Новые времена и новые заботы

Новые времена и новые заботы. Новый способ оркестровки Римский-Корсаков попробовал применить в опере-балете Млада, над которой стал работать тогда же, в 1889 году. И действительно, лучшими эпизодами Млады оказались массовая народная сцена второго действия - праздник Купалы и вс третье действие - ночь на горе Триглав.

Здесь громадный оркестр оправдал себя вполне. Первое представление состоялось на сцене Мариинского театра только 20 октября 1892 года. Сам Балакирев, к этому времени находившийся с Римским-Корсаковым во холодно-враждебных отношениях, назвал музыку появления Египетского зала и последующую сцену просто гениальной. Несмотря на успех премьеры, Млада в репертуаре не удержалась.

Начало 1890-х годов было для РимскогоКорсакова во многих отношениях небывало тияжлым. Оно принесло ему семейные горести - смерть матери, тяжлую болезнь жены и среднего сына Андрея, смерть самого младшего - Славчика и меньшой дочери Машеньки. Эти беды, глубоко пережитые Николаем Андреевичем, совпали с трудно давшимся ему разрывом отношений между ним и Балакиревым, с временным, как оказалось, охлаждением отношений с Глазуновым и Лядовым.

Каждый человек болеет по-своему. Римский-Корсаков и в пору своего душевного кризиса сохранил и даже ещ ярче ощутил пожирающую жажду познания. Но композитор возвращается к музыке, возвращается обогащнный пережитым и передуманным. Издавна его тянуло к опере на сюжет гоголевской повести Ночь перед Рождеством из того же сборника Вечера на хуторе близ Диканьки. Новая опера содержала несколько прекрасных музыкальных эпизодов, начиная с увертюры, создавшей у слушателя почти физическое ощущение декабрьской ночи. На сцене Мариинского театра Ночь перед Рождеством показали 28 ноября 1895 года. Но петербургские рецензеты за редким исключением встретили оперу не просто холодно, но с нескрываемой враждебностью.

Летом 1889 года в организованных Беляевым и руководимых Корсаковым Русских симфонических оркестровых концертах в Париже французский музыкальный мир открыл для себя творчество Могучей кучки. Сбор был полный и успех большой отмечает в своих воспоминаниях Николай Андреевич. -На концерты съехались музыканты из других городов Бельгийцы расстались со мною дружески.