Снова Веймар. Бах на светской службе.Приобщение к мировому музыкальному искусству

Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству. В 1708 году Бах снова в Веймаре на светской службе гофорганиста и придворного музыканта герцога веймарского.

В Веймаре Бах пробыл около десяти лет. Здесь впервые представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера. Бах много сочинял для органа, писал разного рода пьесы для скрипки и клавесина, как помощник капельмейстера должен был создавать репертуар для капеллы, в том числе кантаты для исполнения в придворной церкви.

Требовалось умение писать быстро, в самых различных жанрах и формах, применяясь к разным исполнительским средствам и возможностям. Для Баха это была первая светская служба, где относительно свободно можно было экспериментировать в ранее мало доступной ему области светских музыкальных жанров. Весьма важным было соприкосновение с мировым музыкальным искусством.

В веймарский период он как органный композитор достигает творческих вершин. Лучшее из того, что создал Бах для этого инструмента, написано в Веймаре токката и фуга ре минор, прелюдия и фуга ля минор, прелюдия и фуга до минор и целый ряд других произведений. В органном творчестве Бах опирался на давно сложившиеся традиции национального искусства, обогащнного деятельностью непосредственных предшественников композитора Бухстехуде, Рейнкена, Бма, Пахельбеля. У них Бах научился придавать своим творениям художественную завершнность, ясность и красоту форм, гибкость фактуры.

Ощутимые результаты принесло серьзное изучение скрипичного искусства Италии с его блестящим концертным стилем, в котором сочеталась труднейшая виртуозная техника с пластикой выразительных кантиленных мелодий немало труда приложил Бах, чтобы овладеть новыми жанрами творческими примами итальянских виртуозов. С этой целью он перекладывал скрипичные концерты Антонио Вивальди для органа и клавесина в ряде органных и клавирных фуг разрабатывал тематический материал Арканджело Коррели, Джованни Легренци, Томазо Альбинони.

Не бесследно прошло изучение французской музыки, в частности клавесинной. Уже в юные годы Бах сумел е оценить в люнебургском сборнике произведений, переписанных рукой композитора, находятся и французские клавесинные пьесы Каприччио на отъезд возлюбленного брата обнаруживает влияние программной клавирной музыки, созданной французскими музыкантами. В Веймаре происходит дальнейшее и более углублнное освоение французской музыки.

На произведениях французских клавесинистов, и в особенности Франсуа Куперена, Бах учился примам клавирного письма. Одновременно с работой над жанрами органной и клавирной музыки Бах сочиняет кантаты. Помимо духовных кантат появляется первая светская кантата Тешит меня лишь веслая охота. Она написана и исполнена в 1716 году. Впоследствии Бах неоднократно вносил в не изменения касающиеся преимущественно словесного текста и приспосабливал к другим официальным празднествам в конце концов, музыка кантаты перешла в духовный репертуар.

Итак, в творческом отношении Веймар для Баха чрезвычайно важный этап. В центральной, основной области баховского искусства, в органной музыке, веймарский период это расцвет и полная творческая зрелость. Многое из предварительно набросанного реализовалось и приобрело окончательную форму позже, когда, покинув Веймар, Бах переселился в Ктен. БАХ ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ещ юношей Бах зарекомендовал себя первоклассным виртуозом органистом и клавиристом.

По-видимому, Бах ежегодно совершал поездки в разные города Германии. Известно о его пребывании в Галле и Касселе в 1713 году. Исполненное в Касселе соло на педали вызвало изумление и восторг присутствующих. В следующем, 1714 году Бах в Лейпциге дирижировал в одной из церквей своей кантатой Грядет язычников спаситель, играл на органе. Феноменальный импровизаторский дар Баха виртуоза почти исключал возможность соперничества.

По свидетельствам современников, Бах мог на одну тему импровизировать в течение двух часов, развивая е в самых различных и сложных формах полифонической музыки. Много памятных эпизодов из артистической жизни композитора приводят его биографы. Состязание с Луи Маршаном особенно часто упоминается. В 1717 году Бах был вызван в Дрезден - столицу Саксонии, где ему было предложено принять участие в концерте совместно с известным французским клавиристом. Накануне назначенного дня произошла встреча и предварительное знакомство двух клавиристов.

В одном из дворцовых концертов оба играли на клавире, и в ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно покинул Дрезден.