когда следует пользоваться пространством листа, а когда - пространством модели.

Пространство модели (Model Space) это пространство AutoCAD, в котором осуществляется формирование моделей объектов, как при двумерном, так и при трехмерном моделировании. Работа в пространстве модели осуществляется в видовых экранах, которые не перекрываются. Если на экране монитора существует несколько видовых экранов, то редактирование, которое выполняется в одном из них, оказывает действие на все другие.

Пространство листа (Paper Space) — это пространство AutoCAD, необходимое для отображения сформированного в пространстве модели объекта в плавающих видовых экранах (перекрывающихся). Листом называется компонент AutoCAD, что имитирует лист бумаги и сохраняет в себе набор установок, которые используются при выводе на плотер. В режиме пространства листа плавающие видовые экраны рассматриваются как отдельные объекты, которые можно масштабировать подобно блокам. Для редактирования они не доступны и, если необходимо их корректирование, надо переключиться в режим пространства модели. В режиме пространства листа можно отображать дополнительную информацию — рамку листа чертежа, основную надпись и другую графическую и текстовую информацию, которая не имеет отношение к реальной модели и нужна только на твердой копии листа чертежа.

 

5.2.2 Формирование комплексного чертежа в пространстве листа

 

Для создания системы видовых экранов с проекциями твердотельного объекта в пространстве листа служит команда SOLVIEW(DrawSolidsSetupView). Эта команда имеет несколько опций, которые позволяют создавать плавающие видовые экраны или независимо друг от друга, или с сохранением проекционной связи:

1. Опция UCSпозволяет создавать плавающий видовой экран параллельно плоскости XY поименованной ПCK, имя которой должен указать AutoCADу пользователь. Далее надо указать масштаб изображения проекции модели в видовом экране как отношение единиц в пространстве листа к единицам в пространстве модели. Далее AutoCAD предлагает указать центральную точку соответствующей проекции. Это можно сделать за несколько попыток в зависимости от полученного результата. Потом AutoCAD предлагает построить прямоугольник видового экрана, задав противоположные его углы. Надо их выбрать так, чтобы очертить всю видимую зону проекции целиком. В конце согласно со сценарием команды надо задать имя соответствующего вида. После этого команда возвращается на начало цикла.

2. Опция Orthoпозволяет создавать ортогональные проекции относительно построенного вида. AutoCAD предлагает указать сторону на рамке построенного видового экрана, откуда должно осуществляться проецирование нового вида. Дальнейшие запросы этой опции аналогичны опции UCS.

3. Опция Sectionпредназначена для получения простого разреза детали, который объединяется с видом. Надо отметить, что разрез нельзя увидеть на экране до того, пока не будет выполнена команда SOLDRAW.

4. Опция Auxiliaryпозволяет создавать дополнительные виды твердотельного объекта.

Надо отметить, что команда SOLVIEW создает серию новых слоев, готовя их для работы команды SOLDRAW:

а) на одном общем слое с именем VPORTSразмещаются рамки всех видовых экранов, которые в дальнейшем можно отключить для вывода чертежа на плоттер;

б) при построении вида команда создает три новых слоя, прибавляя к имени вида, который вводится в процессе диалога, сокращенные слова, которые обозначают назначение слоя:

DIM– обозначает слой для размещения на нем размеров; HID – слой, который будет содержать невидимые для данной проекции линии; VIS– слой, который содержит видимые линии проекции. При построении разреза к перечисленным слоям прибавляется четвертый – HAT – для размещения на нем штриховки с текущими настройками на момент вызова команды SOLDRAW.

Для того чтобы устранить невидимые линии, надо заморозить все слои с окончанием HID.Если же необходимо на каком-нибудь видовом экране использовать невидимые линии, то надо сделать этот видовой экран активным в режиме пространства модели, разморозить соответствующий слой с окончаниемHID и заменить в нем тип линий на штриховые.

Для получения изображений в плавающих видовых экранах, созданных командой SOLVIEW, в соответствии с ЕСКД, надо выполнить команду SOLDRAW(DrawSolidsSetupDrawing), которая служит для создания контурных изображений и разрезов, дополняя их штриховкой. В результате выполнения команды SOLDRAW появляется возможность выполнять построения на всей площади чертежа в пространстве листа. При этом изображения видовых экранов становятся недоступными для редактирования.

