рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем

Работа сделанна в 2001 году

Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем - Доклад, раздел История, - 2001 год - Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века Переписка С Максимом Греком И Иноком Филофеем. Карпов Один Из Наиболее Оригин...

Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем. Карпов один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего времени.

Общаясь с иностранцами, Карпов получил европейское образование. По роду своих занятий он знал восточные языки, знаком был с греческим и латинским. Ему были известны в подлинниках или извлечениях произведения Аристотеля, Гомера, Метаморфозы Овидия, цитаты из которых он включал в свои письма.

Карпов находился в переписке с умнейшими людьми того времени Максимом Греком, старцем Филофеем, Николаем Немчиным, митрополитом Даниилом и др. В Послании иноку Филофею , Карпов хвалит письмо старца, которое получил ранее Омировым гомеровым бо словомъ и риторским разумом пригодне сложени, не варварски же, ни невежески, но грамотически уметельне сложена Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 518. Из этого следует, что Карпов умел ценить возможности хорошего слога и к нему обращались за оценкой качества стиха.

Кроме того, стиль его общения со старцем говорит о том, что они были в близких дружеских отношениях Похваляю, яко разум божественных и человеческих умеюща Там же Максим Грек называет Карпова премудрым, премудрейшим, пречестнейшим многим разумом украшенным и даже праведником, и князь Курбский, который знал Карпова, по всей вероятности, лишь по сочинениям разумным мужем. Не смотря на то, что нам известны только четыре послания Карпова, круг его интересов поражает своей широтой.

Его волновали и естественные науки астрономия, медицина, о чм мы узнам из посланий Максима Грека, адресованных Карпову, и политические учения, и классическая поэзия. Особо его волновало богословие. Задумывался Карпов и над вопросами о происхождении Земли и жизни на ней. Он пытался постичь законы естества. Некоторые материалы о взглядах Карпова мы черпаем из пяти посланий к нему Максима Грека. Два из них посвящены опровержению взглядов Николая Немчина и датируются 1518-1519 гг ещ два посвящены критике астрологических воззрений Карпова, были написаны в 1523-1524 гг. Последнее является ответом на недоумения Карпова относительно критики Максимом Греком взглядов Николая Немчина.

В переписке Фдора Карпова с Максимом Греком отразилась накалнная атмосфера Москвы первой четверти XVI в когда шла ожесточнная полемика между нестяжателями и сторонниками монастырского землевладения. Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва.

М 1984 г. с. 745. Карпов родился и рос в Твери, а Тверь была очагом еретического вольномыслия. По мнению А.А. Зимина это не могло не отразиться на мировоззрении молодого Фдора Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. с. 344 Скорее всего, общение с еретиками поколебало его в догматах церкви, потому что изначально он получил, по всей вероятности, патриархальное образование.

Помимо этого, он в течение тридцати лет вращался в самой разнообразной среде, соприкасался с людьми разных национальностей, в частности, с представителями европейской культуры. Отсюда проистекает его свободомыслие, беспокойный и ищущий ум Кажется мне, отче, что не следует непонимающему стыдиться того, чего он не понимает, но рассказывать о незнании своем знающим людям. Ибо я не вижу ничего предосудительного или противного разуму в том, чтобы более мудрых спрашивать, чтобы они мне добрый совет дали, и незнание в знание обратили, и томящуюся мысль вполне успокоили Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва.

М 1984 г. с. 502. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина - таким пространным рассуждением Карпов начинает сво Послание Максиму Греку о Третьей книге Ездры. Он переживает по поводу того, что его мысли и умозаключения в богословской области Послание Максиму Греку о третьей книге Ездры противоречат книжным христианским истинам.

Жажда познания сопровождалась у него сознанием собственного несовершенства Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. с. 345. В такие моменты он обращался к Максиму Греку Максим Грек, в миру Михаил Триволис, родился в Греции около 1470 г. В 1492 году отправляется для завершения образования в Италию во Флоренцию. Общается с итальянскими знаменитостями Эпохи Возрождения Анжело Полициано, Марсилио Фичино, Джанфранческо Мирандола, Пико делла Мирандола, Иеронимом Савонароллой.

