Хрущевская оттепель

Хрущевская оттепель. Во второй половине 40-50-х годов искусство обогащается новыми темпами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного социалистического строительства, воспитание нравственности и идеалов.

В живопись, скульптуру, графику, архитектуру вливаются свежие молодые силы. Заметную роль начинают играть художественные коллективы многих союзных республик. Творчество художников послевоенных лет развивается под воздействием изменившихся социальных представлений и новых духовных факторов. После пережитых народом бедствий перспектива мирного неомраченного бытия казалась особенно радужной и заманчивой.

Пафос окружавшей художника жизни был уже иной, на ее облике сказывался опыт людей, прошедших страшную войну, заново изведавших меру добра и зла, другими глазами смотревших на мир. В искусстве 40-х -начала 1950-х заметен отпечаток культа личности. Нередко бутафорская помпезность теснит суровую правду прошедшей войны и нелегкого этапа восстановления разрушенного хозяйства. И все же в это время создается немало интересных произведений. Активно, на втором дыхании, радостно переживая всенародный подъем, энтузиазм, рожденный долгожданной победой, работают мастера старших поколений Праздник победы Б.В. Иогансона, Конец Кукрыниксов, портреты военачальников, выполненные А.А. Шовкуненко, Жатва А.А. Пластова, Перед атакой В.Т. Лойка. Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом плане.

Так выразилось стремление художников отыскать в прошлом черты, отвечающие чувствам людей сегодняшнего дня. Эта тенденция особенна заметна в творчестве Серова -Ходоки у В.И. Ленина.

Продолжая в новых исторических условиях осуществлять ленинский план монументальной пропаганды, скульпторы в послевоенное десятилетие приложили немало усилий для сооружения самых различных памятников. Наряду с сооружением жилых массивов район Новых Черемушек в Москве возводятся и уникальные по тем временам здания. Так, в Москве, появляются первые высотные здания, во многом определившие силуэт города. Сооружение высотных зданий было для советских градостроителей абсолютно новым делом.

Сама задача организации строительства подобных домов, а по сути, сложнейших архитектурно-инженерных сооружений потребовала поднять на более высокий уровень целые отрасли промышленности. Московские высотки с их выразительными, запоминающими силуэтами родственны городу характером архитектурных форм. Высотные дома столицы долго несли в своем облике черты национального своеобразия с его красочностью, устремленностью ввысь, ясностью образа и жизнеутверждающим оптимизмом.

Решения ХХ съезда были восприняты как освежающие и обезнадеживающие перемены - получили название оттепель. Гораздо меньше успехов в живописи того периода чем в литературе. Соцреализм умирал, а новое искусство стало слишком формалистическим, чтобы волновать хотя бы широкие слои интеллигенции. 5.