ВШП и Арабский халифат

ВШП и Арабский халифат. В VII в. н.э. на Аравийском полуострове образовалось новое государство Арабский халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которым уже в VIII в. н.э. оно занимало территорию от берегов Атлантики до Средней Азии. Буддийские храмы в Средней Азии были превращены в мечети.

Арабский язык стал государственным и литературным языком. Обязанность каждого мусульманина совершить в течение жизни хадж паломничество в священный город Мекку помогала развивать пешеходные и торговые дороги. Базируясь сначала в Дамаске, а затем в Багдаде новая империя добилась высоко развитой торговли между Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими странами, Византией и Европой, с другой.

Политические волнения не нарушали торговой активности и культурных контактов в пределах мусульманского мира. Мусульманские торговцы активно действовали на караванных путях и утвердились в торговых центрах далеко за пределами их собственной империи, Мусульманские коммерческие общины можно было найти от Испании до Китая, а торговля между Китаем и Монголией перешла целиком в их руки. Власть Арабского халифата в Средней Азии пала в конце девятого столетия. Период IX XII вв. в Средней Азии в политическом плане был периодом существования нескольких централизованных государств Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджукидов и Хорезмшахов.

А что касается уровня культурного развития, то период IX XII вв. получил в исторической литературе определение восточного ренессанса. Относительное спокойствие в этот период способствовало экономическому и культурному развитию региона. К восточно-западной торговле была добавлена интенсивная торговля с районами Волги через Хорезм.

Самарканд стал значительным городом Средней Азии. Рынки были переполнены товарами со всех концов света Персии, Индии, Китая. Огромным спросом пользовались шелковые и хлопчатобумажные ткани Зарафшанской долины. А медеплавильщики славились своими лампами и котлами. Из Самарканда также вывозили стремена, удила, ремни, платки, орехи. Особенно большое значение имело производство бумаги, секрет изготовления которой был ранее известен только в Китае. По мнению английского историка Хильды Хукхэм, секрет изготовления бумаги был раскрыт самими китайскими мастерами бумагоделами, которые были захвачены в плен в битве при Таласе 751 г. и затем привезены в Самарканд.

Самаркандские мастера бумагоделы освоили искусство выделки писчей бумаги и в дальнейшем передавали сво умение от поколения к поколению. Подобная передача секретов производства бумаги была одной из причин е высоко сортности на протяжении многих веков. К концу Х в. самаркандская бумага заменила папирус и пергамент в восточных странах, и даже когда е производство распространилось на запад, самаркандская бумага не имела себе равных. Бухара славилась изделиями золотых дел мастеров.

Значительное место в е экспорте занимали также ковры, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, дублные кожи, конские сдла масла, конопля, сера, грецкие орехи и, конечно, знаменитые бухарские арбузы и дыни. Область Шаша, или Чача, славилась в эту пору выделкой кож и кожаных изделий, что обуславливалось прежде всего соседством с кочевой степью.

Из Шаша вывозились высокие сдла из лошадиной кожи, колчаны для стрел, палатки кроме того плащи, молитвенные коврики, луки, иголки и ножницы. Торговая активность X XII вв. была особенно благоприятна для Хорезма Этот оазис в нижнем течении Амударьи, южнее Аральского моря, выступал посредником в степной торговле между Волгой и кочевниками. От главного города Хорезма Ургенча караваны могли следовать до Отрара и затем в Китай, или же главная дорога могла соединяться в Бухаре и вести к югу. Отсюда дорога шла на восток, в Китай или же южнее через Гиндукуш в Индию. Известно, что Хорезм специализировался на кондитерских изделиях из миндаля и великолепных дынях, которые экспортировались упакованными в свинцовые формы со снегом или льдом. Кроме того особенно ценились Хорезмские луки, натянуть которые могли только сильные люди а также лодки, рыбий клей, рыбьи зубы не говоря уже о большом количестве рыбы, которая вылавливалась в низовьях Амударьи и вывозилась в солном виде. Купцы, конечно, не могли вести караванную торговлю в индивидуальном порядке, так как расходы на отправку даже самого небольшого каравана были значительны.

Как и в предшествующие времена, купцы были объединены в определенные торговые компании, ставившие целью ведение торговых операций караванным путм. В торговых операциях в Х в. часто использовались чеки чек персидское слово, обозначавшее в данном случае документ.

Можно было не возить с собой большие суммы денег, а дать их в каком-либо городе одному из достойных коммерческого доверия саррафов менял, взять у него соответствующий документ чек и, по предъявлении его в другом городе, получить полностью сданную сумму.