Благодаря проповедям последнего, Михаил решает постричься в монахи, что и делает в одном из Афонских монастырей под именем Максим. В 1516 г. по запросу Василия III Максим выезжает в Москву для перевода Толковой Псалтири. Здесь ему и приходится остаться, для перевода и исправления других книг. Жизнь Максима оказалась навсегда связана с Россией. К нему в келью в Чудовом монастыре приходили многие образованные русские люди. Он примкнул к партии нестяжателей, за что дважды представал перед церковным собором в 1526 и 1531 гг был обвинн в ереси и порче книг и сослан в Тверь. За пять лет до смерти был переведн в Троице-Сергиеву Лавру, где умер и был похоронен в 1556 г чтобы он успокоил его томящуюся мысль Аз же ныне изнемогаю умом, во глубину впад сомнения, прошу и мил ся дею, да мне некая целебнаа присыплеши и мысль мою упокоиши Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва.

М 1984 г. с. 502. Тут же он дат мудрую аллегорию Сице бо и врачеве творятъ о болезни неспящаго и многомыслие о смерти имеюща, некоторым зелиемъ успеваютъ и многмыслие смертное соотъемлютъ. Неуверенность боярина проистекала от противоречия между патриархальностью его православного воспитания, которому он был предан с детства и вольнодумством, зарождающимся в Европе, с которым он сталкивался во время общения с такими людьми, как, например, Николай Немчин Булев, уроженец города Любека.

Последний являлся весьма образованным для своего времени человеком, немцем, выучившим русский в совершенстве и вошедшим в доверие к Великому Князю. Николай Немчин вообще был основным противником Максима Грека, против которого он направлял огонь своей полемики. К нему были написаны четыре послания.

Несколько лет он работал придворным врачом при Великом Князе. Немчин пропагандировал в русском обществе униатские идеи и новомодные течения астрологию, астрономию и т.п. Ещ в 1520 г. в Германии Иоанном Штоффлером был издан Альманах, в котором тот предсказывал, что в 1524 г. произойдт всемирный потоп и гибель мира. Николай Булев перевл этот Альманах на русский язык. Помимо этого, он высказывал идею соединения церквей в период русско-турецких войн. О Н. Булеве, как о профессоре медицины и астрологии и всех наук основательнейшем Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т. 9, М. Л 1953 с. 223. отзывается Франциск-де-Колло, посол императора Максимилиана, о котором уже говорилось выше. Этот отзыв мог знать Ф. Карпов, так как встречал посла во время его приезда.

В любом случае, Фдор Карпов попал под влияние его искусно и мудро составленных сочинений и написал Булеву послание с вопросом относительно различий между православной и католической церквями.

В ответе Карпову тот, очевидно, утверждал, что сколько-нибудь серьзных различий между ними нет. За разъяснениями Карпов обращается к Максиму Греку и становится участником, посредником в полемике, ведомой Максимом Греком и Николаем Немчиным. Но, если в канонических богословских вопросах греческий монах Об интересе Ф.И. Карпова к унии мы узнам из двух посланий, составивших в едином огромный трактат Слова на латинов Максима Грека к нему, в которых тот жстко порицает Николая Немчина.

Отсюда же становится известно, что Николай Немчин уверял Карпова в отсутствии особенных различий между православной и католической церквями. Максим Грек, Соч ч. 1. бог дать ответ и хороший совет, то в увлечении Карпова астрологией, тот уже не являлся для него авторитетом.