После того, как закончили построение изображений модели твердотельного объекта, можно начать оформление чертежа как документа, прибавив к нему размеры и формальные элементы (осевые линии, основную надпись и др.), отключив при этом слой с именем VPORTS, который содержит рамки видовых экранов.

Порядок выполнения работы

5.3.1 Сформировать в пространстве листа AutoCAD комплексный чертеж конуса высотой 120 мм, с радиусом основания 35 мм. Для этого выполнить такие… 1. Построить твердотелую модель конуса командой CONE(DrawSolidsCone).… 2. Перейти из пространства модели в пространство листа щелчком мыши по закладке Layout1 в нижней части рабочего поля…

Содержание отчета

 

Описание основных операций и назначение команд, которые используются при выполнении пункта 5.3.3.

Твердая копия комплексного чертежа, построенного в соответствии с п. 5.3.3.

Выводы о возможностях, преимуществе и недостатках формирования комплексного чертежа в пространстве листа системы AutoCAD .

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Разъяснить понятия пространства модели и пространства листа в системе AutoCAD.

2. По каким признакам на рабочем поле чертежа AutoCADa можно отличить пространство модели от пространства листа?

3. Что означает понятие “видовой экран”? Чем отличаются видовые экраны, которые не перекрываются, от плавающих видовых экранов (экранов, которые перекрываются)?

4. Для чего предназначена команда SOLVIEW (DrawSolidsSetupView)? Перечислить опции этой команды и назначение каждой опции.

5. Какие особенности имеет редактирование изображений в плавающих видовых экранах пространства листа?

6. Для чего предназначена команда SOLDRAW?

7. Как устранить рамки плавающих видовых экранов из поля чертежа?

8. Какие слои получаются при формировании плавающих видовых экранов с помощью команды SOLVIEW? Назвать имя и назначение каждого слоя.

9. Построить цилиндр с горизонтальным шестиугольным призматическим отверстием. Сформировать два видовых экрана, которые перекрываются, с отображением в них вида спереди и изометрической проекции построенного геометрического тела.

10. Построить трехмерную модель сложного геометрического тела, приведенного в приложении Г (номер варианта задает преподаватель), и сформировать в пространстве листа комплексный чертеж этого тела.

11. Назовите команды редактирования, которые использовались при выполнении данной работы.

12. Можно ли редактировать изображения в пространстве листа?

13. Какие действия можно выполнить с помощью команды SOLDRAW?

14. Перечислите опции команды SOLVIEW и назовите их возможности.

15. Сколько видовых экранов можно одновременно вывести на печать в пространстве листа?

 


ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

 

1. Методичні вказівки до самостійної роботи з курсу “Інженерна графіка”для студентів усіх форм навчання напряму 6.050102 «Комп’ютерна інженерія» / Цимбал Л. І. – Харків: ХНУРЕ, 2010. – 96 с.

2. Романычева Э. Т., Соколова Т. Ю., Шандурина Г. Ф. Инженерная и компьютерная графика. – Г.: ДМК Пресс, 2001. – 592 с.

3. Полищук В. В., Полищук А.В. AutoCAD 2002. Практическое руководство. – Г.: Диалог МИФИ, 2003. – 528 с.

4. Шам Тику. Эффективная работа в AutoCAD 2002. – Спб: Питер, 2003. – 1168 с.

5. Харрингтон Д., Бичард Б., Питцер Д. AutoCAD 2002 для конструкторов. Искусство проектирования. – К.: OOO ТМД “ДС”, 2002. – 944 с.

6. Финкельштейн Э. AutoCAD 2002: Библия пользователя. Г.: Издательский дом “Вильямс”, 2002. – 1072 с.

 

Приложение А

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

 

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

 

 

Кафедра инженерной и компьютерной графики

 

 

Дисциплина „Инженерная графика ”

 

ОТЧЕТ

ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1

СОЗДАНИЕ ЧЕРТЕЖА. ОСНОВНЫЕ КОМАНДЫ

ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ И ИХ РЕДАКТИРОВАНИЯ

 

 

Выполнил: Проверила:

ст. гр. КИ-11-1 доц. Цымбал Л. И.

