Консолидация общества на идеях национализма

Консолидация общества на идеях национализма. Последние фамилии косвенно преследовали еще одну цель. Мустафа Кемаль искал исторические аргументы, чтобы восстановить у турок чувство национальной гордости, подорванное за предшествующие два века почти непрерывными поражениями и внутренним развалом. О национальном достоинстве заговорила прежде всего интеллигенция.

Ее инстинктивный национализм носил по отношению к Европе оборонительный характер. Можно представить себе чувства турецкого патриота тех дней, который читал европейскую литературу и почти всегда находил слово турок, употребленным с оттенком пренебрежения. Правда, образованные турки забывали, как они сами или их предки презирали своих соседей с утешительной позиции высшей мусульманской цивилизации и имперского могущества.

Еще Измирский конгресс 1923 года принял Экономический обет на принципах национального единства и предотвращения классовой борьбы. В нем пишется, что турки любят друг друга от души, без различия классов и убеждений. Это были не просто красивые слова, а реальная задача преодоления последствий гражданской войны, раскола общества, разрешения межнациональных и социальных противоречий. Перед Мустафой Кемалем стояли труднейшие задачи в том числе консолидация общества на идеях здорового национализма.

В течение многих веков Турецкая империя играла ведущую роль в мировой политике. Это наложило своеобразный отпечаток на сознание туркав, на образ их мышления. Преодолеть имперский стереотип, когда каждый турок считал себя выше, чем остальные жители государства, было труднее, чем даже перестроить экономику страны. Тем более, что турецкий султан был одновременно халифом правоверных, а турки считали свою страну центром исламского мира. В годы младотурецкой революции главной доктриной был оттоманизм, т.е. стремление превратить всех жителей империи в единую нацию.

По сути, речь шла об ассимиляции турками остальной части народов государства. Встретив упорное сопротивление этой политике, младотурки перешли к концепции пантюркизма. Во внутренней политике пантюркизм по-прежнему был направлен на ассимиляцию народов, а во внешней подчинение господству турок других тюркских народов от Босфора до Алтая. Идея пантюркизма сочеталось с огромным влиянием идей панисламизма, основанного на объединении мусульман под властью турецкого султана-халифа.

Мустафа Кемаль выделил тюркизм от пантюркизма. Уже во время освободительной войны против оккупационных сил Антанты, Мустафа Кемаль понял, что победа возможна только за счет консолидации турецкой нации, а не всего населения империи. Утрата провинций, говорящих но арабском языке, переселение турок из Греции превратила Турцию в более однородное в национальном плане государство.

Это создало условия для объединения на этнической почве. Таким образом, кемалисты поставили вопрос об отказе от имперских амбиций и признании права ранее покоренных народов самостоятельно решать свою судьбу. Идея национального единства сыграла настолько значительную роль, что новая турецкая армия смогла остановить наступление превосходящих греческих войск и разгромить их. Мустафа Кемаль сформулировал основные принципы национальной идеи - родина, нация, республика, общественные права.

Наряду с ними было приняты ряд принципов, которые были включены в Конституцию. Республиканизм означал верность республиканской форме правления революционизм - верность принципам борьбы за независимость, национализм - возвышение турецкой нации лаицизм - защиту принципа отделения религии от государства народность - непризнание классов и классовой борьбы осуществление народного суверенитета на основе демократизма.

В разной степени эти принципы были претворены в жизнь при правлении Ататюрка и в нынешние времена. 4.4.