Ещ в двух посланиях Максим Грек пытается доказать Карпову, что астрология и астрономия не согласуются с христианским учением. Идеи, пришедшие к нам с Запада, временно отвлекли Карпова от старого русла нашей культуры, но не оторвали окончательно. Чувствуя себя между двумя течениями, он стремился одно примерить с другим и поэтому со всеми возникавшими недоумениями обращался к такому авторитету византийской образованности, каким был Максим. Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. Ф.И. КарповУчные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории РАНИОН, т. 4, М 1929, с. 44. Сво послание Максим Грек начинает словами Я прочл тво послание ко мне. Он ругает Карпова за то, что тот далк от понимания церкви, обличает его в невежестве.

Но, выступая против заблуждений Карпова, Грек остатся высокого мнения о его уме и способностях. Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т. 9, М. Л 1953 с. 225. Это видно по тону его посланий он пишет, что астрологические взгляды не достойны благочестию и разуму твоему, называет Ф. Карпова честнейшим Фдором, мудрейшим Фдором, и т.д. Это свидетельствует о том, что между Ф. Карповым и Максимом Греком существовали не только внешние, но и глубокие дружеские связи.

Е. Кимеева считает, что интерес Ф. Карпова к идее соединения церквей был своеобразным проявлением оппозиционности к существующему строю. Между тем, никаких оснований утверждать это у нас нет. Переписка Карпова с Максимом Греком и Николаем Немчиным говорит скорее о его пытливости его ума, а не о его оппозиционности существующему строю законно полемизирует с И.Н. Кимеевой А.А. Зимин в своей статье.

Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 160-173. В другом послании, Максим Грек, узнав, что одно из его сочинений, адресованных Николаю Немчину, вызывает неблагоприятные толки, в том числе и со стороны Ф. Карпова, гневно упрекает последнего вы достигли такого возраста и столь искушены в божественных писаниях, такая догма ускользнула от вас. Памятники литературы с. 495. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина.

Догма, высказанная Греком, гласила, что бог Отец безначален и беспричинен. Этим он, по-видимому, спорил с гностицистическими высказываниями немца. В ответ Крапов написал, что Максим Грек слишком скоро судит и руководствуется слухами. На самом деле, один из священников церкви, которую он посещал за несколько дней до этого, обратился к нему со своими сомнениями по поводу основательности этой догмы, описанной Греком.

Заканчивает Карпов свой ответ философским замечанием, в укор Максиму Не вс говорят делаем, что можем, и не всему верим, что слышим, и не вс говорим, что узнам. Там же с. 499. На это письмо Максим ответил примирительным посланием, принося извинения за необдуманную резкость Прости же меня по-дружески за то, что я как человек погрешил и будущем смело пиши мне и требуй то, что тебе нужно. Я буду тебя слушать во всм А священника того исправить не ленись. Там же. с. 500-501. Возможно, именно в ответ на это предложение, Карпов написал Послание о Третьей книге Ездры. Пишет Ездра в Третьей своей книге В третий день говорит он повелел Господь водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей осушил. Первый мой вопрос божественное Писание о бесчисленных водах говорит под землй в безднах и на земле, в морях, и озрах, и реках, также и на тверди небесной.

Так ли об этом следует нам понимать Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва.

М 1984 г. с. 505. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина Карпова удивляет, что в этой книге Эта книга не признатся православной церковью канонической. имеются несоответствия с другими библейскими текстами, он не делает из этого никаких нигилистических выводов, но просит Максима Грека дать сво толкование этого вопроса о воде, и о земле, и о Енохе, и о Левиафане. Там же Усомнившись в чм-то один раз, Карпов уже не мог не ставить под сомнение остальные, прежде бесспорные истины. Карпов всерьз стал заниматься звздами и астрология, причудливо соединявшая в себе точное знание, мистические чаяния и суеверный предрассудок Там же, с. 45 двумя своими сторонами привлекали его убеждением о зависимости жизни людей от светил, исходя их которого, он вывел необходимость этой науки царям и правителям для управления своими подданными пытается использовать астрологию в целях укрепления власти Самодержца Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М 1958. с. 416 и астрономическими наблюдениями, вызывавшими у него удивление и восхищение.