Иванов А. А. .

 

Харьков 2011

Приложение Б

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ “ПОСТРОЕНИЕ НЕПРОЕЦИРУЮЩЕГО

ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ТЕЛА С ПРОЕЦИРУЮЩИМ ОТВЕРСТИЕМ”

Вариант 1 Вариант 2

 

Сфера Конус

 
 


 

 

Вариант 3 Вариант 4

Сфера Конус

 

 

 

Вариант 5 Вариант 6

 

Сфера Конус

 

 

 

Вариант 7 Вариант 8

Сфера Конус

 

 

Вариант 9 Вариант 10

 

 

 

Вариант 11 Вариант 12

 

Вариант 13 Вариант 14

 

 

 

Вариант 15 Вариант 16

 

 

 

Приложение В

 

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ “ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕЦИРУЮЩЕГО

ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ТЕЛА С ПРОЕЦИРУЮЩИМ ОТВЕРСТИЕМ”

Вариант 1 Вариант 2

Цилиндр Правильная шестиугольная

призма

 

 

Ǿ описанной окружности 90 мм

 

Вариант 3 Вариант 4

 

Правильная шестиугольная

призма

 

 

Ǿ описанной окружности 90 мм

 

 

Вариант 5 Вариант 6

 

Цилиндр Цилиндр

 

 

 

Вариант 7 Вариант 8

Цилиндр Правильная шестиугольная

призма

 

 

Ǿ описанной окружности 90 мм

 

Вариант 9 Вариант 10

Цилиндр Правильная шестиугольная

призма

 

 

Ǿ описанной окружности 90 мм

 

 

Вариант 11 Вариант 12

 

Правильная пятиугольная Правильная четырехугольная

призма призма

 

 

Ǿ описанной окружности 90 мм Ǿ описанной окружности 90 мм

 

Вариант 13 Вариант 14

 

Правильная четырехугольная Цилиндр

призма

 

 

 

Ǿ описанной окружности 90 мм

 

 

Вариант 15 Вариант 16

 

Правильная четырехугольная Цилиндр

призма

 

Ǿ описанной окружности 90 мм

 

 

Приложение Г

 

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ “ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ ДВУХ

НЕПРОЕЦИРУЮЩИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ”

 

Вариант 1 Вариант 2

 

Вариант 3 Вариант 4

 

Вариант 5 Вариант 6

 

 

 

Вариант 7 Вариант 8

 

Приложение Д

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ “ПОСТРОЕНИЕ ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПО ЕЁ ДВУМЕРНОМУ ЧЕРТЕЖУ”

Вариант 1 Вариант 2

 

 

 

Вариант 3 Вариант 4

 

 

Вариант 5 Вариант 6

 

 

 

Вариант 7 Вариант 8

 

Вариант 9 Вариант 10

 

 

 

Вариант 11 Вариант 12

 

Приложение Е

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ “ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ

ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ”

Вариант 1 Вариант 2

 

 

 

Вариант 3 Вариант 4

 

Вариант 5 Вариант 6

 

 

 

 

Вариант 7 Вариант 8

 

Вариант 9 Вариант 10

 

 

Вариант 11 Вариант 12

 

Вариант 13 Вариант 14

 

 

Вариант 15 Вариант 16

 

Учебное издание

 

к лабораторным работам по дисциплине

“ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА”

для студентов всех форм обучения

направления 6.050102 «Компьютерная инженерия»

 

Составитель ЦЫМБАЛ Лариса Ильинична

 

 

Ответственный выпускающий: В.Ф. Ткаченко

 

Редактор

 

План 2011, поз.

Подп. к печати Формат 60´84 1/16. Способ печати – ризография.

Усл. печ. листа Уч.-изд. листа Тираж 150 экз.

Заказ № Цена договорная.

 

ХНУРЭ. Украина. 61166, Харьков, просп. Ленина, 14

 

Напечатано в учебно-научном

издательско-полиграфическом центре ХНУРЭ

61166, Харьков, просп. Ленина, 14