Развитие Древней Греции

Развитие Древней Греции Содержание 1. Введение. Развитие Греции 2. Происхождение древнегреческой цивилизации в рабовладельческий период развития Греции. 3. Пример колонизации. Греческая община в Елизаветграде 4. Заключение Литература Введение. Развитие Греции.Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной т.е. греко-римской цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.

Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады греческим чудом. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о чуде Греческая цивилизация не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов.

Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе культурного переворота VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления греческого чуда оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков.

Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет.

Одним из первых был здесь отец истории Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным.

Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.

Происхождение древнегреческой цивилизации в рабовладельческий период развития Греции

И Зайцева Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге Греческая цивил... Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является челове... Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его про...

Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют мышлением по способу греков. У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства, дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу.

Античная Греция, т.1 Становление и развитие полиса. М 1983. с.90-91 Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец ванака. Основная функция царя заключалась в сохранении священного порядка в природе. Человек в такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков.

И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя басилевс, скорее военный предводитель. Басилевсы вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном.

Гомер. Илиада Пер. Н.И.Гнедича. М 1960 VI, 208 - 210 Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера воспитателем Греции. Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода.

Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства и, прежде всего, на главное из них землю с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами то есть свободный рынок, право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.

Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств а их было около 2 тысяч обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства иммигранты и женщины гражданскими правами не обладали и частной собственностью особенно недвижимой владеть не могли.

Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами. Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний.

А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса. Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, храмы.

По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем в частности, для товарообмена, начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей.

И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений.

С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей. Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города например, Пирей создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета гипподамова планировка.

Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления плоть до драконовского налогообложения Юстинианом города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности Илиады и Одиссеи Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической классической гимназии нового времени.

Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда аристократическая община уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие.

В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города театр. Величайшие драматурги трагедии Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии Аристофан. Исэгория равная свобода слова для всех граждан и исономия политическое равноправие вызывают расцвет некогда аристократического искусства ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ.

И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид.

Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре. В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины.

Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество.

Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности включая каменоломни и метеллургические предприятия, водном хозяйстве трубопроводы, водяное колесо. Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.

Пример колонизации Греческая община в Елизаветграде Греческие поселенцы на землях Елизаветграда появились задолго до основания крепости Святой Елизаветы, которая положила начало городу. Греческая колонизация региона значительно усилилась за годы Новой Сербии 1752-1764. Для охраны этой территории был организован Македонский полк, в основном из выходцев Центральной части Балканского полуострова и Греции Егейская Македония.

При поселении солдаты полка получали от правительства различные льготы им предоставлялся строительный материал, семена для посевов, выдавались подъемные. Так, в 60-е годы единовременная помощь для иностранных переселенцев увеличилась до 30 рублей. Крупные участки земли выделялись офицерам. Поселенцы лишь брали на себя обязанность заселять эти земли в установленный срок. Желающим поселиться на землях Елизаветграда выдавались открытые листы на право выхода из-за границы. Информация о содержании этих документов доходила до Греции, и стимулировала приток эмигрантов на земли Украины.

После основания крепости Святой Елизаветы 1754 г. около нее были построены форштадты кварталы для населения, где возникли три района - Подол, Пермские лагеря и Греческое. Наибольшее число поселившихся являлись выходцами из Македонии, другие - из Константинополя и островной Греции, Австро-Венгрии, Венеции, Запорожской Сечи, Бессарабии и Нежина. Численность греческой колонии без работников была небольшая - более 50 человек с женами и детьми 1. Земли для поселения при крепости Святой Елизаветы иностранным переселенцам, в том числе грекам, отводились беспрепятственно. Получив место для строительства, они возводили дома и начинали заниматься торговлей, и лишь немногие из них - ремеслом.

Наиболее активно велась торговля бакалейными товарами, водкой, бессарабским вином и табаком. Стремление елизаветградских греков к коммерции подтверждают и статистические данные, из которых видно, что в середине 70-х годов XVIII ст. в Новороссийской губернии в ее состав входила большая часть Елизаветградщины купцы-греки по численности занимали четвертое место после русских, украинцев и молдаван и часто торговали в Польше, центральной части Турции, России.

Елизаветград, который находился на перекрестке путей с Черноморского побережья вглубь России до основания Екатеринослава, Одессы, Херсона и Николаева, был основным торговым пунктом на юге Украины 2. Елизаветградские купцы через Хаджибейскую пристань торговали сельскохозяйственными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

Нередко они перепродавали в зарубежных странах товары, завезенные в Елизаветград российскими купцами 3. Особым спросом за рубежом пользовалось сало, которое обрабатывалось в салотопнях, так называемых салганах. С конца XVIII в. в Елизаветграде ежегодно организовывались четыре ярмарки, где активно шла торговля скотом, зерном, салом, коноплей, строительным лесом, сельскохозяйственными орудиями производства 4. Развивались в городе и ремесла.

Здесь работали 4 кирпичных завода, где ежегодно производилось 550 тыс. штук кирпича. В городе было 4 крупные мастерские по производству шкур, 35 ветряных мельниц, 5 табачных фабрик, 2 маслозавода и другие предприятия. С первых дней прибытия на новое место елизаветградские греки принимают решение построить свою церковь, сооружение которой продолжалось около семи лет. Избранный елизаветградскими греками священник - отставной нежинский иеромонах Игнатий Папазовлу совершал богослужение в храме на греческом языке.

Еще до освящения церкви греки сделали важный шаг к обретению самостоятельности. В начале 1764 г. Ефим Темелий вместе с другими греками подал новороссийскому генерал-губернатору прошение о самоуправлении общины. На следующий год были избраны двое старшин, представлявшие исполнительный орган самоуправления греческой общины купеческое правление, круг деятельности которого был довольно широк. Купеческое правление осуществляло прием в общину новых членов, выдавало разрешения на отъезд из крепости в различные города и села своих соплеменников, вершило суд над ними. Последние данные о деятельности купеческого правления в Елизаветграде датируются 1777 г. 5 Крепость Святой Елизаветы сыграла значительную роль в борьбе России за выход к Черному морю. В годы российско-турецкой войны 1768-1774 г.г. она была опорной базой российских войск.

С перенесением военных действий дальше на юг, крепость Святой Елизаветы стала резервной базой для российских войск.

Здесь стали размещаться штабы армий и полков, проводившие военные учения 6. После присоединения в 1783 г. Крыма к России крепость утратила военно-стратегическое значение. Ее вооружение было передано Херсону. Многие из греческих колонистов переселились в Мариуполь. Даже лишь некоторые вышеназванные факты деятельности греческих переселенцев в Елизаветграде дают основание сделать вывод, что греки внесли значительный вклад в развитие экономики и культуры народов Украины.

Заключение. К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование. Классические языки древнегреческий и латынь в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками историческим опытом и достижениями прошлого.

Литература 1. Ястребов В.Н. Греки в Елизаветграде Киевская старина. -1884. -Т.8 4 апрель С.673-684. 2. Труды Одесского государственного университета. -Т.151 Вып.5 Одесса, 1961 С.96. 3. Центральная научная библиотека НАНУ. Институт рукописей. -Ф.IX Крепость Св. Елизаветы. -Д.2514. -Л.1-7. 4. А.Н.Пашутин.

Исторический очерк г. Елизаветграда. -С.7.76,81. 5. Казименко П.И. Греки на Кировоградщине Греко-славянское духовное единство Донецк, 1993 С.200. 6. Центральная научная библиотека НАНУ. Институт рукописей Ф.IX. Крепость Св. Елизаветы Д.23477 Л.11-15. 7. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,Феникс,1994.