Последние произведения

Последние произведения. В последних работах старого мастера чувствуется отчаяние человека, покинутого и беспомощного. Он с еще большей настойчивостью возвращается к живописным приемам минувших времен. С ледяной сухостью он отрекается от революционных завоеваний молодости, от законов перспективы, от силы светотени, передающей пластичность.

Его фигуры почти не дают тени, линии становятся беспокойными. Боттичелли аккуратно вычерчивает линии и с усердием записывает до последнего миллиметра задний план, чтобы только избежать бурных эмоций, связанных с самим сюжетом. Этот последний период начинается произведением под названием Покинутая, предвещающим всю глубину приближающейся трагедии. Перед запертой дверью в толстой каменной стене рыдает покинутая женщина, ее одежда разбросана на лестнице, словно ее швырнули ей вслед.

Человек, раздавленный безнадежностью в этой бездушной, безжизненной среде, несомненно духовный автопортрет самого Боттичелли. Несколько лет спустя Боттичелли пишет картину Клевета. Поруганная справедливость, темная фигура клеветника, невинный, которого волокут за волосы, какие-то фигуры из преисподней, нашептывающие что-то злое в уши судье. После сожжения Сованоролы на костре, около 1500 года, Боттичелли написал две потрясающие картины на тему Положение во гроб, а также Рождество и Распятие, не считая нескольких настенных росписей, выдержанных в старинном стиле.

Еще раз последний в жизни художника вспыхивает творимая им красота в картине Рождество. По краю золотого неба, раскрывшегося над хлевом, проходят в тихом парящем хороводе 12 ангелов в развивающихся одеждах. Под навесом Мария преклоняет колени перед маленьким Иисусом. В картине нет ни античных развалин, ни парадного шествия горделивых Медичи.

Одетые в одинаково бедную одежду, стоят на коленях волхвы и пастухи. На первом плане три спустившихся с неба ангела обнимают трех паломников. При сравнение одной только этой картины с творениями, написанными на ту же тему в молодости, бросается в глаза перелом, совершившийся в душе художника. Нарушены все перспективные и масштабные соотношения фигуры переднего и заднего плана имеют одинаковую величину члены святого семейства по размерам вдвое крупнее остальных фигур.

Из надписи на греческом языке, написанной под картиной Эту картину написал я, Александр, в конце 1500 года в пору постигшего Италию несчастья. Считающаяся последней в творчестве Боттичелли картина Распятие тоже исполнена тревоги за любимую художником Флоренцию. Мария Магдалина обнимает подножие креста. За фигурой ангела, избивающего льва, из земли вырывается пламя. Видны поднимающиеся из пламени дьявол и меч. На другом краю картины освещенная солнцем Флоренция, над которой бог-отец в знак покровительства городу поднимает библию, в то время, как с неба падают щиты с изображением креста.