Два шедевра

Два шедевра. Ещ одну тяжлую утрату понесла русская культура 15 Февраля 1887 года скоропостижно, в кругу молоджи и друзей, умер Александр Порфирьевич Бородин. И снова надежды обратились к Корсакову. Бородин ушл, не доведя до конца оперу Князь Игорь по замечательному литературному памятнику Древней Руси Слову о полку Игореве.

Летом 1887 года, среди той работы, шедшей, в отличие от основательного редактирования сочинения Мусоргского, легко и быстро, возникла самостоятельная оркестровая пьеса. Это было Испанское каприччио - одно из самых блистательных произведений для оркестра, стоящее по увлекательности и красоте наряду с испанскими увертюрами Глинки. Первая мысль о написании пьесы на испанские темы появилась в конце 1886 года или в самом начале 1887 года, но тогда композитор отнсся к своему замыслу без увлечения.

Но Каприччио стало с годами любимой пьесой публики и оркестрантов - такими яркими красками расцвели в оркестре народные темы, так интересны и выигрышны были для исполнителей партии почти каждого инструмента. Не следует удивляться внезапному обращению композитора к чужому, но не чужому для него музыкальному миру. После Снегурочки, давшей в свом роде образцовое претворение русской музыкальной стихии, после Хованщины и оркестровой фантазии Ночь на Лысой горе Мусоргского более чем естественно было ощутить временную исчерпанность этого источника. Подлинным стала вдохновлнная сюжетами арабских сказок Тысяча и одна ночь оркестровая сюита Шехерезада.

Все четыре части сюиты включают в себя музыкальный образ самой Шехерезады, рассказчицы сказок. В то же лето 1888года было создано ещ одно оркестровое сочинение Увертюра Светлый праздник, навеянная детскими воспоминаниями о пасхальной заутрене в Тихвинском Большом монастыре. Значение трх оркестровых пьес, написанных в 1887 и 1888 годах, велико не только по их художественной высоте.

Они завершают собой целый этап творчества, в течении которого автор с возрастающим, дошедшим до совершенства искусством скромным по составу глинкинским оркестром. После них наступил решительный поворот к новым задачам и новым оркестровым средствам.