Фдора Карпова привлекала гармония природы, красота мира, о которых он писал, используя сочинение Григория Богослова Слово шестое о мире, где отразилось влияние на него античной философии.

Творение Григория Богослова, ч. I, М 1843, с. 232. Н.В. Синицына провела сопоставление всех произведений Максима Грека с конкретно адресованными к Фдору Карпову Если первое послание Максима Грека пишет она написано в духе остальных его сочинений, то второе содержит указание на то, что первое послание не убедило адресата, и он отправил Максиму ответное послание, в котором востал на церковное мудрование. Аргументация второго письма значительно отличается от аргументации других сочинений автора на эту тему и характеризует интерес Фдора Карпова к астрологии как принадлежащей внешним наукам семь свободных светских искусств средневековья и содержащей практические сведения по астрономии, а не только предсказания по звздам Н.В. Синицына Ук. соч. с. 18. Карпов не прекратил изучение светил даже после специального Послания Максима Грека, где тот советовал Карпову не мудрствовати тако о поспешествах и утверждении царей, яко глаголати Не мощно кроме астрологии споспешествовати тем. Карпов стремился изучать астрологию, чтобы помочь укреплению самодержавия. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 168. Та же картина вырисовывается и в отношении к науке не только астрономии, но и медицине, философии.

Карпов упрекает Максима за то, что он враждебно относился к науке вообще.

На это Максим отвечал, что наука не должна отделяться от религии, что она должна помогать людям жить согласно религии.

Здесь уместно заметить, что ещ не ставшая актуальной на Руси, но уже вполне расхожая в Европе теория двух Истин Абеляра, вполне могла бы стать выходом в вопросах, терзавших Карпова.

Итак, и Максим, и Фдор Карпов ценили науку. Но оценка их имела различный смысл Максим ставил е на путь служения евангельской истине, у Карпова, наоборот, сопоставлял и возносил науку над христианскими догмами, как более фундаментальное знание. Отсюда и его гуманистический интерес к науке. И не странно, что у него возникали недоумения при чтении священного писания. Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. Шарль Луи Монтескье Терпение прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть. Абу-ль-Фарадж Послание митрополиту Даниилу Пытливость Карпова выразительно проявлялась в его посланиях.

Не мог не заметить этого и Максим Грек. Об одном из не дошедших до нас посланий Фдора Карпова он писал Как мд, по словам врачей, вместе с естественной сладостью соединяет острую и очистительную силу, так и епистолия Карпова, упитанная духовной сладостью, не только услаждает разум, но тайно волнует и как-то остро возбуждает ум к просветлению. Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 46 До нас дошли жалкие осколки сочинений Карпова.

По изяществу изложения, сжатости и выразительности слога, отсутствию традиционных длинных цитат, по образности языка и смелости мысли произведения Карпова могут считаться шедевром русской публицистики XVI века. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М Л 1947. Некоторые учные с этим не согласны Послание Карпова митрополиту Даниилу имеет шаблонный стиль предшествующей литературной традиции, особенно черты стиля публицистических посланий Максима Грека Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники.

М 1958. с. 415 Лучшее и наиболее объмное из них послание митрополиту Даниилу. Дата его написания неизвестна. В нм Карпов разворачивает философскую дискуссию о смысле терпения и касается очень сложной проблемы проблемы управления государством. Форму произведения следует признать достойной ума и эстетического чувства Карпова. Государственным катехизисом того времени была идея божественного происхождения власти, доставшаяся в наследство от павшей Византии.

