Идеология царствования Николая I

Идеология царствования Николая I. Воздействие казенного патриотизма, идеи о превосходстве царской России над Европой, на русскую общественность было немалым.

Привычное для русского общественного сознания историко-культурное сопоставление России и Европы уходило в прошлое. Ему на смену пришли и глубоко укоренились противопоставление русских и западноевропейских политических и социальных институтов, идея особого русского пути. Постепенно мысль об особом характере русского исторического развития входила и в мировоззрение тех недовольных, кто не был склонен безоговорочно следовать уваровским восхвалениям православия, самодержавия и народности.

Противопоставление России и Европы, отчетливо сформулированное и внедряемое в русское общество идеологами николаевского царствования Сперанским, Блудовым, Уваровым, было принято либеральной общественностью. Но в противовес казенному тезису о превосходстве России над Европой в либеральной среде выдвигается положение об отсталости России, отсталости изначальной, метафизической. Концепция отсталости России возникла из попыток противостояния официальной идеологии, ее вторичность очевидна, но в 1830-е годы она, в известной мере, была прогрессивна, ибо способствовала осмыслению причин реального социально-экономического отставания крепостной России от развитых капиталистических государств Европы и поиску путей его преодоления.

На ее основе со временем возникли разновидности раннего российского либерализма - западничество и славянофильство. Антитеза Россия - Европа укоренилась в русском общественном сознании. Споры о превосходстве или отсталости России составляли главное содержание идейной жизни 1830-х годов, хотя, конечно, и не исчерпывали всего многообразия духовной картины эпохи. 7.