Церковная реформа

Церковная реформа. Преуспевала и Церковь, которой в тот период митрополиту, епископам и монастырям принадлежала треть всего негосударственного земельного фонда. Защищая устои православия как символа общегосударственного единства, Церковь старалась занять ведущее место в процессе объединения страны, а вместе с тем - укрепить и расширить свое материальное благосостояние за счет новых земельных приобретений, а политический и идеологический вес - за счет своего влияния на новый государственный и общественный порядок.

О том, что Церковь играла не только духовную роль в строительстве русского централизованного государства, говорит в частности тот факт, что еще с начала XVI века широко практиковались расширенные заседания боярской думы с церковными соборами. Одна из попыток урегулировать взаимоотношения между Церковью и государством в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе 1551 г на котором воинствующим церковникам - иосифлянам - удалось отстоять свои огромные земельные богатства от секуляризационных устремлений царя Ивана IV. Монарх хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению Церкви и ограничению ее привилегий.

Работа собора протекала главным образом так царь задавал вопросы, заранее составленные его приближенными, собор, возглавляемый митрополитом Макарием, давал на них ответы.

Вопросы Ивана IV относились к чисто церковной области. Собору предстояло в целом обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, положение низшего духовенства. В результате все же был достигнут некий компромисс ограничивался рост церковных землевладений, положения царского Судебника распространялось и на святительский суд, монастыри лишались пожалования из царской казны - руги, однако основные позиции русского духовенства остались непоколебимыми.

По замечанию Н.Е.Носова, в России, как и в Германии или в Испании XV - XVI вв Церковь была великой силой в государстве. Слабость русского города, а вместе с ним и зарождающейся русской буржуазии, как пишет Носов, не создали необходимой социальной почвы для антиклерикализма и реформационных идей, основным оплотом которых на Западе было именно городское сообщество.

Носов Н.Е. Указ. соч с.159-160. Утверждение о силе и влиянии Церкви в Русском государстве XVI века сомнений не вызывает, но приведенное выше обоснование этого вывода представляется весьма спорным. Во-первых, вряд ли возможно говорить о реальном существовании русской буржуазии в XVI веке, когда даже феодальные отношения в России еще не были окончательно оформлены. Во-вторых, и в более поздний период уже сложившихся буржуазных отношений российская общественная мысль не допускала сколько-нибудь значительных выпадов в сторону православия.

Неразвитое же гражданское сознание, отличавшее русское общество как в XVI, так и в более поздние столетия, само по себе не может служить обоснованием силы и могущества церковной организации. Реформы местного самоуправления губная и земская реформы Первым крупным шагом в создании сословно-представительных учреждений на местах явилась губная реформа конца 30-40 гг. XVI века проведенная московским боярским правительством.

До этого на местах единой системы управления не было. До реформ середины XVI в. сбор налогов на местах поручался боярам-кормленщикам, которые фактически были правителями отдельных земель. В их распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, то есть за счет бесконтрольного управления землями они кормились. Реформы отменили кормление. Сбор налогов, податей и суд на местах были переданы в руки губных старост, избиравшихся из местных дворян в сельской местности и излюбленных голов в городах.

По мнению Н.Е.Носова, реформы местного самоуправления были проведены под влиянием новгородско-псковских, а возможно, и польско-литовских порядков шляхетского и городского самоуправления. Носов Н.Е. Указ. соч с. 160. По его сведениям, сам термин губа западно-русского происхождения, он заимствован из псковской территориально-административной терминологии и обозначает по псковским писцовым книгам XVI в. тянущиеся к городу сельские округа. Известие о введении губных учреждений сохранила псковская летопись, датированная 1540-1541 гг. Избрание губных органов проводилось на общих уездных съездах князей, детей боярских и волостных судей тяглых миров.

Выборы проводились строго по сословным куриям и скреплялись поручными записями выборщиков. Приведение же к присяге крестное целование губных старост осуществлялось в Москве - в Разбойном приказе. Главной обязанностью губных старост был сыск и расправа над ворами и разбойниками - ведомыми лихими людьми.

Соответственно ограничивалась власть наместников и волостелей за ними сохранялись лишь суд и взимание судебных пошлин по делам об убийстве. Порядок, установившийся в результате реформ местного самоуправления охранялся очень жестоко средство дознания - пытка и повальный обыск, наказание за разбой - смертная казнь виселица, за первое воровство - битье кнутом, за второе - отрубание руки, за третье - казнь. На основании всего вышеизложенного Н.Е.Носов делает вывод, что губная реформа была направлена на охрану интересов феодалов, купечества и наиболее зажиточных слоев городского и волостного населения от покушений на их жизнь и частную собственность.

Он проводит аналогию между русским кровавым законодательством XVI в. и подобными явлениями в европейских странах, характерными для периода первоначального накопления, подтачивавшим феодальные устои. Носов Н.Е. Указ. соч с. 162. В дальнейшем - во 2-ой половине XVI в губные явки, как и сопутствующая им обязательная мирская порука, стали одним из средств обнаружения и поимки беглых крепостных крестьян и холопов.