Е трактовали по разному. Одна из крайних концепций митрополита Даниила, известного писателя XVI века, воинствующего иосифлянина провозглашала безусловное повиновение власти. Он написал Слово под заглавием Яко подобает къ властемъ послушанiе имети и честь имъ вездати и еже на врагы божiа, в котором говорил, что власти установлены богом въ отмщенiе злодеемъ, въ похвалу же благотворящим, чтобы люди, боясь земных начальстве не поглотили друг друга, как рыбы. Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 47 Он обратился с проповедью терпения в области гражданских отношений к Фдору Карпову По словам Кимеевой Ук. соч Карпов протестовал против концепции идеологов самодержавия, призывавших к покорности великокняжеской власти, то есть выступал против неограниченной власти государя. Но А.А. Зимин Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. умело опровергает е взгляды и выдвигает, в свою очередь, предположение о том, что Карпов выступал против иосифлянской проповеди терпения как защитник самодержавной власти против критикует цезарепапистских претензий воинствующих церковников, что вызывает ещ большее сомнение.

Это личная переписка Карпова с митрополитом Даниилом и искать здесь чтко направленную идеологическую подоплку неразумно, более того, здесь просто нет резко негативных высказываний в адрес церкви, духовенства и религии когда тот подвергся опале.

Е.Н. Кимеева делает верное замечание, что в тексте нет прямого указания на то, что Карпов в это время находился в опале, лишь некоторые косвенные Увы, сейчас время, не подходящее для написания посланий, но время для рыдания , Своими словами ты призываешь меня быть до конца стойким в терпении, в печалях и несчастьях моих. Там же с. 507, 509. Кимеева Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т. 9, М. Л 1953 с. 229 отсекая принятые ранее всеми исследователями причины рыдания - служебные неудачи или опалу, делает предположение, что событием, возмутившим боярина настолько, что он, пренебрегая последствиями, высказался открыто, могло явиться осуждение и заточение Максима Грека под стражу, которое он считал несправедливым.

В таком случае, Кимеева полагает, что Послание можно датировать 1526 годом, так как собор, осудивший Максима, состоялся в 1525 г. Диаметрально противоположную позицию отстаивает А.И. Клибанов.

Он утверждает, что, так как оба переписывающихся не были друзьями и единомышленниками, то есть основания предположить, что доверительность слога Послания указывает на факт общения двух впавших в немилость представителей общественных кругов.

Такой вывод может способствовать определению времени переписки Положение митрополита Даниила пошатнулось в 1533 г после смерти Василия III. и характеристике политической борьбы того периода. По мнению А.А. Зимина, невооружнным взглядом видно, что все факты Кимеевой притянуты к единственному тезису е работы доказательству, того что Карпов находился в агрессивной, подпольной оппозиции центральной власти. Клибанов же старается подтвердить наличие скрытого подтекста в Послании и его связь с сочинениями Аристотеля.

Несомненными являются лишь нижеследующие утверждения Послание Карпова ответ на епистолию митрополита Даниила. Автор Послания был великими скорбъми одержим. В свом Послании митрополит Даниил был расположен к Карпову славиши мя честию, ей же убо не достоин есмь везде о мне проповедаеши, и, писании твоими угоднейшими мене чествуа, поздравляеши Памятники литературы с. 506. По моему мнению, уместнее предположить, что Карпов нашл повод вступить в полемику с митрополитом и высказать ему давно терзавшие его философские идеи. Послание к Даниилу не только политический трактат, но письмо человека, ярко отражающее его настроение. В.Ф. Ржига. Ук. соч. с. 47. Я хотел бы схематично дать логическую цепь рассуждений Карпова, чтобы объективно оценить его взгляды.

I Начинается Послание панегириком, витиеватой похвалой митрополиту Даниилу.

Этой теме уделена значительная часть Послания. Ф.И. Карпов не скупится на хвалы, говорит о совершенстве митрополита, о его широкой образованности, однако, самый преувеличенный, лестный тон этих похвал, контрастирующий со всем произведением вообще, наводит на мысль об ироническом отношении к адресату Поэтому не истощится в сердце мом любовь, и голос мой не устанет от похвалы, и помыслы мои от почитания величия твоего Более пространное и полное, хорошее слово, приличествующее тебе и твоим добродетелям, мы в другое время составим Не усомнюсь и звездой светлой назвать тебя, от которой лучи дурные не исходят.

