Поддержка частной инициативы

Поддержка частной инициативы. В 20-е годы правительство Кемаля немало делало для того, чтобы поддержать частную инициативу. Но социально-экономическая действительность показала, что в Турции этот метод в чистом виде не работает. Буржуазия устремилась в торговлю, домостроительство, спекуляцию, занималась пенкоснимательством, в последнюю очередь думая о национальных интересах и развитии промышленности.

Режим офицеров и чиновников, сохранивших определенное презрение к торговцам, все с большим неудовольствием наблюдал затем, как частные предприниматели игнорировали призывы вкладывать деньги в индустрию. Экономический конгресс, созванный кемалистами в Измире в феврале 1923 года поставил задачу перехода от мануфактуры и мелкого производство к крупным фабрикам и заводам, создания отраслей промышленности, для которых в стране имелось сырье, формирование государственного банка.

В двадцатые годы правительство стремилось расширить использование сельскохозяйственных машин. С этой целью был принят ряд законов, которые предусматривали поощрительные меры для крестьян, использующих сельскохозяйственную технику. Правительство оказывало всемерную помощь кооперативам, снижало железнодорожные тарифы на перевозку фруктов, инжира, зерна и т.д. Любопытная форма поощрения правительством местной текстильной промышленности осуществлялась в соответствии с законом, принятым в декабре 1925 года. Государственные служащие обязаны были носить одежду, изготовленную из тканей отечественного производства, даже если эти ткани стоили на 10 процентов дороже, чем импортные.

Разница в цене покрывалась государственными учреждениями и муниципалитетами. Однако когда грянул мировой экономический кризис, больно ударивший по Турции, Мустафа Кемаль обратился к политике государственного регулирования экономики. Эта практика получила название этатизма.

Правительство распространило государственную собственность на значительные секторы промышленности и транспорта, а, с другой стороны, открыло рынки для иностранных инвесторов. Эту политику в десятках вариантов повторят потом многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. В 30-е годы Турция занимала третье место в мире по темпам промышленного развития. Однако реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь самым краем они касались деревни, где до сих пор живет почти половина турок, а во время правления Ататюрка жило большинство. 5. МОЕ МНЕНИЕ ОБ АТАТЮРКЕ И ЕГО РЕФОРМАХ Ататюрк как человек и политический деятель производит двоякое впечатление. Положительные аспекты его жизни и правления Турцией, наиболее известные во всем мире, изложены в предшествующих главах.

Однако есть много негативных черт характера Ататюрка и неудач в его президентском правлении, о которых не хотят говорить в Турции и которые тщательно скрывают от мировой общественности. Ататюрка называют суровым и блестящим солдатом, но его требования не воевать, а умирать говорят, скорее, о безжалостности и самодурстве, нежели о выдающихся военных качествах.

Неумение или нежелание находить общий язык с членами политических обществ и неучастие в рискованных мероприятиях этих обществ характеризуют Ататюрка как бескомпромиссного, неуживчивого человека, к тому же хитрого и коварного, ставящего личные интересы заведомо выше коллективных. Вытягивание за уши Турции в цивилизацию, в том числе путем запрета ношения фесок, введения гражданских браков при допущении законности убийства женщины, если выяснится, что она вступила в брак не девственницей свидетельствует больше об авантюризме, чем о продуманных действиях.

Культ Ататюрка в Турции, хотя и носит официальный и массовый характер, вряд ли может быть назван безусловным. Даже кемалисты, которые клянутся в преданности его идеям, на самом деле идут своим путем. Утверждение кемалистов, будто всякий турок любит Ататюрка всего лишь миф. У реформ Мустафы Кемаля много врагов - явных и тайных.

Попытки отказаться от некоторых его преобразований не прекращаются и в наше время. Левые политические деятели постоянно вспоминают о репрессиях, которым подвергались их предшественники при Ататюрке и считают Мустафу Кемаля просто сильным буржуазным лидером. Исламский мир не желает признавать его, не прощая тем самым ликвидацию халифата. У Мустафы Кемаля были и достоинства, и человеческие слабости. Он обладал чувством юмора, любил женщин и веселье, однако сохранял трезвый ум политика.

Его уважали в обществе, хотя его личная жизнь отличалась скандальностью и распущенностью. Кемаля часто сравнивают с Петром I. Как и русский император, Ататюрк питал слабость к спиртному. Он умер 10 ноября 1938 года от цирроза печени в возрасте 57 лет. Его ранняя смерть стала трагедией для Турции.