рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Приложение. Карпов и Аристотель

Работа сделанна в 2001 году

Приложение. Карпов и Аристотель - Доклад, раздел История, - 2001 год - Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века Приложение. Карпов И Аристотель. По Работе Клибанова А.и. Правда Фдора Карпов...

Приложение. Карпов и Аристотель. По работе Клибанова А.И. Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной России. М 1975, с. 141-150. Для составления более полной картины мировоззрения русского публициста, необходимо привлечь сочинение А.И. Клибанова, которое, по моему мнению, представляет собой наизамечательнейшее рассуждение на эту тему, хотя по некоторым пунктам принять его довольно трудно.

Главная мысль А.И. Клибанова в том, что если карьера боярина не была стабильной и он писал митрополиту Даниилу, отдавая себе отчт в политической неблагонамеренности своих идей, то следует искать подтекст в Послании. Интересна также гипотеза о том, что Карпов пот дифирамб Даниилу, воспевает его достоинства, уповая на лояльность митрополита как на то, что митрополит не станет распускать слухов по поводу мыслей, высказываемых ему в послании, так и на то, что не будет доверять слухам, враждебным Карпову.

Но Даниил не разделял мыслей боярина, почему же тот доверился митрополиту в своей полемике Об это уже говорилось выше они могли одновременно впасть в немилость. Подтекст епистолии связан с Аристотелевской Политикой, а не только с Этикой к Никомаху, о которой пишет Карпов. А.И. Клибанов утверждает, что слишком много совпадений между учением Аристотеля об идеальном государстве и произведением Карпова. Вот они ь Первый довольно мутный довод о том, что библейского игреца Давида возможно отождествить с упоминанием в книге Аристотеля необходимости музыкального обучения и воспитания граждан . ь Карпов разрабатывает утопию Аристотеля, причм в некоторых местах почти дословно его перелагая законодатели должны привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному У Карпова раздражати къ добродетелемъ и добрымъ деломъ, в предположении, что те послушаются нравственности У Карпова на согласие благыхъ, а на непослушных и недаровитых от природы должно налагать наказания У Карпова злых же казньми полутшати Аристотель.

Этика, X, 10 Цит по А.И. Клибанов, Ук. соч ь Далее у Аристотеля совершенно же неизлечимых У Карпова иже лечьбы полутшениа приняти не хотятъ должно удалять их из пределов городов не исцельных же весьма от среды благых возьмут . ь Карпов знал не одну десятую книгу Никомаховой этики Аристотеля.

Рассмотрим узловые понятия, которыми пользуется Карпов в свом Послании. Во-первых, это понятие закона, которое он противопоставляет понятию терпения. Рядом с законом у Карпова везде фигурирует правда, как абсолютно справедливый закон.

Аналогичная мысль присутствует в пятой книге Аристотеля. Иными словами, категория закона и правды разнится тем, что последняя является индивидуализацией законной нормы, применятся в конкретном случае правда есть потребна во всякомъ градскомъ деле и царстве поне же единому комоуждо еже свое воздается. Карпов пользуется и понятием Милость, которое тоже есть у Аристотеля, а именно в шестой книге Этики к Никомаху Правда есть правильное суждение о должном, требующего снисходительно отношения к людям С.Ф. Кечекьян.

Учение Аристотеля о государстве и праве. М Л. 1947, с. 96 Цит. по А.И. Клибанов Ук. соч Итак, Карпов использует в свом сочинении 5,6 и 10 книги Никомаховой этики, но только ли ь Политический пафос Послания Карпова в противопоставлении правды, закона, милости - терпению, долгодушству терпения. А идеал государственного строя монархия.

Что же пишет на это счт Аристотель Интересно то, что он тоже говорит о монархии, как наилучшей государственной форме и решительно противопоставляет ей извращнную форму, а именно тиранию. Критерием различия у него являлось то, что монарх преследует как высшую цель общественную пользу, тогда как тиран личные цели, используя свою силу вспомним сильных у Карпова. Тирания превращает свободных граждан в раба, а единственная добродетель раба терпение. Все эти вопросы Аристотель рассматривает не в Никомаховой этике, а в Политике . ь Картина общественного состояния нравов, продуцированная терпением, весь строй жизни под терпением характеризуется Карповым так Много ныне в мире в наши времяна льстей и лукавствы ныне умъ строптивы злыхъ не поучается ползу чинити основной критерий тиранической власти по Аристотелю Ныне брани везде. Лесть человеконенавистничество, взаимная вражда.

