рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ранний либерализм западники и славянофилы

Ранний либерализм западники и славянофилы - раздел История, Ответы на экзаменационные вопросы по истории Ранний Либерализм Западники И Славянофилы. Славянофилы, Представители ...

Ранний либерализм западники и славянофилы.

Славянофилы, представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Самобытность России, по мнению славянофилов в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Те же особенности развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления славянофилы, т.е. славянолюбы. Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания Философского письма Чаадаева.

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые А.С.Хомяков, И.В.Кириевский написанные в 1838 году и не предназначавшиеся для печати статьи Хомякова О старом и новом и И.В.Киреевского В ответ А.С.Хомякову , К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин Видными славянофилами были П.В.Киреевский, А.И.Кошелев, И.С.Аксаков, Д.А.Валуев, Ф.В.Чижов, И.Д.Беляев, А.Ф.Гильфердинг, позднее - В.И.Ламанский, В.А.Черкасский.

Близкими к славянофилам по общественно-идейным позициям в 40-50-х гг. были писатели В.И.Даль, С.Т.Аксаков, А.Н.Островский, А.А.Григорьев, Ф.И.Тютчев, Н.М.Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали историки и языковеды Ф.И.Буслаев, О.М.Бодянский, В.И.Григорович, М.М.Средневский, М.А.Максимович. Средоточием славянофилов в 40-х годах была Москва, литературные салоны А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых.

Здесь славянофилы общались и вели споры с западниками. Произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа славянофилы долгое время не имели, главным образом из-за цензурных препонов. Печатались преимущественно в журнале Москвитянин издали несколько сборников статей в 40-50-х годах. После некоторого смягчения цензурного гнета славянофилы в конце 50-х годов издавали журнал Русская беседа , Сельское благоустройство и газеты Молва и Парус 2 . В 40-50-х годах по важнейшему вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм западно-европейской политической жизни.

В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дерева, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве.

Славянофилы выступали за отмену крепостного права сверху с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов. Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Генетически философская концепция их восходит к восточной патристике, в то же время тесно связана с западно-европейским иррационализмом и романтизмом первой половины XIX века. Односторонней аналитической рассудочности рационализму, которые, по мнению славянофилов, привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставляли понятия волящего разума и живознания Хомяков славянофилы утверждали, что полная и высшая истина дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим от веры, от религии.

Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника - восточной церкви Хомяков, обуславливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа.

Начало соборности свободной общности, характеризующее жизнь восточной церкви, усматривалось славянофилами в русском обществе. Православие и традиция общинного уклада сформировали глубинные основы русской души. Историческим воззрениям славянофилов была присуща в духе романтической историографии идеализация старой, дореволюционной Руси, которую славянофилы представляли себе гармоничным обществом, лищенным противоречий, являвшим единство народа и царя, земщины и власти. По мнению славянофилов, со времен Петра I, произвольно нарушевшего органическое развитие России, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западно- европейскую культуру, оторвались от народной жизни.

Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы понимали народ в духе консервативного романтизма.

В то же время славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка 2 . Эстетические и литературно-критические взгляды славянофилов наиболее полно выражены в статьях Хомякова, К.С. Аксакова, Самарина. Критикуя суждения В.Г. Белинского и натуральную школу в русской художественной литературе статья Самарина О мнениях Современника исторических и литературных , 1847 , славянофилы в то же время выступали против чистого искусства и обосновывали необходимость собственного пути развития для русской литературы, искусства и науки статья Хомякова О возможности русской художественной школы , 1848 . Художественное творчество, по их мнению, должно было отражать определенные стороны действительности - общинность, патриархальную упорядоченность народного быта, смирение и религиозность русского человека.

Идеи славянофилов своеобразно преломились в религиозно-философских концепциях конца XIX - начала XX века В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др Западники, направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов XIX века, противостоящие славянофилам.

В московский кружок западников входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живший в Петербурге В.Г. Белинский. К западникам относился также С.И. Тургенев. Термины западники, западничество иногда европейцы, так же как и славянофильство, славянофилы, родились в идейной полемике 40-х годов.

Споры о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать самобытный путь, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т.д. были лишь формой постановки более существенного вопроса - о будущих социальных преобразованиях России. Западники связывали их с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской России.