Ты светильник горящий, который не омрачается ты благовонный цветок добродетели, который смрада клеветы гнушается Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва. М 1984 г. с. 507 Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина. и т.п. С помощью тонкой иронии, Карпов издевается над митрополитом, который, к своему несчастью, отважился посочувствовать опальному боярину.

Не остались не затронутыми даже гастрономические вкусы митрополита Даниила Ведь я желаю, чтобы сочиненьице это неучное для твоих учных ушей столь же приятно было бы, как для уст моих была приятна твоя рыбица, даром мне данная. Там же с. 509 II Основная часть 1 В начале основной части Карпов широко и независимо поставил затронутый вопрос, перелагая мысль митрополита Для устойчивости дела народного, По мнению некоторых исследователей, Карпов имеет здесь ввиду латинское Res publica - государство. или царства, или власти важнее правда или терпение Памятники с. 508. a Допустим, что нужно терпение.

Если так, если все должны руководствоваться принципом терпения, тогда воотще сложены суть законы. Тогда обычаи святые и благые уставы разърушени и въ царствехъ, в начальствех, во градехъ, сожительство человекъ живеть безъ чину Далее цитироваться будет только источник Тогда несть треба царьству или владычьству правители и князи престанет убо начальство, владычьство и господьство, и живется безъ чину с молвою силный погнетет безсилнаго, да трепение имать.

Ниже треба будетъ судей въ царстве имети, иже коемуждо правду учинят, зане трепение вся исполнитъ. Дело народное въ градехъ и царствехъ погибнет длъгодушьствомъ трепениа, долготрепение в людехъ безъ правды и закона общества добро разърушает и дело народное ни во что низводитъ, злыа нравы в царствехъ вводит и творитъ людей государемъ непослушныхъ за нищету показывает автор.

Нельзя отрицать, что Карпов оценивает терпение и со своей позиции, позиции состоятельного боярина, который при подобной государственной политике может потерять вс сво имущество и лишиться атрибутов своего высокого происхождения. Если он тоже будет обязан терпеть, то оставится от отечьства, изгонится от службы честны, причтется нищъ ко службе непотребне и не како по его отечьству. Обобщая, можно сказать, что по Карпову терпение вводит анархию, дурные нравы и беззаконие, рушащие общество и государство.

Терпение без закона скрытая взрывная сила, которая в любой момент может вылиться в неподчинение людей своим государям. b Если не терпение Что касается терпения, Карпов не искал никаких классовых разногласий в обществе и не был против терпения угнетнных классов, о чм пишет Е.Н. Кимеева Ук. соч прежде всего, вторя идеям Аристотеля, он был сторонником высшей справедливости, как атрибута его идеального государства то правда важнее для государства. Карпов прибегает к авторитету Аристотеля Сего ради всякъ градъ и всяко царьство, по Аристотелю, управлятися имать от начальникъ въ правде и известными законы праведными, а не трепениемъ. Причину необходимости закона Карпов видит в том, что человечьский род немощенъ есть и паче похотению последуеть чювственому, неже правому словества суду. Всю историю он делит на три периода с тремя законами во вся времяна под законы жити первое, въ время естества, под закономъ естественымъ второе, во время закона, под закономъ Моисейским третьее, и ныне, во время благодати, под законом Христовым. Историческая цепь законодательств и преступлений от пръваго зла Каинова дажъ до последняго злачеловеци в сем смертном мире всегда будуть злии меж добрыхъ смешны обосновывают необходимость закона Закономъ быти нужа бъ, да техъ страхом человеческая дерзость запретится. Для народа необходимы начальники, которые восстановят справедливость.

Идеал такого начальника библейский гуслей игрец Давид, который из разнообразных струн извлекает единый аккорд, согласие, гармонию.

