Наследники и душеприказчики

Наследники и душеприказчики. Первый после смерти Римского-Корсакова 1909 год принс два важных события весной Надежда Николаевна выпустила его необыкновенно интересные воспоминания - Летопись моей музыкальной жизни, осенью в Москве пошл Золотой петушок.

В послереволюционные годы, не слишком отклоняясь от уже устоявшихся традиций, многие оперы Римского-Корсакова с успехом ставятся вновь или идут в прежних восстановлнных постановках на сценах московских и, тогда ещ, ленинградских театров. Ещ в 1916 году в Москве вновь поставили Китеж в Большом театре с И. В. Ершовым в партии Кутерьмы. Артист обогатил образ новыми оттенками, показав не только забубенного, озлобленного насмешника или обезумевшего от мук совести преступника, ужаснувшегося своего чрного дела и тем более способного вызвать у Февронии сострадание.

В 1926 году Китеж был вновь показан в Большом театре. С 1908 года и особенно 1944 года, когда в трудных условиях Великой Отечественной войны страна отметила 100-летие со дня рождения Римского-Корсакова, большие успехи сделаны в познании его творчества. В том же 1944 году его имя было присвоено Ленинградской консерватории и предпринято фундаментальное издание Полного собрания сочинений композитора.

Великой силой своего огромного таланта умел Римский-Корсаков выразить в своих творениях вс прекрасное, что окружает человека в жизни красоту и любовь, веру в торжество света и правды, мечту о лучшем будущем, народную мудрость и силу народного искусства, великолепие родной природы. Но гневным и обличительным становилось перо художника, когда он хотел заклеймить отрицательные стороны жизни - деспотизм, жестокость и несправедливость, глупость и ханжество.

Человеком гуманным и кристально чистым, художником, безраздельно посвятившим музыке всю свою жизнь, вошл Николай Андреевич Римский-Корсаков в историю русского искисства и навеки прославил его. Музыкальные произведения Н. А. Римского-Корсакова. Оперы Псковитянка, Майская ночь, Снегурочка, Млада, Ночь перед Рождеством, Садко, Моцарт и Сальери, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Сервилия, Кащей бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок.

Симфонические сочинения Симфония 1, Увертюра на русские темы, Фантазия на сербские темы, Антар - сюита, симфония 3, Сказка, симфониетта на русские темы, Испанское каприччио, Светлый праздник, Шехерезада - сюита, Картинки к Сказке о царе Салтане - сюита, прелюдия Над могилой, Дубинушка, Здравница А. К. Глазунову, Неаполитанская песенка. Вокально-симфонические сочинения Стих об Алексее божьем человеке, хор Слава, Из Гомера, Свитезянка, Стрекозы, Песнь о вещем Олеге. Вокальные ансамбли Горный ключ и два дуэта 1. Пан, 2. Песнь песней.

Романсы Щекою к щеке ты моей приложись, Ель и пальма, Из слз моих, Колыбельная песня, На холмах Грузии, Пленившись розой, соловей, Еврейская песня, Ночь, Тайна и многие другие романсы. Сочинены Римским-Корсаковым были и сочинения для инструменотов соло с оркестром, камерные инструментальные ансамбли, хоры a cappella, обработки народных песен в двух сборниках, а также фортепианные пьесы.