Значение Отечественной войны

Значение Отечественной войны. Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города.

В огне московского пожара навеки исчезли драгоценные реликвии прошлого. Громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство. Впоследствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения, а в Смоленской и Псковской вплоть до середины века численность населения была меньше, чем в 1811г. Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. Не только губернии, непосредственно пострадавшие от нашествия, но и примыкавшие к ним земли, принимавшие беженцев и раненых, отправлявшие ратников, продовольствие и вооружение, жили в те дни одной жизнью, одним делом.

Это значительно ускорило сложный и длительный процесс консолидации сплочения русской нации. Теснее сблизились с русским народом другие народы России. В самом названии Отечественной войны как бы подчеркивается ее общественный, народный характер. Недаром ведь император Павел в свое время пытался запретить слово Отечество.

В 1812 г. русское общество вновь взяло, как во времена Минина и Пожарского, дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность. Эти события произвели очень сильное впечатление на современников, особенно на молодежь. Мы были дети 12-го года говорили о себе декабристы. Гроза двенадцатого года наложила неизгладимый отпечаток на творчество А. С. Пушкина. На ее преданиях выросли А. И. Герцен и Н. П. Огарев.

Она не прошла бесследно. 2. Духовно-нравственная атмосфераМежду тем, в обществе того времени нарождалось сильное внутреннее брожение. Отечественная воина 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов имели очень большое влияние на умственную жизнь русского образованного дворянства. Под влиянием законодательных льгот императрицы Екатерины II и строгостей императора Павла русские дворяне перестали стремиться в военную службу. Отечественная война снова привлекла дворян в ряды армии на защиту отечества а войны за освобождение Европы, перебросив русские войска за границу, познакомили служивших в них дворян с западноевропейскою жизнью.

Ранее - поездки русских людей на запад были редким явлением, теперь, в пору освободительных войн, русские люди во множестве оказались на чужбине и долго там жили. Разумеется, они подпали сильному влиянию европейских порядков и идей, близко познакомились с умственным движением времени, вывезли домой на Русь целые библиотеки.

Успехи европейской гражданственности под влиянием освободительных идей XVIII века, развитие немецкого национального сознания, расцвет немецкой идеалистической философии поражали и восхищали русских людей, возбужденных великою борьбою за собственное отечество. Сравнив европейскую жизнь с отечественною, наши предки получили возможность критически смотреть на русскую действительность видели ее недостатки, понимали ее отсталость и сознавали устарелость того крепостного права, которое лежало в основе русского общественного порядка и которое уже исчезло в Западной Европе.

Образовывались различные кружки и общества. Члены таких кружков занимались самообразованием и вносили в свои служебные отношения и в товарищескую жизнь более гуманные нравы и обычаи отказывались от вина и карт, не допускали никакой распущенности, не били солдат, учили их грамоте и т. п. В своих кружковых беседах они рассуждали о необходимых преобразованиях русского быта и о средствах достигнуть этих преобразований в кружках шли речи о необходимости бороться с реакцией, осуждалась аракчеевщина, доказывалась неизбежность переворота.

Из многих подобных кружков, имевших иногда масонский характер, особенное значение приобрел один, учрежденный с определенным уставом 1816 и получивший название Союза спасения. В основе его лежала не только забота о личном самоусовершенствовании его членов и не только общее стремление к либеральным преобразованиям, но и определенное требование перехода к представительному образу правления, к конституции.

Через два года Союз спасения был преобразован в тайный Союз благоденствия отчасти из подражания немецкому патриотическому обществу Tugendbund Тугенбунд - Моральный и политический союз, созданный в Кенигсберге в апреле 1808 года для объединения всех патриотических сил немецкого народа вокруг прусского короля утвердившего устав общества с целью борьбы с французами - Учебник русской истории, проф. С.Ф. Платонов, с.326, которое действовало в Германии во времена наполеонова ига а Союз благоденствия, в свою очередь, скоро распался на два союза, прямо уже революционных северный и южный. Во главе северного союза стали братья Муравьевы также кн. Трубецкой, поэт Рылеев союз этот основался в Петербурге.

Во главе южного союза был полковник Пестель, командир одного из армейских полков. Местом действия южного союза была русская вторая армия, расположенная в Киевской и Подольской губерниях. В составе союзов преобладало офицерство но были и лица гражданские и неслужащие дворяне.

Оба союза находились в постоянных сношениях друг с другом и имели одну общую цель - совершить насильственный переворот в России. Какой порядок будет после переворота, заговорщики решали различно. Одни желали ограниченной монархии, другие - республики. Самый обстоятельный проект будущего устройства России принадлежал Пестелю и назывался Русскою правдою. В этом проекте, не вполне обработанном, Россия представлялась республикою с весьма демократическим устройством.

В мечтах других заговорщиков Россия получала даже федеративное устройство вроде Северо-Американских Штатов. Таким образом, настроение в союзах было резко революционным, а потому члены союзов держали свои планы в совершенном секрете. Несмотря, однако, на осторожность заговорщиков, правительство узнало о существовании заговора. Императору Александру его придворные докладывали о существовании кружков в гвардии еще тогда, когда кружки были в зародыше. Государь снисходительно отнесся к членам этих кружков, считая их такими же мечтателями, каким он сам был в дни юности не мне их карать, говорил он. Позднее о существовании определенного тайного заговора против действовавшего государственного порядка стали доносить лица из армии в особенности ценные сведения дал унтер-офицер из дворян Шервуд. Аракчеев собрал точные данные о вожаках движения, о планах заговорщиков, о месте их деятельности, и послал большой доклад об этом деле императору Александру в г. Таганрог, где тогда находился государь 1825 . Доклад пришел туда поздно Александр скончался в Таганроге, не успев сделать никаких распоряжений по делу. Великие события 1812 года произвели сильнейшее впечатление на императора Александра.

Отечественная война совершила в нем целый переворот.

Страх сковывал его душу в первый период войны, когда наши войска торопливо отступали пред непобедимым Наполеоном, когда дело дошло до потери первопрестольной Москвы. В порывах отчаяния Александр готовился к падению своего государства, но все-таки хотел защищаться до последнего солдата, хотя бы, по его словам, ему пришлось уйти в далекую Сибирь.

Последовавшее затем отступление Наполеона и скорая гибель его великой армии наполнили душу Александра умилением пред благостью Промысла. Равнодушный до тех пор к религии, он стал отличаться глубоким благочестием и обнаружил большую склонность к мистицизму, стремясь, как все мистики, к внутреннему таинственному единению с Божеством. На себя он стал смотреть, как на ничтожного и слабого человека, которого перст Божий избрал своим орудием, чтобы наказать властолюбие Наполеона.

Вознесенный на высоту славы, ставший во главе всей Европы, Александр тем не менее тяготился почестями и охотно уединялся. В нем стало даже заметно разочарование жизнью он как будто изверился во всем том, чем увлекался в молодости, перестал доверять людям, потерял веру в свои идеалы. На него начали влиять люди мистического образа мыслей, ханжи и изуверы.

За границею, например, Александр подпал влиянию экзальтированной баронессы Крюденер, в России - влиянию архимандрита Фотия. Внутреннее управление государством перестало занимать Александра, и он возложил его на тех немногих людей, которым еще верил. 3.