В Политике Аристотель пишет Тирану следует возбуждать среди сограждан взаимную борьбу и ссоры, вооружать друзей против друзей, простой народ против знати, богачей против богачей.

В виды тирана входит также разорять своих подданных. Сказано и о лести тираны любят вс дурное в людях, когда им льстят, они этому и рады а льстить разве станет какой-либо свободомыслящий человек. Аристотель. Политика, V, 9, 4. Цит. По А.И. Клибанов, Ук. соч. Сказано и о том, как пользует тиран то, что названо у Карпова долгодушием терпения тиран стремится к проведению трх целей 1. вселить малодушное настроение в своих подданных 2. поселить в среде своих подданных взаимное 3. лишить подданных политической энергии. Как утверждает А.И. Клибанов, Карпов дат описание пороков общества с намерением характеристики государственной власти, так как боится говорить об этом прями.

Умолчания Карпова относились к возможностям более широкого и острого использования античной философии, на что содержится указание в самом послании Зане убо сиа доволна видится, и аще реку множайша, тогда нечто тая язычская и чюжа быти речеши. Мы приходим к выводу, что Карпов знал не одну Этику к Никомаху, но и Политику Аристотеля.

Вс Послание Карпова проникнуто духом античной философии, социологии, вообще античной культуры, косвенные доказательства чего приведены выше. Можно сказать даже более грубо Послание является переложением мыслей Аристотеля, усвоенных Карповым. Каков же положительный идеал Карпова Это монархия, управляемая законом общей пользы, на страже которого стоит монарх, его правители и судьи.

Идеальный монарх игрец Давид, соединяющий в гармонию все отрасли государственного управления. Программы социальных преобразований Карпов не дат, но здесь возможны разврнутые умозаключения. Карпов порицает условия тяжкой работы, жестокие условия жизни подвластных игу терпения, которое делают невозможным их участие в общей пользе. Они обречены следовать похотению чувственному, а не правому словества суду, то есть побуждениям к поступкам на низком, чувственном уровне, а не продиктованным словесной частью души, свободным разумом и высоким помыслом. Но может ли общество быть обществом опщего дела, если оно обрекает подвластных следовать похотению чувственному В идеальном государстве Карпова каждому обеспечено право быть защищнным законом, как и каждый ответственен за следование ему. Из опщего дела не исключн никто.

Государство Карпова, будучи по форме правления монархическим и сохраняющим социальную иерархию, есть в то же время гражданское государство.

В конечном счте, противопоставление правды - терпению оказывается противопоставлением гражаньства - деспотии, а правового государства тираническому вот формулировка недосказанных, междустрочных мыслей Карпова, сделанная Клибановым. По Клибанову сочинение Карпова представляется нам политической утопией русского гуманиста. Исследователь выстраивает сложную систему взглядов Ф. Карпова, сопоставляя их с идеями Аристотеля. Более того, он утверждает, что вс недосказанное Карповым надо искать в произведениях древнего философа.

С таким смелым предположением трудно согласиться, так как помимо некоторых подогнанных совпадений, у Аристотеля слишком много таких параграфов, какие Карпов никогда бы не принял. Само по себе рассуждение Клибанова очень интересно, но вряд ли достоверно. Его работа основана на радикальных исследованиях, проводившихся до него, и утрированных в подобную форму Ещ Кимеева Ук. соч. утверждала, что интерес Карпова к Овидию и Аристотелю показатель реакционности его взглядов, ибо реакционные круги, ненавидя всеми силами центральную власть, стремились противопоставить русским порядкам западноевропейские. А.А. Зимин Ук. соч. называет такое представление ошибочным Нельзя настолько преувеличивать значение епистолии. Гипотеза Клибанова останется гипотезой, так как более широкие выводы, чем то, что Карпов был знаком с сочинениями Аристотеля, из не невозможны.

Милосердие предпочтительнее справедливости. Люк де Клапье Вовенарг

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века

Достаточно вспомнить, что в 1453 г. пала Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совершены Великие географические… Это одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул Государя всея Руси . При нм двуглавый орл стал гербом…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Приложение. Карпов и Аристотель

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография дипломата
Биография дипломата. Биографические сведения о Карпове очень скудны. Фдор Карпов происходит из семьи тверского боярина Ивана Карповича старинного рода князей Фоминских. Известен также дед дипломата

Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем
Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем. Карпов один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего времени. Общаясь с иностранцами, Карпов получил европейское обра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги