Отъезд из Ктена

Отъезд из Ктена. Натура художника всегда неудержимо стремиться к свежим, новым впечатлениям.

И очень скоро Ктен начинает тяготить Баха. По-прежнему он совершает свои артистические поездки, сопровождает принца в путешествиях, но стремление покинуть двор усиливается с каждым годом. К этому присоединились переживания и соображения личного и семейного порядка смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом университетском городе. Вот почему в 1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась вакансия органиста при церкви св. Якова. Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл на органе в присутствии многих знатоков органного искусства.

Монументальная фантазия, которую он импровизировал на тему духовной песни На реках Вавилонских, потрясла слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся органистов баховского времени, обратился к великому артисту со словами Я полагал, что это искусство умерло, но вижу теперь, что в вас оно ещ живт. Тем не менее прошение Баха было оставлено без внимания, а место предоставлено бесталантной и ничтожной личности вопрос решила крупная сумма денег, внеснная претендентом в церковную кассу.

В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача из Вейсенфельса Анне Магдалене Викельн. Музыкально одарнная, обладавшая хорошим сильным голосом, наделнная мягким и благородным характером, Анна Магдалена сделалась верным другом и помощником великого музыканта. Намерение вырваться из Ктена не оставляло Баха. Со смертью Иоганна Кунау освободилось место в церкви св. Фомы в Лейпциге.

Бах, неоднократно выстепавший в этом городе, признанный выдающийся органист и импровизатор, решил предложить свою кандидатуру. Но и на сей раз для него это не оказалось лгким и простым. Советники магистрата искали музыкантов более знаменитых и место кантора сначала было предложено Телеману и капельмейстеру Граупнеру. Только после того, как оба ответили отказом, магистрат вынужден был удовлетвориться музыкантом среднего достоинства и остановил свой выбор на Иоганне Себастьяне.

Бах долго не мог решиться на унижающие достоинство и творческую свободу ограничения. Но выбора не было. Пересилив свои колебания, он принял требования лейпцигского магистрата. В мае 1723 года Бах был утверждн кантором школы св. Фомы и переехал со своей семьй в Лейпциг. ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД. ШКОЛА СВ. ФОМЫ. БАХ КАНТОР. Для предназначенной Баху роли он был слишком честен, простодушен и гениален.

Разногласия казались неизбежны, и они действительно не замедлили обнаружиться. Как кантор певческой школы при церкви св. Фомы Бах обязан был обслуживать силами школы главные церкви города, нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Но когда Бах приступил к своей должности, школа находилась в состоянии полного развала и упадка. Бах решает внести в магистрат в высшей степени необходимый проект хорошего обслуживания церковной музыки вместе с беспристрастными рассуждениями об упадке сей последней. В этом документе он с горечью и едва скрываемым возмущением описывает состояние музыкального дела, его материальные условия.

Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на строптивого кантора ополчилось вс чиновное начальство. Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений. Решают, что кантор неисправим, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Обстановка в школе св. Фомы изменилась с появлением в 1730 году нового ректора, образованного филолога Гесснера большого почитателя музыки Баха. Гесснер поддерживал лейпцигского кантора и старался отвести от него бесчисленные неприятности.

Но этот сравнительно светлый период длился недолго. В 1734 году Гесснера сменил другой ректор, Эрнести невежественный педант, который не гнушался никакими средствами, чтобы оскорбить достоинство не в меру гордого кантора. В поисках способов оградить свою независимость, Бах решил добиваться звания придворного музыканта курфюрста саксонского.

Надеясь на высочайшее покравительство, он послал в Дрезден с этой целью написанные две части си минорной мессы. Кроме мессы, Бах написал для Дрездена ряд кантат специально для королевских празднеств и торжественных дней. Но светлейший курфюрст Фридрих Август Саксонский, прославившийся своим беспутством и безумной расточительностью, был слишком занят, чтобы снизойти к прозьбе скромного кантора. Больше трх лет пришлось дожидаться королевской милости, и только в конце 1736 года желание Баха осуществилось он получил звание придворного музыканта саксонского курфюрста.

Однако, связанные с этим надежды не оправдались, и звание придворного музыканта не принесло с собой сколько нибудь ощутимых результатов.