Так же и начальникъ всякого самодръжства блудящихъ и врежающихъ грешникъ понудити имать на согласие благых грозою закона и правды, а добрыхъ подвластныхъ беречи своимъ жалованием и уроженною милостью и раздражати къ добродетелемъ, злых же казньми полутшати, ненасыщаемыхъ же и злых отнюдь истребити . 2 Мы установили, что Карпов был сторонником монархии.

Какими же качествами должен был обладать этот монарх, помимо честности и организационных способностей a Он должен пресекать, не игнорировать насилие над тем же терпением и творить справедливый, равный для всех суд, потому что это его религиозная обязанность и если не сотворит ниже прилеженъ въ попечении своихъ подвластных будеть, но неповинных от силныхъ погнестися попустит, тогда грехи и насильства погнетающих своа творитъ и за тая ответъ въздати велиему Судыи . b При том закон нужен ещ и для того, чтобы правитель не злоупотреблял своим положением Того ради даны законы, да не кто силне вся възможетъ. Этот пункт, тем не менее, нельзя разворачивать в заявления, подобные заявлению И.У. Будовница Ук. соч. Нетрудно убедиться, что в интерпретации Карпова понятие терпения ассоциируется с произволом, ничем не стесняющихся правителей, власть который не ограничена никакими справедливыми законами . 3 Необходимо отметить, что Карпов не отрицает терпение полностью Всемъ бо христовернымъ имеемо есть терпение такоже под заповедию и евангельскимъ советомъ овемъ боле, овемъ менши по разчинию лицъ, и дела, и времени. Это личное дело каждого человека, христианский опыт нравственного совершенствования Хотя все советские исследователи в один голос утверждают, что Карпов предоставляет терпеть только духовенству, это не так, и текст не ограничивает это понятие такой принадлежностью, если его читать внимательно, подвига, поэтому ин есть судъ въ духовныхъ лицехъ, а инъ въ мирьском начальстве. Терпение не должно быть всеобщим гражданским законом.

Это удел праведников, который не должен давать повод для проповеди мазохизма.

Иже убо возжелает въистину терпелив быти, треба есть ему мысль горделивую оставити, Христу последовати и от мира сего плыти ко пристанищу пустынному а иже в въ буряхъ и волненияхъ сего мира съблюсти возможеть, далече блаженнее будеть . 4 Терпение Карпов понимает ещ в одном аспекте как милость, снисходительность к преступникам.

Если правда у Карпова это справедливое управление государством, то закон нормы человеческого общежития, понимаемые сквозь призму христианства Зимин А.А. Россия на пороге нового времени.

М 1972. с.352. Милость же это неотъемлемая часть государственного управления.

Она сглаживает строгость закона и правды, делает их приложимыми к каждому конкретному случаю. Фдор Карпов дат очень мудрую формулировку Милость бо безъ справды малодушьство есть, а правда безъ милости мучительство есть милость правдою подстрекаема, а правда милостью укрощаема сохраняють царя царство въ многоденьстве. За милость подвластные любят своих правителей ради милости бо предстатель и князь от подвластных велми любится. III Так заканчивается основная часть, в которой Карпов излагал свою концепцию.

В заключительной части он снова начинает диалог с Митрополитом. Намекая, что начинает новую тему сиа предрекши, некая тебе новая составлю, он, в то же время, продолжает уже о практике своей теории. 1 Боярин характеризует современное ему время так По апостолу яко дние злие суть мню, конци векъ достигоша. В.Ф. Ржига обнаружил в послании, в этой части Послания буквальный перевод двух стихов из Метаморфоз Овидия, которыми Карпов старается подтвердить свои слова В.Ф. Ржига, Ук. соч. с. 43 Златыа веки суть въистинну ныне много златомъ Приходит санъ, златомъ съветуется любовь.

