рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Владимирское княжество

Работа сделанна в 2001 году

Владимирское княжество - Реферат, раздел История, - 2001 год - Житие Великого князя Андрея Боголюбского Владимирское Княжество. В Мае 1157 Года Юрий Умер В Киеве. Андрей Принял Влас...

Владимирское княжество. В мае 1157 года Юрий умер в Киеве. Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал стольным городом Владимир.

Княжение Владимирское, созданное им в родовой области, послужило в страшную эпоху ига зародышем новых сил для обновления на севере державы и сделалось сердцем всей Руси. Этот прежде незначительный молодой городок он украсил великолепными сооружениями, придавшими ему невиданные на северо-востоке Руси пышность и великолепие. Простившись навсегда с дальним Киевом, стал он украшать новую свою столицу и прежде всего соорудил благолепный златоверхий храм во имя Успения Богоматери, который в то время соревновал Святой Софьи Киевской и Новгородской и до сих пор служит украшением земли Русской, как один из самых величественных ее храмов.

Ничего не пощадил Боголюбский, чтобы устроить святилище достойным того заветного сокровища, которое вверял ему чудотворной иконы Богоматери Божией и она послужила на будущие времена залогом спасения нашего отечества, охранив от нашествия Тамерланова и утвердив своим присутствием первопрестольную столицу.

Благочестивый князь выписал зодчих из Царьграда для прочного основания соборного храма, украсил его стенным писанием и столь же драгоценной утварью, как и Боголюбскую обитель. По сказанию летописи Киевской, трое было дверей церковных в храме, сиявших золотом, и пять позлащенных глав на соборе Владимирском золотые и серебряные паникадила висели пред иконостасом, украшенным жемчугами и драгоценными камнями из серебра слит был амвон пред царскими вратами и позолочены все внутренние арки вся утварь была из чистого золота, и три великолепные дарохранительницы, или иерасалимы, как их тогда называли, украшали алтарь.

Богатство украшений наружных не уступало внутренним много имений и десятину княжеских стад и со всякого торга отделил Боголюбский созданному им храму. В этом святилище, уподобляемом летописцами Соломоновому, поставил благочестивый князь Андрей чудотворную икону Божией Матери, получившей от того наименование Владимирской. Уже при Андрее северо-восточная Русь начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь окружающих земель.

В 1164 году Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием удачно воевал с камскими болгарами, перебил у них много народу и взял знамена. Князь болгарский с малой дружиной едва успел убежать в Великий город Булгар. После этой победы Андрей взял болгарский город Бряхимов и пожег три других города. Но главной и постоянной целью Андрея было унизить значение Киева, лишить его древнего старшинства над русскими городами, перенести это старшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород.

Он добивался того, чтобы по своему желанию отдавать эти два важных города с их землями в княжение тем из князей, которых он захочет посадить и которые, в благодарность за это, будут признавать его старейшинство. Однако чрезмерная крутость помешала ему достичь желаемого. В 1158 году Андрей послал сказать новгородцам Будь вам ведомо хочу искать Новгорода и добром и лихом. Новгородцы смутились, на первый раз уступили требованию Андрея и прогнали от себя Давида и Святослава Мстиславичей, а на их место взяли от Андрея его племянника Мстислава Ростиславича.

Но потом Андрей вдруг переменил свое решение, отозвал Мстислава и велел новгородцам взять обратно Святослава. С немалой досадой новгородцы согласились опять на Святослава, но мира с этим князем у них быть не могло. Споры и бурные веча переросли в настоящую войну Святослав, изгнанный из Новгорода, сжег Новый Торг и Луки. Новгородцы несколько раз просили Андрея сменить князя, но тот неизменно отвечал Нет вам другого князя, кроме Святослава. Упорство Андрея наконец ожесточило новгородцев в 1168 году они перебили сторонников Святослава и взяли себе в князья Романа Мстиславича, сына ненавистного Андрею Мстислава Изяславича.

Это было знаком открытого неповиновения, и зимой 1169 года владимирский князь отправил на Новгород огромно Войско во главе со своим сыном Мстиславом.

Страшно опустошив окрестности Новгорода, Андреева рать должна была отступить, ничего не добившись. Однако в Новгороде начался голод. Подвоза хлеба не было ниоткуда, и горожане сдались, показали Роману путь то есть прогнали от себя и послали к Андрею за миром, и Андрей направил к ним Рюрика Ростиславича, а после того, как поссорился с Ростиславичами, сына Юрия. Сходным образом складывались отношения с Киевом. В 1168 году, по смерти Ростислава Мстиславича, в Киеве сел старый враг Андреев, Мстислав Изяславич. Андрей ждал только повода, .чтобы начать против него войну, и повод вскоре нашелся в том же году, как уже говорилось, Мстислав, вопреки воле Андрея, посадил в Новгороде сына Романа.

Тогда Андрей отправил на юг сына Мстислава с ростовцами, владимирцами и суздальцами. После трехдневной осады войско ворвалось в Киев и впервые в истории взяло его на щит два дня победители грабили город, не щадя никого и ничего жгли церкви и грабили жителей, одних били, других хватали, жен разлучали с мужьями и уводили в плен. Половцы зажгли было и монастырь Печерский, но монахам удалось потушить пожар были в Киеве тогда, говорит летописец, во всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные.

Андрей достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Некогда город богатый, заслуживавший .от посещавших его иностранцев название второго Константинополя, он уже и прежде постепенно утрачивал свой блеск из-за междоусобий, а теперь был ограблен, сожжен, лишен значительного числа жителей, перебитых или уведенных в неволю, поруган и посрамлен от других русских земель.

Андрей посадил в нем своего брата Глеба с намерением и впредь сажать там такого князя, какого ему угодно будет. По смерти Глеба в 1171 году Андрей отправил в Киев Романа Ростиславича. Но вскоре владимирскому князю дали знать, что Глеб Юрьевич умер не своей смертью. Андрей прислал сказать братьям Ростиславичам Выдайте мне Григория Хотовича, Степанца и Олек-су Святославича это враги всем нам, они уморили брата моего Глеба. Ростиславичи, считая, как видно, донос на бояр неосновательным, не послушались Андрея, но только отпустили от себя Григория Хотовича.

Тогда Андрей послал сказать Роману Не ходишь в моей воле с братьями своими, так ступай вон из Киева, Давыд из Вышгорода, Мстислав из Белгорода ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите. Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи послали сказать Андрею Брат Мы назвали тебя отцом себе, крест тебе целовали и стоим в крестном целовании, хотим тебе добра, но вот теперь брата нашего Романа ты вывел из Киева и нам путь кажешь из Русской земли без нашей вины, так пусть рассудит нас Бог и сила крестная. Дальше пошло еще круче.

Андрей, как говорит летописец, исполнился высокоумия, сильно рассердился, надеясь на силу, огородившись множеством войска, разжегся гневом, призвал мечника своего Михна и наказал ему Поезжай к Ростиславичам и скажи им не ходите в моей воле, так ступайте же ты, Рюрик, в Смоленск, к брату, в свою отчину Давыду скажи ты ступай в Берлад, в Русской земле не велю тебе быть а Мстиславу молви ты всему делу зачинщик, не велю тебе быть в Русской земле. Мстислав велел остричь Андрееву послу голову и бороду и отослал его назад к Андрею с такими словами Мы до сих пор почитали тебя, как отца, по любви, но если ты прислал к нам с такими речами не как к князю, но как к подручнику и простому человеку, то делай, что замыслил, а Бог нас рассудит. Андрей опал в лице, когда услышал от Михна ответ Мстиславов, и велел тотчас же собирать войско собрались ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы, новгородцы и рязанцы.

Андрей счел их и нашел 50 000 он послал с ними сына своего Юрия с таким наказом Рюрика и Давыда выгоните из моей отчины, а Мстислава схватите и, не делая ему ничего, приведите ко мне. По пути на юг к войску присоединилось еще много князей, всего их набралось более двадцати.

Впервые за много лет под одними знаменами собрались полоцкие, туровские, пинские, городненские, рязанские, черниговские, северские, смоленские, переяславские князья. Но этот грандиозный поход, как и тот, что был затеян в предыдущем году против Новгорода, закончился ничем.

Девять недель войско стояло против Вышгорода, где засел Мстислав Ростиславич, но так и не смогло его взять. А едва к Киеву подступил союзник Ростиславичей Ярослав. Изяславич Луцкий, все оно в беспорядке вдруг бросилось бежать Мстислав из Вышгорода гнался за ними, многих перебил и пленил.

Так-то говорит летописец князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил разум свой невоздержанием. И в самом деле, современники хорошо видели что неудачи Андрея под Новгородом и Киевом произошли не из-за недостатка материальных средств, а из-за упрямого нежелания вести гибкую политику. При всем своем уме и изворотливости Андрей не установил прочного порядка в русских землях. Современники считали, что единственным побуждением всей его деятельности было властолюбие.

Прошло немало лет, прежде чем семена посеянной им политики уже в новых исторических условиях дали обильные всходы и привели к сплочению Русской земли вокруг Москвы. Пока же непреклонная суровость Андрея во всех вызывала трепет и ненависть, и окружавшие его бояре не были тут исключением. Заговор против Андрея Боголюбского Однажды Андрей казнил одного из ближайших родственников своей жены, Кучковича. Тогда брат казненного Яким Кучкович вместе с зятем своим Петром и некоторыми другими княжескими слугами решил избавиться от своего господина.

К заговору вскоре пристали домашние слуги князя некий яс осетин по имени Анбал и еще какой-то иноземец по имени Ефрем Моизич. Всего же заговорщиков было двадцать человек они говорили Нынче казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас, так помыслим об этом князе Кроме злобы и опасения за свою участь заговорщиков побуждала и зависть к любимцу Андрееву, какому-то Прокопию. 28 июня 1175 года, в пятницу, в обеденную пору, в селе Боголюбове, где обыкновенно жил Андрей, собрались они в доме Кучкова зятя Петра и порешили убить князя на другой день, 29-го ночью.

В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из сеней зашли в погреб, напились вина и, пьяные, пошли опять к сеням. Подошедши к дверям спальни, один из них начал звать князя Господин Господин, чтоб узнать тут ли Андрей. Тот, услышав голос, спросил Кто там Ему отвечали Прокопий. Мальчик сказал тогда Андрей спавшему в его комнате слуге ведь это не Прокопий Между тем убийцы, услыхавши голос Андрея, начали стучать в двери и выломали их. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем тот меч принадлежал прежде св. Борису, но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни.

В то время, когда Андрей искал меч, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, но Андрей был силен и уже успел .одного повалить, как вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который лежал на полу, потом бросились на Андрея тот долго отбивался, несмотря на то, что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями. Нечестивцы кричал он им. Зачем хотите сделать то же, что Горясер убийца св. Глеба. К. P. Какое я вам зло сделал Если прольете кровь мою на земле, то Бог отметит вам за мой хлеб. Наконец Андрей упал под ударами убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и пошли вон из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и пошел под сени, громко стеная убийцы услыхали стоны и возвратились назад, один из них говорил Я сам видел, как князь сошел с сеней. Ну так пойдемте искать его, отвечали другие войдя в спальню и видя, что его тут нет, начали говорить Погибли мы теперь Станем искать поскорее. Зажгли свечи и нашли князя по кровавому следу Андрей сидел за лестничным столпом на этот раз борьба не могла быть продолжительной Петр отсек князю руку, другие прикончили его. Первоначально Андрей Боголюбский был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы позднее останки неоднократно переносились.

В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.

На следующий день после убийства Андрея Кучковичами произошло всеобщее восстание в Боголюбове и Владимире против администрации Андрея и феодальной знати.

Развернулась борьба между родственниками за престол

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Житие Великого князя Андрея Боголюбского

По своей глубокой мудрости он заслужил от современников имя Русского Соломона.Украшенный всеми дарами природы, исполненный доблести воинской и… Имя Боголюбского , которое сохранилось за ним сквозь столетия и происходило не… АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ около 1111 - 29 июня 1174, князь владимиро-суздальский и великий князь киевский с 1157.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Владимирское княжество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало княжения
Начало княжения. В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород. В том же году, в походе против Изяслава II Мстиславича Андрей проявил удивительную доблесть, которой от него, кажется, никто не о

Основание Боголюбова
Основание Боголюбова. в киевской летописи Благородный князь, оставляя навсегда южные пределы, чтобы водвориться в северных, не хотел, однако, расстаться с драгоценною для него святыней в бывшем уде

Образ Андрея Боголюбского
Образ Андрея Боголюбского. Современники видели в Андрее набожного и благочестивого человека. Его часто можно было встретить в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Нередко по ночам

Культура при Андрее Боголюбском
Культура при Андрее Боголюбском. В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство в 1164 были построены Золотые ворота подобно киевским, константинопольским и иерус

Отношения с церковью
Отношения с церковью. Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во В

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги