Строительство в Афинах

Строительство в Афинах. Афинам принадлежала роль главного культурного центра, которую они сохранили надолго. Перикл видел в искусстве средство утвердить первенство Афин над всем эллинским миром.

Времени правления Перикла соответствуют четыре великолепные произведения искусства Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины Паллады. Перикл сам следил за всем, он обсуждал планы с архитектором, участвовал в выборе материала. В 450 г. до нашей эры главным руководителем работ на Акрополе был назначен Фидий. Фидий в течение восемнадцати лет руководил работами на Акрополе. От его строгой, но всегда творческой критики ничего не ускользало. Он постоянно интересовался и планами всего ансамбля памятников, и мельчайшими деталями их технического выполнения.

Фидий всегда считался с Софоклом и Периклом. Акрополь большой, продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города Афине богине мудрости и труда. По сторонам шестисклонного портика Пропилей располагались два боковых крыла одно более массивное с глухими стенами, другое в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос Бескрылой Победы.

Ника крылатая дева, олицетворяющая победу, считалась одним из атрибутов Афины. Далее, после Припилей большая площадь, где высилась восьмиметровая статуя Афины воительницы из бронзы сверкающей молодостью, с вьющимися волосами, перевязанными простой лентой, со свободно опущенной эгидой, с шлемом в правой руке копье в левой руке уже не оружие, а опора. Она была отлита Фидием в 450 г. до нашей эры. Справа на площади Парфенон главное и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос Афине Деве. История сохранила имена его зодчих Иктин и Калликарт, они выстроили Парфенон в 447-438 гг. до нашей эры. Весь из светлого мрамора, в оперении сорока шести дорийских колонн.

Красота Парфенона явилась результатом долгих математических расчетов, исследований архитекторов. Четыре ряда цоколя храма не одинаковой высоты первый ряд, уложенный на скалу, самый низкий. Верхний самый высокий. Разница минимальная, но на расстоянии все три ступени кажутся равными.

С другой стороны, поверхность каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная поверхность. Если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка вогнутой в середине. Для того, чтобы рассеять этот оптический обман, и была сделана незначительная выпуклость. Если же говорить о колоннах, то ни одна из них не стоит точно параллельно в отношении своих соседок. При общем наклоне внутрь здания эти колонны составляют одно целое, вместе несущее тяжесть всего храма.

Градус наклона каждой колонны меняется в зависимости от места, занимаемого ею в колоннаде. Эрехтейон другой храм, стоящий ближе к северному холму. По контрасту с простым и строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит почти причудливым. Каждый из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный портк выдается далеко вперед. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная из мраморных квадратов, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу, портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры.

Восточный фассад портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте. Над восточным входом в Парфенон, где помещался главный алтарь Афины, скульптурная группа франтона изображала рождение Афины из головы Зевса. Для театральных зрелищ стали строить специальные помещения- обширные амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов, расчитанные на дысятки тысяч зрителей фактически чуть ли не все население города могло присутствовать на представлении. Строители амфитеатров владели секретом необычайной акустики каждое слово актера было слышно даже в самых верхних рядах.

Полигнот, современник Перикла, росписывал стены общественных зданий фресками на темы эпосов и мифов не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство. Свой рассказ о строительстве великолепных памятников я хочу закончить словами Плутарха Но что доставило жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух это постройка величественных зданий .11 Хрестоматия по истории Древней Греции.

М.1964г. Раздел VII, Расцвет рабовладельческой демократии Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XII, c.226. 5.