Механизмы передачи данных

Существуют 2 механизма передачи информации между процедурами: по значению и по адресу (ссылке, имени, наименованию).

Передача по значению подразумевает копирование аргумента и отправку в вызываемую процедуру его копии. Это означает, что изменить в вызываемой процедуре значение исходного аргумента нельзя! Очевидно, что таким образом можно передавать только входные данные.

Во втором механизме передается адрес аргумента и, следовательно, возможно его изменение в вызываемой процедуре. Этот механизм применяется для выходных данных (результатов работы) вызываемой процедуры.

В языке Cреализован механизм передачи по значению, поэтому для обеспечения возврата результатов выполнения процедур применяются оператор & (найти адрес по имени), * (извлечь содержимое памяти по заданному адресу) и специальные типы переменных, называемые указателями (pointer).

Указатель – переменная, значением которой является адрес другой переменной. Указатель дает информацию о типе переменной, адрес которой он хранит.

Формат определения указателей:

<тип> *<имя>[, *<имя>]...;

Символ * перед именем в определении переменной говорит о том, что она является указателем. Указатели, как и обычные переменные, могут быть организованы в массивы и входить в состав структур.

Пример.

int *kol, *nom, x, y, *px;

double *rasst, *dlina;

..................................

px=&x;

y=*px;

Это эквивалентно y=x.

Более подробно работа с указателями будет рассмотрена в другом разделе.

В языке Basic можно реализовать оба механизма передачи аргументов. По умолчанию (без специального указания) используется передача по адресу. Данных, подобных указателям, нет.

Прототипы функций (C)

Поскольку каждая процедура может транслироваться независимо, в вызывающей процедуре должна быть помещена информация о том, в каком порядке будут передаваться аргументы в вызываемую процедуру, о типах и организации каждого параметра, в том числе и возвращаемого значения. Для этой цели в языках Cи C++ применяется конструкция языка, называемая прототипом функции. В языке C употребление прототипа рекомендуется, но не является обязательным, в C++ отсутствие прототипа вызывает ошибку трансляции.

Формат прототипа:

<тип><имя>(<тип_параметра>[<имя>][, <тип_параметра>[<имя>]]...);

Пример. Прототип функции вычисления определенного интеграла методом трапеций.

double trap(double, double, int, double (*)(double));

Вызов функции:

.................................................................................

i=trap(0, alfa, 20, f1);/* Без прототипа ошибка: 0 – целое значение*/

.................................................................................

Если типы аргумента и соответствующего параметра не совпадают, то выполняется в соответствии с прототипом допустимое преобразование и в память, выделяемую транслятором этому параметру, попадает уже преобразованное значение. Аналогичные манипуляции производятся при возврате результатов в вызывающую процедуру. Имя параметра в прототипе указывать необязательно, сущесвенно лишь задание его типа.

Все библиотечные функции среды разработки имеют прототипы, которые хранятся в специальных заголовочных или, как их еще называют, .h файлах. Способ подключения таких файлов будет рассмотрен ниже.

Пример. Все математические функции имеют в качестве параметров и возвращаемого значения данные типа double. Их прототипы хранятся в заголовочном файле math.h. Например, double sin(double);

В Basicпри несовпадении типов аргумента и параметра автоматического преобразования нет, поэтому в данном случае происходит ошибка трансляции. Ниже будет показано, как можно дать указание транслятору выполнить такое преобразование.