Существование западников как единого лагеря не отменяет, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам западной действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали, в зависимости от принадлежности, интересы разных классов. Со второй половины 40-х годов расхождения затрагивали область эстетики споры Белинского с Болоткиным, выражались в разном отношении к атеизму и материализму и особенно резко - в трактовке социально-политических проблем.

Белинский, Герцен, Огарев хотели строить на развалах самодержавия социализм, умеренные западники мечтали о буржуазном царстве правового порядка 2 . Вместе с тем на переломе европейской истории - революции 1848-1849 - в концепциях русского утопического социализма наблюдаются существенные сдвиги. Еще накануне революции Белинский относил осуществление социализма для России в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа буржуазных преобразований.

Герцен после краха революции в Европе приступил к разработке так называемого русского крестьянского социализма, отстаивая мысль о том, что Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного землевладения. Обращение Герцена к русской общине было, несомненно, стимулировано славянофильской концепцией. Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х годов тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х - началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем идти России принял конкретные формы - как и кому освобождать крестьян? Революционные демократы стали на сторону крестьянства, либералы как западники, так и славянофилы - на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению сверху. Таким образом, термины западники и славянофилы отражают некоторые реальные моменты истории идейной борьбы 40-х годов.

Однако они не являются строго научными, содержательными категориями. Оставаясь на поверхности явлений, они не выявляют сути идейной борьбы 40-50-х годов, когда весь русский вопрос заключался в вопросе о крепостном праве 19.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на экзаменационные вопросы по истории

Авторитаризм может быть представлен монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами правления. Для авторитаризма характерно Автократизм. Неограниченность власти.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ранний либерализм западники и славянофилы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Внутренняя политика Николая
Внутренняя политика Николая. У Николая 1, ставшего императором в декабре 1825 г не было да же намерений, связанных с изменением государственного строя России. Для укрепления существующего по

Гражданская война
Гражданская война. Г.В способ разрешения острых противоречий классовых, нац религиозных между разл. соц. полит. силами внутри страны средствами воор. насилия. События, предшествующие Г.В. Мя

Зарождение абсолютизма
Зарождение абсолютизма. После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого н

Логика и этапы объединительного процесса
Логика и этапы объединительного процесса. Предпосылки объединения земель 1.эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами 2.

Особенности развития России на рубеже
Особенности развития России на рубеже. В Р к этому периоду проживало 125.600.000 чел по переписи 1897г. Полит структура в стране продолжала сохраняться абс мон-хия, полностью отсутсвовали полит пра

Причины образования государства у восточных славян
Причины образования государства у восточных славян. Мы застаём восточных славян в VII и VIII вв. на походе, в состоянии всё усиливавшегося общественного разложения. Образовавшийся между ними

Проекты и попытки реформ Александра
Проекты и попытки реформ Александра. Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей все

Просвещённый абсолютизм Екатерины
Просвещённый абсолютизм Екатерины. Время царствования Е.II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражаю

Русский марксизм
Русский марксизм. Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теор

Смутное время в России
Смутное время в России. Причины смутного времени 1.Нац политика проводилась деспотическими методами, силами крайне малочисленной администрации. 2.полное забвение интересов народа вызвало его недово

СССР в годы ВОВ
СССР в годы ВОВ. Хар-ка экономики сверхцентрализация, плановость, опора на собственный хозяйственный и научный потенциал, ориентация на военное производство. Создание новых органов управлени

Тенденции послевоенного развития
Тенденции послевоенного развития. Общая характеристика экономики и социальной сферы. Экономика по-прежнему основана на двух формах собственности государственнной и колхозно-кооперативной. Ча

Тоталитаризм сущность и этапы
Тоталитаризм сущность и этапы. Понятие тоталитаризм впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов

Февральская революция в России
Февральская революция в России. Причины, характер, ход, последствия. Причины февральской рев-ции, хар-р и полит силы были аналогичны 1рр. 1. стране не хватало промтоваров, т.к. 86 ее прод-ци

Экономика России в
Экономика России в. начале 20 века. Россия была аграрно-индустриальной страной. Реформы 60-х годов расчистили дорогу для быстрого буржуазного развития. В России появляются первые банки. Росс

Эпоха великих реформ в
Эпоха великих реформ в. гг. 19в. Отмена крепостного права. 3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования создание Секретного комитета под непосредственным ве

Эпоха Петра
Эпоха Петра. политическая модернизация. Поначалу вся власть сосредоточилась в руках родственников Петра, поскольку сам он жил в селе Преображенском и продолжал заниматься военными и морскими делами

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги