Мамонтовская опера

Мамонтовская опера. В жизни Николая Андреевича началась новая эпоха. Она не была безоблачна - отнюдь Композитор испытывал высокий творческий подъм, почти без спадов. Немалую роль тут сыграла его любовь к Русской частной опере. Дважды Мамонтов вывозил свою труппу в Петербург, и каждый раз это было крупным музыкальным событием. Сиьнейшее впечатление производило исполнение Шаляпиным партии Ивана Грозного в Псковитянке.

Горячо был принят неведомый до того столичному зрителю и отвергнутый императорской сценой Садко. На первой неделе мамонтовских гастролей из пяти дней показов спектаклей, четыре были произведениями Николая Андреевича, который в то время ночевал в Опере, даже консерваторию забросил Ближайшей премьерой Корсакова в Русской частной опере была опера Моцарт и Сальери, показанная 25 октября 1898 года. Моцарт и Сальери сложился у композитора ещ летом 1897 года в пору небывалого у него увлечения вокальным творчеством.

За весенние и летние месяцы им было написано более сорока романсов. Я так давно не сочинял романсов вспоминал композитор Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса, и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде. Царская невеста. После 1897 года Римский-Корсаков пишет Царскую невесту. Два женских образа создают неповторимую атмосферу оперы, два предельно контрастных женских образа Любаша и Марфа. Недаром Царская невеста написана вслед 1897 годом, после решительного поворота композитора к широкой мелодии и к тому, что он сам назвал истинной вокальной музыкой.

Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года, и е успех превзошл даже триумф Садко. К этому времени И. С. Мамонтов уже перестал быть хозяином Русской частной оперы. Россия лишилась энергичного и инициативного, талантливейшего деятеля. Успех Царской невесты значительно укрепил положение Товарищества русской частной оперы, возникшего на основе мамонтовской труппы и оставшегося после банкротства Мамонтова без средств.

Сказка о царе Салтане. Николай Андреевич принадлежал к числу тех композиторов, для которых имеет силу закон творческого маятника. После исторической трагедии Царская невеста, на следующее же лето была написана Сказка о царе Салтане - веслая опера-небывальщина в духе занимательного ярмарочного представления. Римский-Корсаков, чь искусство звукописи уже давно было известно и признано даже самой недоброжелательной критикой, превзошл здесь, кажется, самого себя. Опера Сказка о царе Салтане, как ранее и другие оперы, была поставлена в Москве, в Русской частной опере.

Ставил Салтана известный режисср М. В. Лентовский, знавший и ценивший народное зрелищное представление и особенно заботившийся о живости и яркости массовых сцен, что в опере было вполне уместно. В 1889 году, когда была написана эта опера, Россия, или, вернее, читающая Россия, потому что значительная часть населения ещ не знала Пушкина, справляла столетие со дня рождения своего величайшего поэта и мыслителя. На юбилей Римский-Корсаков откликнулся ещ одним произведением - кантатой для двух солистов, мужского хора и оркестра Песнь о вещем Олеге, прямо посвящнной памяти А. С. Пушкина.