Въ цене цена ныне есть, деть кенсон саны, Кенсон Латинское census - имущественный ценз. дружбы, убогий везде лежитъ празденъ. Цитата из Овидия. Наука любви , II, 277-278. Первод М.Л. Гаспарова. Ныне живут от похищениа несть гостиникъ от гостя безъ боязни. Несть тесть от зятя и братская убо любовь редка есть. Д. Фрейданк указал в том же послании ещ на две цитаты из Овидия Искусство любви , Фасты. Данные из Лихачв Д.С. Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Л 1987. D. Freydank.

Zu Wesen und Begriffsbestimmung des russischen Humanismus. Zeitschrift fur Slawistik, Bd. XIII 1968, 1 Карпов восклицает, что такъже и Петръ, апостольский началникъ, днесь аще съ теологиею и разныхъ силъ с чюдесы приидеть, аще ничего не принесетъ, дверемъ затвореннымъ, извержется вонъ. Это фрагмент безусловно также является реминисценцией из Овидия Искусство любви, только Гомер Овидия заменн на апостола Петра. Никоторый порокъ не скуденъ и грехъ похотный, от него же дело опщее человеческое падаеть Кимеева Ук. соч. выдвигает мнение о том, что это обличение порока и разврата Карповым связано с разводом Василия III и его новым браком.

Но мне подобное предположение кажется несостоятельным хотя бы по той причине, что оно является ещ одной попыткой подтвердить оппозиционность Карпова монархической власти. Как верно заметил А.А. Зимин, в суждениях Кимеевой есть противоречие Карпов не мог одновременно честно служить на свом государственном посту, чем он и занимался всю жизнь, и находится в острой конфронтации с действующей властью, с которой сам часто общался напрямую по службе Много ныне в мире в наши времяна льстей и лукавьствы далее идт перечисление пороков Обличение современных публицисту порядков, переходит у Карпова порой в прямое порицание современной ему государственной власти пишет Кимеева Ук. соч. Сразу бросается в глаза, что Карпова больше тревожит нравственное растление народа.

Своей тирадой Карпов хочет продемонстрировать митрополиту, к каким результатам приводит человечество, в том числе и в моральном отношении, отказ от следования его истинной государственной модели, что ясно показывает заключительная реплика От сихъ бо цело уразумелъ еси, коль вредными и неугодными стезями хромыми ногами, слепыма очима она земная власть и все естество человечьское ходить ныне . 2 В заключительном абзаце Карпов прощается с митрополитом и уже искренно желает ему обрести путь к христианскому спасению и Царствие небесное По поводу последнего абзаца Послания Е.Н. Кимеева с марксистской уверенность пишет, что боярин-аристократ Карпов в силу своей классовой принадлежности, мечтает о возврате прошлого, об обетованной земле живых, где вечны и незыблемы старые обычаи, о золотом веке русского боярства.

Это полный абсурд, такого в тексте просто нет, как об этом высказывается А.А. Зимин Зимин А.А. Россия на пороге нового времени.

М 1972 Обетованная земля живых в данном случае не что иное, как аллегорическое представление о загробном мире аллегорическое описание которого он дат. Этот путь для Карпова в истинном служении Отечеству.

Всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею. Шарль Луи Монтескье Плохие законы худший вид тирании.

Эдмунд Брк Справедливость это истина в действии. Справедливость без силы и сила без справедливости обе ужасны. Жозеф Жубер

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века

Достаточно вспомнить, что в 1453 г. пала Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совершены Великие географические… Это одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул Государя всея Руси . При нм двуглавый орл стал гербом…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография дипломата
Биография дипломата. Биографические сведения о Карпове очень скудны. Фдор Карпов происходит из семьи тверского боярина Ивана Карповича старинного рода князей Фоминских. Известен также дед дипломата

Приложение. Карпов и Аристотель
Приложение. Карпов и Аристотель. По работе Клибанова А.И. Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной России. М 1975, с. 141-150. Для составления более полной картины мировоззрения русско

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги